Решение по делу № 33-17/2017 (33-4583/2016;) от 19.12.2016

Судья Шандрин Р.В. Дело № 33- 17

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

24 января 2017 года судебная коллегия по гражданским делам Пензенского областного суда в составе

Председательствующего Елагиной Т.В.

и судей Ирышковой Т.В., Мананниковой В.Н.

при секретаре Барановой Л.С.

заслушала в открытом судебном заседании по докладу Ирышковой Т.В. дело по апелляционной жалобе Войсковой части 3473 внутренних войск МВД РФ на решение Зареченского городского суда Пензенской области от 4 октября 2017 года, которым постановлено:

В иске Войсковой части 3473 внутренних войск МВД РФ к Кададову С.Н. о взыскании суммы неосновательного обогащения отказать.

Проверив материалы дела, выслушав объяснения участников процесса, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Кададов С.Н., проходивший военную службу по контракту в войсковой части 3473 Приволжского регионального командования внутренних войск МВД России с 27 июля 1994 года, состоял на жилищном учете с 16 января 1995 года составом семьи 4 человека (Кададова Н.В.- жена, Кададова К.Х.- дочь жены, Кададов А.С.- сын) в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий для постоянного проживания на основании ст. 29 ЖК РСФСР.

По договору купли- продажи от 6 августа 1997 года Кададов С.Н. приобрел в собственность жилой дом общей площадью 33,90 кв.м., в том числе жилой 26,3 кв.м, по адресу <адрес> договор купли- продажи был удостоверен нотариально, а право личной собственности Кададова С.Н. на указанный объект зарегистрировано в БТИ по месту нахождения жилого дома 6 августа 1997 года.

18 декабря 1997 года Кададову С.Н. на состав семьи 4 человека ФГУП ФНПЦ ПО «Старт» им. М.В. Проценко был выдан ордер на жилую площадь в общежитии <адрес>

После расторжения брака с Кададовой Н.В. 11 апреля 2006 года Кададов С.Н. состоял на учете один.

9 мая 2009 года истек срок действия контракта Кададова С.Н. на прохождение военной службы.

Согласно данным выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним на основании договора купли- продажи от 6 августа 1997 года в собственности Кададова С.Н. находился жилой дом площадью 32, 6 кв.м., расположенный по адресу <адрес> Запись о праве собственности на указанный объект недвижимости внесена в ЕГРП 20 августа 2009 года с целью регистрации ранее возникших прав для совершения сделки с указанным объектом, право собственности на указанный объект прекращено 29 сентября 2009 года.

По договору безвозмездной передачи жилого помещения в собственность (приватизации) от 10 декабря 2009 года, заключенным между администрацией города Заречного Пензенской области и Кададовой К.Х., занимаемое по договору социального найма жилое помещение по <адрес> общей площадью 38,7 кв.м. с согласия проживающих в нем: Кададова С.Н., Кададовой Н.В.,, Кададова А.С. передано в собственность Кададовой К.Х.

С октября 2010 года прапорщик Кададов С.Н. состоял на учете составом семьи 2 человека (сын Кададов А.С.).

По решению жилищной комиссии войсковой части 3473 от 24 августа 2011 года в связи с заключением брака 3 августа 2011 года с Кададовой Н.В. изменен состав семьи Кададова С.Н. на 4 человека.

21 марта 2012 года Кададов С.Н. обратился с рапортом об освобождении его от занимаемой должности и зачислении в распоряжение командира в/ч 3473 для последующего увольнения с военной службы после обеспечения жильем.

Приказом командира в/ч 3473 от 26 марта 2012 года л/с Кададов С.Н. был зачислен в распоряжение командира в/ч 3473 для последующего увольнения после обеспечения его жилым помещением по установленным нормам.

Согласно протоколу заседания жилищной комиссии войсковой части 3473 от 19 декабря 2014 года постановлено: предоставить прапорщику Кададову С.Н. на состав семьи 4 человека (он, супруга Кададова Н.В. 1966 г.р., дочь супруги - Кададова К.Х. 1988 г.р., сын - Кададов А.С. 1991 г.р.) жилищную субсидию из расчета 33,3 кв.м. в сумме 3 019 822,99 руб.

При этом, расчет субсидии произведен исходя из наличия с 12 декабря 2009 года в собственности Кададовой К.Х. двухкомнатной квартиры общей площадью 38,7 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>, которая ранее была предоставлена Кададову С.Н. муниципальным образованием на состав семьи 4 человека, в которой проживает с семьей Кададов С.Н.

По рапорту Кададова С.Н. от 18 декабря 2014 года платежным поручением от 24 декабря 2014 года была выплачена субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений) в сумме 3 019822,99руб.

На основании протокола жилищной комиссии войсковой части 3473 от 26 августа 2016 и приказа командира войсковой части 3473 от 26 августа 2016 года решение жилищной комиссии в/ч 3473 от 19 декабря 2014 г. (протокол № 24) и приказ командира в/ч 3473 от 19 декабря 2014 г. отменены в части выплаты прапорщику Кададову С.Н. денежных средств в сумме 3019 822,99 руб., установлено, что субсидия в сумме

3 019 822,99 руб. была предоставлена Кададову С.Н. неправомерно и подлежит взысканию как неосновательное обогащение, в связи с тем, что у прапорщика Кададова С.Н. в период с 20 августа 2009 года по 29 сентября 2009 года в собственности находился жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, о чем Кададов С.Н. сведения не предоставлял.

Истец Войсковая часть 3473 внутренних войск МВД РФ обратился в городской суд с иском к Кададову С.Н. о взыскании суммы неосновательного обогащения в размере 3 019 822,99 руб. со ссылкой на вышеприведенные обстоятельства и положения ст. ст. 1102-1109 ГК РФ.

Зареченский городской суд Пензенской области постановил вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе Войсковой части 3473 внутренних войск МВД РФ содержится просьба об отмене решения суда и вынесении нового решения об удовлетворении иска.

Автор жалобы, сославшись на обстоятельства, аналогичные послужившим для обращения в суд, считает решение суда незаконным и необоснованным, поскольку судом дана ненадлежащая оценка тому факту, что ответчик без установленных законом оснований приобрел принадлежащее ответчику имущество и обязан возвратить сумму неосновательного обогащения истцу.

В заседании суда апелляционной инстанции представитель истца Войсковой части 3473 внутренних войск МВД РФ по доверенности Боровиков Е.Е., сославшись на доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда и вынести новое решение об удовлетворении исковых требований.

Ответчик Кададов С.Н. и его представитель, допущенная к участию в деле, Завалишина Е.Ю. в заседании суда апелляционной инстанции просили оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Проверив материалы дела, выслушав объяснения участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 195 ГПК РФ решение должно быть законным и обоснованным. Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению. Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Принимая решение об отказе истцу в иске, суд первой инстанции исходил из недоказанности истцом наличия неосновательного обогащения со стороны ответчика Кададова С.Н., поскольку на момент предоставления ответчику субсидии истек установленный ст. 53 ЖК РФ пятилетний срок с даты распоряжения ответчиком находящимся в его собственности жилым домом, кроме того, ответчик не был ознакомлен с решением жилищной комиссии об отмене в предоставлении ему субсидии, которое могло быть отменено только в судебном порядке.

Судебная коллегия находит выводы суда ошибочными.

В соответствии со статьей 15 Федерального закона № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.

Военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.

Статьей 38 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" установлено, что срок военной службы для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, устанавливается в соответствии с контрактом о прохождении военной службы. Военнослужащий должен быть исключен из списков личного состава воинской части в день истечения срока его военной службы.

В соответствии с пунктом 17 Положения о порядке прохождения военной службы (утверждено Указом Президента Российской Федерации № 1237 от 16 сентября 1999 года "Вопросы прохождения военной службы") военнослужащий, общая продолжительность военной службы которого составляет 10 лет и более, нуждающийся в жилом помещении, без его согласия не может быть уволен с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления ему жилого помещения либо субсидии для приобретения или строительства жилого помещения по нормам, установленным жилищным законодательством, за исключением случаев, предусмотренных абзацем третьим пункта 1 статьи 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих". Военнослужащий, изъявивший желание получить жилое помещение не по месту увольнения с военной службы, увольняется с военной службы и обеспечивается жилым помещением в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 30 сентября 2004 года №322-О, военнослужащий, общая продолжительность военной службы которого составляет 10 лет и более, нуждающийся в улучшении жилищных условий по установленным нормам, без его согласия не может быть уволен с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления ему жилого помещения по нормам жилищного законодательства.

Таким образом, после истечения срока, указанного в контракте, военнослужащий реализует свое право на труд посредством либо дальнейшего прохождения военной службы - до обеспечения его жилым помещением, либо увольнения с военной службы - с условием его последующего обеспечения жильем по месту будущего проживания. Следовательно, при отсутствии письменного согласия военнослужащего на увольнение до улучшения его жилищных условий и при истечении срока, указанного в контракте, такого военнослужащего следует считать проходящим военную службу в добровольном порядке только до дня обеспечения жилым помещением.

При постановке Кададова С.Н. по его заявлению от 16 января 1995 года на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий на состав семьи 4 человека действовали Жилищный кодекс РСФСР, Правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления жилых помещений в Пензенской области, утвержденные решением Исполнительного комитета Пензенского областного Совета народных депутатов и президиума областного совета профессиональных союзов от 10.12.1984 № 661.

Право граждан на получение жилого помещения предусматривалось ст. 28 Жилищного кодекса РСФСР, согласно которой право на получение в пользование жилого помещения в домах государственного жилищного фонда имели граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий.

Статьей 29 Жилищного кодекса РСФСР установлен перечень оснований признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий, в том числе, нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются согласно п. 1 ст. 29 Жилищного кодекса РСФСР граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже установленного уровня.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 32 Жилищного кодекса РСФСР граждане подлежали снятию с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случае улучшения жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, указанный Кодекс применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Согласно части 2 статьи 6 указанного Федерального закона граждане, принятые на учет до 01 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным п. п. 1, 3 - 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.

На основании статьи 7 ФЗ №189-ФЗ к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.

В силу положений п.п.2 п.1 ст. 51 Жилищного Кодекса Российской Федерации, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, признаются, в том числе, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Решением Собрания представителей г. Заречного Пензенской области от 8 сентября 2005 года № 105 на территории г. Заречного Пензенской области была установлена учетная норма площади жилого помещения в целях принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях - в размере 10 и менее кв. метров общей площади жилого помещения на одного человека (в редакции от 14.10.2008 г.- 12 и менее кв. метров); норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма - в размере не менее 15 кв. метров общей площади жилого помещения на одного члена семьи, состоящей из двух и более человек, и не более 33 кв. метров общей площади жилого помещения на одного человека.

В соответствии со ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе, в случае, утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.

Статьей 53 ЖК РФ предусмотрено, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Как следует из материалов дела, после расторжения брака с Кададовой Н.В. 11 апреля 2006 года, ответчик состоял на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий один. При этом в его собственности находился жилой дом площадью, согласно выписке из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним, 32,6 кв.м., то есть Кададов С.Н. был обеспечен жилой площадью более действующей в тот период нормы предоставления в размере 15 кв.м. общей площади, и подлежал снятию с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Кроме того, наряду с находящимся в его собственности жилым домом, в его пользовании и пользовании членов его семьи по договору социального найма до момента приватизации 25 ноября 2009 года находилось жилое помещение, состоящее из 2 комнат жилой площадью 31,3 кв.м., общей площадью 38,7 кв.м по адресу <адрес>.

Так как общая площадь жилых помещений, занимаемых Кададовым С.Н. и членами его семьи составляла 71,3 кв.м., что также превышало, как установленную учетную норму для постановки на учет 12 кв.м., так и норму предоставления 15 кв.м. Кададов С.Н. не зависимо от состава его семьи не имел права состоять на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Оценивая обоснованность решения жилищной комиссии войсковой части 3473 от 19 декабря 2014 года, судебная коллегия, руководствуясь вышеприведенными положениями ст. 38 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 30 сентября 2004 года №322-О, полагает, что на момент окончания срока действия контракта 9 мая 2009 года Кададов С.Н. был полностью обеспечен жилым помещением и не имел права на получение субсидии за счет средств федерального бюджета.

При указанных выше обстоятельствах тот факт что на момент решения комиссией вопроса о предоставлении Кададову С.Н. субсидии истек установленный статьей 53 ЖК РФ пятилетний срок с даты распоряжения находящимся в его собственности жилым домом правового значения не имеет, как и отсутствие судебного решения в отношении решения жилищной комиссии о предоставлении субсидии.

Вышеприведенные нормы материального права и установленные фактические обстоятельства дела не были учтены судом первой инстанции при постановлении решения, а потому оно подлежит отмене, как незаконное на основании ст. 330 ГПК РФ.

Статьей 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что на лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), возложена обязанность возврата неосновательно приобретенного или сбереженного имущества (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 ГК РФ.

Правила, предусмотренные главой 60 ГК РФ, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.

Судебная коллегия соглашаясь с позицией истца, приходит к выводу о возникновении у Кададова С.Н. неосновательного обогащения в размере полученной субсидии 3 019 822,99 руб., которое подлежит взысканию с него в пользу истца.

С учетом положений п.п.1 п. 1 ст. 333 19 ГК РФ и ст. 103 ГПК РФ с ответчика в доход государства подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 23299,11 руб.

Руководствуясь ст. ст. 328-330 ГПК РФ судебная коллегия

о п р е д е л и л а :

Решение Зареченского городского суда Пензенской области от 4 октября 2016 года отменить, вынести новое решение, которым иск Войсковой части 3473 внутренних войск МВД РФ к Кададову С.Н. о взыскании суммы неосновательного обогащения удовлетворить.

Взыскать с Кададова С.Н. в пользу Войсковой части 3473 внутренних войск МВД РФ неосновательное обогащение в сумме 3019822,99 руб.

Взыскать с Кададова С.Н. государственную пошлину в доход государства 23299,11 руб.

Апелляционную жалобу Войсковой части 3473 внутренних войск МВД РФ удовлетворить.

Председательствующий

Судьи

33-17/2017 (33-4583/2016;)

Категория:
Гражданские
Истцы
В/ч 3473
Ответчики
Кададов С.Н.
Суд
Пензенский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud.pnz.sudrf.ru
27.12.2016Судебное заседание
24.01.2017Судебное заседание
02.02.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.02.2017Передано в экспедицию
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее