Решение по делу № 33а-1789/2022 от 14.04.2022

Дело № 33а 1789/2022 (II инстанция) Докладчик Самылов Ю.В.

Дело № 2а- 2631 /2021 ( I инстанция)      Судья Авдеева Н.В.,

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

    Судебная коллегия по административным делам Владимирского областного суда в составе:

Председательствующего        Самылова Ю.В.,

и судей            Кутровской Е.В.и Емельяновой О.И.

при секретаре             Мамедове Т.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Владимире 02 июня 2022 года административное дело по административному исковому заявлению прокурора г.Владимира в интересах Даниловой Олеси Владимировны, Даниловой Анастасии Алексеевны, Данилова Георгия Алексеевича и Данилова Михаила Алексеевича, Мохиревой Татьяны Николаевны, Мохирева Алексея Георгиевича, Мохиревой Валентины Алексеевны, Мохирева Александра Алексеевича и Мохирева Юрия Алексеевича, Мельниковой Светланы Александровны, Мельникова Романа Владимировича, Мельниковой Лады Романовны, Мельникова Добрыни Романовича, Мельниковой Дины Романовны, Ананьиной Оксаны Викторовны, Ананьина Сергея Владимировича, Абориной Анастасии Павловны, Чембарова Вячеслава Владимировича, Ананьиной Ульяны Сергеевны, Терентьевой Валерии Евгеньевны, Носова Ивана Александровича, Носова Александра Александровича, Носова Артема Александровича к администрации г.Владимира об обязании обеспечить строительство инженерной и транспортной инфраструктуры,

по апелляционной жалобе администрации г.Владимира на решение Октябрьского районного суда города Владимира от 28 декабря 2021 года, которым постановлено: административное исковое заявление прокурора г.Владимира в интересах Даниловой Олеси Владимировны, Даниловой Анастасии Алексеевны, Данилова Георгия Алексеевича и Данилова Михаила Алексеевича, Мохиревой Татьяны Николаевны, Мохирева Алексея Георгиевича, Мохиревой Валентины Алексеевны, Мохирева Александра Алексеевича и Мохирева Юрия Алексеевича, Мельниковой Светланы Александровны, Мельникова Романа Владимировича, Мельниковой Лады Романовны, Мельникова Добрыни Романовича, Мельниковой Дины Романовны, Ананьиной Оксаны Викторовны, Ананьина Сергея Владимировича, Абориной Анастасии Павловны, Чембарова Вячеслава Владимировича, Ананьиной Ульяны Сергеевны, Терентьевой Валерии Евгеньевны, Носова Ивана Александровича, Носова Александра Александровича, Носова Артема Александровича к администрации г.Владимира об обязании обеспечить строительство инженерной и транспортной инфраструктуры удовлетворить.

Заслушав доклад судьи Самылова Ю.В., объяснения представителя администрации г. Владимира и заинтересованного лица Управления архитектуры и строительства администрации г. Владимира Бахарева И.А., поддержавшего апелляционную жалобу, прокурора Шигонцевой В.А., просившей решение оставить без изменения, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Прокурор г. Владимира, действуя в порядке ст. 39 КАС РФ, обратился в суд с административным иском с учетом уточнения в интересах Даниловой О.В., Даниловой А.А., Данилова Г.А. и Данилова М.А. к администрации г. Владимира об обязании в срок до 31.12.2022 обеспечить строительство инженерной (водоснабжения, теплоснабжения, газоснабжения, водоотведение) и транспортной (дороги) инфраструктуры к земельному участку с кадастровым номером ****, расположенному по адресу: ****.

Прокурор г. Владимира, действуя в порядке ст. 39 КАС РФ, обратился в суд с административным иском с учетом уточнения в интересах Мохиревой Т.Н., Мохирева А.Г., Мохиревой В.А., Мохирева А.А. и Мохирева Ю.А. к администрации г. Владимира об обязании в срок до 31.12.2022 обеспечить строительство инженерной (водоснабжения, теплоснабжения, газоснабжения, водоотведение) и транспортной инфраструктуры к земельному участку с кадастровым номером **** расположенному по адресу: ****

Прокурор г. Владимира, действуя в порядке ст. 39 КАС РФ, обратился в суд с административным иском с учетом уточнения в интересах Мельниковой С.А., Мельникова Р.В., Мельниковой Л.Р., Мельникова Д.Р., Мельниковой Д.Р. к администрации г. Владимира об обязании в срок до 31.12.2022 обеспечить строительство инженерной (водоснабжения, теплоснабжения, газоснабжения, водоотведение) и транспортной инфраструктуры к земельному участку с кадастровым номером ****, расположенному по адресу: ****

