Дело № 2а-5079/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
9 сентября 2021 года г. Химки <адрес>
Химкинский городской суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Панферовой Д.А.,
при секретаре ФИО4
при участии старшего помощника прокурора ФИО5
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Избирательной комиссии г. о. Химки <адрес>, о признании незаконными действия избирательной комиссии,
установил:
ФИО1 обратился в суд к Избирательной комиссии г. о. Химки <адрес> с административными исковыми требованиями о признании незаконными действия избирательной комиссии.
В обоснование требований указано, что решением Избирательной комиссии г.о. Химки от <дата> <№ обезличен> ФИО1 был зарегистрирован кандидатом в депутаты Совета депутатов г.о. Химки, выборы которых назначены на <дата>.
При принятии положительного решения комиссией не было учтено, что сведения о размере и об источниках доходов кандидата были поданы ФИО1 на <дата>, а не на <дата>.
Административный истец полагает, что до принятия решения о регистрации избирательная комиссия должна была уведомить его о наличии недостатков, которые могли быть устранены в случае надлежащего исполнения комиссией своих полномочий, вместо этого комиссия приняла решение о регистрации кандидата, что поставило его в уязвимое положение относительно иных кандидатов.
О наличии данного обстоятельства административному истцу стало известно в рамках административного дела по административному иску ФИО2 об оспаривании решения избирательной комиссии г.о. Химки от <дата> <№ обезличен>.
На основании вышеизложенного административный истец просил суд признать действия (бездействия) избирательной комиссии г.о. Химки <адрес> незаконными, признать сведений о размере и об источниках доходов кандидата по состоянию на <дата> соответствующими закону по форме и содержанию, обязать избирательную комиссию городского округа Химки <адрес> принять и учесть сведения о размере и об источниках доходов кандидата по состоянию на <дата>, обязать избирательную комиссии городского округа Химки <адрес> повторно рассмотреть вопрос о регистрации ФИО1 кандидатом в депутаты Совета депутатов городского округа Химки
Административный истец ФИО1 в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещался в соответствии с требованиями ст. 96 КАС РФ, с учетом сокращенных сроков рассмотрения данной категории спора судом принимались меры по извещению административного истца через имеющиеся у него социальные сети – Вконтакте, Instagram, WhatApp, Telegram, по номеру мобильного телефона и направлением судебной повестки на электронную почту истца.
Информация о времени и месте судебного заседания, о времени окончания перерыва в судебном заседании была опубликована на сайте суда.
Административный ответчик Избирательная комиссия г. о. Химки <адрес> в судебном заседании в лице представителя возражал против удовлетворения исковых требований указав, что решение суда о признании незаконным решения избирательной комиссии о регистрации административного истца вступило в законную силу, таким образом оснований для удовлетворения иска не имеется, избирательной комиссией же бездействия не допущено, так как истца должны были уведомить в случае обнаружения ошибки, вместе с тем избирательной комиссией таких нарушений не было обнаружено.
Заинтересованное лицо Избирательная комиссия <адрес> представителя не направило, о времени и месте судебного заседания извещалась в соответствии с требованиями ст. 96 КАС РФ.
Старший помощник прокурора ФИО5 согласно устному заключению по делу полагал иск не подлежащим удовлетворению.
С учетом мнения лиц, участвующих в деле, судебное разбирательство в соответствии со ст. 150 КАС РФ проведено в отсутствие не явившихся лиц, своевременно извещенных о времени и месте судебного заседания и не представивших сведений о причинах неявки в суд.
Изучив материалы дела и представленные доказательства в соответствии с требованиями ст. 84 КАС РФ, выслушав объяснения явившихся лиц, суд приходит к следующим выводам.
В силу ч. 3 ст. 62 КАС РФ обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, определяются судом в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле.
В силу части 1 статьи 178 КАС РФ суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям.
Судом установлено и подтверждается материалами административного дела, что ФИО1 на основании решения указанной Избирательной комиссии от <дата> <№ обезличен> был зарегистрирован кандидатом в депутаты Совета депутатов городского округа Химки по избирательному округу № 3 на выборах депутатов Совета депутатов городского округа Химки, назначенных на <дата>.
В соответствии с частью 2 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пункта 6 статьи 76 Федерального закона от <дата> N 67ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон N 67ФЗ) кандидаты вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) избирательной комиссии, нарушающие их права, свободы и законные интересы.
Из материалов дела усматривается, что ФИО2, являясь зарегистрированным кандидатом в депутаты Совета депутатов городского округа Химки по избирательному округу <№ обезличен> на выборах депутатов Совета депутатов городского округа Химки, назначенных на <дата> на основании решения Избирательной комиссии городского округа Химки <адрес> от <дата> <№ обезличен> обращался с административным иском к Избирательной комиссии городского округа Химки МО об отмене решения избирательной комиссии <№ обезличен> от <дата> г. о регистрации кандидата в депутаты ФИО1.
Решением Химкинского городского суда <адрес> от <дата> административное исковое заявление ФИО2 удовлетворено, судом постановлено признать решение избирательной комиссии городского округа Химки <адрес> <№ обезличен> от <дата> г. «О регистрации ФИО1, выдвинутого в порядке самовыдвижения кандидатом в депутаты Совета депутатов городского округа Химки по избирательному округу № 3 на выборах депутатов Совета депутатов городского округа Химки, назначенных на «19» сентября 2021 г.» незаконным и отменить.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам от <дата> решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Как указывает административный истец сведения о размере и об источниках доходов кандидата им были поданы по состоянию на <дата>, исходя из публикации решения Советов депутатов о проведении выборов на сайте Совета депутатов в сети интернет <дата>.
Утверждение административного истца о правомерности подачи им сведений по состоянию на <дата> опровергается собранными по делу доказательствами и основаны на неверном толковании норм материального права.
Согласно пункту 3 статьи 33 федерального закона вместе с заявлением о согласии баллотироваться должны быть представлены сведения о размере и об источниках доходов кандидата (каждого кандидата из списка кандидатов), а также об имуществе, принадлежащем кандидату (каждому кандидату из списка кандидатов) на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах (далее – сведения о доходах). Указанные сведения представляются по форме согласно приложению 1 к федеральному закону, которая может включать дополнительные сведения, если это предусмотрено федеральным законом.
Примечанием <№ обезличен> к данной форме определено, что названные сведения указываются по состоянию на первое число месяца, в котором осуществлено официальное опубликование (публикация) решения о назначении выборов.
Аналогичные положения предусмотрены ч. 5 ст. 23 Закона <адрес> от <дата> <№ обезличен>ОЗ (ред. от <дата>) «О муниципальных выборах в <адрес>».
По смыслу указанных норм, законом определена дата, по состоянию на которую необходимо представить названные выше сведения.
Как следует из материалов административного дела, представленные ФИО1, сведения о доходах не соответствуют требованиям закона.
Так, решение Совета депутатов городского округа Химки <адрес> о назначении выборов <№ обезличен> от <дата> г. было официально опубликовано 2 июля 2021 г. в газете «Химкинские новости» выпуск № 24.
Поскольку решение о назначении выборов депутатов опубликовано в июле 2021 года, ФИО1 надлежало представить сведения о принадлежащем ему имуществе по состоянию на <дата>.
Как следует из материалов дела ФИО1 представил сведения на дату <дата>, то есть на ненадлежащую дату, что свидетельствует о том, что сведения на дату по состоянию на первое число месяца, в котором осуществлено официальное опубликование решения о назначении выборов, не были представлены в комиссию до регистрации.
Так, согласно абзацу второму части 2 статьи 47 Федерального закона от <дата> № 131 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131 ФЗ), официальным опубликованием муниципального правового акта или соглашения, заключенного между органами местного самоуправления (далее – соглашение), считается первая публикация его полного текста в периодическом печатном издании, распространяемом в соответствующем муниципальном образовании.
Для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов и соглашений органы местного самоуправления вправе также использовать сетевое издание (абзац третий части 2 статьи 47 Федерального закона № 131 ФЗ).
В соответствии с частью 3 статьи 47 Федерального закона № 131 ФЗ порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, соглашений, заключаемых между органами местного самоуправления, устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан.
В силу абз. 3 п. 2 ст. 50 Устава городского округа Химки <адрес> официальным опубликованием муниципального правового акта или соглашения, заключенного между органами местного самоуправления, считается первая публикация его полного текста в периодическом печатном издании, распространяемом в городском округе.
В силу абз. 4 п. 2 ст. 50 Устава городского округа Химки <адрес> для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов и соглашений органы местного самоуправления вправе также использовать сетевое издание.
Как указано выше, решение Совета депутатов городского округа Химки <адрес> о назначении выборов официально опубликовано 2 июля 2021 г. в газете «Химкинские новости» выпуск № 24.
Согласно части 3 статьи 12 Федерального закона от <дата> г. N 8ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (далее – Федеральный закон N 8ФЗ), официальное опубликование законов и иных нормативных правовых актов, муниципальных правовых актов осуществляется в соответствии с установленным законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами порядком их официального опубликования.
Исходя из положений абз. 16 ст. 2 Закона «О средствах массовой информации» № 2124–1 под сетевым изданием понимается сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», зарегистрированный в качестве средства массовой информации в соответствии с указанным законом.
Вместе с тем, сайт Совета депутатов г. о. Химки http://sdhimki.ru не является сетевым изданием, в таком качестве не зарегистрирован и представляет из себя сайт органа местного самоуправления, который по смыслу Федерального закона № 131 ФЗ используется для целей предоставления общей информации о деятельности органов местного самоуправления.
Изложенные выводы также отражены в решении суда от <дата>, как и дана судом оценка доводам ФИО1 о бездействии избирательной комиссии по не уведомлению его о наличии недостатков сведений о размере и об источниках доходов.
Разрешая исковые требования о признании действия (бездействия) избирательной комиссии по не извещению административного истца незаконными и отказывая в их удовлетворении суд исходит из следующего.
В силу п. 1.1 ст. 38 Федерального закона от <дата> <№ обезличен> «Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан Российской Федерации» при выявлении неполноты сведений о кандидатах, отсутствия каких-либо документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации предусмотрено законом, или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатах), в том числе в составе списка кандидатов, и представленные в соответствии с пунктами 2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов, глав муниципальных округов и глав городских округов также документы, представленные в соответствии с пунктом 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей и списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению. Кандидат, избирательное объединение вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона. В случае отсутствия копии какого-либо документа, представление которой предусмотрено пунктом 2.2 статьи 33 настоящего Федерального закона, кандидат, избирательное объединение вправе представить ее не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов.
Как следует из приведенной нормы права обязанность избирательной комиссии извещать о наличии неполноты сведений либо отсутствии каких-либо документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, списка кандидатов и их регистрации предусмотрено законом, или несоблюдения требований закона к оформлению документов в соответствии с ч.2 ст. 30 Закона о муниципальных выборах предусмотрено при их выявлении не позднее чем за три дня до заседания избирательной комиссии, в настоящем споре наличие представления сведений о доходах кандидата на неверную дату до решения комиссии о его регистрации выявлено не было.
Приведенные выше положения нормативных актов не могли быть не известны кандидату ФИО1 при оформлении им сведений о имуществе и доходах на ненадлежащую дату, в том числе независимо от того известила его избирательная комиссии перед принятием решения о регистрации или нет, таким образом представляя в избирательную комиссию документ, оформленный с нарушением требований Закона, ФИО1 должен был предвидеть последствия своего поведения.
Требования истца о признании сведений о размере и об источниках доходов кандидата по состоянию на <дата> соответствующими закону по форме и содержанию, обязании избирательной комиссии городского округа Химки <адрес> принять и учесть сведения о размере и об источниках доходов кандидата по состоянию на <дата> не могут быть удовлетворены поскольку истекли сроки предоставления кандидатом документов для выдвижения и регистрации и устранения недостатков в этих документах; на день, предшествующий заседанию избирательной комиссии, на котором первоначально должен был рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, указанный недостаток не был устранен.
В соответствии с пунктом 4.12.2 «Методических рекомендаций по вопросам, связанным с выдвижением и регистрацией кандидатов, списков кандидатов на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления», утвержденных Постановлением ЦИК России от <дата> N 235/1486–6 кандидаты вправе исправлять недостатки в оформлении документов в срок не позднее чем за день до дня рассмотрения вопроса о регистрации кандидата.
Согласно пункту 9 статьи 33 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» установленный законом период, включающий в себя выдвижение кандидатов, списков кандидатов должен составлять при выборах в органы местного самоуправления – не менее 20 дней.
Поскольку судом при разрешении спора не установлено незаконного бездействия со стороны административного истца, а решением Химкинского городского суда <адрес> от <дата> решение административного ответчика о регистрации ФИО1 кандидатом было признано незаконным, так как создает преимущественные условия для участия ФИО1 в выборах, что нарушает принцип участия в выборах на равных основаниях (п. 1 ст. 5 федерального закона), равных прав и равных обязанностей кандидатов (п. 1 ст. 39 федерального закона) суд приходит к выводу об отсутствии оснований для обязания избирательной комиссии городского округа Химки <адрес> повторно рассмотреть вопрос о регистрации ФИО1 кандидатом в депутаты Совета депутатов городского округа Химки.
При таких обстоятельствах, административные исковые требования не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175 – 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административные исковые требования ФИО1 к Избирательной комиссии городского округа Химки <адрес> о признании действия (бездействия) незаконными, признании сведений о размере и об источниках доходов кандидата по состоянию на <дата> соответствующими закону по форме и содержанию, обязании избирательной комиссии городского округа Химки <адрес> принять и учесть сведения о размере и об источниках доходов кандидата по состоянию на <дата>, обязании избирательной комиссии городского округа Химки <адрес> повторно рассмотреть вопрос о регистрации ФИО1 кандидатом в депутаты Совета депутатов городского округа Химки – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Московской областной суд через Химкинского городского суда <адрес> в течение пяти дней со дня принятия решения суда.
В окончательной форме решение принято <дата>.
УИД 50RS0<№ обезличен>-57
Судья Панферова Дарья Александровна
Дело № 2а-5079/2021
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> |
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> |
|
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
|
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> |