Решение по делу № 2а-302/2022 от 26.01.2022

Административное дело № 2а-302\2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 февраля    2022 года                                 Краснодарский край, гор. Апшеронск

Апшеронский районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Бахмутова А.В.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ильященко А.П.

с участием:

представителя административного ответчика– ФКУ ИК- УФСИН России по Краснодарскому краю Мигаля А.Ф., действующего на основании доверенности от 06.12.2022 г. ,

административного истца Алибекова А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Апшеронского районного суда Краснодарского края путем использования систем видеоконференц-связи при содействии ФКУ ИК- УФСИН России по Краснодарскому краю административное дело по административному иску Алибекова    Асхабали Амировича к ФКУ ИК- УФСИН России по Краснодарскому краю о признании незаконными    решений    комиссии    исправительного учреждения     о постановке осужденного на профилактические учеты, о      признании незаконными постановления о переводе осужденного из обычных     условий    отбывания наказания в строгие условия отбывания наказания,

УСТАНОВИЛ:

26.01.2022г. осужденный Алибеков А.А., отбывающий наказание в ФКУ ИК – УФСИН России по Краснодарскому краю (далее – исправительное учреждение)    обратился в Апшеронский районный суд Краснодарского края с административным иском    о признании незаконными решений комиссии    исправительного учреждения      о постановке его     на профилактические учеты и постановления      начальника исправительного учреждения от 19.01.2021г. о переводе из обычных     условий    отбывания наказания в строгие условия отбывания наказания.

В обоснование    доводов административного Алибеков А.А.    указал, что на основании протокола    заседания комиссии    исправительного учреждения    по профилактическому учету лиц, содержащихся    в исправительном учреждении     от 21.12.2020г. , он был поставлен на профилактические учеты, как лицо «отбывающий наказание за дезорганизацию    нормальной деятельности    исправительных учреждений, массовые беспорядки», как «склонный к нападению на представителей    администрации и иных сотрудников правоохранительных органов», как «склонный к систематическому нарушению правил внутреннего распорядка».

Он же постановлением начальника исправительного учреждения от 19.01.2021г. был переведен из обычных     условий    отбывания наказания в строгие условия отбывания наказания.

В иске Алибеков А.А. просит суд признать указанные решения исправительного учреждения незаконными и отменить их.

В силу положений ст.14 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) суд обязан обеспечить сторонам равные права на участие в судебном заседании и представление доказательств, участие в их исследовании, выступление в судебных прениях, представление суду своих доводов и объяснений, осуществление иных процессуальных прав, предусмотренных КАС РФ, в связи с чем, стороны должны быть извещены надлежащим образом о судебном заседании.

С учетом положений ч.1 ст. 142 КАС РФ суд на основании определения от 28.01.2022г. обеспечил участие административного истца в судебном заседании путем использования системы видеоконференц-связи с исправительным учреждением.

Административный истец Алибеков А.А.    в судебном заседании на удовлетворении административного иска настаивал в полном объеме по доводам, в нем изложенным.

Представители административного ответчика ФКУ ИК - УФСИН России по Краснодарскому краю по доверенности Мигаль А.Ф. в судебном заседании с административными исковыми требованиями Алибекова А.А. не согласился, поддержал доводы, изложенные в отзыве на административное исковое заявление, а так же заявил о пропуске Алибековым А.А. срока на обращение с настоящим иском в суд.

Выслушав доводы лиц, участвующих в деле,    суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 22 КАС РФ граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу п.9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В соответствии с п.10 ст.226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В соответствии со статьями 1, 3 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" деятельность уголовно-исполнительной системы осуществляется на основе принципов законности, гуманизма, уважения прав человека.

Согласно пункту 1 статьи 13 данного Закона, учреждения, исполняющие наказания, обязаны обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации, охрану здоровья осужденных, осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической и социальной сферы.

В силу пункта 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2003 г. N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации" (в редакции от 5 марта 2013 г.), суды должны учитывать необходимость соблюдения прав лиц, содержащихся под стражей, предусмотренных статьями 3, 5, 6 и 13 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

В соответствии со статьей 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ) при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.

Судом установлено, что Алибеков А.А. отбывает наказание в ФКУ ИК- УФСИН России по Краснодарскому краю в виде лишения свободы на основании приговора <адрес> суда <адрес> от 09.09.2020г. с учетом изменений, согласно апелляционного постановления <адрес> суда от 24.11.2020г. на срок 01 г. 06 мес.

Приказом Минюста России от 20.05.2013 N 72 (ред. от 02.11.2018) "Об утверждении Инструкции по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы" (Зарегистрировано в Минюсте России 27.05.2013 N 28535) регламентирован порядок организации и проведения мероприятий по профилактике правонарушений среди осужденных, подозреваемых и обвиняемых, отбывающих наказание и содержащихся в исправительных учреждениях и следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы (п. 1).

Согласно п. 2 Инструкции, основной целью профилактической работы является недопущение правонарушений со стороны лиц, содержащихся в учреждениях УИС, посредством системы профилактических мероприятий.

В силу п.п. 4, 5 Инструкции деятельность сотрудников учреждений УИС по предотвращению правонарушений связана с выявлением лиц, имеющих намерение совершить правонарушение, и принятием к ним мер превентивного характера с целью недопущения реализации этих намерений (на стадии обнаружения умысла). При пресечении правонарушений устанавливаются лица, подготавливающие правонарушение, с принятием к ним превентивных мер в целях недопущения перерастания подготовительных действий в оконченное правонарушение (на стадии покушения). Профилактика правонарушений обеспечивается путем охраны, изоляции и надзора за лицами, содержащимися в учреждениях УИС, их размещения в соответствии с законом, выявления причин и условий, способствующих совершению правонарушений, разработки и осуществления мер по их устранению (общая профилактика), установления лиц, от которых можно ожидать совершения правонарушений, и принятия мер по оказанию на них необходимого воздействия (индивидуальная профилактика).

Согласно п. 8 Инструкции, основанием для постановки подозреваемого, обвиняемого или осужденного на профилактический учет являются наличие достоверных и проверенных сведений о его намерениях совершить правонарушение или негативном влиянии на других лиц, а также медицинские и психологические показания. Сбор и подготовка необходимых материалов по постановке подозреваемого, обвиняемого или осужденного на профилактический учет возлагается на сотрудников подразделения учреждения УИС, являющегося инициатором постановки на профилактический учет.

В силу п. 14 инструкции в учреждениях УИС подозреваемые, обвиняемые и осужденные, допускающие правонарушения либо намеревающиеся их совершить, выявляются путем: изучения их личных дел, сбора информации, полученной сотрудниками подразделений воспитательной работы, режима, охраны, оперативного отдела, отдела специального учета, психологической лаборатории, профессионального училища, школы, предприятия, медицинской части, а также поступившей из других источников (в том числе по результатам цензуры корреспонденции), заявлений подозреваемых, обвиняемых и осужденных, изучения записей в Книге учета заявлений и сообщений о преступлениях, Журнале учета предложений, заявлений и жалоб подозреваемых, обвиняемых и осужденных, Журнале учета информации о происшествиях, Журнале учета материалов, по которым вынесены постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, Журнале учета нарушений режима отбывания наказания и Журнале рапортов приема-сдачи дежурств и другой документации, в которой могут содержаться сведения о противоправном поведении и намерениях подозреваемых, обвиняемых и осужденных.

Согласно характеризующим материалам, представленным исправительным учреждением, осужденный Алибеков А.А. за весь период    отбывания наказания имеет нестабильное поведение, при ослаблении контроля со стороны администрации имеет предпосылки к деструктивному поведению, на путь исправления не встал.

За время отбытия наказания осужденный Алибеков А.А. поощрений не имеет, в 2019 г. пять раз привлекался    к дисциплинарным наказаниям, в том числе три раза выдворялся в ШИЗО на 8, 7 и 15 суток, в 2021г.     выдворялся ШИЗО один раз на 5 сут.

21.12.2020г. на заседании Комиссии по профилактике правонарушений ФКУ ИК- УФСИН России по Краснодарскому краю (протокол )     по результатам рассмотрения рапортов ...     исправительного учреждения    ВВВ    было принято решение    о постановке Алибекова А.А. на     профилактические     учеты, как лица склонного к нападению на представителей администрации и иных сотрудников правоохранительных органов, как лица, отбывающего наказание за дезорганизацию нормальной деятельности исправительных учреждений, массовые беспорядки, как лица, склонного    к систематическому нарушению    правил внутреннего распорядка.