Прокурор г. Владимира, действуя в порядке ст. 39 КАС РФ, обратился в суд с административным иском с учетом уточнения в интересах Ананьиной О.В., Ананьина С.В., Абориной А.П., Чембарова В.В., Ананьиной У.С. к администрации г. Владимира об обязании в срок до 31.12.2022 обеспечить строительство инженерной (водоснабжения, теплоснабжения, газоснабжения, водоотведение) и транспортной инфраструктуры к земельному участку с кадастровым номером ****, расположенному по адресу: ****.

Прокурор г. Владимира, действуя в порядке ст. 39 КАС РФ, обратился в суд с административным иском с учетом уточнения в интересах Терентьевой В.Е., Носова И.А., Носова А.А., Носова А.А. к администрации г. Владимира об обязании в срок до 31.12.2022 обеспечить строительство инженерной (водоснабжения, теплоснабжения, газоснабжения, водоотведение) и транспортной инфраструктуры к земельному участку с кадастровым номером ****, расположенному по адресу: ****.

Определением суда от 18.11.2021 административное дело №2а-2631/2021 по административному исковому заявлению Прокурора г.Владимира, в интересах Даниловой О.В., Даниловой А.А., Данилова Г.А. и Данилова М.А. к администрации г.Владимира об обязании обеспечить строительство инженерной и транспортной инфраструктурык и административные дела № 2а-2630/2021 по иску прокурора г.Владимира в интересах Мохиревой Татьяны Николаевны, Мохирева Алексея Георгиевича, Мохиревой Валентины Алексеевны, Мохирева Александра Алексеевича и Мохирева Юрия Алексеевича к администрации г.Владимира об обязании обеспечить строительство инженерной и транспортной инфраструктуры, № 2а-2629/2021 по иску прокурора г.Владимира в интересах Мельниковой Светланы Александровны, Мельникова Романа Владимировича, Мельниковой Лады Романовны, Мельникова Добрыни Романовича, Мельниковой Дины Романовны к администрации г.Владимира об обязании обеспечить строительство инженерной и транспортной инфраструктуры, № 2а-2628/2021 по иску прокурора г.Владимира в интересах Ананьиной Оксаны Викторовны, Ананьина Сергея Владимировича, Абориной Анастасии Павловны, Чембарова Вячеслава Владимировича, Ананьиной Ульяны Сергеевны к администрации г.Владимира об обязании обеспечить строительство инженерной и транспортной инфраструктуры, № 2а-2626/2021 по иску прокурора г.Владимира в интересах Терентьевой Валерии Евгеньевны, Носова Ивана Александровича, Носова Александра Александровича, Носова Артема Александровича к администрации г.Владимира об обязании обеспечить строительство инженерной и транспортной инфраструктуры объединены в одно производство в одно производство.

В обоснование исков указано, что прокуратурой г. Владимира проведена проверка по коллективным обращениям истцов. В ходе проверки выявлено, что постановлениями администрации г. Владимира им выделены земельные участки, поскольку они являются многодетными семьями. Семьи планировали осуществлять строительство индивидуального жилого дома на указанных земельных участках, однако до настоящего времени к земельным участкам не подведена необходимая для строительства и эксплуатации индивидуального жилого дома инженерная (водо-, тепло-, газоснабжение, водоотведение) и транспортная инфраструктуры, в связи с чем реализовать право на жилище не представилось возможным. Бездействие администрации г. Владимира, которая, не смотря на наличие государственной программы Владимирской области и муниципальной программы, направленной на обеспечение инженерной и транспортной инфраструктурой земельных участков, не выполнила возложенных на нее обязанностей, является незаконным.

В судебном заседании представитель административного истца Вахненко А.А., действующий на основании доверенности от 03.08.2021, заявленные требования поддержал.

Представитель административного ответчика администрации г.Владимира и заинтересованного лица Управления архитектуры и строительства администрации г. Владимира Кутковский В.В., действующий на основании доверенности от 22.01.2020, возражал против заявленных требований. Пояснил, что обеспечение земельных участков многодетных семей инженерной и транспортной инфраструктурой осуществляется в рамках муниципальной программы «Обеспечение инженерной и транспортной инфраструктурой земельных участков, предоставляемых (предоставленных) бесплатно для индивидуального жилищного строительства семьям, имеющим троих и более детей в возрасте до 18 лет, на территории муниципального образования город Владимир», утвержденной постановлением администрации города Владимира от 29.12.2018 № 3397. С целью обеспечения сетевым природным газом участков многодетных семей на территории жилого района Лунево-Сельцо в рамках исполнения мероприятий адресной инвестиционной программы города Владимира администрацией города Владимира в 2020 году разработана проектно-сметная документация на строительство объекта «Сети газоснабжения в квартале малоэтажной застройки мкр. Лунево-Сельцо», получено положительное заключение государственной экспертизы. Адресной инвестиционной программой города на 2021 год, утвержденной решением Совета народных депутатов города Владимира от 24.12.2020 № 50, «О бюджете города на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов» выделение средств на строительство сетей газоснабжения в квартале малоэтажной застройки мкр.Лунево-Сельцо предусмотрено в 2023 году с привлечением средств областного бюджета. В настоящее время на территории жилого района Лунево-Сельцо и прилегающих территорий существующие газораспределительные сети не рассчитаны на подключение новых потребителей. С целью решения вопроса об обеспечении природным газом в требуемых объемах АО «Газпром газораспределение Владимир» запланировано строительство закольцовочного газопровода высокого давления от ГРС «Вяткино» Судогодского района до существующего газопровода высокого давления на территории жилого района Лунево-Сельцо-ул.Ширманиха-д.Вилки-д.Аббакумово-д.Зобино МО г.Владимир. В соответствии с планом-графиком синхронизации выполнения программ газификации регионов РФ проектно-изыскательские работы по строительству закольцовочного газопровода запланированы на 2021-2022 года, строительно-монтажные работы на 2023-2024 года. После осуществления АО «Газпром газораспределение Владимир» строительно-монтажных работ закольцовочного газопровода высокого давления будут осуществлены строительно-монтажные работы по объекту «Сети газоснабжения в квартале малоэтажной застройки мкр.Лунево-Сельцо». По вопросу обеспечения водоснабжения и водоотведения мкр.Лунево-Сельцо -утвержденный бюджет администрации города Владимира не предусматривает расходов по данной статье расходов. Данные работы могут быть предусмотрены после выделения на данные цели средств областного бюджета. В отношении транспортной инфраструктуры мкр.Лунево-Сельцо управлением жилищно-коммунального хозяйства администрации города Владимира выполнены подъездные пути в щебеночном исполнении в мкр.Лунево-Сельцо, в том числе к земельным участкам с кадастровыми номерами **** Актом обследования администрации города Владимира от 15.06.2021 установлено, что подъезд к земельным участкам с кадастровым номером **** организован, имеющей щебеночное покрытие. Таким образом, транспортная обеспеченность земельных участков с указанными кадастровыми номерами имеется. Кроме того, прокурором города заявлены требования об обязании администрации города обеспечить строительство инженерной и транспортной инфраструктуры срок до 31.12.2022. При этом одной из задач рассмотрения дела в суде является принятие исполнимого судебного акта. Учитывая сезонный характер осуществления строительства, исполнить решение в срок до 31.12.2022 с учетом проведения конкурсных процедур в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ по разным предметам закупки (подготовка проектной документации с получением положительного заключения государственной экспертизы, а также непосредственно осуществление строительно-монтажных работ) не отвечает принципу исполнимости судебного акта.

Административные истцы в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие.

Представитель заинтересованного лица МУП «Владимирводоканал» г. Владимира в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в их отсутствие. В материалы дела представил отзыв на административное исковое заявление, согласно которому в случае удовлетворения требований истца решение суда заведомо будет не исполнимо, поскольку требуемое строительство инженерных изысканий, разработки проектно-сметной документации, финансирование, заключение договоров на привлечение подрядчиков, в сроки, указанные в административном исковом заявлении, не исполнимо.

Представитель заинтересованного лица - Департамента архитектуры и строительства Владимирской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в их отсутствие. В материалы дела представил отзыв на административное исковое заявление, согласно которому порядок и процедура предоставления субсидий четко регламентируется бюджетным законодательством, вследствие чего предоставление субсидий местным бюджетам возможно по установленному высшим исполнительным органом государственной власти субъекта перечню, утвержденному на срок не менее трех лет, по результатам отбора. Предоставление субсидий отдельному муниципальному образованию, не включенному в соответствующий список запрещено. Помимо этого, как указывалось ранее, одним из обязательных условий предоставления субсидий является направление в Департамент заявки на участие в подпрограмме «Стимулирование развития жилищного строительства» государственной программы Владимирской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Владимирской области». Администрацией г. Владимира на участие в 2021-2023 годах в подпрограмме «Стимулирование развития жилищного строительства» в департамент направлена заявка от 03.07.2020 года № 05-01/984 в отношении в объекта «Сети газоснабжения в квартале малоэтажной застройки мкр. Лунево-Сельцо со сроком его строительства в 2022 году. В 2020 году комиссией Департамента по отбору заявок объект «Сети газоснабжения в квартале малоэтажной застройки мкр. Лунево-Сельцо» внесен в Закон Владимирской области от 22.12.2020 № 130-03 «Об областном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов на получение субсидии. По причине отсутствия утвержденной проектной сметной документации названного объекта его строительство Департаментом при формировании проекта областного бюджета запланировано на 2023 год. В 2021 году администрацией г. Владимира заявкой от 08.07.2021 № 05-01/846 на участие в 2022-2024 годах в подпрограмме «Стимулирование развития жилищного строительства» подтверждено строительство объекта «Сети газоснабжения в квартале малоэтажной застройки мкр. Лунево-Сельцо». Названный объект при планировании направления субсидий также внесен в проект Закона о бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов. Вместе с тем информируем, что на участие в подпрограмме «Стимулирование развития жилищного строительства» администрацией г. Владимира заявок в отношении инженерной (электроснабжения, водоснабжения и водоотведения, теплоснабжения) и транспортной (дороги, тротуары) инфраструктуры к земельным участкам в мкр. Лунево-Сельцо не поступало, что, в свою очередь, исключает возможность предоставления соответствующих субсидий из областного бюджета. Земельные участки по адресу: г. Владимир, мкр. Лунево-Сельцо, участки входят в перечень земельных участков, предоставляемых в собственность многодетным семьям, на обеспечение инженерной инфраструктурой которых, а именно на строительство объекта «Сети газоснабжения в квартале малоэтажной застройки мкр. Лунево-Сельцо» будет осуществляться выделение средств областного бюджета в 2023 году. Исходя из вышеизложенного, решение об удовлетворении требований по административному исковому заявлению прокурора г. Владимира к администрации г. Владимира об обязании в срок до 31.12.2022 года обеспечить строительство инженерной и транспортной инфраструктуры к земельным участкам по адресу: г. Владимир, мкр. Лунево-Сельцо, необходимо принимать исходя из анализа указанных выше положений и норм действующего законодательства в совокупности.

Представители заинтересованных лиц ООО «Газпром межрегионгаз Владимир», ПАО «МРСК Центра и Привольжья» «Владимирэнерго», МКУ «Благоустройство» в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, о причинах неявки в судебное заседание не сообщили.

Суд принял вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе администрация г. Владимира просит решение суда отменить, полагает, что выводы суда первой инстанции, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам административного дела, судом нарушен закон, срок, установленный судом для обеспечения земельных участков инженерной инфраструктурой, слишком мал.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции надлежаще извещенные административные истцы, заинтересованные лица не явились.

В соответствии с ч. 6 ст. 226, ч. 1 ст. 307 КАС РФ неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.

Согласно 218 КАС РФ гражданин, организация могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно положениям части 1 статьи 39, части 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пункта 3 статьи 35 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административным исковым заявлениям о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Пункт 1 части 2 статьи 227 КАС РФ устанавливает, что для признания постановления, действий (бездействия) должностного лица службы судебных приставов незаконными необходимо одновременное наличие двух условий - несоответствие закону и нарушение прав и законных интересов заявителя.

Совокупность таких условий по делу судом первой инстанции установлена.

Как установлено судом первой инстанции и подтверждено материалами дела, постановлением администрации г. Владимира № 2972 от 04.10.2016 Даниловой О.В., Даниловой А.А., Данилову Г.А. и Данилову М.А. предоставлен в общую долевую собственность бесплатно земельный участок с кадастровым номером ****, категория земель – земли населенных пунктов, общей площадью 1000 кв.м., место расположения: г. Владимир, Лукинский пер., д. 11.

Установлено, что постановлением администрации г. Владимира № 2889 от 29.09.2015 Мохиревой Т.Н., Мохиреву А.Г., Мохиревой В.А., Мохиреву А.А. и Мохиреву Ю.А. предоставлен в общую долевую собственность бесплатно земельный участок с кадастровым номером ****, категория земель – земли населенных пунктов, общей площадью **** кв.м., место расположения: ****

Постановлением администрации г. Владимира № 2887 от 29.09.2016 Мельниковой С.А., Мельникову Р.В., Мельниковой Л.Р., Мельникову Д.Р., Мельниковой Д.Р. предоставлен в общую долевую собственность бесплатно земельный участок с кадастровым номером ****, категория земель – земли населенных пунктов, общей площадью **** кв.м., место расположения: ****

Постановлением администрации г. Владимира № 2996 от 04.10.2016 Ананьиной О.В., Ананьина С.В., Абориной А.П., Чембарова В.В., Ананьиной У.С. предоставлен в общую долевую собственность бесплатно земельный участок с кадастровым номером ****, категория земель – земли населенных пунктов, общей площадью **** кв.м., место расположения: ****.

Постановлением администрации г. Владимира № 2986 от 04.10.2016 Терентьевой В.Е., Носову И.А., Носову А.А., Носову А.А предоставлен в общую долевую собственность бесплатно земельный участок с кадастровым номером **** категория земель – земли населенных пунктов, общей площадью **** кв.м., место расположения: ****

Согласно выпискам из ЕГРИП указанные участки приняты и в установленном законе порядке зарегистрированы административными истцами.

Данные участки семьям Даниловой О.В., Мохиревой Т.Н., Мельниковой С.А., Ананьиной О.В., Терентьевой В.Е. выделены в рамках подпункта 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку согласно представленному в материалы дела удостоверениям они относится к категории граждан, имеющих право на бесплатное получение в собственность земельного участка.

По результату обращений в прокуратуру г. Владимира семей в адрес администрации г. Владимира 24.09.2020 по факту длительного не обеспечения земельных участков, выделенных многодетным семьям в районе Лунево-Сельцо, вынесено представление, по результатам которого нарушения в настоящее время не устранены.

В целях улучшения жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, подпунктом 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрена возможность бесплатного предоставления в собственность земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.

При этом по смыслу Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 600 и Методических рекомендаций субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, утвержденных приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 9 сентября 2013 г. № 372, земельный участок предоставляется при наличии транспортной доступности, обеспеченности объектами социальной и инженерной инфраструктуры, экологической обстановки, имея в виду отсутствие на земельном участке зон охраны производственных и особенно опасных производственных объектов (в том числе магистральных трубопроводов, шумового воздействия аэропортов и т.п.), других критериев, обусловленных целями предоставления земельных участков многодетным семьям.

Согласно пункту 24 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации система коммунальной инфраструктуры - комплекс технологически связанных между собой объектов и инженерных сооружений, предназначенных для осуществления поставок товаров и оказания услуг в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения до точек подключения (технологического присоединения) к инженерным системам электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения объектов капитального строительства, а также объекты, используемые для обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, содержащейся в Определении от 9 ноября 2017 г. № 2516-О «По жалобе администрации города Барнаула на нарушение конституционных прав и свобод пунктами 4 и 5 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», если предоставление земельного участка в собственность гражданам бесплатно выступает именно в качестве меры социальной поддержки, направленной на удовлетворение потребностей граждан в жилище, тем более в отношении многодетных семей как находящихся потенциально в наиболее уязвимом социальном положении и нуждающихся в особой заботе со стороны государства и общества, в силу конституционных принципов равенства и справедливости предполагается недопустимость возложения на самих таких граждан бремени несения дополнительных финансовых затрат, связанных с инфраструктурным оснащением предоставленных земельных участков, - иное вследствие значительной тяжести такого рода вынужденных расходов могло бы обесценить данную меру социальной поддержки и поставить под сомнение доверие граждан к действиям государства. Именно на органах публичной власти лежит обязанность по благоустройству соответствующих территорий с тем, чтобы земельные участки, предназначенные для оказания государственной поддержки семьи, были, по возможности, уже на момент их предоставления гражданам (или в течение определенного разумного срока после такого предоставления) снабжены необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность проведения самого индивидуального жилищного строительства, а также последующего пользования вновь возведенным жилым объектом.

Конституция Российской Федерации, провозглашая Россию социальным государством (статья 7, часть 1), обязывает к осуществлению в Российской Федерации государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства (статья 7, часть 2), а также исходит из необходимости предоставления государственной защиты семьи, права которой составляют неотъемлемую часть конституционно-правового статуса личности в Российской Федерации (статья 38, часть 1; статья 64). В силу этих конституционных положений, рассматриваемых во взаимосвязи со статьями 9 (часть 2), 36 (части 1 и 2) и 40 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, законодатель, обладающий дискрецией в определении конкретных направлений и мер по реализации государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, правомочен, в частности, использовать для целей организации такой поддержки возможности поощрения органами государственной власти и органами местного самоуправления индивидуального жилищного строительства, в том числе путем предоставления для этого земельных участков бесплатно в собственность определенным категориям граждан и создания тем самым дополнительных условий осуществления права на жилище.

Еще на стадии предоставления земельных участков, администрация г. Владимира должна была принять меры по организации инженерной и транспортной инфраструктуры; гражданам, получившим земельные участки, должна быть обеспечена возможность ведения строительства и беспрепятственного подключения возводимых жилых домов к инженерно-техническим сетям.

Таким образом, в системе как прежнего, так и действующего правового регулирования органы местного самоуправления при определении земельных участков для предоставления в установленных субъектом Российской Федерации случаях в собственность гражданам, имеющим трех и более детей (а равно в иных случаях реализации в такой форме государственной поддержки семей, имеющих детей), должны исходить из оснащенности такого земельного участка объектами необходимой инфраструктуры, организация которой возложена, в частности, на органы местного самоуправления городских округов положениями пунктов 4 и 5 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". При отсутствии же на территории городского округа земельных участков, отвечающих критериям инфраструктурной пригодности для индивидуального жилищного строительства, не исключается возможность предоставления органами местного самоуправления на основе взаимодействия с органами государственной власти субъекта Российской Федерации в собственность гражданам бесплатно иных находящихся в муниципальной собственности земельных участков, на которых создание объектов необходимой инфраструктуры должно в таких случаях обеспечиваться органами государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке исполнения полномочий, установленных подпунктами 24 и 29 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".

Если же имеет место согласие органов местного самоуправления на принятие в муниципальную собственность из собственности субъекта Российской Федерации земельного участка для целей последующей передачи в собственность гражданам, имеющим трех и более детей (либо в иных подобных случаях государственной поддержки семей, имеющих детей), то оно влечет за собой - при отсутствии иных договоренностей между органами местного самоуправления соответствующего муниципального образования и органами государственной власти субъекта Российской Федерации - обязанность муниципального образования по обеспечению соответствующего земельного участка объектами необходимой инфраструктуры, поскольку параметры такого земельного участка и цели его использования известны на момент его принятия в муниципальную собственность.

Как ранее отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, местный бюджет не существует изолированно, а является составной частью финансовой системы Российской Федерации; недостаточность собственных доходных источников на уровне муниципальных образований влечет обязанность органов государственной власти осуществлять в целях сбалансированности местных бюджетов надлежащее бюджетное регулирование, что обеспечивается, в частности, посредством использования правовых механизмов, закрепленных в Бюджетном кодексе Российской Федерации, в абзаце третьем пункта 1 и пункте 3 его статьи 86, а также статьях 129 и 135 (Постановление от 17 июня 2004 года N 12-П; определения от 12 апреля 2005 года N 142-О, от 13 июня 2006 года N 194-О, от 2 ноября 2006 года N 540-О и от 10 октября 2013 года N 1591-О).

Постановлениями Губернатора Владимирской области утвержден ряд нормативных правовых актов, которыми предусмотрен комплекс мер, направленных на создание необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых многодетным семьям, а именно: план мероприятий («дорожная карта») «Обеспечение инженерной и транспортной инфраструктурой земельных участков, предоставляемых (предоставленных) бесплатно для индивидуального жилищного строительства семьям, имеющим троих и более детей в возрасте до 18 лет, во Владимирской области» на 2014-2020 годы (утв. постановлением Губернатора обл. от 13.03.2013 №267), государственная программа области «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Владимирской области» (утв. постановлением Губернатора области от 17.12.2013 № 1390), ответственным исполнителем которой является Департамент строительства и архитектуры Владимирской области, а участниками - органы местного самоуправления.

Обеспечение земельных участков многодетных семей инженерной и транспортной инфраструктурой осуществляется в рамках муниципальной программы «Обеспечение инженерной и транспортной инфраструктурой земельных участков, предоставляемых (предоставленных) бесплатно для индивидуального жилищного строительства семьям, имеющим троих и более детей в возрасте до 18 лет, на территории муниципального образования город Владимир», утвержденной постановлением администрации города Владимира от 29.12.2018 № 3397.

Согласно п. 2 и 6.1 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся разработка основных направлений инвестиционной политики в области; развития автомобильных дорог местного значения осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.

Как установлено судом первой инстанции, с целью обеспечения сетевым природным газом участков многодетных семей на территории жилого района Лунево-Сельцо в рамках исполнения мероприятий адресной инвестиционной программы города Владимира администрацией города Владимира в 2020 году разработана проектно-сметная документация на строительство объекта «Сети газоснабжения в квартале малоэтажной застройки мкр. Лунево-Сельцо», получено положительное заключение государственной экспертизы. Запланировано строительство закольцовочного газопровода высокого давления от ГРС «Вяткино» Судогодского района до существующего газопровода высокого давления на территории жилого района Лунево-Сельцо-ул.Ширманиха-д.Вилки-д.Аббакумово-д.Зобино МО г.Владимир. В соответствии с планом-графиком синхронизации выполнения программ газификации регионов РФ проектно-изыскательские работы по строительству закольцовочного газопровода запланированы на 2021-2022 года, строительно-монтажные работы на 2023-2024 года.

Однако строительство инженерной (водоснабжение, теплоснабжение, водоотведение) и транспортной (дороги) инфраструктуры к земельным участкам с кадастровыми номерами **** расположенных по адресу: **** администрацией г. Владимира не планировалось. Заявки администрацией МО г. Владимира на выделение субсидий на софинансирование разработки проектно-сметной документации и строительства инженерной и транспортной инфраструктуры к земельным участкам, принадлежащим заявителям, в том числе в рамках государственной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Владимирской области» за период с 2014 по 2020 в департамент строительства и архитектуры администрации области не поступали. Указанное свидетельствует о бездействии ответчика.

На основании изложенного, суд пришел к выводу об удовлетворении требований прокурора г. Владимира в полном объеме.

В силу ч.2 ст.178 КАС РФ при принятии решения суд решает, подлежит ли административный иск удовлетворению; при необходимости устанавливает порядок и срок исполнения решения.

Учитывая сроки разработки проектно-сметной документации с привлечением сторонних организаций и конкурсным порядком определения подрядчика работ; а также фактические сроки исполнения работ с учетом сезонного характера проведения строительства; суд счел возможным установить срок для проведения самих работ до 31.12.2022.

Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции, приведенные в оспариваемом решении, обоснованными и мотивированными, основанными на анализе и оценке фактических обстоятельств дела, имеющихся в деле доказательствах, получивших оценку в соответствии с законом, верном применении судом норм материального и процессуального права.

Апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих правильные выводы суда по существу спора и влияющих на законность судебного решения, в связи с чем, оснований для ее удовлетворения не имеется.

С учетом изложенного, решение суда следует признать законным и обоснованным. Оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

    решение Октябрьского районного суда города Владимира от 28 декабря 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации г.Владимира – без удовлетворения.

На данное апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба через суд первой инстанции в течении шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий                        Ю.В. Самылов

Судьи:                                 О.И. Емельянова

Е.В. Кутровская

33а-1789/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Терентьева Валерия Евгеньевна
Мохирев Александр Алексеевич
Прокурор города Владимира
Мельникова Светлана Александровна
Мохирева Татьяна Николаевна
Мохирев Валентин Алексеевич
Ананьин Сергей Владимирович
Мохирев Алексей Георгиевич
Мельников Роман Владимирович
Информация скрыта
Аборина Анастасия Павловна
Данилова Олеся Владимировна
Ананьина Оксана Викторовна
Данилова Анастасия Алексеевна
Ответчики
Администрация г. Владимир
Другие
ПАО «МРСК Центра и Привольжья» «Владимирэнерго»
МУП «Владимирводоканал»
ООО «Газпром межрегионгаз Владимир»
МКУ «Благоустройство»
Департамент архитектуры и строительства Владимирской области
Управление архитектуры и строительства администрации г. Владимира
Суд
Владимирский областной суд
Судья
Самылов Юрий Валентинович
Дело на странице суда
oblsud.wld.sudrf.ru
15.04.2022Передача дела судье
02.06.2022Судебное заседание
16.06.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.06.2022Передано в экспедицию
02.06.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее