Дело № 5-1868/20
25RS0010-01-2020-004209-58
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
Об административном правонарушении
«20» августа 2020 года г. Находка Приморского края
ул. Школьная, 22
Судья Находкинского городского суда Приморского края Жила Н.Л., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 20.2 КоАП Российской Федерации в отношении Филёвой Ольги Юрьевны, ДД.ММ.ГГ. года рождения, уроженки <.........> края, зарегистрированной по адресу: <.........>84 и проживающей по адресу: <.........>122.
Права, предусмотренные ст. 25.1 КоАП Российской Федерации, разъяснены при составлении протокола,
У С Т А Н О В И Л:
26 июля 2020 года полицейским УУП ОМВД России по г. Находка был составлен протокол в отношении Филёвой О.Ю. за совершение им административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.2 КоАП Российской Федерации.
Основанием для составления протокола послужили следующие обстоятельства:
26 июля 2020 года в 13-10 часов по адресу: Приморский край, г. Находка, Находкинский пр-кт, 16, гражданин Филёва О.Ю. являлась участником публичного мероприятия, двигаясь на транспортном средстве с использованием флагов с надписью: против НЗМУ, которые находились на транспортном средстве, чем нарушил ФЗ от 19 июня 2004 года № 54 ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях».
В судебном заседании Филёва О.Ю. пояснила, что не являлась участником публичного митинга, двигалась на своем автомобиле с флагами, запрета на перевозку флага в законе нет.
Представитель административного органа в судебное заседание не явился. О дне и времени рассмотрения извещался надлежащим образом. Ходатайств о рассмотрении дела в его отсутствие не заявлено. При таких обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя административного органа.
Выслушав лицо, привлекаемое к административной ответственности, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:
Согласно части 5 статьи 20.2 КоАП Российской Федерации, административным правонарушением признается нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи, предусматривающей административную ответственность за те же действия, повлекшие причинение вреда здоровью человека или имуществу, если они не содержат уголовно наказуемого деяния.
На обеспечение реализации установленного Конституцией Российской Федерации права граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования направлены положения Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (далее - Закон о публичных мероприятиях).
В силу пункта 1 статьи 2 Закона о публичных мероприятиях под публичным мероприятием понимается открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является, в числе прочего, свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.
Проведение публичного мероприятия должно основываться на принципах законности, выражающейся в соблюдении положений Конституции Российской Федерации, данного закона, иных законодательных актов Российской Федерации, и добровольности участия в публичном мероприятии (статья 3 Закона о публичных мероприятиях).
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях (статьи 5.38, 20.2), в том числе ответственность участника публичного мероприятия за нарушение установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования (части 5 и 6 статьи 20.2). При этом в силу общих положений данного Кодекса (часть 1 статьи 2.1) ответственность участника публичного мероприятия может наступать только в случае совершения им противоправных, виновных действий или его противоправного, виновного бездействия.
Правовой статус участника публичного мероприятия закреплен в части 1 статьи 6 Закона о публичных мероприятиях, согласно которой, участниками публичного мероприятия признаются граждане, члены политических партий, члены и участники других общественных объединений и религиозных объединений, добровольно участвующие в нем.
Во время проведения публичного мероприятия его участники обязаны: выполнять все законные требования организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел; соблюдать общественный порядок и регламент проведения публичного мероприятия; соблюдать требования по обеспечению транспортной безопасности и безопасности дорожного движения, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, если публичное мероприятие проводится с использованием транспортных средств (ч. 3 ст. 6 Закона о публичных мероприятиях).
Участники публичных мероприятий не вправе: скрывать свое лицо, в том числе использовать маски, средства маскировки, иные предметы, специально предназначенные для затруднения установления личности; иметь при себе оружие, боеприпасы, колющие или режущие предметы, другие предметы, которые могут быть использованы в качестве оружия, взрывные устройства, взрывчатые, ядовитые, отравляющие, едко пахнущие, легковоспламеняющиеся вещества, огнеопасные и пиротехнические вещества или изделия (за исключением спичек и карманных зажигалок), предметы (химические материалы), которые могут быть использованы для изготовления пиротехнических изделий или дымов, горючие материалы и вещества, иные вещества, предметы, изделия, в том числе самодельного изготовления, использование которых может привести к задымлению, воспламенению, иметь при себе и (или) распивать алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе; находиться в месте проведения публичного мероприятия в состоянии опьянения (ч. 4 ст. 6 Закона о публичных мероприятиях).
Таким образом, вышеперечисленные обязанности участника публичного мероприятия, устанавливаются для него Федеральным законом безусловно и не связываются законодателем с тем, принимало ли лицо участие в согласованном, либо не согласованном с органами исполнительной власти публичном мероприятии.
Вне зависимости от этого участник публичного мероприятия обязан соблюдать установленный Законом о публичных мероприятиях порядок проведения публичного мероприятия в части, касающейся его обязанностей и не нарушать установленные для участников запреты. Из установленных по делу обстоятельств следует, что Филёвой О.Ю. вменяется, что 26 июля 2020 года, она являлась участником несогласованного с органами местного самоуправления публичного мероприятия в форме митинга. О том, что данное публичное мероприятие является несогласованным с органами местного самоуправления, следует из материалов дела, однако каких-либо сведений о том, что информация о несогласованности публичного мероприятия была доведена сотрудниками полиции до сведения участников данного публичного мероприятия, в том числе и до Филёвой О.Ю., а также, что она не подчинялась неоднократным требованиям сотрудников полиции прекратить участие в несогласованном публичном мероприятии, в материалах дела не имеется.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 33 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 июня 2018 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях", нарушение участником мирного публичного мероприятия установленного порядка проведения публичного мероприятия, влекущее административную ответственность по части 5 статьи 20.2 КоАП Российской Федерации, может иметь место только в случае невыполнения (нарушения) участником публичного мероприятия обязанностей (запретов), установленных частями 3, 4 статьи 6 Закона о публичных мероприятиях.
К числу таких обязанностей относится, в частности, необходимость выполнения всех законных требований сотрудников органов внутренних дел, военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации. Невыполнение участником публичного мероприятия законных требований или распоряжений указанных представителей власти, а также воспрепятствование исполнению ими служебных обязанностей, связанных с обеспечением общественного порядка, безопасности граждан и соблюдением законности при проведении публичного мероприятия, подлежит квалификации по части 5 статьи 20.2 КоАП Российской Федерации, которая в данном случае является специальной по отношению к части 1 статьи 19.3 КоАП Российской Федерации.
Между тем, невыполнения (нарушения) Филёвой О.Ю. обязанностей или запретов, установленных частями 3, 4 статьи 6 Закона о публичных мероприятиях по делу не установлено, а то обстоятельство, что он являлся участником имевшего место 26 июля 2020 в г. Находке по Находкинскому пр-ку, 16 несогласованного публичного мероприятия в форме митинга, не является основанием для его привлечения к административной ответственности по части 5 статьи 20.2 КоАП Российской Федерации.
Таким образом, в действиях Филёвой О.Ю. отсутствуют признаки объективной и субъективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 20.2 КоАП Российской Федерации, т.е. состава указанного административного правонарушения в действиях Филёвой О.Ю. не имеется.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП Российской Федерации производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
В силу п. 1 ч. 1.1. ст. 29.9 КоАП Российской Федерации в случае наличия хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 настоящего Кодекса, выносится постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
В связи с чем, производство по делу на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП Российской Федерации подлежит прекращению.
Руководствуясь ст. ст. 29.9 ч. 1 п. 1, 29.10 КоАП Российской Федерации, суд
П О С Т А Н О В И Л:
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Филёвой Ольги Юрьевны прекратить в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
Предмет административного правонарушения: флаг с надписью против НЗМУ, по протоколу изъятия вещей и документов от 26 июля 2020 года вернуть законному владельцу после вступления постановления в законную силу.
Постановление может быть обжаловано в Приморский краевой суд в течение 10 суток со дня получения или вручения копии постановления, через Находкинский городской суд.
Судья: Н.Л. Жила