Из описательно-мотивировочной части приговора <адрес> суда <адрес> от 09.09.2020г. следует, что Алибеков А.А., отбывая наказание в ФКУ ИК- УФСИН России по <адрес> 06.03.2019г., находясь в коридоре ШИЗО (штрафного изолятора)    и ПКТ (помещений камерного типа) указанного исправительного учреждения в целях воспрепятствования законным требованиям     выполнению мероприятий    по надзору за осужденными, умышленно применил    насилие в отношении ... ННН, оказав ему неповиновение, а именно осуществил своими руками захват левой руки ННН с последующим заведением и загибом ее за спину потерпевшего. В результате действий осужденного Алибекова А.А. ННН были    причинены    физическая боль и телесное повреждение ... которое расценивается как не причинившее вред здоровью человека.

Он же 30.03.2019г., находясь в камере ШИЗО ФКУ ИК- УФСИН России по <адрес>, в неприличной    устной форме с использованием    грубых нецензурных слов и словосочетаний, унижающих честь и достоинство    представителя власти, публично в присутствии сотрудников указанного исправительного учреждения, а так же осужденных оскорбил    ... ФКУ ИК- УФСИН России по <адрес> ППП

С учетом изменений, согласно апелляционного постановления <адрес> суда от 24.11.2020г., приговора <адрес> суда <адрес> от 09.09.2020г., Алибеков А.А.    за совершенные им преступления, предусмотренные    ... УК РФ, был осужден по совокупности     приговоров на срок 01 г. 06 мес. с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.

ДД.ММ.ГГГГ. Алибеков А.А. подлежит освобождению по сроку отбытия наказания.

В силу положений ч.1 ст. 122 УИК РФ в обычных условиях в исправительных колониях строгого режима отбывают наказание осужденные к лишению свободы, поступившие в данное исправительное учреждение, кроме осужденных за умышленные преступления, совершенные в период отбывания лишения свободы, а также осужденные, переведенные из облегченных и строгих условий отбывания наказания. Если в период пребывания в следственном изоляторе к осужденному не применялась мера взыскания в виде водворения в карцер, срок его нахождения в обычных условиях отбывания наказания исчисляется со дня заключения под стражу.

В строгие условия отбывания наказания по прибытии в исправительную колонию строгого режима помещаются также осужденные за умышленные преступления, совершенные в период отбывания лишения свободы (ч. 5 ст. 122 УИК РФ)

В связи с тем, что Алибеков А.А. совершил умышленное преступление в период отбывания лишения свободы постановлением начальника исправительного учреждения от 19.01.2021г. Алибеков А.А. в соответствие с положениями ч. 5 ст. 122 УИК РФ был переведен из обычных условий отбывания наказания в строгие условия отбывания наказания. Указанное постановление обращено к исполнению 19.01.2021г.

С административным иском    в суд    Алибеков А.А. обратился 26.01.2022г.

В соответствии с ч.1 ст. 219 КАС РФ, если КАС РФ не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

В соответствии с ч.5 ст. 219 КАС РФ, пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании.

В соответствии со ст. 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.

В судебном заседании Алибеков А.А. указал суду, что ему не было известно, что об оспаривании решений исправительного учреждения он был вправе обратится    в течение трех месяцев с даты их вынесения (принятия).

В своем административном иске Алибеков А.А. не указал, когда ему стало известно о нарушении    его прав.

Однако, как следует из представленных исправительным учреждением документов, Алибеков А.А. принимал непосредственное участие    в заседании комиссии, по результатам    которой    он был поставлен на профилактические учеты. Данный факт Алибеков А.А. в судебном заседании не оспаривал, так как    ходатайствовал об истребовании в иске    видеозаписи     данного заседания. После принятия комиссией решений о постановке его на профилактические учеты Алибеков А.А. отказался    от ознакомления    с ними, о чем должностными    лицами    исправительного учреждения РРР, ГГГ МММ были составлены соответствующие акты.

