Решение по делу № 12-1620/2022 от 17.08.2022

                                 № 12-1620-2022 года. публиковать.

                                УИД 18RS0002-01-2022-002016-90

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу

об административном правонарушении

21 сентября 2022 года                             <адрес>

Судья Первомайского районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики Обухова М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Республиканская тепловая компания» (ООО «РТК», юридический адресу: 426011 <адрес> почтовый адрес: 426069, <адрес> <адрес>, ИНН 1831181125, КПП 183101001 ОГРН 1161832073479) на постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Западно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора /Пс от <дата> о привлечении ООО «РТК» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.8.13 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

<дата> постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Западно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора /Пс ООО «РТК» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.8.13 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.

Представитель ООО «РТК» обратился в суд с жалобой на указанное постановление, указывая, что в Западно - Уральское межрегиональное управление Росприроднадзора из Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики поступила информация от <дата> , о сбросе сточных вод в <адрес> из очистных сооружений в <адрес> Удмуртской Республики с превышением установленных нормативов. В результате установлено, что в сбрасываемых сточных водах на выпуске «РТК» содержание загрязняющих веществ превышает значение утвержденных предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ для водных объектов рыбохозяйственного значения, утвержденных приказом Минсельхоза РФ от 13.12.2016г. . Административным расследованием установлено, что согласно договору аренды И-2020 от <дата> объектов жилищно-коммунального назначения МО «<адрес>», Администрация «<адрес>» передала ООО «Республиканская тепловая компания» комплекс канализационных очистных сооружений по <адрес> УР, 22.12.2020г. Осмотром установлено, что очистные сооружения находятся в рабочем состоянии, после очистки сточная вода по двум коллекторам поступает в <адрес>, выпуски руслового типа, заглубленные, рассеивающие. Береговая полоса рядом с местом выпусков чистая, не загрязнена, следов растекания и порывов не обнаружено. Считает, что заявленные требования являются необоснованными и не подлежат удовлетворению по следующим основаниям. Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах П категории, представляют декларацию о воздействии на окружающую среду (ч.1 ст. 31.2 ФЗ «Об охране окружающей среды»). Категория негативного воздействия объекта присваивается на основании заявления, согласно критериям (ст. 4.2 ФЗ «Об охране окружающей среды»). В настоящее время ООО «РТК» <дата> подана заявка о постановке на учет объектов НВ ОС Западно - Уральским межрегиональным управлением Росприроднадзора, до настоящего времени официального ответа о постановке или отклонении от постановки ООО «РТК» не получило, в связи с чем категория негативного воздействия не установлена. Но, согласно критериям, действительно должна быть 2 категория. Расчет нормативов допустимого сброса ООО «РТК» не производился (возможно, производился заводом ЖБИ, для этого выпуска, но это к ООО «РТК» отношения не имеет). Таким образом, в настоящее время не определены условия качества сточных вод, с которых должны сбрасываться сточные воды. Решение о предоставлении водного объекта в пользование для целей сброса сточных вод от 27.05.2021г. -с, зарегистрированное в ГВР <дата> за -<дата>.014-Р-РСБХ-С-2021 -02891/00, данной информации тоже не содержит. Сравнение показателей качества сточных вод (концентраций загрязняющих веществ), определенных в результате отбора проб, утвержденными предельнодопустимыми концентрациями для водных объектов рыбохозяйственного назначения является некорректным (Нормативы качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения, утвержденные Приказом Минсельхоза России от 13.12.2016г. ), так как данные показатели устанавливают качество вод для природных, а не сточных вод. Качество сточных же вод определяется расчетным методом согласно Методики разработки нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ в водные объекты для водопользователей, утвержденной Приказом Минприроды РФ от <дата> , с учетом коэффициента кратности общего разбавления сточных вод в водотоке, равная произведению кратности начального разбавления на кратность основного разбавления (основное разбавление, возникающее при перемещении воды от места выпуска к расчетному створу). Факт негативного влияния сточных вод, сбрасываемых ООО «РТК» в <адрес> считаем недоказанным. Единственным обоснованием данного факта является результат химического анализа природных вод <адрес> в створах выше по течению от выпуска и ниже по течению от выпуска. Река Кама в месте водопользования является крупным водным объектом (ширина 1,2-1,5км), влияние на качество вод которого могут оказывать множество факторов, в том числе активное судоходство, наличие автодорожного моста автодороги «Воткинск- Чайковский». Более того, сброс сточных вод осуществляется в нижнем бьефе гидроузла Воткинского водохранилища, зона влияния которого на турбулентность потока и взмучивания донных отложений так же не учтена при установлении факта негативного воздействия стоков на <адрес>. Кроме того, при анализе результатов химических проб не учтено время дотекания (скорость течения воды в водном объекте), коэффициент и область разбавления стоков, а также погрешности измерения, отраженные в протоколах анализов. Считает факт негативного влияния сточных вод на водный объект не доказанным. Просит отменить постановление /Пс.

Представитель ООО «РТК» ФИО2, действующая в суде по доверенности, поддержала доводы жалобы, просила отменить постановление. В суде пояснила, что юридическое лицо к административной ответственности привлекается впервые. А также относится к субъектам малого предпринимательства, но в реестре не зарегистрированы.

Представитель административного органа Западно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора, надлежащим образом извещенный ( в деле почтовое уведомление от <дата> ). В суд не явился, суд рассмотрел материал в его отсутствие.

Суд, выслушав мнение участников процесса, исследовав материалы административного дела в отношении ООО «РТК», приходит к следующему.

Согласно договору аренды И-2020 от <дата> объектов жилищно-коммунального назначения МО «<адрес>» Администрация «<адрес>» <дата> передала ООО «Республиканская тепловая компания» комплекс канализационных очистных сооружений по <адрес> УР. В соответствии с п. 2.3.4 договора аренды арендатор обязан соблюдать при использовании имущества требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно - гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, не допускать их загрязнение, захламление, соблюдать иные требования, предусмотренные законодательством.

По информации Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики, ООО «РТК» получено решение о предоставлении водного объекта в пользование от <дата> -с, зарегистрированное в ГВР <дата>, за -<дата>.014-Р-РСБХ-С-2021- 02891/00, для целей сброса сточных вод в <адрес>, с левого берега на расстоянии 349 км от устья водотока, ниже плотины Воткинского водохранилища на <адрес>, через два выпуска: выпуск , (349 км от устья): 56°46"51,10" сш, 54°03"38,81" вд.; выпуск (349,001 км от устья): 56°46"50,80" сш, 54°03"38,81" вд.

Установлено, что в сбрасываемых сточных водах на выпуске ООО «РТК» содержание загрязняющих веществ превышает значение утверждённых предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ для водных объектов рыбохозяйственного значения, утвержденных приказом Минсельхоза РФ от <дата> N 552:

Взвешенные вещества в 4,5 раза;

Нефтепродукты в 1,6 раза;

Аммоний-ион в 111,4 раз;

Нитрит-ион в 18,75 раза;

Фосфаты в 24,3 раза.

Таким образом, из материалов дела установлено, что ООО «РТК» допускает сброс сточных вод в <адрес> с превышением утвержденных нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения. Сточные воды ООО «РТК» оказывают негативное влияние на <адрес>. Так, по сравнению с фоновой точкой (фоновый створ выше по течению от выпуска) в контрольном створе (контрольный створ ниже по течению от выпуска) природной воде увеличивается содержание по:

- Аммоний иону увеличивается с 0,6 мг/дм3 до 0,97 мг/дм3;

- Нитрит-иону увеличивается с 0,02 мг/дм3 до 0,03 мг/дм3;

- Фосфатам увеличивается с 0,35 мг/дм3 до 0,5 мг/дм3.

Факт совершения ООО «РТК» вменяемого правонарушения, предусмотренного ч.4 ст. 8.13 КоАП РФ - нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.45 настоящего Кодекса - подтвержден совокупностью признанных судом относимыми и допустимыми доказательств: протоколом об административном правонарушении /Пр, решением о предоставлении водного объекта в пользование от <дата> -с; копией сопроводительного письма ООО «РТК» от <дата> о предоставлении отчетности за 4 <адрес> года, с приложением протоколов лабораторных испытаний ; ; ; копией письма Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики от <дата> , о водопользователях, нарушающих условия водопользования во 4 <адрес>.

Приказом Росприроднадзора от <дата> N 1022 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования предоставления государственной услуги по выдаче разрешений на сбросы загрязняющих веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты" установлено, что перечень и количество загрязняющих веществ по каждому из выпусков сточных, в том числе дренажных, вод (допустимая концентрация вещества (мг/дм3), показатели разрешенного сброса веществ (тонн в год) на период действия разрешения на сбросы с разбивкой по кварталам и утвержденный расход сточных вод (м3 в час), в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, указываются в приложении к разрешению на сбросы, оформляемому в табличной форме, которое является неотъемлемой частью разрешения на сбросы.

В разрешении на сбросы перечень и количество загрязняющих веществ, разрешенных к сбросу в водные объекты, указываются в пределах утвержденных нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты (далее – НДС) или в пределах утвержденных НДС и в пределах лимитов на сбросы.

В силу п.2 ст.3, п.1 ст.44 Водного Кодекса РФ в Российской Федерации установлен приоритет охраны водных объектов перед их использованием; использование водных объектов не должно оказывать негативное воздействие на окружают среду; использование водных объектов для целей сброса сточных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных Водным Кодексом РФ и законодательством области охраны окружающей среды.

Статьей 34 Федерального закона от <дата> N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от <дата> N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» требования в области охраны окружающей среды (далее также - природоохранные требования) - предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иным нормативными правовыми актами, нормативами в области охраны окружающей среды, федеральными нормами и правилами в области охраны окружающей среды и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.

В соответствии с ч. 1 ст. 19, ч. 1 ст. 21 Федерального закона «Об охране окружающей среды нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в целях гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности государственного регулирования хозяйственной и (или) иной деятельности для предотвращения и (или) снижения ее негативного воздействия на окружающую среду; в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и (или) иной деятельности устанавливаются следующие нормативы допустимого воздействия на окружающую среду: нормативы допустимых сбросов.

Таким образом, одним из требований в области охраны водных объектов предъявляемых к хозяйственной и иной деятельности является условие по соблюдению параметров разрешенного сброса загрязняющих веществ.

В соответствии с ч.3 ст. 21 Федерального закона «Об охране окружающей среды» юридические лица и индивидуальные предприниматели за превышение нормативов допустимого воздействия на окружающую среду в зависимости от причиненного окружающей среде вреда несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от <дата> N 2398 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий», ООО «РТК» осуществляет деятельность на объекте II категории.

В силу ч. 1, ч. 4 ст. 31.2 Федерального закона от <дата> N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, представляют декларацию о воздействии на окружающую среду. Одновременно с подачей декларации о воздействии на окружающую среду представляются расчеты нормативов допустимых сбросов.

Из материалов дела следует, что у ООО «РТК» отсутствует принятая декларация о воздействии на окружающую среду с рассчитанными нормативами допустимых сбросов.

Приказом Министерства сельского хозяйства РФ от <дата> N 552 "Об утверждении нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ (ПДК) в водах водных объектов рыбохозяйственного значения" утверждены нормативы качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ. Они устанавливаются в целях сохранения водных биоресурсов и среды их обитания. Сброс в водные объекты рыбохозяйственного значения и рыбоохранные зоны вредных веществ, ПДК которых в водах водных объектов рыбохозяйственного значения не установлены, запрещается. В качестве рыбохозяйственных ПДК вещества принимается наименьшая его концентрация, которая не вызывает отклонений жизнедеятельности водных биоресурсов и их кормовых организмов, а также не влияет на санитарные показатели воды и гидрохимические параметры.

Методика, утвержденная приказом Минприроды от <дата> "Об утверждении Методики разработки нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ в водные объекты для водопользователей", вопреки доводам заявителя, подлежит применению при разработке нормативов сбросов загрязняющих веществ, за исключением радиоактивных веществ, в водные объекты. Таким образом, юридическое лицо должно руководствоваться этой методикой для разработки нормативов, входящих в состав Декларации о воздействии на окружающую среду.

Таким образом, ввиду того, что ООО «РТК» осуществляет эксплуатацию объекта негативного воздействия 2 категории, в отсутствие представленной в установленном порядке Декларации о воздействии на окружающую среду, административным органом правомерно применены нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения, установленные Приказом Министерства сельского хозяйства РФ от <дата> N 552.

В ходе административного расследования отбирались пробы воды в фоновом и контрольном створах (выше и ниже по течению от точки сброса), в указанном месте имеется один выпуск сточных вод - выпуск ООО «РТК». В решении о предоставлении водного объекта в пользование установлено место сброса, указаны требования, которые должны соблюдаться при использовании водного объекта. В ходе составления протокола осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов, протокола взятия проб, со стороны присутствовавшего при соответствующих процедурах представителя ООО «РТК» возражений, в том числе, о месте отбора проб, не поступало, факторы, на которые ссылается юридическое лицо в своей жалобе, как на влияющие на сток - не зафиксированы.

В соответствии п. 1 и п. 3 ч. 6 ст. 60 Водного кодекса РФ при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в водных объектах, а также осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, в которых содержатся возбудители инфекционных заболеваний, а также загрязняющие вещества, для которых не установлены нормативы предельно допустимых концентраций.

Таким образом, одним из требований в области охраны водных объектов, предъявляемых к хозяйственной и иной деятельности является условие по соблюдению нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения. ООО «РТК», в отсутствии рассчитанных нормативов допустимых сбросов, обязано не допускать сброс сточных вод с превышением предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения. Однако, обществом осуществляется сброс сточных вод, с превышением нормативов предельно допустимых концентраций.

ООО «РТК» не производит очистку сточных вод до установленных нормативов. Сброс сточных вод, неочищенных до установленных нормативов, не вызван обстоятельствами, находящимися вне контроля ООО «РТК» при соблюдении им той степени осмотрительности и заботливости, какая требуется от него в целях соблюдения требований водного законодательства, законодательства об охране окружающей среды.

Каких-либо уважительных причин, свидетельствующих об отсутствии возможности не допускать сброс сточных вод с превышением нормативов предельно допустимых концентраций, не приведено.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, судом не усматривается.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что при рассмотрении дела об административном правонарушении должностным лицом административного органа были правильно установлены юридически значимые обстоятельства, квалификация действий ООО «РТК» по ч.4 ст.8.13 КоАП РФ дана правильно.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену названного акта, в ходе производства по делу об административном правонарушении не допущено.

Постановление о привлечении ООО «РТК» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.8.13 КоАП РФ, вынесено должностным лицом в пределах годичного срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч.1 ст.4.5 КоАП РФ для данной категории дел. ( исчисляемого с <дата> ).

Вместе с тем, согласно общим правилам назначения административного наказания, основанным на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ (ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ).

ООО «РТК» назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 руб.

В силу ч.3.2 ст.4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

В соответствии с ч.3.3 ст.4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.

С учетом характера совершенного административного правонарушения, отсутствия отягчающих обстоятельств по делу, имущественного положения юридического лица, имеющего значительную кредиторскую задолженность, что повлекло подачу в отношении него заявления о банкротстве, а, кроме того, выполнение ООО «РТК» социально значимой функции по водоотведению, считаю необходимым назначенное ООО «РТК» наказание изменить, определив его в виде административного штрафа в размере 75 000 рублей.

При этом, суд исходит из характера деятельности ООО «РТК», влияния экономической и эпидемиологической ситуации на деятельность предприятия, и считает, что в создавшихся условиях назначение ООО «РТК» административного наказания в виде административного штрафа в размере 150000 рублей может свидетельствовать об избыточном государственном принуждении, необеспечении баланса основных прав юридического лица и общественного интереса, состоящего в защите прав общества и государства от административных правонарушений.

В остальной части оспариваемое постановление в отношении ООО «РТК» является законным и обоснованными, вынесенными компетентным лицом в соответствии с установленной законом процедурой, соответствует существу и цели закона.

Таким образом, постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Западно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора /Пс от <дата> о привлечении ООО «РТК» подлежит изменению в части назначенного ООО «РТК» наказания.

Наказание юридическому лицу назначено с учетом требований закона, а именно с учетом требований ст. ст. 4.1.1. и ст.3.4ч.2 КоАП РФ т.е. оснований для, оснований для применения замены штрафа на предупреждение, не имеется поскольку существует угроза объектам животного и растительного мира.

Судом проверено, что юридическое лицо к субъектам малого и среднего предпринимательства не относится согласно данных ИНН, в материалах дела., а потому и оснований для применения ст. 4.1.2 КоАП РФ не имеется.

Жалобу ООО «РТК» подлежит частичному удовлетворению.

Срок по жалобе не пропущен.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 30.4- 30.8 КоАП РФ, суд

РЕШИЛ:

Постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Западно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО3 /Пс от <дата> о привлечении ООО «РТК» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.8.13 КоАП РФ, изменить в части назначенного административного наказания, определив ООО «РТК» административное наказание с применением положений ч.3.2 ст.4.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 75 000 рублей.

В остальной части постановление оставить без изменения.

Жалобу ООО «РТК» – удовлетворить частично.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики (через Первомайский районный суд г. Ижевска) в течение 10 дней со дня получения копии решения.

Судья :                                  М.А. Обухова

12-1620/2022

Категория:
Административные
Статус:
Изменено с изменением наказания
Ответчики
ООО "РТК"
Суд
Первомайский районный суд г. Ижевск Удмуртской Республики
Судья
Обухова Марина Анатольевна
Дело на странице суда
pervomayskiy.udm.sudrf.ru
17.08.2022Материалы переданы в производство судье
21.09.2022Судебное заседание
30.09.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.09.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее