Решение по делу № 21-427/2022 от 02.08.2022

УИД 92RS0002-01-2021-004852-95

Судья Кныш Н.Н.                                                                   Дело № 21-427/2022

(дело № 12-389/2022)

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

21 сентября 2022 года                                                       город Севастополь

Судья Севастопольского городского суда Бояринова Елена Владимировна, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда (г. Севастополь, ул. Суворова, д. 20), жалобу защитника Лихачёвой Валентины Ивановны – Новиковой Натальи Александровны на решение судьи Гагаринского районного суда города Севастополя от 31 мая 2022 года и постановление старшего государственного инспектора города федерального значения Севастополя в области охраны окружающей среды Ганенко Светланы Николаевны № 292/11/2021-Ф от 13 августа 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отношении Лихачёвой Валентины Ивановны,

установил:

Постановлением старшего государственного инспектора города федерального значения Севастополя в области охраны окружающей среды Департамента природных ресурсов и экологии города Севастополя Ганенко С.Н. № 292/11/2021-Ф от 13 августа 2021 года Лихачёва В.И. привлечена к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 20 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, защитник Лихачевой В.И. Новикова Н.А. подала жалобу, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить.

Решением судьи Гагаринского районного суда г. Севастополя от 31 мая 2022 года постановление должностного лица от 13 августа 2021 оставлено без изменения.

    Не согласившись с принятым решением судьи, защитник Лихачёвой В.И. – Новикова Н.А. подала в Севастопольский городской суд через Гагаринский районный суд города Севастополя жалобу, в которой просит отменить решение судьи районного суда, принять новое решение.

В обоснование доводов жалобы заявитель указывает на то, что при вынесении решения были нарушены нормы материального права – не применены нормы Федерального закона № 292 -ФЗ. Кроме того, в материалах дела отсутствуют доказательства, что Лихачёва В.И. разместила отходы грунта при проведении земельных работ. Кроме того, при проведении проверки на земельном участке пробы грунта не отбирались, протоколы геодезического исследования и отбора проб составлялись не в рамках КоАП и с нарушением требований методических рекомендаций, в ходе лабораторных испытаний не установлено к какому классу опасности относятся выявленные отходы грунта, дата в рейд-задании и дата проверки не совпадают, отсутствуют приказы об утверждении рейдовых заданий. Судья не дал оценки нарушениям привлечения специалистов в отсутствие приказа.

Настоящая жалоба подана в установленный частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ срок, в связи с чем подлежит рассмотрению по существу.

Лихачёва В.И., её защитник, а также должностное лицо, вынесшее оспариваемое постановление – старший государственный инспектор города федерального значения Севастополя в области охраны окружающей среды – Ганенко С.Н. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении дела не заявляли, в связи с чем, на основании части 2 статьи 25.1, пункта 4 части 2 статьи 30.6 КоАП РФ, считаю возможным рассмотреть жалобу в их отсутствие.

Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела в полном объеме в соответствии с частью 3 статьи 30.6 КоАП РФ, прихожу к следующим выводам.

В соответствии со статьями 24.1, 26.1, 26.2 КоАП РФ по делу об административном правонарушении обстоятельства правонарушения должны быть выяснены всесторонне, полно, объективно и своевременно в их совокупности. Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность данного лица в его совершении и другие обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое указанным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель (статья 12 Земельного кодекса Российской Федерации).

В силу подпункта 2 пункта 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от негативного воздействия, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления.

В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий; выполнять иные требования, предусмотренные указанным Кодексом, федеральными законами.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.

Компонентами природной среды согласно статье 1 названного закона признаются земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле.

Пунктом 2 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлен запрет на сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

В соответствии с частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, влечет наложение административного штрафа, в том числе на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Из материалов дела усматривается и установлено при его рассмотрении, что 10 марта 2021 года в 11 часов 00 минут в ходе проведения рейдового мероприятия сотрудниками Севприроднадзора зафиксирован факт несанкционированного складирования отходов грунта при проведении земляных работ в виде навалов (географические координаты в районе земельных участков с кадастровыми номерами , а также планировка территории отходами грунта при проведении земляных работ (географические координаты ) в районе земельных участков с кадастровыми номерами

По факту несанкционированного складирования отходов грунта при проведении земляных работ в виде навалов (географические координаты ) в районе земельных участков с кадастровыми номерами , а также планировки территории отходами грунта при проведении земляных работ (географические координаты ) в районе земельных участков с кадастровыми номерами возбуждено дело об административном правонарушении и проведении административного расследования № 11/11/2020 от 11 марта 2021 года.

25 марта 2021 года специалистами химико-аналитической лаборатории ГБУ города Севастополя «Экологический центр» (Аттестат аккредитации химико-аналитической лаборатории RA.RU.21A088 от 25.01.2017 г.) в районе земельных участков с кадастровыми номерами отобраны пробы почвы на наличие загрязняющих веществ таких как: нефтепродукты, аммоний, хлорид-ионы, сульфат-ионы, нитрат- ионы, фосфат-ионы, кадмий, кобальт, медь, никель, свинец, хром, цинк:

    1 проба (№ 38-П-21) — фоновая проба;

    2 проба (№ 39-П-21) — место несанкционированного складирования отходов грунта при проведении земляных работ.

Согласно протоколу лабораторных испытаний химико-аналитической лаборатории ГБУ города Севастополя «Экологический центр» № 17-П-21 от 08 апреля 2021 года установлены превышения значений концентрации загрязняющих веществ, таких как: нефтепродукты (5,98 мг/кг) над значением в фоновой пробе (<5,0 мг/кг), хлорид-ионы (89,0 мг/кг) над значением в фоновой пробе (68,3 мг/кг). Тем самым причинен вред почве как объекту окружающей среды вследствие загрязнения ее химическими веществами.

25 марта 2021 года ООО «Реал» были выполнены геодезические и топографические работы, соотнесены границы несанкционированных свалок отходов с границами земельных участков, произведены замеры площадей несанкционированных свалок отходов на территории: <адрес>, <адрес> (в районе земельных участков с кадастровыми номерами ), а также зафиксированы точки отбора проб почвы в системе координат СК-63.

В соответствии с соотнесенными границами несанкционированных свалок отходов с границами земельных участков установлено, что отходы размещены на следующих земельных участках с кадастровыми номерами:

В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости (№ КУВИ-002/2021-21414940 от 11 марта 2021 года) правообладателем земельного участка с кадастровым номером по адресу: Российская Федерация, <адрес>, <адрес> является Лихачёва В. И..

В соответствии с отчетом о выполнении геодезических и топографических работ по установлению границ загрязнения территории общая площадь загрязнения на земельном участке с кадастровым номером составила - 400 кв.м.

По состоянию на 11 часов 00 минут 10 марта 2021 года в нарушение указанных требований на земельном участке с кадастровым номером 91:02:006021:489, расположенном по адресу: Российская Федерация, <адрес>, <адрес>, собственником которого является Лихачёва В. И., вне специально отведенных мест на почве и прилегающей к нему территории общего пользования складируются отходы грунта при проведении земляных работ (код ФККО - 8 11 100 00 00 0, согласно Федерального классификационного каталога отходов, утвержденного приказом Росприроднадзора от 22 мая 2017 года № 242). С использованием специализированной техники проведены работы по планированию территории, повлекшие утрамбовывание отходов и уплотнение земельного участка под свалочными массами.

29 июня 2021 года по факту несанкционированного складирования отходов грунта при проведении земляных работ в виде навалов, государственным инспектором города федерального значения Севастополя в области охраны окружающей среды Кузьминой Т.В., в отношении Лихачёвой В.И. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ.

Фактические обстоятельства административного правонарушения подтверждены собранными по делу доказательствами: служебной запиской, протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ; плановым (рейдовым) заданием № 51/11-2021-Р от 11 марта 2021 года; фототаблицей к акту рейдового мероприятия -Р от ДД.ММ.ГГГГ; актом обследования территории на предмет соблюдения природоохранных требований -Р от ДД.ММ.ГГГГ; выпиской из Единого государственного реестра недвижимости; техническим заданием от ДД.ММ.ГГГГ; актом отбора проб -П-21 от ДД.ММ.ГГГГ; протоколом лабораторных испытаний -П-21 от ДД.ММ.ГГГГ; отчетом о выполнении геодезических и топографических работ по установлению границ загрязнения территории; протоколом взятия проб и образцов от ДД.ММ.ГГГГ; фототаблицей к акту обследования -О от ДД.ММ.ГГГГ; актом обследования территории на предмет соблюдения природоохранных требований -О от ДД.ММ.ГГГГ, приказом от ДД.ММ.ГГГГ -и о проведении Государственной экологической инспекцией рейдовых мероприятий по соблюдению требований природоохранного законодательства на территории <адрес> в марте 2021.

Вышеуказанные обстоятельства, послужили основанием для вынесения в отношении Лихачёвой В.И. оспариваемого постановления о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ -Ф.

Судья районного суда с выводами должностного лица согласился.

В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Согласно примечанию к указанной норме совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники организаций несут административную ответственность как должностные лица.

Лихачёва В.И. в соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости (№ КУВИ-002/2021-21414940 от ДД.ММ.ГГГГ) является правообладателем земельного участка с кадастровым номером по адресу: Российская Федерация, <адрес>, <адрес>

Доказательств наличия объективных причин, препятствующих соблюдению требований действующего законодательства, а также свидетельствующих о том, что Лихачёва В.И. приняла все зависящие от нее меры по предотвращению правонарушения, в материалы дела не представлено.

При таких обстоятельствах, должностное лицо и судья районного суда обоснованно исходили из того, что Лихачёва В.И. будучи правообладателем земельного участка, в силу закона обязана не допускать его захламление отходами, попадание отходов на почву, иное негативное воздействие на них, а также выполнять установленные требования и обязательные мероприятия по улучшению, защите земель и охране почв от негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающего качественное состояние земель.

Объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ, составляет противоправное бездействие, выразившееся в невыполнении установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель.

Цель указанной нормы состоит в обеспечении охраны земли, как важнейшего фактора жизнеобеспечения населения и средства производства, необходимого для функционирования всех отраслей народного хозяйства, а также как элемента окружающей среды, находящегося в сложной взаимосвязи с другими ее составляющими – водными ресурсами, лесами, животным и растительным миром.

Также не могут быть приняты во внимание доводы жалобы о том, что в нарушение Федерального № 292- ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» проводилась в отсутствие приказа об утверждении рейдовых заданий.

Как верно указал судья районного суда указанный Федеральный закон регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Доводы заявителя о том, что судья не дал оценки нарушениям привлечения специалистов в отсутствие приказа являются необоснованными, так как признаны судьёй допустимыми доказательствами.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 названного кодекса.

Действия Лихачёвой В.И., не выполнившей установленные требования и обязательные мероприятия по улучшению, защите земель и охране почв от негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающего качественное состояние земель, квалифицированы по части 2 статьи 8.7 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами названного кодекса.

Оценив собранные доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, должностное лицо и судья районного суда пришли к обоснованному выводу о виновности Лихачёвой В.И. в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ.

Несогласие заявителя с оценкой установленных в ходе производства по делу обстоятельств правовым основанием к отмене обжалуемых актов не является.

Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности, а также порядок рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, установленный главой 30 КоАП РФ, соблюдены.

    Принцип презумпции невиновности при рассмотрении дела об административном правонарушении не нарушен, каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые должны были трактоваться в пользу заявителя, нарушений норм материального и процессуального права либо обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 5 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.

Административное наказание назначено в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.5 и 4.1-4.3 КоАП РФ, в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 2 статьи 8.7 КоАП РФ, с учетом конкретных обстоятельств дела, характера совершенного административного правонарушения, личности привлекаемого лица.

Вмененное Лихачёвой В.И. административное правонарушение в области охраны окружающей среды и природопользования относится к административным правонарушениям с формальным составом, что предполагает существенность угрозы для охраняемых отношений в самом факте посягательства на них и не требует наступления общественно опасных последствий или последствий для непосредственного объекта посягательства, при этом существенная угроза охраняемым отношениям в данном случае заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении лица к исполнению своих обязанностей, предусмотренных законодательством об охране окружающей природной среды

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30.7, статьей 30.9 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление (решение) по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об оставлении постановления (решения) без изменения, а жалобы без удовлетворения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.7 - 30.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях

решил:

решение судьи Гагаринского районного суда города Севастополя от 31 мая 2022 года и постановление старшего государственного инспектора города федерального значения Севастополя в области охраны окружающей среды Ганенко С. Н. -Ф от 13 августа 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Лихачёвой В. И. оставить без изменения, жалобу Новиковой Н. А. - без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу после его вынесения и может быть обжаловано в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в порядке, предусмотренном статей 30.12 – 30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья                                                                                          Е.В. Бояринова

21-427/2022

Категория:
Административные
Ответчики
Лихачева Валентина Ивановна
Другие
Новикова Н.А.
Суд
Севастопольский городской суд
Судья
Бояринова Елена Владимировна
Статьи

8.7

Дело на странице суда
gs.sev.sudrf.ru
03.08.2022Материалы переданы в производство судье
21.09.2022Судебное заседание
27.09.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.09.2022Дело оформлено
27.09.2022Дело передано в экспедицию
21.09.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее