2а-1623/2018 02 октября 2018 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Фрунзенский районный суд города Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Грибова И.Н.
при секретаре Долгулевой Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Алексеева Бориса Вадимовича к призывной комиссии Санкт-Петербурга, военному комиссару города Санкт-Петербурга о признании незаконным бездействия,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец обратился в суд с административным иском, в котором первоначально просил признать незаконным бездействие призывной комиссии Санкт-Петербурга, выразившееся в не рассмотрении заявления от 29.03.2017 года об оспаривании заключения призывной комиссии МО «Георгиевский»; признать незаконным бездействие призывной комиссии субъекта РФ г. Санкт-Петербурга, выразившееся в непредставлении ответа по существу на заявление от 29.03.2017 года в установленный законом срок; обязать призывную комиссию г. Санкт-Петербурга организовать очное заседание для рассмотрения заявления от 29.03.2017 года и дать ответ по существу на данное заявление.
В ходе рассмотрения дела административный истец в порядке ст. 125 КАС РФ, уточнив в окончательном виде заявленные требования, просил признать незаконным бездействие призывной комиссии Санкт-Петербурга, выразившееся в непринятии коллегиального решения по заявлению (жалобе) от 29.03.2017 года об оспаривании заключения призывной комиссии МО «Георгиевский», а также просил восстановить срок обращения с административным исковым заявлением в суд.
В обоснование заявленных требований Алексеев Б.В. указал, что он состоит на воинском учете в военном комиссариате Фрунзенского района Санкт-Петербурга, 09.07.2009 года в отношении него призывной комиссией было принято решение о зачислении в запас по причине признания его ограниченно годным к военной службе, однако на тот момент военный билет он не получил. Осенью 2016 года Алексеев Б.В. обратился в военный комиссариат Фрунзенского района Санкт-Петербурга для получения военного билета, однако его направили на медицинское освидетельствование, по результатам которого он был признан годным с ограничениями категория «Б». В октябре 2016 года призывная комиссия приняла заключение о том, что административный истец не прошел военную службу без наличия на то законных оснований. В связи с несогласием с данным заключением, административный истец подал жалобу в призывную комиссию Санкт-Петербурга. По результатам рассмотрения его жалобы военным комиссаром города Санкт-Петербурга дан ответ от 26.04.2017 года. Однако административный истец считает, что в нарушение ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» до настоящего времени призывной комиссией Санкт-Петербурга не принято коллегиальное решение по его заявлению (жалобе) от 29.03.2017 года, и просит признать незаконным бездействие призывной комиссии Санкт-Петербурга.
Административный истец Алексеев Б.В. и его представитель Горбачев А.Н., допущенный в порядке части 5 статьи 57 КАС РФ, в судебном заседании заявленные требования поддержали.
Административные ответчики призывная комиссия Санкт-Петербурга, военный комиссар города Санкт-Петербурга в лице представителя Емельянова А.В. в судебном заседании возражали против удовлетворения административного иска.
Суд, определив рассматривать дело в отсутствие неявившихся лиц, исследовав материалы дела, выслушав участников процесса, приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1.1 статьи 28 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Федеральный закон N 53-ФЗ, Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе") при зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, пунктом 4 статьи 23, статьей 24 данного закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяются Положением о призыве на военную службу.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года N 663 утверждено Положение о призыве на военную службу граждан Российской Федерации (далее - Положение).
В данном Положении указано, что при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, подпунктом "в" пункта 3, пунктом 4 статьи 23 и статьей 54 Федерального закона N 53-ФЗ, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в отделе (муниципальном) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих отделов (муниципальных) выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 1 января 2014 года, при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу (пункт 34 Положения в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений).
Пунктом 17 Положения установлено, что при наличии оснований, предусмотренных Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, призывная комиссия выносит решение об освобождении призывника от призыва на военную службу или о предоставлении ему отсрочки от призыва на военную службу. Такое решение выносится на основании документов, представленных призывником в призывную комиссию, один раз при первоначальном рассмотрении данного вопроса.
Контроль за наличием у призывника оснований для освобождения от призыва на военную службу или для отсрочки от призыва на военную службу возлагается на начальника отдела (муниципального), а за прохождением призывником назначенного ему медицинского обследования, лечения и повторного медицинского освидетельствования - на отдел (муниципальный) и соответствующие медицинские организации (пункт 18 Положения).
Согласно пункту 19 Положения призывник, у которого утрачены основания для освобождения от призыва на военную службу или истекли сроки предоставленной ему отсрочки от призыва на военную службу, подлежит призыву на военную службу на общих основаниях.
В силу пункта 1 статьи 5 Федерального закона N 53-ФЗ проведение мероприятий по медицинскому освидетельствованию и медицинскому осмотру при постановке на воинский учет, призыве на военную службу и проведение иных мероприятий, связанных с призывом на военную службу, осуществляется военными комиссариатами.
Вопросы организации призыва граждан на военную службу регламентированы статьей 26 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".
На основании пункта 1 названной статьи призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы. Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
На мероприятия, связанные с призывом на военную службу, граждане вызываются повестками военного комиссариата (пункт 3 названной статьи).
В соответствии со статьей 31 Федерального закона N 53-ФЗ граждане, не пребывающие в запасе, подлежащие призыву на военную службу, обязаны явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы, а также находиться в военном комиссариате до начала военной службы (пункт 1).
Граждане, подлежащие призыву на военную службу, обязаны получать повестки военного комиссариата под расписку. Повестки вручаются гражданам работниками военного комиссариата или по месту работы (учебы) гражданина руководителями, другими ответственными за военно-учетную работу должностными лицами (работниками) организаций. В повестках должны быть указаны правовые последствия невыполнения гражданами изложенных в них требований. В случае невозможности вручения повесток гражданам, подлежащим призыву на военную службу, указанными работниками, руководителями или должностными лицами обеспечение их прибытия на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, возлагается на соответствующие органы внутренних дел на основании соответствующего письменного обращения военного комиссариата (пункт 2).
В случае неявки без уважительных причин гражданина по повестке военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, указанный гражданин считается уклоняющимся от военной службы и привлекается к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 4).
Пунктом 34 Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 2 октября 2007 года N 400, предусмотрено, что после создания призывной комиссии ее председатель совместно с военным комиссаром разрабатывает график работы этой комиссии, в соответствии с которым в военном комиссариате составляются именные списки призывников по дням их явки на заседание призывной комиссии. Вызову на призывную комиссию подлежат все призывники, кроме пользующихся отсрочкой от призыва на военную службу и не подлежащих призыву на военную службу. При этом в первую очередь на комиссию вызываются граждане старших возрастов, пользовавшиеся ранее отсрочкой от призыва на военную службу и потерявшие это право, а также по различным основаниям ранее не призванные на военную службу или не отправленные к месту ее прохождения. Оповещение граждан о явке в военный комиссариат на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, осуществляется повестками согласно приложению N 30 к данной инструкции в соответствии с именными списками и на протяжении всего периода подготовки и проведения мероприятий, связанных с призывом граждан на военную службу.
Вручение призывникам повесток производится работниками военного комиссариата или личным составом участков и штабов оповещения, развернутых в учебных целях, должностными лицами органов местного самоуправления, на которые возложено ведение первичного воинского учета, или по месту работы (учебы) руководителями и должностными лицами организаций, ответственными за военно-учетную работу, как правило, не позднее чем за 3 дня до срока, указанного в повестке.
Таким образом, именно на военный комиссариат (иной уполномоченный орган или должностное лицо) в силу приведенных положений нормативных правовых актов возложена обязанность по надлежащему осуществлению мероприятий, направленных на организацию призыва на военную службу, в том числе по своевременному личному вручению под расписку повесток гражданам, подлежащим призыву.
Вступившим в законную силу решением Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга от 14.11.2017 года по административному делу № 2а-5181/2017 по административному иску Алексеева Б.В. к призывной комиссии Санкт-Петербурга, военному комиссару Санкт-Петербурга, призывной комиссии МО «Георгиевский» о признании незаконными решений, которым Алексееву Б.В. отказано в удовлетворении заявленных требований, установлено, что 08.07.2008 года решением призывной комиссии МО № 74 ему предоставлена отсрочка от призыва на военную службу до окончания обучения в образовательном учреждении - 30.06.2009 года; 26.03.2009 года Алексеев Б.В. проходил медицинское освидетельствование, однако районной призывной комиссией итоговое заключение о категории годности не было принято; с периода весеннего призыва 2009 года до 18.04.2016 года сведения о явке Алексеева Б.В. в военный комиссариат в личном деле отсутствуют, при этом 13.04.2015 года и 05.10.2015 года военным комиссариатом Фрунзенского района Санкт-Петербурга Алексеев Б.В. объявлялся в розыск; 11.01.2015 года при явке в районный военкомат Алексеев Б.В. получил повестку на медицинское освидетельствование, связанное с призывом на военную службу, на 13.04.2015 года, на которое не явился; Алексеев Б.В. явился в районный военкомат 16.04.2016 года, в связи с чем был направлен на медицинское освидетельствование на 18.04.2016 года, но прошел его только в период с 31.08.2016 года по 09.09.2016 года, после чего 19.09.2016 года прибыл в военный комиссариат. С учетом указанных обстоятельств, призывной комиссией МО «Георгиевский» 11.10.2016 года принято решение о зачислении Алексеева Б.В. в запас ВС РФ как лица, достигшего возраста 27 лет, как не прошедшего военную службу, не имея на то законных оснований.
Заявление (жалоба) Алексеева Б.В. на решение призывной комиссии МО «Георгиевский» от 11.10.2016 года была подана в призывную комиссию Санкт-Петербурга спустя 5 месяцев 29.03.2017 года.
Административный истец полагает, что, несмотря на окончание 31.12.2016 года осеннего призыва 2016 года призывная комиссия Санкт-Петербурга должна была в период весеннего призыва 2017 года рассмотреть его заявление (жалобу) и принять по нему решение.
Вместе с тем, в письме от 11.04.2017 года военный комиссар города Санкт-Петербурга Качковский С.В. сообщил Алексееву Б.В. о невозможности дать ответ на обращение, поскольку его личное дело по запросу направлено в Военную прокуратуру Санкт-Петербургского гарнизона.
В письме от 26.04.2017 года военный комиссар города Санкт-Петербурга Качковский С.В. сообщил Алексееву Б.В. о том, что его личное дело рассмотрено, решение призывной комиссии МО «Георгиевский» о передаче в запас по достижении предельного возраста призыва на военную службу признано обоснованным, ранее решение о передаче в запас как ограниченно годного к военной службе по состоянию здоровья призывная комиссия не принимала.
Согласно ч. 1 ст. 26 закона "О воинской обязанности и военной службе" от 28.03.1998 года N 53-ФЗ призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы. Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
В соответствии с ч. 7 ст. 28 Закона Решение (заключение) призывной комиссии может быть обжаловано гражданином в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации в течение трех месяцев со дня принятия обжалуемого решения (вынесения обжалуемого заключения) или в суд. Жалоба гражданина на решение призывной комиссии должна быть рассмотрена в течение пяти рабочих дней со дня ее поступления в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации, а жалоба гражданина на заключение призывной комиссии - в течение одного месяца со дня ее поступления в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации. В случае обжалования гражданином решения (заключения) призывной комиссии выполнение этого решения (действие этого заключения) приостанавливается до вынесения решения призывной комиссией соответствующего субъекта Российской Федерации или вступления в законную силу решения суда.
Из содержания ответа военного комиссара города Санкт-Петербурга от 26.04.2017 года на заявление (жалобу) Алексеева Б.В. на решение призывной комиссии МО «Георгиевский» следует, что указанная жалоба была рассмотрена по существу на основании личного дела.
В данном случае признание незаконным бездействия, а также решения призывной комиссии Санкт-Петербурга не повлечет для административного истца Алексеева Б.В. юридически значимых последствий, поскольку при наличии рассмотренного спора в суде о законности решения призывной комиссии МО «Георгиевский» о зачислении в запас в связи с достижением предельного возраста, как не проходившего военную службу, не имея на то законных оснований, на призывную комиссию Санкт-Петербурга по настоящему делу не может быть возложена обязанность принятия одного из решений, предусмотренных пунктом 1 статьи 28, пунктом 3 статьи 29 Закона о воинской обязанности и военной службе.
Правильность решения призывной комиссией МО «Георгиевский» в отношении административного истца была проверена в судебном порядке в процессе рассмотрения административного дела N 2а-5181/2017, по итогам рассмотрения которого в удовлетворении административного иска Алексеева Б.В. о признании незаконным решения призывной комиссии МО «Георгиевский» от 11.10.2016 года отказано.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Таким образом, для признания незаконным решения призывной комиссии необходимо кроме несоответствия его нормативному правовому акту также наличие нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца.
В ходе рассмотрения дела вышеуказанных обстоятельств административным истцом не представлено, в связи с чем суд находит административный иск Алексеева Б.В. не подлежащим удовлетворению.
Суд также усматривает основания для отклонения административного иска Алексеева Б.В. по мотивам пропуска срока на обращение в суд, о чем заявлено административным ответчиком.
Согласно статье 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.
Как следует из материалов дела и объяснений административного истца, заявление (жалоба) в призывную комиссию Санкт-Петербурга была подана им 29.03.2017 года, срок рассмотрения которой по закону составляет 5 рабочих дней (до 03.04.2017 года); ответ военного комиссара города Санкт-Петербурга на данное обращение направлен в адрес Алексеева Б.В. 26.04.2017 года по причине запроса личного дела прокуратурой; сведений о получении ответа в материалы дела не представлены, а административный истец данный факт отрицает, в связи с чем об отсутствии решения по своему заявлению (жалобе) Алексееву Б.В. стало известно не позднее 04.05.2017 года, тогда как с настоящим иском административный истец обратился в суд только 13.12.2017 года, то есть за истечением предусмотренного законом трехмесячного срока на подачу в суд административного искового заявления.
Доводы административного истца о том, что он не знал, что его заявление (жалоба) от 29.03.2017 года не была рассмотрена призывной комиссией Санкт-Петербурга, и полагал, что решение было принято и выражалось в ответе военного комиссара города Санкт-Петербурга, не могут быть приняты судом в качестве уважительной причины для восстановления пропущенного срока.
В силу части 8 статьи 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Учитывая изложенное, правовых оснований для удовлетворения требований Алексеева Б.В. не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 218-228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ 14 ░░░░░░ 2018 ░░░░.