Решение по делу № 2а-930/2021 от 02.06.2021

Дело № 2а-930/2021

УИД

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ                                                                                  г. Канаш

Канашский районный суд Чувашской Республики

под председательством судьи Яковлевой Т.А.

с участием прокурора - старшего помощника Канашского межрайонного прокурора Чувашской Республики Тимофеевой И.М.,

при секретаре судебного заседания Егоровой Л.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Канашского районного суда Чувашской Республики административное дело по иску заместителя Канашского межрайонного прокурора Чувашской Республики, поданного в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Новоурюмовского сельского поселения Канашского района Чувашской Республики о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по организации работы по отлову безнадзорных животных, обязании заключить муниципальный контракт по отлову и содержанию безнадзорных животных,

у с т а н о в и л:

Заместитель Канашского межрайонного прокурора Чувашской Республики обратился в суд с административным иском в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации Новоурюмовского сельского поселения Канашского района Чувашской Республики о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по организации работы по отлову безнадзорных животных на территории сельского поселения, с возложением обязанности заключить соответствующий муниципальный контракт.

Исковые требования мотивированы тем, что проверкой соблюдения законодательства в сфере охраны жизни и здоровья граждан, проведенной Канашской межрайонной прокуратурой, установлено, что администрацией Сугайкасинского сельского поселения в нарушение требований ст. 10 Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире», ч.1 ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. 1 Закона Российской Федерации от 14.05.1993 №4979-1 «О ветеринарии», п. 9.2 Санитарно-эпидемиологических правил СП №3.1.7.2667-10 «Профилактика бешенства среди людей», утвержденных постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 06 мая 2010 года № 54, п. 14 ч. 1 ст. 14.1 федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 14 ч. 1 ст. 8.1 Закона Чувашской Республики от 18.10.2004 № 19 «Об организации местного самоуправления в Чувашской Республике», ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 27.12.2018 № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», п.п. 1.3, 1.5 порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев в Чувашской Республике, утвержденного постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 11.03.2020 №102, вопреки данным требованиям законодательства в части осуществления отлова безнадзорных животных администрацией Новоурюмовского сельского поселения Канашского района контракт (договор) с исполнителем мероприятий юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем не заключен, что представляет опасность для жизни и здоровья неопределенного круга лиц. В связи с вышеизложенным прокурор просил признать незаконным бездействие администрации Новоурюмовского сельского поселения Канашского района в непринятии мер по организации работы по отлову безнадзорных животных на территории Новоурюмовского сельского поселения Канашского района и обязать администрацию Новоурюмовского сельского поселения Канашского района в трехмесячный срок со дня вступления в законную силу решения суда заключить контракт по отлову и содержанию безнадзорных животных силу.

В судебном заседании прокурор Тимофеева И.М. административные исковые требования поддержал по изложенным в заявлении основаниям.

Административный ответчик - представитель администрации Новоурюмовского сельского поселения Канашского района Чувашской Республики при наличии надлежащего извещения о времени и месте рассмотрения дела в суд не явился, в заявлении просил рассмотреть дело без его участия, указав, что работа по заключению соответствующего муниципального контракта ведется: договор находится на стадии подписания.

Заинтересованное лицо - представитель администрации Канашского района Чувашской Республики просил рассмотреть дел без его участия.

Суд, выслушав прокурора, изучив представленные по делу доказательства, приходит к следующему.

Согласно статье 17 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают административные дела, связанные с защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан.

В соответствии с пунктами «б», «ж» и «з» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся защита прав и свобод человека и гражданина, обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности, координация вопросов здравоохранения, осуществление мер по борьбе с эпидемиями.

К полномочиям субъекта Российской Федерации в области ветеринарии относится, в том числе, организация проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных и их лечению, защита населения от болезней, общих для человека и животных (ст. 3 Закона РФ от 14.05.1993 №4978-1 «О ветеринарии»).

Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения, выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (часть 1 статьи 2 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии человека» (далее - Закон №52-ФЗ).

На основании пунктов 1 и 3 статьи 39 Закона № 52-ФЗ на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно п.9.2 Санитарно-эпидемиологических правил СП №3.1.7.2667-10 «Профилактика бешенства среди людей», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 06 мая 2010 года № 54 (далее - СП № 3.1.7.2667-10), в мероприятия по недопущению возникновения случаев бешенства среди людей включается регулирование численности безнадзорных животных и их иммунизация против бешенства.

Регулирование численности безнадзорных животных проводится путем их отлова и содержания в специальных питомниках. Все животные должны быть привиты против бешенства (пунктом 9.5 СП № 3.1.7.2667-10).

В силу пункта 6 статьи 3 Федерального закона от 27 декабря 2018 года № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» животное без владельца - животное, которое не имеет владельца или владелец которого неизвестен.

Согласно подпунктам 49, 82 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится: организации проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, в том числе организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев.

При этом согласно части 13 статьи 16 и части 7 статьи 18 Федерального закона от 27.12.2018 № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» порядок осуществления деятельности по обращению с животными без владельца, а также порядок организации деятельности приютов для животных и норм содержания животных в них устанавливаются уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с методическими указаниями, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Пунктом 14 части 1 статьи 14.1 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определено, что органы местного самоуправления сельского поселения имеют право на осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев, обитающими на территории поселения.

Аналогичное право органов местного самоуправления сельских поселений закреплено в пункте 14 части 1 статьи 8.1 Закона Чувашской Республики от 18 октября 2004 года № 19 «Об организации местного самоуправления в Чувашской Республике».

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 18 Закона № 498-ФЗ мероприятия при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев включают в себя отлов животных без владельцев, в том числе их транспортировку и немедленную передачу в приюты для животных.

Эта деятельность осуществляется в целях предотвращения причинения вреда здоровью и (или) имуществу граждан, имуществу юридических лиц (подп. 2 п. 1 ст. 17 Закона №498-ФЗ).

Порядок осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев устанавливается уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с методическими указаниями, утвержденными Правительством Российской Федерации (п. 7 ст. 18 Закона №498-ФЗ).

В соответствии с пунктом 5 Методических указаний по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2019 № 1180 «Об утверждении методических указаний по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев», в качестве исполнителей мероприятий по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев привлекаются юридические лица и индивидуальные предприниматели в соответствии с требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Законом Чувашской Республики от 30 ноября 2006 года № 55 «О наделении органов местного самоуправления в Чувашской Республике отдельными государственными полномочиями» органы местного самоуправления поселений и городских округов наделяются на неограниченный срок государственными полномочиями Чувашской Республики по организации проведения на территории поселений и городских округов мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных (п. 5 ч. 4 ст.1).

Согласно пунктам 1.3, 1.5 Порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев в Чувашской Республике, утвержденного Постановлением Кабинета Министров ЧР от 11.03.2020 №102, мероприятия по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев организовывают органы местного самоуправления поселений и городских округов в соответствии с Законом Чувашской Республики "О наделении органов местного самоуправления в Чувашской Республике отдельными государственными полномочиями".

Исполнителями мероприятий, указанных в пункте 1.4 настоящего Порядка, являются юридические лица, индивидуальные предприниматели (далее - исполнители мероприятий), заключившие контракты (договоры) с уполномоченными органами в соответствии с требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Из материалов дела следует, что Канашской межрайонной прокуратурой в ходе проверки соблюдения законодательства в сфере охраны жизни и здоровья граждан установлено, что вопреки требованиям вышеуказанного законодательства в части организации и осуществления отлова безнадзорных животных администрацией Новоурюмовского сельского поселения Канашского района не заключен контракт (договор) с исполнителем мероприятий, указанных в пункте 1.4 Порядка (л.д. 7-9).

В статье с названием «Бродячие собаки вышли в Чувашии на большую охоту», размещенной ДД.ММ.ГГГГ в интернет-газете «Правда ПФО» видно, что между деревнями Юманзары и Караклы жители заметили стаю бродячих собак (л.д. 29-32).

Из сообщения главы Новоурюмовского сельского поселения ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что со стороны жителей сельского поселения поступали устные обращения о наличии безнадзорных животных, также в бюджете сельского поселения на 2021 год предусмотрены денежные средства на отлов и содержание безнадзорных животных. Договор по отлову безнадзорных животных находится на стадии заключения (л.д. 20).

Из сообщения администрации Канашского района следует, что при уточнении бюджета предусматриваются денежные средства на организацию мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев на территории поселений, в том числе Сугайкасинского сельского поселения (л.д. 35).

Поскольку безнадзорные животные являются носителями и распространителями инфекционных болезней, мероприятия по их отлову относятся к санитарно-эпидемиологическим мерам в области предупреждения и ликвидации болезней.

Таким образом, в силу действующего законодательства на администрацию Новочелкасинского сельского поселения возложены обязанности по решению вопросов местного значения в части обеспечения санитарно-эпидемиологической и экологической безопасности населения.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что невыполнение администрацией Новоурюмовского сельского поселения своих полномочий по исполнению требований законодательства в сфере организации проведения мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных нарушает законные права неопределенного круга лиц, связанные с устранением или уменьшением вредного воздействия на человека факторов среды обитания, а также создаёт угрозу нападения животного на человека, проявление агрессии животных по отношению к человеку и другим животным, возникновения опасности для дорожного движения, проявления агрессии животного на территории детских садов, школ, организаций здравоохранения и в иных общественных местах.

На момент рассмотрения настоящего административного дела, выявленные прокуратурой нарушения действующего законодательства, не устранены, что свидетельствует о ненадлежащем исполнении администрацией сельского поселения требований действующего санитарно-эпидемиологического законодательства.

При таких обстоятельствах административный иск прокурора подлежит удовлетворению. При установлении административному ответчику срока для исполнения обязанности заключить контракт (договор) с уполномоченными органами по отлову и содержанию безнадзорных животных на территории поселения, суд полагает, что срок в три месяца для исполнения данного полномочия является достаточным.

В силу части 1 статьи 333.36 Налогового Кодекса РФ органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков освобождены от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь статьями 175, 177, 178-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Административное исковое заявление заместителя Канашского межрайонного прокурора Чувашской Республики удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Новоурюмовского сельского поселения Канашского района Чувашской Республики, выразившееся в непринятии мер по организации работы по отлову безнадзорных животных на территории Новоурюмовского сельского поселения Канашского района Чувашской Республики.

Возложить на администрацию Новоурюмовского сельского поселения Канашского района Чувашской Республики обязанность заключить контракт (договор) с уполномоченными органами по отлову и содержанию безнадзорных животных на территории Новоурюмовского сельского поселения Канашского района Чувашской Республики в течение трех месяцев со дня вступления настоящего решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики через Канашский районный суд Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

Судья         Т.А. Яковлева

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

2а-930/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Канашская межрайонная прокуратура Чувашской Республики
Ответчики
Администрация Новоурюмовского сельского поселения Канашского района
Другие
Администрация Канашского района Чувашской Республики
Суд
Канашский районный суд Чувашии
Судья
Яковлева Татьяна Алексеевна
Дело на странице суда
kanashsky.chv.sudrf.ru
02.06.2021Регистрация административного искового заявления
02.06.2021Передача материалов судье
04.06.2021Решение вопроса о принятии к производству
04.06.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.06.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.06.2021Судебное заседание
12.07.2021Судебное заседание
16.07.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.07.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.07.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее