Дело № 2-1961/2020
УИД 48RS0005-01-2020-002195-67
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 декабря 2020г. г. Липецк
Липецкий районный суд Липецкой области в составе:
председательствующего судьи Панченко Т.В.
при секретаре Прониной С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Конопкина С.Ю. к Магомедову У.А., Магомедовой П.М., Магомедову Р.У. об осуществлении государственного кадастрового учета объекта недвижимости в отсутствие заявления сособственников,
УСТАНОВИЛ:
Конопкин С.Ю. обратился в суд с иском к Магомедову У.А., Магомедовой П.М., Магомедову Р.У. об осуществлении государственного кадастрового учета объекта недвижимости в отсутствие заявления сособственников, мотивируя тем, что сторонам на праве общей долевой собственности принадлежит земельный участок с КН № по адресу: <адрес>. Ему (истцу) принадлежит 869/4369 долей в праве общей долевой собственности на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 21.05.2016г. Данный участок поставлен на кадастровый учет как ране учтенный без определения местоположения его границ. Он (истец) обратился к кадастровому инженеру ФИО7 за проведением кадастровых работ с целью уточнения местоположения границ земельного участка. По результатам проведенных кадастровых работ был подготовлен межевой план земельного участка. Исходя из акта согласования местоположения границ всеми заинтересованными лицами согласованы границы данного земельного участка, в том числе и ответчиками. В то же время проведение процедуры внесения изменений границ земельного участка органом кадастрового учета невозможно по причине отсутствия волеизъявления стороны ответчика о подаче соответствующего заявления. Кроме того, на данный момент за ответчиками право собственности на земельный участок не зарегистрировано. В связи с чем, просил признать границы земельного участка с КН № согласованными в соответствии с проектом границ земельного участка, подготовленным кадастровым инженером ИП ФИО7 от 08.10.2020г., а также считать решение суда основанием для проведения кадастрового учета в отсутствие заявления сособственников.
Впоследствии истец уточнил исковые требования и просил осуществить государственный кадастровый учет изменений в отношении основных характеристик земельного участка с КН с КН № по адресу: <адрес>, в отсутствии заявления сособственников Магомедова У.А., Магомедовой П.М., Магомедова Р.У.
Истец Конопкин С.Ю. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, его представитель Холодов С.А. в судебном заседании исковые требования истца с учетом уточнения поддержал, ссылаясь на доводы указанные в иске, указав, что спора по местоположению границ земельного участка не имеется.
Ответчики Магомедов У.А., Магомедова П.М., Магомедов Р.У. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, возражений против иска не представили.
Представитель третьего лица – ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Липецкой области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В силу ст. 167 ГПК РФ судом принято решение о рассмотрении дела в отсутствие не явившихся сторон и третьего лица.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования Конопкина С.Ю. подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 35 ЗК РФ при переходе права собственности на здание, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.
Согласно п.9.1 ст. 3 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
Граждане, к которым перешли в порядке наследования или по иным основаниям права собственности на здания, строения и (или) сооружения, расположенные на земельных участках, указанных в настоящем пункте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такие земельные участки не могут предоставляться в частную собственность.
Государственная регистрация прав собственности на указанные в настоящем пункте земельные участки осуществляется в соответствии со статьей 49 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости". Принятие решений о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан не требуется.
В соответствии со ст. 49 Федерального закона от 13 июля 2015г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования либо если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на указанный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен указанный земельный участок, или невозможно определить вид этого права, осуществляется на основании следующих документов:
1) акт о предоставлении такому гражданину указанного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, которые установлены законодательством, действовавшим в месте издания данного акта на момент его издания;
2) акт (свидетельство) о праве такого гражданина на указанный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания данного акта на момент его издания;
3) выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на указанный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства);
4) иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на указанный земельный участок.
Государственная регистрация права собственности гражданина на указанный в части 1 настоящей статьи земельный участок в случае, если к такому гражданину перешло в порядке наследования или по иным основаниям право собственности на расположенное на этом земельном участке здание (строение) или сооружение, осуществляется в соответствии с положениями настоящей статьи. При этом вместо документа, устанавливающего или удостоверяющего право такого гражданина на этот земельный участок, в качестве основания осуществления государственной регистрации права собственности такого гражданина на этот земельный участок могут быть представлены следующие документы:
1) свидетельство о праве на наследство либо иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право собственности такого гражданина на указанное здание (строение) или сооружение;
2) один из документов, предусмотренных частью 1 настоящей статьи и устанавливающих или удостоверяющих право гражданина - любого прежнего собственника указанного здания (строения) или сооружения на этот земельный участок.
В силу положений ч. 3 ст. 6 Земельного кодекса РФ земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
Описание и удостоверение границ земельного участка до 01.01.2017г. осуществлялось в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости» № 221-ФЗ от 24.07.2007г., с 01.01.2017г. действует новая редакция данного Закона, согласно которой наименование данного Закона - «О кадастровой деятельности».
В соответствии с Федеральным Законом «О государственном кадастре недвижимости» № 221-ФЗ от 24.07.2007г., действующим до 01.01.2017г., осуществляется кадастровый учет земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства (объекты недвижимости) (ст. 5). В состав сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости входит описание местоположения границ объекта недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок (ст. 7).
С 01.01.2017г. вступила в действие новая редакция Федерального закона № 218-ФЗ от 13.07.2015г. «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон). Данный закон регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.
Государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет) (ч.7 ст. 1 закона).
Согласно ст. 7 данного закона Единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения), в состав которого входит реестр объектов недвижимости (далее - кадастр недвижимости).
В силу ст. 8 того же закона в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости. К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений. В качестве основных сведений об объекте недвижимости кадастр недвижимости вносятся описание местоположения объекта недвижимости, площадь, если объектом недвижимости является земельный участок, здание, помещение или машино-место.
В соответствии со ст. 22 Закона межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
В соответствии с п. 1 ст. 247 ГК РФ владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех его участников, а при недостижении согласия – в порядке, устанавливаемом судом.
В силу разъяснений, содержащихся в п. 30 Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, кадастровый учет объекта недвижимости, находящего в долевой собственности, осуществляется на основании заявления всех его собственников. Отсутствие волеизъявления одного из них является основанием для отказа в кадастровом учете сведений об объекте недвижимости.
Согласно ст. 15 Закона «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация прав без одновременного государственного кадастрового учета осуществляется по заявлению правообладателя объекта недвижимости - при подтверждении права на учтенный в Едином государственном реестре недвижимости объект недвижимости, возникшего до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" либо возникшего в силу федерального закона.
Судом установлено, что жилой дом по адресу: <адрес>, принадлежит Конопкину С.Ю. (1/2 доля) и Магомедову У.А., Магомедовой П.М. и Магомедову Р.У. (1/2 доля), что подтверждается выпиской из ЕГРН и сведениями <адрес> БТИ.
Конопкину С.Ю. доля в данном жилом доме перешла в порядке наследования.
Из материалов инвентаризационного дела в отношении данного жилого дома следует, что фактически состоит из двух самостоятельных частей, ранее квартир, одна квартира была передана в собственность семье Генераловых ( в настоящее время Конопкина С.Ю.), вторая - в собственность семье Магомедовых. Земельный участок при данном доме состоял также из двух частей, Магомедову У.А. был выделен в собственность земельный участок приданом доме площадью 1 222 кв.м., Генералову А.Е. предоставлен в собственность земельный участок при данном доме площадью 869 кв.м., им были выданы свидетельства на праве собственности
Согласно материалам дела жилой дом по адресу: <адрес>, расположен на земельном участке с КН №.
Конопкину С.Ю. принадлежит на праве собственности 869/4369 долей в праве общей долевой собственности на земельный участок с КН № площадью 4 369 кв.м. по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 25.05.2016г.
Согласно выписки из ЕГРН о земельном участке по адресу: <адрес>, право собственности на долю в праве общей долевой собственности на данный участок зарегистрировано только за Конопкиным С.Ю. (869/4369 долей), право собственности остальных сособственников не зарегистрировано, граница участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства, вид разрешенного использования – для ведения ЛПХ.
Поскольку Магомедов У.А., Магомедова П.М. и Магомедов Р.У. являются сособственниками жилого дома по адресу: <адрес>, в силу положений действующего законодательства они вправе зарегистрировать право собственности на земельный участок, на котором расположен данный жилой дом.
Согласно уведомления филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по <адрес> реестровое дело на данный земельный участок отсутствует.
С целью уточнения местоположения границы и площади земельного участка с КН № по заказу истца Конопкина С.Ю. кадастровым инженером ФИО16 был подготовлен межевой план от 08.10.2020г. Согласно данного межевого плана площадь участка после уточнения местоположения его границ составила 2 886 кв.м. (т.е. уменьшилась по сравнению с данными ЕГРН), акт согласования местоположения границ данного земельного участка подписан всеми заинтересованными лицами – его собственниками, в том числе ответчиками, и смежными землепользователями.
Согласно заключению кадастрового инженера местоположение границ земельного участка и его площадь определялись с учетом фактического землепользования в соответствии с исторически сложившимися порядком пользования (более 15 лет), с учетом местоположения объектов искусственного и естественного происхождения. Ввиду того, что права на земельный участок зарегистрированы не за всеми участниками долевой собственности, не представляется возможным подать заявление на кадастровый учет всеми заинтересованными лицами, что является причиной приостановления государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости, межевой план подготовлен для обращения в суд.
При установленных обстоятельствах, учитывая, что для осуществления государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости необходимо заявление всех его правообладателей, однако, право собственности ответчиков на спорный земельный участок не зарегистрировано в установленном порядке, суд считает возможным принять решение об осуществлении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости – земельного участка с КН № по адресу: <адрес>, по межевому плану кадастрового инженера ФИО7 от 08.10.2020г. на основании заявления истца в отсутствие заявления остальных собственников данного земельного участка.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░ № ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░7 08.10.2020░., ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 1 ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░
░░░░░░░░░░░ 28.12.2020░.