УИД 61RS0020-01-2020-005028-51

Дело № 2а-375/2021 (2а-2335/2020)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

08 февраля 2021 года                     г. Новошахтинск

Новошахтинский районный суд Ростовской области

в составе:

председательствующего судьи Меликяна С.В.,

при секретаре Платоновой Т.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Богомаза М.Е. к Комитету по управлению имуществом Администрации города Новошахтинска об оспаривании отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, заинтересованные лица Ефремова Л.Т., Сухарев Д.Н.,

У С Т А Н О В И Л:

Административный истец обратился в суд с административным исковым заявлением к административному ответчику, в котором после уточнения требований просил признать незаконным Распоряжение Комитета по управлению имуществом Администрации города Новошахтинска №... от 23.10.2020 об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Обязать Комитет по управлению имуществом Администрации города Новошахтинска повторно рассмотреть заявление Богомаза М.Е. об утверждении схемы расположения земельного участка по адресу: <адрес> на кадастровом плане территории.

В обоснование административного иска указал, что он является совладельцем здания склада, расположенного по адресу <адрес>, на земельном участке ГКН №... сформированном в 2004 году по его заявлению для размещения здания склада литер Л с пристройками. Одновременно в начале 2004 г. истец обратился в Администрацию г. Новошахтинска с заявлением о выдаче разрешения на строительство пристройки к складу по <адрес> №... 03.03.2004 Богомаз М.Е. получил Акт выбора земельного участка под строительство пристройки к складу по <адрес> №...-б. ... Богомаз М.Е. получил Постановление №... о разрешении на строительство пристройки к складу. 29.12.2006 Богомаз М.Е. получил Разрешение на ввод в эксплуатацию №... реконструированного здания склада с подвалом по <адрес> №...-б. Однако в нарушение действовавшего на момент произведения реконструкции законодательства ответчиком не проведены мероприятия по формированию выделенного для строительства земельного участка. Указанный земельный участок до настоящего времени не сформирован.

Поскольку заявлением о приобретении в собственность земельного участка, расположенного под зданием, находящимся в долевой собственности, могут обратиться как все сособственники одновременно, так и один из них, Богомаз М.Е. в марте 2016 г. обратился к ответчику с заявлением о предоставлении земельного участка, находящегося в муниципальной собственности. В ответ на указанное обращение от КУИ г. Новошахтинска получен отказ в связи с тем, что площадь объекта, принадлежащего на праве общей долевой собственности, значительно превышает площадь испрашиваемого земельного участка.

В целях устранения препятствий, указанных в отказе, сособственниками продовольственной базы, расположенной по <адрес> №...-б в судебном порядке произведен раздел зданий продовольственной базы общей площадью 4250,2 кв.м., расположенной на земельном участке площадью 10300 кв.м., принадлежащих на праве общей долевой собственности (дело №...)

В результате только 30.09.2019 сособственники склада литер Л с пристройками Сухарев Д.Н., Ефремова Л.T. и Богомаз М.Е. зарегистрировали право общей долевой собственности на указанное строение.

31.12.2019 на повторное обращение Богомаз М.Е. как сособственника здания склада об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории от ответчика последовал отказ со ссылкой на пересечение границами земельного участка объектов капитального строительства - абзац а п.п. 3 п. 12.2 Регламента №... от 02.12.2016.

23.10.2020 на очередное обращение Богомаз М.Е. как сособственника здания склада об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории от ответчика последовал отказ со ссылкой: на земельном участке расположено здание, принадлежащее гражданам или юридическим лицам - п.п. «и» п. 12.2 Регламента №... от 02.12.2016.

В соответствии с п. 29 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ (ред. от 27.12.2019) "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", до 1 января 2020 года исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, вправе принять решение об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории по основаниям, предусмотренным законом субъекта Российской Федерации, наряду с основаниями для отказа в утверждении данной схемы, предусмотренными пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона).

С 01.01.2020 исполнительным органам государственной власти или органам местного самоуправления, уполномоченным на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности указанное право законодательно не предоставлено.

При этом пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации указан исчерпывающий перечень оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка. Так, основаниями для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка являются:

1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи;

2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;

3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;

4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;

5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.

Таким образом, отказ Комитета по управлению имуществом Администрации города Новошахтинска, мотивированный ссылкой: «на земельном участке расположено здание, принадлежащее гражданам или юридическим лицам - п.п. «и» п. 12.2 Регламента предоставления муниципальной услуги «Утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории», утвержденного Постановлением Администрации города Новошахтинска от 02.12.2016 № 1172» противоречит нормам действующего законодательства РФ и нарушает права истца как собственника здания, расположенного на земельном участке, в отношении которого ответчиком принято решение об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка, поскольку указанное решение препятствует проведению кадастровых работ и приобретению права аренды либо права собственности на испрашиваемый земельный участок, занятый существующим объектом недвижимости, принадлежащим истцу и третьим лицам по настоящему делу, на праве собственности, и необходимый для эксплуатации этого объекта недвижимости.

Поскольку с 2004 г. до настоящего времени уполномоченными муниципальными органами, как представителями собственника, не произведены мероприятия по формированию земельного участка под пристройкой литер Л2, либо изменению (увеличению) границ ранее сформированного земельного участка №..., учитывая неоднократные отказы в утверждении схемы расположения земельного участка, приобрести право собственности на земельный участок путем выкупа или оформить право аренды земельного участка во внесудебном порядке не представляется возможным.

В судебное заседание административный истец, его представитель по доверенности, представитель административного ответчика по доверенности и заинтересованные лица не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. От административного ответчика поступили письменные возражения относительно исковых требований, согласно которым просят в удовлетворении иска отказать в полном объеме, рассмотреть дело без их участия. Дело рассмотрено без лиц, участвующих в деле, в порядке ст. 150 КАС РФ.

Исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Из материалов административного дела следует, что 13.10.2020 Богомаз М.Е. обратился в лице представителя по доверенности в КУИ Администрации г. Новошахтинска с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Заявителем указано, что целью обращения с указанным заявлением является образование земельного участка.

Заявление рассмотрено КУИ в порядке и в сроки, установленные Административным регламентом предоставления муниципальной услуги Комитетом по управлению имуществом Администрации города Новошахтинска «Утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории», утвержденным постановлением Администрации г. Новошахтинска от 02.12.2016 №... (далее – Регламент).

Распоряжением №... от 23.10.2020 административному истцу отказано в утверждении схемы расположения земельного участка площадью 69 кв.м. на кадастровом плане территории кадастрового квартала : 61:56:0120487 на основании подпункта «и» пункта 12.2 Регламента, а именно: на земельном участке расположено здание, принадлежащие гражданам или юридическим лицам.

В соответствии с п. 1 ст. 11.10 Земельного Кодекса РФ (далее - ЗК РФ), схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.

Статьей 11.10 ЗК РФ определены цели, в которых осуществляется подготовка схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, в зависимости от которых определяется как лицо, на которое возлагается подготовка схему расположения земельного участка, так и основания отказа в оказании услуги по подготовке схемы.

Так, подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом (п. 4 ст. 11.10 ЗК РФ).

Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для проведения аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельных участков, расположенных в границах субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя или в границах населенных пунктов (п. 5 ст. 11.10 ЗК РФ).

Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования путем раздела земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предоставленного гражданину или юридическому лицу на праве аренды или безвозмездного пользования, может быть обеспечена указанными гражданином или юридическим лицом (п. 6 ст. 11.10 ЗК РФ).

Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для последующего изъятия для государственных или муниципальных нужд может быть обеспечена лицом, в пользу которого изымается земельный участок (п. 7 ст. 11.10 ЗК РФ).

В случае образования земельных участков путем перераспределения земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, подготовка схем расположения земельных участков обеспечивается гражданами, являющимися собственниками таких земельных участков (п. 8 ст. 11.10 ЗК РФ).

В иных случаях подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 ЗК РФ (п. 3 ст. 11.10 ЗК РФ).

Поскольку заявителем не была указана цель формирования земельного участка, а Регламент содержит перечень различных действий для каждого из случаев (подпункт 1 и подпункт 2 пункта 12.2 Регламента), кроме того, ЗК РФ содержит различный перечень оснований отказа для каждого из случаев предоставления участков, то Комитетом заявление было отработано с учетом всех возможных способов дальнейшего приобретения права на земельный участок.

Так как изготовление и утверждение схемы расположения земельного участка должно иметь конкретную цель, а в данном случае, предоставление земельного участка (аренда, собственность, по итогам торгов, под объектом недвижимости, перераспределение земельных участков и т.д.), Регламент предусматривает различный перечень отказа в оказании услуги, исходя из цели формирования участка, с учетом ст.ст. 11.10, 39.16, 39.11,39.29 Земельного кодекса РФ.

В соответствии с п. 24.3 и 24.4 Регламента Комитет направил запрос о соответствии предполагаемого к образованию земельного участка градостроительным требованиям с приложением полученных от заявителя документов, а также заявление о присвоение адреса земельному участку, в отдел главного архитектора города.

Главным архитектором города была предоставлена запрошенная информация, исходя из которой, на земельном участке, в отношении которого изготовлена схема, расположена часть двухэтажного нежилого здания, площадью 876,8 кв.м., в связи с чем присвоение адреса невозможно.

Адрес объекту недвижимости присваивается на основании Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.11.2014 № 1221 (далее – Правила присвоения адреса).

Исходя из положений Правил присвоения адреса, присвоение адресов земельным участкам под частями объектов недвижимости не предусмотрено. Кроме того, в случае, если на земельном участке расположено здание (сооружение), то номерные части адреса земельного участка и стоящего на нем здания (сооружения) должны соответствовать друг другу. При этом адрес, присвоенный объекту адресации, должен отвечать требованиям уникальности, то есть один и тот же адрес не может быть присвоен более чем одному объекту адресации, за исключением случаев повторного присвоения одного и того же адреса новому объекту адресации взамен аннулированного адреса объекта адресации, а также присвоения одного и того же адреса земельному участку и расположенному на нем зданию (строению), сооружению. При этом адрес: <адрес> уже присвоен объекту недвижимости с кадастровым номером №..., а также земельному участку, на котором он, согласно сведениям Росреестра расположен, с кадастровым номером №..., что исключает повторное присвоение такого же адреса. Также невозможно формируемому участку присвоить иной адрес, поскольку он будет отличаться от адреса объекта недвижимости, часть которого на нем расположена.

Также после сбора необходимых документов было подтверждено наличие на земельном участке, в отношении которого изготовлена схема, расположения части двухэтажного нежилого здания, площадью 876,8 кв. м.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.

Пунктом 4 статьи 11.9 ЗК РФ установлено, что не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости.

Из разъяснений, данных судам в Обзоре судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 30.11.2016, формирование земельного участка, занятого объектом недвижимости, должно осуществляться таким образом, чтобы собственник этого объекта имел возможность осуществлять его обслуживание и эксплуатацию, то есть, в границы земельного участка должны входить как часть, которая занята объектом, так и часть, необходимая для его использования.

Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства (п. 2 ст. 11.10 ЗК РФ).

Из изложенных правовых норм следует, что возможность формирования земельного участка под частью объекта недвижимости законом не предусмотрена.

Согласно п. «в» пп. 1 п. 12.2 Административного регламента предоставления муниципальной услуги Комитетом по управлению имуществом Администрации города Новошахтинска «Утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории», утвержденного Постановлением Администрации г. Новошахтинска от 02.12.2016 N 1172, в предоставлении муниципальной услуги отказывается при наличии одного из следующих оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка (за исключением случая утверждения схемы расположения земельного участка в целях его образования для проведения аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка): разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации требований к образуемым земельным участкам.

Вместе с тем из обжалуемого решения следует, что КУИ отказал административному истцу в оказании услуги не на этом основании, а на основании п. «и» пп. 2 п. 12.2 Регламента, регламентирующего основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка в целях его образования для проведения аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, что не соответствует требованиям закона и фактическим обстоятельствам дела.

При таком положении суд полагает признать обжалуемое распоряжение Комитета по управлению имуществом Администрации г. Новошахтинска №... от ... незаконным и обязать Комитет по управлению имуществом повторно рассмотреть заявление Богомаза М.Е. об утверждении схемы расположения земельного участка по адресу: <адрес> на кадастровом плане территории.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ №... ░░ 23.10.2020 ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░> ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░:                                  ░.░. ░░░░░░░ &#0;

2а-375/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Богомаз Михаил Евстафиевич
Ответчики
Комитет по управлению имуществом Администрации города Новошахтинска
Другие
Сухарев Денис Николаевич
Ефремова Любовь Трофимовна
Колкатинов Александр Анатольевич
Суд
Новошахтинский районный суд Ростовской области
Судья
Меликян Сергей Вараздатович
Дело на сайте суда
novoshahtinsky.ros.sudrf.ru
16.12.2020Регистрация административного искового заявления
16.12.2020Передача материалов судье
18.12.2020Решение вопроса о принятии к производству
18.12.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.01.2021Подготовка дела (собеседование)
14.01.2021Рассмотрение дела начато с начала
08.02.2021Судебное заседание
08.02.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.02.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.03.2021Дело оформлено
22.03.2021Дело передано в архив
08.02.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее