Решение по делу № 16-368/2021 - (16-8180/2020) от 17.11.2020

ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

                                                                        Дело № 16-368/2021

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Саратов                                                                                         25 января 2021 года

Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Найденова О.Н., рассмотрев жалобу главы администрации сельского поселения Долгоруковский сельсовет Долгоруковского муниципального района Липецкой области ФИО1 на вступившие в законную силу постановление государственного инспектора ОНД и ПР по городу Ельцу, Елецкому, Измалковскому, Становлянскому и Долгоруковскому районам УНД и ПР ГУ МЧС России по Липецкой области от 14 мая 2020 года, решение судьи Тербунского районного суда Липецкой области от 17 июня 2020 года, решение судьи Липецкого областного суда от 6 августа 2020 года, вынесенные в отношении главы администрации сельского поселения Долгоруковский сельсовет Долгоруковского муниципального района Липецкой области ФИО1 (далее Сараев Ю.А.) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установила:

постановлением государственного инспектора ОНД и ПР по городу Ельцу, Елецкому, Измалковскому, Становлянскому и Долгоруковскому районам УНД и ПР ГУ МЧС России по Липецкой области от 14 мая 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Тербунского районного суда Липецкой области от 17 июня 2020 года, глава администрации сельского поселения Долгоруковский сельсовет Долгоруковского муниципального района Липецкой области Сараев Ю.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей.

Решением судьи Липецкого областного суда от 6 августа 2020 года названные выше постановление государственного инспектора ОНД и ПР по городу Ельцу, Елецкому, Измалковскому, Становлянскому и Долгоруковскому районам УНД и ПР ГУ МЧС России по Липецкой области от 14 мая 2020 года и решение судьи Тербунского районного суда Липецкой области от 17 июня 2020 года изменены, исключено из обвинения главы администрации сельского поселения Долгоруковский сельсовет Долгоруковского муниципального района Липецкой области Сараева Ю.А. нарушение им требований пункта 17(1) Правил противопожарного режима в Российской Федерации, выразившееся в том, что на территориях населенных пунктов не в полном объеме произведена уборка мусора и покос травы, в остальной части постановление и решение оставлены без изменения.

В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции,                   глава администрации сельского поселения Долгоруковский сельсовет Долгоруковского муниципального района Липецкой области Сараев Ю.А. просит отменить вынесенные в отношении него акты по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, приводя доводы об их незаконности.

Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении и доводов жалобы в соответствии с частью 1 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях позволяет прийти к следующим выводам.

Частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 названного Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи.

В соответствии с частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях совершение тех же действий в условиях особого противопожарного режима влечет наложение административного штрафа на должностных лиц от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Абзацем 1 статьи 2 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее также - Федеральный закон от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ) определено, что законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя данный Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ требование пожарной безопасности - это специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности.

Под нарушением требований пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.

В этой же статье закреплено понятие особого противопожарного режима как дополнительные требования пожарной безопасности, устанавливаемые органами государственной власти или органами местного самоуправления в случае повышения пожарной опасности на соответствующих территориях.

Согласно статье 30 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ особый противопожарный режим может устанавливаться в случае повышения пожарной опасности решением органов государственной власти или органов местного самоуправления на соответствующих территориях.

На период действия особого противопожарного режима на соответствующих территориях нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами по пожарной безопасности устанавливаются дополнительные требования пожарной безопасности.

Пунктом 9 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ) определено, что к вопросам местного значения городского поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69 Правительством Российской Федерации от 25 апреля 2012 года № 390 утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации.

Правила противопожарного режима в Российской Федерации содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты в целях обеспечения пожарной безопасности.

В силу статьи 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в том числе руководители федеральных органов исполнительной власти, руководители органов местного самоуправления, и могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.

Из материалов дела усматривается, что по результатам проведения внеплановой выездной проверки в отношении администрации сельского поселения Долгоруковский сельсовет Долгоруковского муниципального района Липецкой области в период с 16 апреля 2020 года по 28 апреля 2020 года были выявлены нарушения требований Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года № 390 «О противопожарном режиме» (далее Правила противопожарного режима), Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», постановления администрации Липецкой области от 26 марта 2020 года №156 «О введении особого противопожарного режима на территории Липецкой области», которые отражены в акте проверки № 152 от 28 апреля 2020 года, а именно установлено, что: в нарушение пункта 16 Правил противопожарного режима территории населенных пунктов сельского поселения Долгоруковский сельсовет Долгоруковского муниципального района Липецкой области: с. Долгоруково, д. Анненка, с. Братовщина, д. Екатериновка, д. Ивановка, д. Ильинка, д. Колединовка, д. Кочетовка, с. Красное, д. Молодовка, д. Надеждино, хутор Новопетровский, д. Пашинино, пос. Полевой, пос. Тимирязевский, д. Харламовка не обеспечены звуковой сигнализацией для оповещения людей при пожаре в соответствии с ГОСТ 42.3.01.2104 года «Гражданская оборона. Технические средства оповещения населения. Классификация. Общие технические требования»; в нарушение пункта 17(1) Правил противопожарного режима на территориях населенных пунктов не в полном объеме произведена уборка мусора и покос травы; в нарушение пункта 55 Правил противопожарного режима на территориях населенных пунктов указатели направления движения к пожарным гидрантам и резервуарам, являющимися источниками противопожарного водоснабжения, с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения имеются не в полном объеме; в нарушение статьи 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», статьи 62 ФЗ от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», пункта 80 Правил противопожарного режима, пунктов 5.1, 8.6, 9.2, 9.3 «СП 8.13130.2009 Свод правил. Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности», утвержденных приказом МЧС России от 25 марта 2009 года № 178, на территориях населенных пунктов сельского поселения Долгоруковский сельсовет Долгоруковского муниципального района Липецкой области: с. Долгоруково, д. Анненка, с. Братовщина, д. Екатериновка, д. Ивановка, д. Ильинка, д. Колединовка, д. Кочетовка, с. Красное, д. Молодовка, д. Надеждино, хутор Новопетровский, д. Пашинино, пос. Полевой, пос. Тимирязевский, д. Харламовка для целей пожаротушения не созданы условия для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; в нарушение пункта 80 Правил противопожарного режима, пункта 9.4 «СП 8.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности», утвержденных Приказом МЧС России от 25 марта 2009 года № 178, водоемы, расположенные на территориях населенных пунктов сельского поселения, из которых производится забор воды для целей пожаротушения, не имеют подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12x12 м для установки пожарных автомобилей в любое время года.

Выявленные в ходе проверки нарушения послужили основанием для составления в отношении главы администрации сельского поселения Долгоруковский сельсовет Долгоруковского муниципального района Липецкой области Сараева Ю.А. протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 2статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и привлечения его постановлением государственного инспектора ОНД и ПР по городу Ельцу, Елецкому, Измалковскому, Становлянскому и Долгоруковскому районам УНД и ПР ГУ МЧС России по Липецкой области от 14 мая 2020 года, с которым согласился судья Тербунского районного суда Липецкой области, к административной ответственности, установленной указанной нормой.

Судья Липецкого областного суда, разрешая жалобу на постановление должностного лица и решение судьи районного суда, пришел к выводу о недоказанности вины главы администрации сельского поселения Долгоруковский сельсовет Долгоруковского муниципального района Липецкой области Сараева Ю.А. в нарушении пункта 17(1) Правил противопожарного режима, выразившемся в неосуществлении в полном объеме на территориях населенных пунктов уборки мусора и покоса травы, в связи с чем принял решение об изменении постановления должностного лица и решения судьи районного суда и исключении из обвинения главы администрации сельского поселения Долгоруковский сельсовет Долгоруковского муниципального района Липецкой области Сараева Ю.А. нарушения требований пункта 17(1) Правил противопожарного режима.

Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу об административном правонарушении доказательствами, которым дана надлежащая оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Действия главы администрации сельского поселения Долгоруковский сельсовет Долгоруковского муниципального района Липецкой области Сараева Ю.А. квалифицированы по части 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса и подлежащего применению законодательства.

Главой администрации сельского поселения Долгоруковский сельсовет Долгоруковского муниципального района Липецкой области Сараевым Ю.А. не приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательных норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В жалобе заявитель указывает на то, что начальником ОНД и ПР по городу Ельцу, Елецкому, Измалковскому, Становлянскому и Долгоруковскому районам УНД и ПР ГУ МЧС России по Липецкой области было вынесено распоряжение № 152 от 8 апреля 2020 года на проведение внеплановой документарной проверки в то время, как в отношении администрации сельского поселения Долгоруковский сельсовет Долгоруковского муниципального района Липецкой области была проведена внеплановая выездная проверка. Вместе с тем, такие доводы не влекут отмену обжалуемых актов, поскольку, как следует из материалов дела, в частности из акта проверки № 152 от 28 апреля 2020 года, протокола об административном правонарушении, постановления должностного лица и иных материалов, фактически инспектором ОНД и ПР по городу Ельцу, Елецкому, Измалковскому, Становлянскому и Долгоруковскому районам УНД и ПР ГУ МЧС России по Липецкой области в отношении администрации сельского поселения Долгоруковский сельсовет Долгоруковского муниципального района Липецкой области была проведена внеплановая выездная проверка. Ошибочное указание в названном выше распоряжении о проведении внеплановой документарной проверки не свидетельствует о незаконности ее проведения и недействительности ее результатов.

Доводы жалобы о том, что в нарушение положений Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее – Федеральный закон от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ) проведение проверки не согласовано с органами прокуратуры, несостоятельны.

Статьей 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ определены основания для проведения внеплановой проверки, одним из которых является приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям (подпункт 3 части 2 названной нормы).

В соответствии с частью 5 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ внеплановая выездная проверка юридических лиц, индивидуальных предпринимателей может быть проведена по основаниям, указанным в подпунктах "а", "б" и "г" пункта 2, пункте 2.1 части 2 настоящей статьи, органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности таких юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.

Таким образом, согласования органов прокуратуры требует проведение внеплановой выездной проверки юридических лиц, индивидуальных предпринимателей только по основаниям, указанным в подпунктах "а", "б" и "г" пункта 2, пункте 2.1 части 2 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ.

Наличие поручения Правительства Российской Федерации о проведении внеплановых выездных проверок на территории Российской Федерации не требует дополнительных распорядительных актов от органов прокуратуры.

При изложенных обстоятельствах в рассматриваемом случае положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" при проведении проверки соблюдены.

Ссылка заявителя жалобы на неуведомление администрации сельского поселения Долгоруковский сельсовет Долгоруковского муниципального района Липецкой области о проведении внеплановой выездной проверки опровергается материалами дела, из которых следует, что надзорным органом на имя главы администрации 8 апреля 2020 года был направлен запрос о предоставлении документов, в котором сообщалось о проведении внеплановой выездной проверки по соблюдению требований норм и правил в области пожарной безопасности в отношении администрации на основании распоряжения от 8 апреля 2020 года № 152 (л.д. 38).

Согласно поданной в Требунский районный суд Липецкой области жалобе на постановление должностного лица (л.д. 3), глава администрации сельского поселения Долгоруковский сельсовет Долгоруковского муниципального района Липецкой области Сараев Ю.А. подтвердил получение указанного запроса и доведение до него информации о проведении внеплановой выездной проверки.

Указание в жалобе на признание выданного по результатам проверки предписания незаконным не исключает ответственность лица за нарушение требований пожарной безопасности.

Иные доводы жалобы являются несущественными и не влекут отмену или изменение обжалуемых актов.

Срок давности и порядок привлечения главы администрации сельского поселения Долгоруковский сельсовет Долгоруковского муниципального района Липецкой области к административной ответственности не нарушены.

Административное наказание назначено в пределах санкции части 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену состоявшихся актов не установлено.

Руководствуясь статьей 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

постановила:

постановление государственного инспектора ОНД и ПР по городу Ельцу, Елецкому, Измалковскому, Становлянскому и Долгоруковскому районам УНД и ПР ГУ МЧС России по Липецкой области от 14 мая 2020 года, решение судьи Тербунского районного суда Липецкой области от 17 июня 2020 года, решение судьи Липецкого областного суда от 6 августа 2020 года, вынесенные в отношении главы администрации сельского поселения Долгоруковский сельсовет Долгоруковского муниципального района Липецкой области ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу главы администрации сельского поселения Долгоруковский сельсовет Долгоруковского муниципального района Липецкой области ФИО1 - без удовлетворения.

Судья                                            подпись                                                    О.Н. Найденова

16-368/2021 - (16-8180/2020)

Категория:
Административные
Статус:
Без изменения
Ответчики
САРАЕВ ЮРИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ
Суд
Первый кассационный суд общей юрисдикции
Статьи

20.4

Дело на сайте суда
1kas.sudrf.ru
25.01.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее