Дело №
РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации
30 июля 2018 г. г.Гусиноозерск
Гусиноозерский городской суд Республики Бурятия в составе:
председательствующего судьи Ринчино Е.Н.,
при секретаре Гавриковой М.И.,
с участием сторон: представителя истца по доверенности Мальцева А.А., представителя ответчика МБДОУ детский сад №5 «Елочка» общеразвивающего вида –заведующей Овчинниковой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Бурятия в защиту прав неопределенного круга лиц к МБДОУ детский сад №5 «Елочка» общеразвивающего вида, Администрации МО «Селенгинский район» о понуждению к устранению нарушения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения,
УСТАНОВИЛ:
Обращаясь в суд в интресах неопределенного круга лиц, истец Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Бурятия (далее Управление Роспотребнадзора по РБ) просит возложить на МБДОУ детский сад №5 «Елочка» общеразвивающего вида в срок до ДД.ММ.ГГГГ выполнить требования санитарного законодательства, а именно: для защиты детей от солнца и осадков на территории каждой групповой площадки установить теневые навесы из расчета не менее 1 кв.м. на одного ребенка, отопительные приборы во 2-ой младшей группе оборудовать съемными ограждающими устройствами, обеспечить в постирочной наличие раздельных входов (окна приема-выдачи) для сдачи грязного и получения чистого белья; обязать Администрацию МО «Селенгинский район» осуществить финансирование мероприятий по устранению выявленных нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства МБДОУ в течение месяца со дня вступления решения суда в силу.
В судебном заседании представитель истца по доверенности ФИО3 исковые требования поддержал в части, представил отказ от иска в части возложения на ответчика МБДОУ детский сад №5 "Елочка" обязанности оборудовать отопительные приборы во 2-ой младшей группе съемными ограждающими устройствами, в связи с добровольным удовлетворением требований. Суду пояснил, что в ходе проверки детского сада были выявлены нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, учреждению выдавалось предписание, срок исполнения которого истек ДД.ММ.ГГГГ, однако нарушения устранены не в полном объеме. Просил иск удовлетворить.
Представитель ответчика МБДОУ детский сад №5 «Елочка» общеразвивающего вида по должности-заведующая Овчинникова И.В. требования признала, суду пояснила, что с нарушениями согласна, однако на устранение нет денежных средств. Неоднократно в РУО подавались заявки о необходимости финансирования для устранения недостатков. Теневые навесы в группах были устроены за счет родителей воспитанников детского сада, переустройство постирочной затруднительно. Намерены рассмотреть как вариант обрудованиедополнительного окна. На устранение нарушений требуется время.
Представитель ответчика Администрации МО «Селенгинский район» в судебном заседании отсутствовал, будучи надлежащим образом уведомлен о времени и месте рассмотрения дела, причины неявки суду неизвестны. Суд определил о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика.
Ранее в судебном заседании представитель ответчика Администрации МО «Селенгинский район» по доверенности Еранский Е.В.исковые требования признал в части, суду пояснил, что нарушения имеются, на устранение недостатков требуются значительные финансовые вложения, время для изыскания денежных средств и исправления недостатков.
Суд, заслушав стороны, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Согласно материалам дела, МБДОУ детский сад №5 «Елочка» общеразвивающего вида является муниципальным дошкольным бюджетным учреждением.
Государственная защита прав несовершеннолетних на охрану здоровья, благоприятную окружающую среду гарантируется Конституцией РФ, Федеральным Законом от 30.05.1999 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее Закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения муниципального района относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.
В силу п.3, п. 5 ч.1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в сфере образования относятся создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях; обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций.
Согласно ст. 28 указанного Федерального закона к компетенции образовательной организации относится, в том числе, материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, создание необходимых условий для охраны здоровья обучающихся и работников образовательной организации; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
Образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Пунктом 1 статьи 2 Закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
В соответствии со ст. 11 Закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.
В силу ст. 39 Закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В соответствии с п.п. 2, 15 части 3 ст.28 Федерального Закона от 29.12.2012г. №273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
Согласно п. 3.9 СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 №26, для защиты детей от солнца и осадков на территории каждой групповой площадки устанавливают теневой навес площадью из расчета не менее 1 кв. м на одного ребенка. Для групп с численностью менее 15 человек площадь теневого навеса должна быть не менее 20 кв. м.
В силу п. 4.35 указанных СанПиН 2.4.1.3049-13 в дошкольных образовательных организациях рекомендуется предусматривать постирочную. Помещения стиральной и гладильной должны быть смежными. Входы (окна приема-выдачи) для сдачи грязного и получения чистого белья должны быть раздельными.
Согласно акту проверки Управления Роспотребнадзора по РБ от 25.05.2018 г., в нарушение указанных норм в МБДОУ детский сад №5 «Елочка» общеразвивающего вида по адресу: <адрес>, для защиты детей от солнца и осадков на территории каждой групповой площадке имеются теневые навесы, не соответствующие по площади, из расчета не менее 1 кв.м. на одного ребенка (п. 3.9 СанПиН 2.4.1.3049-13), в постирочной не обеспечено наличие раздельных входов (окна приема-выдачи) для сдачи грязного и получения чистого белья (п.4.35 СанПиН 2.4.1.3049-13).
Данные нарушения были выявлены и ранее при вынесении предписания №<данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ.
Наличие указанных нарушений ответчиками в судебном заседании не оспорено, доказательств устранения нарушений не представлено.
Суд соглашается с доводами представителя истца о том, что несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований ответчиками создает угрозу здоровью несовершеннолетних воспитанников детского сада.
Перечисленные выше нормы права обязывают МО «Селенгинский район» как учредителя и непосредственно МБДОУ детский сад №5 «Елочка» общеразвивающего вида принять меры к устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства.
Согласно Уставу, утвержденному постановлением Администрации МО «Селенгинский район» №<данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ и согласованному с председателем МУ «Комитет по управлению имуществом, землепользованию, строительству и архитектуре Селенгинского района», МБДОУ детский сад №5 «Елочка» общеразвивающего вида является некоммерческой организацией, финансируемой за счет средств бюджета муниципального образования.
Учредителем МБДОУ детский сад №5 «Елочка» общеразвивающего вида является Администрация муниципального образования «Селенгинский район».
Таким образом, в полномочия Администрации МО «Селенгинский район» входит организация содержания и режима работы в образовательных учреждениях.
Учитывая, что Администрация СО «Селенгинский район» как учредитель МБДОУ детский сад №5 «Елочка» общеразвивающего вида обязана финансировать деятельность учреждения, исковые требования Управления Роспотребнадзора по РБ об обязании Администрации МО «Селенгинский район» осуществить финансирование для устранения нарушений требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения обоснованы и подлежат удовлетворению.
Согласно ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Учитывая мнение представителя истца, ответчика, а также, что для производства работ требуется время и финансовые вложения, суд считает возможным установить срок исполнения решения суда по данным требованиям ДД.ММ.ГГГГ
В соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ администрация МО «Селенгинский район», как орган местного самоуправления, освобождена от уплаты государственной пошлины. Также с учетом финансового положения, финансирования за счет бюджетных средств, суд полагает возможным освободить от уплаты госпошлины МБДОУ детский сад №5 «Елочка» общеразвивающего вида.
В соответствии со статьей 220 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд полагает возможным прекратить производство по делу по требованиям об оборудовании отопительных приборов во 2-ой младшей группе съемными ограждающими устройствами, в связи с отказом истца от иска. При этом судом не установлены нарушения требований закона, прав и интересов иных лиц, представитель истца наделен соответствующими полномочиями.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Бурятия удовлетворить.
Обязать муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №5 «Елочка» общеразвивающего вида:
до ДД.ММ.ГГГГ:
- установить на территории каждой групповой площадки теневые навесы из расчета не менее 1 кв.м. на одного ребенка,
- обеспечить в постирочной наличие раздельных входов (окна приема-выдачи) для сдачи грязного и получения чистого белья.
Обязать администрацию МО «Селенгинский район» осуществить финансирование мероприятий МБДОУ детский сад №5 «Елочка» общеразвивающего вида по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства.
Производство по делу в части требований оборудовать отопительные приборы во второй младшей группе съемными ограждающими устройствами прекратить в связи с отказом истца от иска.
Освободить МБДОУ детский сад №5 «Елочка» общеразвивающего вида от уплаты государственной пошлины.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Бурятия путем подачи апелляционной жалобы через Гусиноозерский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Ринчино Е.Н.
Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