Постановление от ДД.ММ.ГГГГ о переводе осужденного Алибекова А.А. из обычных     условий    отбывания наказания в строгие условия отбывания наказания было подписано им лично. Факт своей подписи    в постановлении Алибеков А.А. не оспаривал. При этом постановление было исполнено 19.01.2021г., в том числе подлежит исполнению и по настоящее время.

Таким образом, с учетом даты принятых в отношении Алибекова А.А. решений исправительным учреждением (22.12.2020г. и 19.01.2021г) судом    установлено, что административным истцом пропущен предусмотренный частью 1 статьи 219 КАС РФ трехмесячный срок для обращения в суд, поскольку о нарушении своих прав Алибекову А.А. было известно в момент вынесения указанных решений и постановления. Однако Алибеков А.А. обратился в суд лишь 26.01.2022 г., т.е. спустя более, чем 1 год со дня вынесения последнего оспариваемого им постановления.

Доказательств невозможности обращения с исковым заявлением о признании обжалуемых решений и постановлений незаконными в установленный законом срок, уважительности причин пропуска процессуального срока административным истцом не предоставлено.

Доводы Алибекова А.А. о его обращении     в суд с тождественными требованиями допустимыми доказательствами    не подтверждены. Оснований для восстановления Алибекову А.А. срока на обращение в суд по заявленным им требованиям     суд не находит, так как    истцом не представлены суду допустимые доказательства, указывающие о наличии уважительных причин, не позволивших Алибекову А.А.    своевременно обратиться с поименованным иском в суд.

Наличие иных обращений в суд Алибекова А.А., а равно обращений     в прядке подчиненности    и принятия или не принятия по ним процессуальных решений, не является основанием к восстановлению срока на обращения в суд, так как данное право Алибековым А.А. было    уже самостоятельно реализовано, а указанный административный иск    является самостоятельным обращением      осужденного по конкретному спору, подлежащему разрешению    в рамках процессуального спора,    в сроки установленные ч. 1 ст. 219 КАС РФ.

Оценивая в совокупности все представленные в дело доказательства, с учетом вышеперечисленных норм права, суд не усматривает оснований к удовлетворению заявленных Алибековым А.А. требований, поскольку административный истец, как было установлено судом, пропустил срок на обращение в суд без уважительных причин.

Пропуск срока на обращение в суд без уважительных причин является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административного иска в силу ч. 8 ст. 219 КАС РФ.

Частью 5 ст. 180 КАС РФ установлено, что в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных КАС РФ случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.

Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российский Федерации,

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного иска Алибекова    Асхабали Амировича к ФКУ ИК- УФСИН России по Краснодарскому краю о признании незаконным постановления от 19.01.2021 г. о переводе осужденного Алибекова А.А. из обычных     условий    отбывания наказания в строгие условия отбывания наказания отказать в полном объеме.

     В удовлетворении административного иска Алибекова    Асхабали Амировича к ФКУ ИК- УФСИН России по Краснодарскому краю о признании незаконным решений ФКУ ИК- УФСИН России по Краснодарскому краю    о постановке осужденного Алибекова А.А.     на профилактический учет    как «отбывающего наказание за дезорганизацию    нормальной деятельности    исправительных учреждений, массовые беспорядки» от 21.12.2020 г., как склонного к нападению на представителей    администрации и иных сотрудников правоохранительных органов от 21.12.2020г., как «склонного к систематическому нарушению правил внутреннего распорядка» от 21.12.2020г. отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано лицами, участвующими в деле в судебную коллегию по административным делам Краснодарского краевого суда через Апшеронский районный суд в течение одного месяца со дня его    изготовления в окончательной форме.

    Решение суда в окончательной форме изготовлено 25.02.2022г.

Судья                                        А.В. Бахмутов

2а-302/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Алибеков Асхабали Амирович
Ответчики
ФКУ ИК-5 УФСИН России по Краснодарскому краю
Другие
Ефанов Андрей Николаевич
Суд
Апшеронский районный суд Краснодарского края
Судья
Бахмутов Алексей Васильевич
Дело на сайте суда
apsheronsk.krd.sudrf.ru
26.01.2022Регистрация административного искового заявления
26.01.2022Передача материалов судье
28.01.2022Решение вопроса о принятии к производству
28.01.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.01.2022Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
22.02.2022Предварительное судебное заседание
22.02.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее