Дело №2-1652/17
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 апреля 2017 года г. Махачкала
Ленинский районный суд г. Махачкала РД в составе:
председательствующего – Онжолова М.Б.,
при секретаре - Байбаевой С.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Ленинского района г. Махачкала Курбанова К.Р. к Халилову ФИО10 о приостановлении деятельности АЗС «Согрнефть» до устранения нарушений законодательства о пожарной безопасности,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора г. Махачкалы Курбанов К.Р. обратился в суд с иском к Халилову А.А. о приостановлении деятельности АЗС «Согрнефть» до устранения нарушений законодательства о пожарной безопасности.
В обосновании иска указал, на то, что прокуратурой района совместно с отделом надзорной деятельности и профилактической работы №1 по г.Махачкале УНД ГУ МЧС России по Республике Дагестан проведена проверка исполнения требований законодательства о промышленной и пожарной безопасности на объекте автозаправочной станции (далее - АГЗС) «Согрнефть», расположенной в <адрес> км., в районе поворота на УМС (рядом с металобазой). Проверкой установлено, что 01 ноября 2016г. Халиловым А.А. заключен договор аренды с собственником земельного участка и АЗС Исаевым О.А. на объект недвижимого имущества АГЗС «Согрнефть», площадью 132,8 кв.м. Между тем, арендатором Халиловым А.А. требования пожарной безопасности при эксплуатации арендуемого АГЗС не соблюдаются. Кроме того, указано, что по результатам проверки начальником отдела надзорной деятельности и профилактической работы №1 по г.Махачкале УНД ГУ МЧС России по Республике Дагестан составлен акт, в котором отражен целый ряд нарушений.
В связи с чем просит признать бездействие арендатора Халилова А.А., ДД.ММ.ГГГГ гр., по устранению нарушений пожарной безопасности при эксплуатации арендуемого АГЗС, расположенный в <адрес> км., в районе поворота на УМС (рядом с металобазой), незаконным, обязать Халилова А.А. устранить перечисленные в акте отдела надзорной деятельности и профилактической работы № по <адрес> УНД ГУ МЧС России по <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГг. нарушения пожарной безопасности с момента вступления решения суда в законную силу и деятельность указанной АГЗС до приведения в соответствие с действующим законодательством о пожарной безопасности, приостановить.
В судебном заседании помощник прокурора Ленинского района г.Махачкала Арсланалиев Х.А. исковые требования заместителя прокурора Ленинского района г.Махачкала поддержал и просил их удовлетворить в полном объеме по основаниям, приведенным в исковом заявлении.
Ответчик Халилов А.А. надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явился, возражения по иску не представил, своего представителя не направил, потому дело рассмотрено с вынесением заочного решения.
Представитель ОНД Магомедов А.Н. (удостоверение ГПН №116614 от 05.04.2016) поддержал заявленные требования заместителя прокурора в полном объеме.
Заслушав помощника прокурора Ленинского района г.Махачкалы и представителя ОНД, исследовав письменные материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям;
Согласно ч.1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Как усматривается из материалов дела, прокуратурой района совместно с отделом надзорной деятельности и профилактической работы №1 по г.Махачкале УНД ГУ МЧС России по РД проведена проверка исполнения требований законодательства о промышленной и пожарной безопасности на объекте автозаправочной станции «Согрнефть», расположенной в <адрес> км., в районе поворота на УМС (рядом с металобазой).
Кроме того, из материалов дела видно, что данной проверкой установлено, что 01 ноября 2016г. Халиловым А.А. заключен договор аренды с собственником земельного участка и АЗС Исаевым О.А. на объект недвижимого имущества АГЗС «Согрнефть», площадью 132,8 кв.м.
Так, согласно п. 3.4 заключенного договора арендатор Халилов А.А. обязан соблюдать противопожарные требования.
Между тем, арендатором Халиловым А.А. требования пожарной безопасности при эксплуатации арендуемого АГЗС не соблюдаются.
Согласно ст. 37 Федерального закона «О пожарной безопасности» №69-ФЗ от 21.12.1994 руководители организации, граждане обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, несут персональную ответственность за ее соблюдение.
Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012г. №390 «О противопожарном режиме» (далее - ППР РФ №390) установлены требования пожарной безопасности, определяющие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций в целях обеспечения пожарной безопасности.
Судом установлено, что в ходе проверки начальником отдела надзорной деятельности и профилактической работы №1 по г.Махачкале УНД ГУ МЧС России по Республике Дагестан составлен акт №4-4-49/587 от 17 марта 2017г. выявлены следующие нарушения пожарной и промышленной безопасности, а именно:
- Вместимость резервуара хранения СУГ превышает 10 м3 (п. 35 НПБ 111-98*);
- Противопожарное расстояние от резервуаров СУГ до автомобильной дороги не соответствует нормативному (таб. 20 Федерального закона от 22.07.2008 №123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», прил. 4 п.3 НПБ 111-98*);
- Площадка для АЦ с жидким моторным топливом не оборудована отбортовкой высотой не менее 150 мм (п. 35* НПБ 111-98*);
- Площадка для АЦ с жидким моторным топливом не оборудована пандусами (пологими бортами площадки) для безопасного въезда и выезда автоцистерны (п. 35* НПБ 111-98*);
- Площадка для АЦ с жидким моторным топливом не оборудована аварийным резервуаром и сливным трубопроводом, обеспечивающими слив топлива с площадки без его перелива на остальную территорию АЗС при возможной разгерметизации сливного патрубка АЦ (п. 35* НПБ 111-98*);
- Резервуары для хранения СУГ не оснащены системой автоматического предотвращения превышения предельно допустимого уровня их заполнения (85% их геометрического объема) (приложение 6 п.20.5 НПБ 111-98*);
- Резервуары с жидким моторным топливом не оборудованы системами предотвращения их переполнения, обеспечивающими при 95%-м заполнении - автоматическое прекращение наполнения резервуара не более чем за 5 с. (п.54 НПБ 111-98*);
- Заправочная площадка для АЦ с СУГ, надземный резервуар СУГ и заправочные островки оборудованы сигнализаторами довзрывоопасных концентраций не предназначенными для открытого пространства (приложение 6 п.20.9 НПБ 111-98*);
- Заправочная площадка для АЦ с СУГ не оборудована отбортовкой высотой не менее 150 мм, обеспечивающей предотвращение растекания СУГ за ее пределы при аварийной разгерметизации арматуры АЦ, расположенной ниже номинального уровня наполнения СУГ (п. 14 НПБ 111-98*);
- Отсутствует сбросная труба паров СУГ исключающее образование взрывоопасных смесей в зоне размещения объектов, не относящихся к АЗС, а также в зоне технологического оборудования, зданий, сооружений АЗС и в местах возможного пребывания водителей и пассажиров транспортных средств (п. 14 НПБ 111-98*).
- Система водяного орошения для обеспечения охлаждения надземного (наземного) оборудования с СУГ и автоцистерны с СУГ в случае пожара не соответствует требования (приложение 6 п.22 НПБ 111-98*);
- Расстояния между технологическим оборудованием и помещениями для персонала, операторской на АЗС не соответствуют нормативным (расстояние от надземного резервуара СУГ до ТРК СУГ менее 20 м.) (таб. П.6.2 НПБ 111- 98*);
- Не представлена документация, определяющую категорию наружных установок по пожарной опасности. Отсутствует обозначение категорий на установках (п.3, статьи 24 Федерального закона от 22.07.2008 №123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);
- Отсутствует жесткая буксировочная штанга длиной не менее 3 метров для экстренной эвакуации горящего транспортного средства с территории автозаправочной станции (п.455 ППР РФ);
- На въезде и выезде с территории АЗС не выполнены пологие повышенные участки высотой не менее 0,2 м или дренажные лотки, отводящие загрязненные нефтепродуктами атмосферные осадки в очистные сооружения АЗС (п. 9НПБ 111-98*);
- Площадка для автоцистерны с СУГ не оборудовано наружной системой отсоса паров СУГ, обеспечивающей подвижность паровоздушной среды (п. 14 НПБ 111-98*);
- Не представлена сопроводительная документация с информацией о показателях пожарной опасности на реализуемые СУГ и жидкое моторное топливо (статья 133 Федерального закона от 22.07.2008 №123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);
- Руководитель не обеспечивает наличие на наружных установках обозначение их категорий по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны в соответствии с главами 5, 7 и 8 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"(п. 20 ППР РФ);
- Для маневрирования и выезда с территории автозаправочной станции для каждого транспортного средства на покрытие дорог не нанесены отличительные разметки или иные визуальные указатели (п. 450 ППР РФ).
- Площадка для резервуаров с жидким моторным топливом не оборудована извещателями пламени для обнаружения пожара при его возникновении на дыхательной арматуре (п.13.8.1 СП 5.13130-2009).
- На заправочном островке СУГ отсутствуют очистные сооружения, включая приемные лотки и соединительные трубопроводы, для исключения возможность распространения по ним СУГ и его паров за пределы каждого заправочного островка (п. 18 НПБ 111-98*);
- Площадка для автоцистерны с СУГ не оборудована наружной системой отсоса паров СУГ, обеспечивающей подвижность паровоздушной среды (по горизонтали на уровне верхнего края отбортовки) в любой точке площадки не менее 2 м/с и выброс паровоздушной среды через сбросную трубу. Запуск и остановка системы должны быть обеспечены как в автоматическом режиме, так и вручную с площадки для АЦ и дистанционно из операторной АЗС. При этом автоматический запуск системы отсоса паров СУГ должен осуществляться от датчиков довзрывоопасных концентраций, а остановка - от пожарных извещателей (п. 14 НПБ 111-98);
- На объекте применяются одностенные резервуары с надземным расположением (прил. 4 п.1 НПБ 111-98);
- Не представлены документы подтверждающие проведение периодического контроля герметичности резервуаров жидкого моторного и одностенных резервуаров для хранения топлива (п. 46, прил. 5 НПБ 111-98);
- Для целей пожаротушения на территории АЗС не предусмотрено установку не менее двух пожарных гидрантов или пожарного водоема емкостью не менее 100 куб.м. (НПБ 111-98 п. 94);
- Помещения МАЗС не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией. ФЗ № 123 Технический регламент о требованиях пожарной безопасности (ст.4; НПБ 110-03 п. 14; НПБ 111-98 п.96)
- МАЗС не оснащена очистными сооружениями для атмосферных осадков, загрязненных нефтепродуктами, которые должны отвечать следующим требованиям: а) оборудование очистных сооружений, в свободное пространство которого могут поступать пары топлива, должно располагаться подземно; б) емкости-накопители (при наличии) необходимо оснащать датчиками уровня, обеспечивающими подачу сигнала оператору АЗС при их номинальном заполнении; в) оборудование для опорожнения емкостей-накопителей от нефтепродуктов должно обеспечивать осуществление этой операции закрытым способом; г) линии деаэрации емкостей должны соответствовать требованиям, предъявляемым настоящими нормами к линиям деаэрации топливных резервуаров; д) трубопроводы для жидкости необходимо оснащать гидрозатворами; е) крышки люков для очистки песколовушек, устанавливаемых на стоках атмосферных осадков, загрязненных нефтепродуктами, должны быть выполнены в виде решеток, обеспечивающих проветривание песколовушек (п.39* НПБ 111-98).
