ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
от 26 ноября 2019 года № 7-970/2019
г. Вологда
Судья Вологодского областного суда Мещерякова Н.В. при секретаре Гайдуковой Ю.М., рассмотрев жалобу начальника Верховажского территориального отдела – государственного лесничества Департамента лесного комплекса Вологодской области Булганина В.М. на решение судьи Верховажского районного суда Вологодской области от 27.09.2019, которым постановления начальника Верховажского территориального отдела – государственного лесничества Департамента лесного комплекса Вологодской области Булганина В.М. №..., №... от 22.08.2019, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью «БиоЛесПром» по делам об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1 и 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и постановление №... от 22.08.2019, вынесенное в отношении общества с ограниченной ответственностью «БиоЛесПром» по делу об административных правонарушении, предусмотренным частью 1 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменены: обществу с ограниченной ответственностью «БиоЛесПром» назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей,
установила:
постановлениями начальника Верховажского территориального отдела –государственного лесничества Департамента лесного комплекса Вологодской области Булганина В.М. от 22.08.2019
№... общество с ограниченной ответственностью «БиоЛесПром» (далее – ООО «БиоЛесПром») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 305 000 рублей;
№... – в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.31 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей;
№... – в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.25 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 55 000 рублей.
Не согласившись с указанными постановлениями, законный представитель ООО «БиоЛесПром» Левашов А.В. обратился в суд с жалобами, просил постановления должностного лица признать незаконным и отменить.
Определением судьи от 27.09.2019 жалобы законного представителя ООО «БиоЛесПром» Левашова А.В. объединены для рассмотрения в одном производстве.
В судебном заседании защитник ООО «БиоЛесПром» Элиозашвили Т.О., действующий на основании доверенности от 25.06.2019 № 15, доводы жалоб поддержал. Факт совершения правонарушений признал. Пояснил, что в 2018 году были изменены сроки вывозки заготовленного леса, в связи с чем ООО «БиоЛесПром» были допущены данные нарушения.
Представитель Верховажского территориального отдела – государственного лесничества Департамента лесного комплекса Вологодской области Кузнецова Ю.И., действующая на основании доверенности от 28.05.2019 № 108, в судебном заседании просила в удовлетворении жалоб отказать.
Судьей вынесено приведенное решение.
В жалобе начальник Верховажского территориального отдела – государственного лесничества Булганин В.М. просит решение судьи отменить, постановления, вынесенные в отношении ООО «БиоЛесПром», – оставить без изменения. В обоснование жалобы указано, что оснований для назначения обществу одного административного наказания за совершение нескольких разных административных правонарушений не имеется.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, заслушав защитника ООО «БиоЛесПром» Элиозашвили Т.О., прихожу к следующим выводам.
Частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в лесах.
В соответствии с частью 3 статьи 8.32 КоАП РФ административным правонарушением является нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима, режима чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров.
Частью 1 статьи 8.25 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение правил заготовки древесины.
Как следует из содержания статьи 4.4 КоАП РФ, при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение. При совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) настоящего Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.
Из материалов дела следует, что ООО «БиоЛесПром» на основании договора аренды лесного участка от 21.09.2010 №..., заключенного с Департаментом лесного комплекса Вологодской области, использует лесной участок <адрес>
В результате осмотра лесосеки от 13.06.2019 установлено, что ООО «БиоЛесПром» в <адрес> допустило следующие нарушения: заготовленная древесина (породы береза объемом 479,09 кбм, породы ель объемом 16,85 кбм) оставлена на месте рубки на период пожароопасного сезона, собрана в штабеля, но не отделена противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра; оставлена в весенне-летний период на срок более 30 дней, меры по предохранению от заселения стволовыми вредителями не приняты; не вывезена в установленный срок (до 16.12.2018), чем нарушило пункт 19 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 № 417, пункта 16 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20.05.2007 № 607, подпункт «з» пункта 12 Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом Минприроды России от 13.09.2016 № 474.
По каждому нарушению должностным лицом лесничества в отношении ООО «БиоЛесПром» составлен протокол об административном правонарушении, оспариваемыми постановления начальника Верховажского территориального отдела – государственного лесничества Департамента лесного комплекса Вологодской области общество привлечено к административной ответственности.
При рассмотрении жалоб на постановления судьей районного суда дела по части 1 статьи 8.25 КоАП РФ и частям 1, 3 статьи 8.32 КоАП РФ объединены в одно производство.
Факт совершения обществом административных правонарушений и его вина подтверждаются собранными в ходе производства по делам об административных правонарушениях доказательствами, оцененными должностным лицом при вынесении постановлений и судьей районного суда при рассмотрении жалоб в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
Порядок и срок давности привлечения ООО «БиоЛесПром» к административной ответственности не нарушены.
Изменяя постановления, судья районного суда пришел к выводу о том, что вменяемые обществу административные правонарушения выявленные в рамках одной проверки, имеют единый родовой объект посягательства. Рассмотрение дел об административных правонарушениях, возбужденных по результатам одной проверки в отношении ООО «БиоЛесПром», подведомственно одному должностному лицу Верховажского территориального отдела – государственного лесничества Департамента лесного комплекса Вологодской области, которым и вынесены постановления о привлечении общества к административной ответственности, что является основанием для назначения административного наказания в соответствии с правилами части 2 статьи 4.4 КоАП РФ.
В жалобе должностное лицо, вынесшее оспариваемые постановления, начальник Верховажского территориального отдела – государственного лесничества Булганин В.М. выражает несогласие с вышеприведенным выводом судьи первой инстанции и просит решение отменить.
По смыслу пункта 2 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ изменение постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста, если при этом усиливается административное наказание или иным образом ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение, не допускается.
Ухудшение положения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, недопустимо и при отмене состоявшихся по делу об административном правонарушении судебных актов.
Пунктом 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ предусмотрено, что по результатам рассмотрения жалобы на постановление (решение) по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об отмене постановления (решения) и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных данным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания.
Из данной нормы следует, что не вступившее в законную силу постановление (решение) по делу об административном правонарушении может быть отменено в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, только в одном случае – когда потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания. Данное разъяснение содержится в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2007 года, утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 27.02.2008.
По жалобе должностного лица, вынесшего постановление по делу об административном правонарушении, решение по жалобе на постановление может быть отменено в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных указанным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Таких нарушений в жалобе не приведено и при ее рассмотрении не установлено, следовательно, основания для возвращения дела на новое рассмотрение, предусмотренные пунктом 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, отсутствуют.
Различная точка зрения судьи и должностного лица на одни и те же обстоятельства дела и по одному и тому же вопросу применения и толкования норм материального права, сама по себе не может служить достаточным основанием для пересмотра решения с ухудшением положения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Кроме того, полагаю необходимым отметить, что возможности отмены решения судьи, вынесенного по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, и оставления постановления без изменения при рассмотрении жалобы на решение в порядке статьи 30.9 КоАП РФ, как о том просит заявитель, действующим законодательством не предусмотрено.
Таким образом, правовые основания для удовлетворения жалобы должностного лица отсутствуют.
Руководствуясь статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решила:
решение судьи Верховажского районного суда Вологодской области от 27.09.2019 оставить без изменения, жалобу начальника Верховажского территориального отдела – государственного лесничества Булганина В.М. – без удовлетворения.
Судья
Вологодского областного суда Н.В. Мещерякова