Дело №2-57/2024
УИД 11RS0006-01-2023-002234-94
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Усинск, Республика Коми 11 января 2024 года
Усинский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Старцевой Е.А.,
при помощнике судьи Цимбалюк К.В.,
с участием представителя истца помощника прокурора г.Усинска Республики Коми Умновой Б.О.,
представителя ООО «ЛУКОЙЛ-Пермь» Плыгач Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Печорского природоохранного межрайонного прокурора в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ - Пермь» о возложении обязанности совершить определенные действия,
установил:
Печорский природоохранный межрайонный прокурор обратился в суд с иском к ООО «Лукойл-Коми» в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, в котором указал, что природоохранной прокуратурой была проведена проверка соблюдения Обществом требований федерального законодательства при эксплуатации месторождений нефти. В результате проверки было установлено, что ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» эксплуатируется объект – «...» , оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, при этом санитарно-защитная зона в отношении данного объекта отсутствует. Просили обязать ООО «ЛУКОЙЛ – Коми» в срок до дд.мм.гггг. разработать проект в отношении вышеуказанного объекта негативного воздействия проект санитарно-защитной зоны, представить в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека заявление об установлении санитарно-защитной зоны объекта, а также установить санитарно-защитную зону на объекте негативного воздействия.
Определением Усинского городского суда Республики Коми от дд.мм.гггг. ответчик ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» заменен на правопреемника – ООО «ЛУКОЙЛ-Пермь».
В судебном заседании представитель истца – помощник прокурора г. Усинска Умнова Б.О., действующая на основании поручения Печорского природоохранного межрайонного прокурора, поддержала исковые требования и доводы в их обоснование.
Представитель ответчика по доверенности Плыгач Е.А. не возражал против удовлетворения требований природоохранного прокурора.
Суд, заслушав объяснения представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, ООО «ЛУКОЙЛ-Пермь» эксплуатируется ..., (...).
Указанный объект, согласно свидетельству об актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, № от дд.мм.гггг., отнесен к I категории негативного воздействия на окружающую среду и ему присвоен №
Согласно ст.42 Конституции РФ, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
В соответствии со ст.3 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
Согласно положениям ст. 3 Федерального закона от 04.05.1999 №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» государственное управление в области охраны атмосферного воздуха основывается на следующих принципах: приоритет охраны жизни и здоровья человека, настоящего и будущего поколений; обеспечение благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха человека; недопущение необратимых последствий загрязнения атмосферного воздуха для окружающей среды; гласность, полнота и достоверность информации о состоянии атмосферного воздуха, его загрязнении; обязательность соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, ответственность за нарушение данного законодательства.
В соответствии с ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны, в том числе обеспечивать соблюдение режима санитарно-защитных зон объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих вредное воздействие на атмосферный воздух.
Согласно п. 4 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, под зоной с особыми условиями использования территорий понимаются, в частности, зоны охраняемых объектов, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу ст. 105 Земельного кодекса Российской Федерации санитарно-защитные зоны относятся к зонам с особыми условиями использования территории.
В соответствии с ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов (далее - объекты) должны соблюдаться санитарные правила.
Исходя из положений ст. 20 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, граждане, индивидуальные предприниматели, юридические лица в соответствии со своими полномочиями обязаны осуществлять меры по предотвращению и снижению загрязнения атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека, обеспечению соответствия атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека санитарным правилам.
Согласно ч. 2 ст. 21 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ, содержание территорий промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2018 № 222 утверждены Правила установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон.
В соответствии с п. 1 Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, санитарно-защитные зоны устанавливаются в отношении действующих, планируемых к строительству, реконструируемых объектов капитального строительства, являющихся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека, в случае формирования за контурами объектов химического, физического и (или) биологического воздействия, превышающего санитарно-эпидемиологические требования.
Согласно п. 3 Правил, решения об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитных зон принимает Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека или ее территориальные органы по результатам рассмотрения заявлений об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитных зон.
Следовательно, санитарно-защитные зоны устанавливаются в отношении действующих, планируемых к строительству, реконструируемых объектов капитального строительства, являющихся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека, в том числе, с учетом п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 03.03.2018 № 222, в отношении объектов капитального строительства, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу настоящего постановления.
В соответствии с п. 14 Правил, к заявлению об установлении или изменении санитарно-защитной зоны прилагаются: проект санитарно-защитной зоны; экспертное заключение о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы в отношении проекта санитарно-защитной зоны.
Согласно положениям п. 18, 19, 20 Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, в решении об установлении санитарно-защитной зоны указываются: наименование объекта, в отношении которого устанавливается санитарно-защитная зона, адрес такого объекта (в отношении вновь создаваемого объекта указывается наименование объекта в соответствии с проектной документацией такого объекта и адрес (при его отсутствии сведения о местоположении) земельного участка, на котором планируется строительство такого объекта); ограничения использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитной зоны, в соответствии с пунктом 5 настоящих Правил; информация о направлении сведений о санитарно-защитной зоне для их внесения в Единый государственный реестр недвижимости после выдачи разрешения на строительство объекта капитального строительства в случае принятия такого решения на основании заявления, указанного в пункте 6 настоящих Правил.
В решении об изменении санитарно-защитной зоны указывается информация об изменении границы санитарно-защитной зоны и ограничениях использования земельных участков, расположенных в границах такой зоны, отличающиеся от ограничений, предусмотренных в решении об установлении санитарно-защитной зоны.
К решению об установлении (изменении) санитарно-защитной зоны прилагаются сведения о границах такой зоны, которые должны содержать наименование административно-территориальных единиц и графическое описание местоположения границ такой зоны, перечень координат характерных точек ее границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости.
В силу положения п. 25 Правил, санитарно-защитная зона и ограничения использования земельных участков, расположенных в ее границах, считаются установленными со дня внесения сведений о такой зоне в Единый государственный реестр недвижимости.
Конкретные требования на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых промышленных объектов и производств, объектов транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, опытно-экспериментальных производств, объектов коммунального назначения, спорта, торговли, общественного питания и др., являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.09.2007 №74 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов».
В ходе проверки, проведенной Печорской природоохранной межрайонной прокуратурой, установлено, что ООО «ЛУКОЙЛ-Пермь» эксплуатируется объект - ... (...), оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, введенный в эксплуатацию до дня вступления в законную силу постановления Правительства Российской Федерации от 03.03.2018 № 222.
Исходя из вышеизложенного, ООО «ЛУКОЙЛ-Пермь» должно было направить в уполномоченный орган заявление об установлении санитарно-защитной зоны в отношении данного объекта.
Согласно ответу № от дд.мм.гггг. на требование № от дд.мм.гггг., решения об установлении санитарно-защитной зоны отсутствует.
Других документов, подтверждающих выполнение требований законодательства, Обществом не представлено.
На основании вышеизложенного суд приходит к выводу, что исковые требования природоохранного прокурора подлежат удовлетворению.
С ответчика, в силу положений ст.103 ГПК РФ, подлежит взысканию государственная пошлина в доход МО «Усинск» в размере 6000 руб.
Руководствуясь статьями 194, 198, 199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковое заявление Печорского природоохранного межрайонного прокурора в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ - Пермь» о возложении обязанности совершить определенные действия удовлетворить.
Обязать ООО «ЛУКОЙЛ – Пермь» в срок до дд.мм.гггг. осуществить следующие действия:
- разработать в отношении объекта негативного воздействия ... (местонахождение объекта: ...) проект санитарно-защитной зоны, соответствующий требованиям законодательства;
- представить в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальный орган) заявление об установлении санитарно-защитной зоны в отношении объекта негативного воздействия ... (местонахождение объекта: ...), в соответствии с требованиями действующего законодательства;
- установить санитарно-защитную зону в отношении объекта негативного воздействия ... (местонахождение объекта: ...) путём получения в Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальный орган) решения об установлении санитарно-защитной зоны.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ-Пермь» в доход муниципального округа «Усинск» государственную пошлину в размере 6 000 (шесть тысяч) рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Усинский городской суд Республики Коми.
Председательствующий Е.А. Старцева
Мотивированное решение составлено 18 января 2024 года.
Председательствующий Е.А. Старцева