Судья Тимкина Л.А. Дело № 2А-2676/2021
№ 33А-3999/2021
43RS0002-01-2021-005053-38
Апелляционное ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г.Киров 20 августа 2021 года
Судебная коллегия по административным делам Кировского областного суда в составе:
председательствующего судьи |
Стёксова В.И., |
судей |
Сметаниной О.Н., |
Елсукова А.Л., |
|
при секретаре |
Ермаковой К.В. |
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Мариной С.А. к администрации Губернатора и Правительства Кировской области о признании решения незаконным
по апелляционной жалобе Мариной С.А.
на решение Октябрьского районного суда г.Кирова от 18 августа 2021г., которым постановлено об отказе в удовлетворении административных исковых требований.
Заслушав доклад судьи Сметаниной О.Н., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Марина С.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации Губернатора и Правительства Кировской области о признании незаконным отказа в согласовании проведения публичного мероприятия. В обоснование указала, что 11 августа 2021г. она направила письменное уведомление в администрацию Губернатора и Правительства Кировской области о проведении публичного мероприятия в форме митинга 22 августа 2021г. с количеством участников 11 человек, с целью выразить мнение о государственном празднике - Дне государственного Флага Российской Федерации. Места и время проведения ею были указаны: г. Киров, площадь у администрации Правительства Кировской области (ул. К.Либкнехта, д.69) со стороны ул. Дерендяева с 12 час. до 14 час. и г.Кирово-Чепецк, площадь у РЦ «Янтарь» (ул. Сосновая, д.1) с 18 час. до 19 час. 13 августа 2021г. от административного ответчика получен ответ, из которого следовало, что администрация Губернатора и Правительства Кировской области не является уполномоченным органом на согласование публичных мероприятий, указанных в уведомлении. Просила признать незаконным и не соответствующим законодательству решение администрации Губернатора и Правительства Кировской области, выраженное в письме № 6654-03-09 от 13 августа 2021г., обязать администрацию Губернатора и Правительство Кировской области не препятствовать в проведении публичного мероприятия, заявленного Мариной С.А., взыскать расходы по уплате государственной пошлины.
Судом постановлено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе Марина С.А. просит решение суда отменить, признать его незаконным, нарушающим права, свободы и законные интересы административного истца. Считает, что ответ администрации Губернатора и Правительства Кировской области нарушает ее конституционные права. Полагает, что судом неверно применена часть 1.2 статьи 7 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», из которой следует, что решением суда по конкретному гражданскому, административному или уголовному делу публичным мероприятием может быть признано объединенное единым замыслом и (или) общей организацией массовое одновременное пребывание и (или) передвижение граждан в общественных местах, направленные на выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики. Данная часть внесена законодателем для признания нескольких одиночных пикетов, на которые не нужно подавать уведомления, одним массовым публичным мероприятием, на которое нужно подавать уведомление, но только на основании решения суда но конкретному гражданскому или уголовному делу.
На апелляционную жалобу поступили возражения руководителя администрации Губернатора и Правительства Кировской области Финченко М.С., в которых указано на несогласие с доводами апелляционной жалобы. Полагает, что у заявленных Мариной С.А. публичных мероприятий в форме митинга, отсутствует необходимый для их признания единым публичным мероприятием обязательный признак - одновременное пребывание граждан в указанных общественных местах. В уведомлении от 11 августа 2021г. фактически заявлено о намерении провести два самостоятельных публичных мероприятия. При этом порядок подачи и процедура согласования уведомления о проведении публичного мероприятия, установленные федеральным и региональным законодательством, не допускают возможность его перенаправления органами власти, которым оно было адресовано, в уполномоченный на рассмотрение орган.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции Марина С.А. доводы апелляционной жалобы поддержала, представители администрации Губернатора и Правительства Кировской области Тукмачева С.В., Сметанина Н.В. в удовлетворении жалобы возражали.
В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия рассматривает административное дело в полном объеме и не связана основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, возражениях.
Изучив материалы административного дела, выслушав мнение сторон, судебная коллегия приходит к следующему.
11 августа 2021г. Марина С.А., являясь гражданкой Российской Федерации, как организатор публичного мероприятия обратилась в администрацию Губернатора и Правительства Кировской области с уведомлением о проведении публичного мероприятия в форме митинга 22 августа 2021г., с количеством участников – 11 человек, с целью выразить мнение о празднике– Дне государственного Флага Российской Федерации. Места и время проведения указаны следующие: г.Киров, площадь у администрации Правительства Кировской области (ул. К. Либкнехта, д. 69) со стороны ул. Дерендяева с 12 час. до 14 час. и г.Кирово-Чепецк, площадь у РЦ «Янтарь» (ул. Сосновая, д. 1) с 18 час. до 19 час.
13 августа 2021г. руководитель администрации Губернатора и Правительства Кировской области Финченко М.С. в ответе № 6654-03-09 указал, что у заявленных Мариной С.А. публичных мероприятий в форме митинга, объединенных единым замыслом и общей организацией, отсутствует признак массового одновременного пребывания граждан в общественных местах, поэтому имеет место проведение двух самостоятельных публичных мероприятий. В ответе разъяснено, что уведомления о проведении указанных публичных мероприятий должны подаваться в установленном порядке в администрации города Кирова и города Кирово-Чепецка.
Отказывая Мариной С.А. в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что из представленного уведомления от 11 августа 2021г. не следует, что заявленные административным истцом мероприятия являются одним публичным мероприятием, объединенным единым замыслом и (или) общей организацией с массовым, одновременным пребыванием граждан в общественных местах, направленным на выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической жизни страны. Предложив организатору подать уведомления о проведении указанных различных публичных мероприятий, проводимых в разное время, в установленном порядке в администрации города Кирова и города Кирово-Чепецка, административный ответчик действовал в рамках закона.
В соответствии со статьей 31 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации вправе собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
При этом, в силу статьи 55 Конституции Российской Федерации перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
На федеральном уровне обеспечение реализации установленного Конституцией Российской Федерации права граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования регулируется положениями Федерального закона от 19 июня 2004г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее – Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»).
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 5 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» организатор публичного мероприятия имеет право проводить митинги, демонстрации, шествия и пикетирования в местах и во время, которые указаны в уведомлении о проведении публичного мероприятия либо изменены в результате согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления - в специально отведенном или приспособленном для этого месте, позволяющем обеспечить безопасность граждан при проведении собрания.
Частью 2 статьи 7 данного закона предусмотрено, что порядок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления регламентируется соответствующим законом субъекта Российской Федерации.
Частью 1 статьи 5 Закона Кировской области от 02 апреля 2021г. № 461-ЗО «О реализации на территории Кировской области отдельных положений Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Кировской области» предусмотрено, что уведомление о проведении публичного мероприятия на территории Кировской области (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции) подается организатором публичного мероприятия:
в администрацию городского округа - в случае, если место проведения публичного мероприятия находится на территории городского округа (пункт 3);
в уполномоченный Правительством Кировской области орган исполнительной власти Кировской области - в случае проведения публичного мероприятия на территории двух и более муниципальных районов и (или) муниципальных округов и (или) городских округов (пункт 5).
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Закона Кировской области от 26 июля 2001г. № 10-ЗО «О Правительстве и иных органах исполнительной власти Кировской области» Правительство области формируется и возглавляется Губернатором Кировской области в соответствии с Уставом области и настоящим Законом.
На основании пункта 3.1.28 Положения об администрации Губернатора и Правительства Кировской области, утвержденного Указом Губернатора Кировской области от 14 октября 2019г. № 132, органом исполнительной власти Кировской области, уполномоченным на рассмотрение уведомления о проведении публичного мероприятия на территории двух городских округов является администрация Губернатора и Правительства Кировской области.
Определение публичного мероприятия дано законодателем в статье 2 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», - это открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств (пункт 1).
Публичное мероприятие в форме митинга – это массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера (пункт 3).
В отличие от шествия или демонстрации для таких мероприятий существенным признаком является не маршрут движения участников, который может проходить по территории нескольких муниципальных образований, а место его проведения.
Из вышеизложенного следует, что не может расцениваться как одно публичное мероприятие проведение двух митингов в разных городских округах, даже если они имеют одинаковую цель и одного организатора.
Оспариваемый ответ от 13 августа 2021г. о невозможности рассмотрения уведомления подготовлен и направлен административному истцу Администрацией Губернатора и Правительства Кировской области в предусмотренный пунктом 2 части 1 статьи 12 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» трехдневный срок.
Коллегия находит верным вывод суда о том, что ссылка в ответе на постановление Правительства Кировской области № 122-П от 25 марта 2020г. «О введении ограничительных мероприятий (карантина) на территории Кировской области» носит разъяснительный характер, и не может расцениваться как самостоятельное основание отказа в согласовании публичного мероприятия.
В целом, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, повторяют приведенные в суде первой инстанции, не содержат фактов, которые бы влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального и процессуального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
При указанных обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции является законным, обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Октябрьского районного суда г. Кирова от 18 августа 2021г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Мариной С.А. - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Шестой кассационный суд общей юрисдикции.
Мотивированное апелляционное определение судебной коллегии составлено 23 августа 2021г.
Председательствующий: |
Судьи: |