- Наполнение резервуаров топливом производится открытым способом. Наполнение резервуаров топливом из АЦ должно осуществляться через трубопровод налива, проложенный подземно, и с использованием устройств, препятствующих распространению пламени по линии наполнения резервуара (п. 455 ППР РФ, п.60 НПБ 111- 98*);
- В местах размещения технологических установок отсутствуют таблички с номером телефона для вызова пожарной охраны (п. 6 ППР РФ);
- Не везде на территории АЗС размещены знаки пожарной безопасности "Курение табака и пользование открытым огнем запрещено" (п. 14 ППР РФ);
- Не созданы для целей ликвидации пожароопасных ситуаций и пожаров аварийные группы (п. 336 ППР РФ);
- Не представлена технико-эксплуатационная и конструкторская документация на применяемую технологическую систему (п.439 ППР РФ);
- Не представлен паспорт безопасности опасного объекта (приказ МЧС России от 04.11.2004 г. № 506 «Об утверждении типового паспорта безопасности опасного объекта»).
- Не представлена документация свидетельствующая о соответствии запорной арматуры, требованиям ГОСТ 9544-93 (п.39* НПБ 111-98);
- Не представлены документы, подтверждающие в установленные технической документацией сроки очистку и предремонтную подготовку технологического оборудования, в котором обращалось топливо или его пары (резервуары, емкости, трубопроводы, клапаны, вентили и др.) (п. 336 ППР РФ);
- На линии рециркуляции перед узлами подсоединения трубопровода к АЦ и резервуару отсутствуют огнепреградители (искрогасители). Конструкция узлов подсоединения линии рециркуляции к АЦ должна обеспечивать автоматическое перекрытие этих линий при расстыковке (п.62 НПБ 111-98).
Согласно ст. 2 Федерального закона от 06 марта 2006 года №35 «О противодействии терроризму» установлены требования, направленные на обеспечение и защиту граждан, минимизацию последствий возможных актов терроризма.
Обеспечение и соблюдение установленных законодательством норм пожарной безопасности на объекте с массовым пребыванием людей является одним из мероприятий по профилактике терроризма.
Деятельность АЗС без соблюдения требований законодательства о пожарной безопасности, противодействии терроризму создаёт угрозу для жизни и здоровья значительного количества людей, реальные условия и возможность для совершения актов терроризма.
Таким образом, судом установлено, что непринятие мер по устранению выявленных нарушений закона о противопожарной безопасности может повлечь наступление тяжких последствий в случае возникновения пожара, либо совершения террористического акта.
Категория лиц, чьи интересы затрагивает настоящее исковое заявление, непостоянна и персонально меняется, так как помимо администратора, АЗС посещают многочисленные автолюбители, сотрудники контролирующих органов и другие лица.
Интересы неопределённого круга лиц заключаются в обеспечении гарантированного Конституцией Российской Федерации права на жизнь, здоровье, безопасную среду жизнедеятельности (ст.ст.20, 41 Конституции Российской Федерации).
В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) прокурору предоставлено право на обращение в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий (бездействия), нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии со ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что доводы истца, отраженные в исковом заявлении нашли свое подтверждение в ходе судебного заседания и признаются судом достоверными, поскольку они ничем не опровергаются.
В связи с чем, заявленные исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление заместителя прокурора Ленинского района г. Махачкала Курбанова К.Р. к Халилову ФИО11 о приостановлении деятельности АЗС «Согрнефть» до устранения нарушений законодательства о пожарной безопасности удовлетворить.
Признать бездействие арендатора Халилова ФИО12, ДД.ММ.ГГГГ гр., по устранению нарушений пожарной безопасности при эксплуатации арендуемого АГЗС, расположенный в <адрес> км., в районе поворота на УМС (рядом с металобазой), незаконным.
Обязать Халилова ФИО13 устранить перечисленные в акте отдела надзорной деятельности и профилактической работы №1 по г.Махачкале УНД ГУ МЧС России по Республике Дагестан №4-4-49/587 от 17 марта 2017г. нарушения пожарной безопасности с момента вступления решения суда в законную силу.
Деятельность указанной выше АГЗС до приведения в соответствие с действующим законодательством о пожарной безопасности, приостановить.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья М.Б. Онжолов