Дело № 2-493/2024
Категория дела 2.211 - Прочие исковые дела
-> прочие (прочие исковые дела)
УИД: 91RS00017-01-2024-000570-94
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
04 июля 2024 года пгт. Раздольное РК
Раздольненский районный суд Республики Крым в составе:
председательствующего Бедрицкой М.А.
при секретаре ФИО2
с участием помощника прокурора <адрес>а ФИО3
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску исполняющего обязанности прокурора <адрес> Республики Крым в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации Ручьевского сельского поселения <адрес> Республики Крым, третьи лица не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора Министерство культуры Республики Крым о понуждении совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
ДД.ММ.ГГГГ исполняющий обязанности прокурора <адрес> Республики Крым обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации Ручьевского сельского поселения <адрес> Республики Крым, о понуждении совершить определенные действия устранить нарушения требований законодательства в сфере охраны объектов культурного наследия. Просят суд обязать Администрацию Ручьёвского сельского поселения <адрес> Республики Крым устранить нарушения требований исполнения законодательства в сфере охраны объектов культурного наследия, а именно:
установить надписи и обозначения, содержащие информацию о воинском захоронении «Братская могила мирных жителей - жертв фашистского террора», расположенном по адресу: <адрес>, сельское поселение Ручьёвское, <адрес>, в 50 м от села, у шоссе Раздольное- Красноперекопск (кадастровый №);
установить надписи и обозначения, содержащие информацию о воинском захоронении «Братская могила советских воинов», расположенного по адресу: <адрес>, сельское поселение Ручьёвское, <адрес>, сельское кладбище (кадастровый №).
Требования мотивированы тем, что прокуратурой <адрес> Республики Крым проведена проверка исполнения должностными лицами Администрации Ручьевского сельского поселения <адрес> требований законодательства в сфере охраны объектов культурного наследия, по результатам которой выявлены нарушения.
Проведенной проверкой установлено, что в соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отнесении объектов культурного наследия культурного наследия регионального значения и выявленным объектам культурного наследия», на территории Ручьёвского сельского поселения <адрес> Республики Крым находится 2 объекта культурного наследия регионального значения, которые являются воинскими захоронениями и на которые зарегистрировано право муниципальной собственности:
«Братская могила мирных жителей - жертв фашистского террора», расположенного по адресу: <адрес>, сельское поселение Ручьёвское, <адрес>, в 50 м от села, у шоссе Раздольное- Красноперекопск (кадастровый №);
«Братская могила советских воинов», расположенного по адресу: <адрес>, сельское поселение Ручьёвское, <адрес>, сельское кладбище (кадастровый №).
Согласно выпискам из ЕГРН указанные объекты находятся в муниципальной собственности муниципального образования Ручьёвское сельское поселение <адрес> Республики Крым.
В ходе проведенного визуального осмотра вышеуказанных объектов культурного наследия, которые являются воинскими захоронениями установлено, что надписи и обозначений, содержащих информацию о воинских захоронениях и памятниках Великой Отечественной войты, отсутствуют.
Таким образом, как указывается прокурором, ответчиком нарушаются конституционные права граждан на доступ к объектам культурным ценностям, а также право на участие в культурной жизни, получение информации об объектах культурного наследия.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, прокурор <адрес> Республики Крым реализует полномочия, предоставленные законом, путем предъявления настоящего искового заявления в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В судебном заседании помощник прокурора ФИО3 заявленные исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, согласно письменного ходатайства просит суд рассмотреть дела без участия представителя, против исковых требований не возражает.
Представитель Министерства культуры Республики Крым в судебное заседания не явился, о дате и времени рассмотрения дела уведомлены в установленном порядке согласно заявленного ходатайства просят суд рассмотреть дело в отсутствие представителя, в адрес суда поступили письменные пояснения на заявленные требования.
Суд, выслушав пояснения участников, исследовав представленные доказательства и иные материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 44 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям. Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
Статьей 45 Конституции Российской Федерации закреплены государственные гарантии защиты прав и свобод (часть 1) и право каждого защищать свои права всеми не запрещенными законом способами (часть 2). В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее по тексту ГПК РФ) прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с и. 13 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского, сельского поселения относятся сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения.
В силу ст. 2 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗРК/2015 «О закреплении за сельскими поселениями Республики Крым вопросов местного значения» за сельскими поселениями Республики Крым закрепляются вопросы местного значения, в том числе предусмотренные пунктом 13 ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 131 -ФЗ.
Согласно ст. 9.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Закон № 73-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, в том числе относятся:
сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности муниципальных образований;
обеспечение условий доступное и для инвалидов объектов культурного наследия, находящихся в собственности поселений или городских округов;
иные полномочия, предусмотренные настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
Как установлено ст. 3 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» (далее - Закон РФ №), захоронения погибших при защите Отечества с находящимися на них надгробиями, памятниками, стелами, обелисками, элементами ограждения и другими мемориальными сооружениями, и объектами являются воинскими захоронениями.
К ним относятся: военные мемориальные кладбища, воинские кладбища, отдельные воинские участки на общих кладбищах, братские и индивидуальные могилы на общих кладбищах и вне кладбищ, колумбарии и урны с прахом погибших, места захоронений в акваториях морей и океанов, места гибели боевых кораблей, морских, речных и воздушных судов с экипажами.
На воинское захоронение должны быть установлены надписи и обозначения, содержащие информацию о воинском захоронении (далее - информационные надписи и обозначения). Информационные надписи и обозначения должны включать в себя историческую справку, содержащую сведения о событиях, в честь которых были установлены мемориальные сооружения и объекты, информацию о подвиге погибших при защите Отечества и иные сведения (включая исторические документы и фотоматериалы). Информационные надписи и обозначения также могут включать в себя графические идентификаторы - QR-коды, посредством которых обеспечивается переход на информационные ресурсы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие историческую справку, видеоматериалы и другие материалы о произошедших событиях и об указанных лицах.
Обязанность по установке информационных надписей и обозначений на воинские захоронения возлагается на уполномоченные федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, в ведении которых находятся соответствующие воинские захоронения.
Как установлено судом, <адрес> Республики Крым проведена проверка в результате которой установлено, что на территории Ручьевского сельского поселения <адрес> Республики Крым расположены объекты культурного наследия регионального значения :
- «Братская могила мирных жителей - жертв фашистского террора», расположенного по адресу: <адрес>, сельское поселение Ручьёвское, <адрес>, в 50 м от села, у шоссе Раздольное- Красноперекопск (кадастровый №);
«Братская могила советских воинов», расположенного по адресу: <адрес>, сельское поселение Ручьёвское, <адрес>, сельское кладбище (кадастровый №).
В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отнесении объектов культурного наследия к объектам культурного наследия регионального значения и выявленным объектам культурного наследия» указанные объекты включены в Реестр объектов культурного наследия регионального уровня.
Указанные объекты находятся в муниципальной собственности муниципального образования Ручьёвское сельское поселение <адрес> Республики Крым, что подтверждается сведениями ЕГРН.
В ходе проведенного визуального осмотра вышеуказанных объектов культурного наследия, которые являются воинскими захоронениями установлено, что надписи и обозначения, содержащие информацию о воинских захоронениях и памятниках Великой Отечественной войны, отсутствуют.
Обязанность по установке информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации возлагается на физическое или юридическое лицо, которому объект культурного наследия принадлежит на праве собственности.
Исходя из анализа указанных норм, учитывая все обстоятельства дела в их совокупности, оценивая представленные сторонами доказательства, суд считает, что именно на ответчике лежит обязанность выполнения требований законодательства в сфере охраны объектов культурного наследия.
В связи с изложенным, суд приходит к выводу, что заявленные исковые требования являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление Заместителя прокурора <адрес> Республики Крым в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц – удовлетворить.
Обязать Администрацию Ручьёвского сельского поселения <адрес> Республики Крым устранить нарушения требований исполнения законодательства в сфере охраны объектов культурного наследия, а именно:
- установить надписи и обозначения, содержащие информацию о воинском захоронении «Братская могила мирных жителей - жертв фашистского террора», расположенном по адресу: <адрес>, сельское поселение Ручьёвское, <адрес>, в 50 м от села, у шоссе Раздольное- Красноперекопск (кадастровый №);
- установить надписи и обозначения, содержащие информацию о воинском захоронении «Братская могила советских воинов», расположенном по адресу: <адрес>, сельское поселение Ручьёвское, <адрес>, сельское кладбище (кадастровый №).
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Крым через Раздольненский районный суд Республики Крым в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Полный текст решения изготовлен ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий: подпись Бедрицкая М.А.