Председательствующий: Бейфус Д.А. Дело № 33-7913/2019
2-184/2019
55RS0029-01-2019-000373-93
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Омск 11 декабря 2019 года
Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе
председательствующего Масленкиной С.Ю.,
судей областного суда Крицкой О.В., Панкратовой Е.А.,
при секретаре Ким М.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Курятника А.В. на решение Полтавского районного суда Омской области от 26 сентября 2019 года, которым постановлено:
«В удовлетворении искового заявления Курятника А. В. к администрации Полтавского муниципального района Омской области о возложении обязанности назначить и выплачивать пенсию за выслугу лет отказать».
Заслушав доклад судьи Крицкой О.В., судебная коллегия,
У С Т А Н О В И Л А:
Курятник А.В. обратился к Администрации Полтавского муниципального района Омской области с иском о возложении обязанности назначить и выплачивать пенсию за выслугу лет.
В обоснование указал, что до <...> он занимал должность председателя комитета культуры и искусства Администрации Полтавского муниципального района Омской области, был уволен в связи с ликвидацией организации.
Полагая, что имеет право пенсию за выслугу лет, истец обратился с соответствующим заявлением к ответчику, однако ему было отказано с указанием на то, что не соблюдены условия для назначения пенсии, установленные Советом депутатов Полтавского муниципального района.
Просил обязать ответчика назначить и выплачивать пенсию за выслугу лет с <...>.
В судебном заседании Курятник А.В. и его представитель Стуколова Т.В. иск поддержали.
Представитель ответчика Кучава Н.И. иск не признала, указав, что в соответствии с действующей редакцией Положения о порядке установления пенсии за выслугу лет, среди перечня оснований, дающих право на установление данной пенсии, отсутствует увольнение в связи с ликвидацией организации.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Курятник А.В. просит решение отменить как незаконное и необоснованное, принять новое об удовлетворении иска. Полагает, что отказ в назначении пенсии за выслугу лет по мотиву несоответствия основания увольнения, предусмотренному Положением о порядке установления пенсии за выслугу лет, ущемляет его права. Указывает, что правовые последствия увольнения в связи с ликвидацией организации и по сокращению штата являются идентичными. Также отмечает, что государственным служащим Омской области, освобожденным от замещаемой должности в связи с ликвидацией государственного органа, пенсия за выслугу лет назначается.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель ответчика Кучава Н.И. просит оставить решение суда без изменения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещены надлежащим образом.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, выслушав Курятника А.В., поддержавшего доводы жалобы, представителя ответчика Кучава Н.И, указавшую на правильность оспариваемого решения, судебная коллегия полагает, что жалоба подлежит отклонению.
Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом, относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий и доплат к ним, оснований приобретения права на их получение отдельными категориями граждан и правил исчисления размеров соответствующих выплат, к компетенции законодателя (часть 1 статьи 7, части 1, 2 статьи 39).
Федеральным законом от 02.03.2007 N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» установлено, что муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 12 части 1 статьи 11), в области пенсионного обеспечения на него в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 24); муниципальному служащему гарантируется пенсионное обеспечение за выслугу лет (пункт 5 части 1 статьи 23).
В соответствии с пунктами 2, 4 статьи 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» пенсия за выслугу лет устанавливается к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях», и выплачивается одновременно с ней; условия предоставления права на пенсию муниципальным служащим за счет средств местных бюджетов определяются актами органов местного самоуправления в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации; муниципальные служащие имеют право на пенсию за выслугу лет при наличии стажа муниципальной службы, минимальная продолжительность которых для назначения пенсии за выслугу лет в соответствующем году определяется согласно приложению 2 к настоящему Федеральному закону.
Согласно статье 42 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами.
Из материалов дела следует, что Курятник А.В. проходил муниципальную службу в Полтавском муниципальном районе Омской области, занимая должность председателя Комитета культуры и искусства администрации Полтавского муниципального района.
На основании распоряжения администрации Полтавского муниципального района Омской области от <...> № <...> была создана ликвидационная комиссия в связи с ликвидацией МУК «Полтавский районный историко-краеведческий музей», МУК «Центральная районная библиотека», БУ Полтавского муниципального района «Центральная бухгалтерия учреждения культуры», Комитета культуры и искусства администрации района.
Курятник А.В. уведомлением от <...> № <...> был предупрежден о том, что возглавляемый им комитет ликвидируется, трудовой договор будет расторгнут с ним в связи с ликвидацией организации.
На основании распоряжения Администрации Полтавского муниципального района от <...> № <...>-л Курятник А.В. был уволен <...> с должности председателя Комитета культуры и искусства администрации Полтавского муниципального района в связи с ликвидацией организации, пункт 1 статьи 81 Трудового кодекса РФ.
По сведениям ЕГРН деятельность Комитета культуры и искусства администрации Полтавского муниципального района Омской области прекращена <...> в связи с ликвидацией организации.
<...> Курятник А.В. обратился в Администрацию Полтавского муниципального района Омской области с заявлением об установлении пенсии за выслугу лет, как муниципальному служащему.
Письмом от <...> № <...> Курятнику А.В. отказано в установлении и выплате пенсии за выслугу лет в связи с отсутствием одновременно необходимых условий для этого, а именно, несоответствии основания увольнения (ликвидация организации) указанному в Положении о порядке установления, выплаты и перерасчета пенсии за выслугу лет в Полтавском муниципальном районе, утвержденном Решением Совета депутатов муниципального образования «Полтавский муниципальный район Омской области» от <...> № <...> (сокращение численности или штата муниципальных служащих в органах местного самоуправления).
Не согласившись с отказом в назначении пенсии по выслуге лет, Курятник А.В. обратился в суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что финансирование пенсии за выслугу лет муниципальных служащих осуществляется за счет собственных доходов соответствующих муниципальных образований, в связи с чем они вправе вводить и изменять порядок и условия выплаты такой пенсии муниципальным служащим; основание, по которому был уволен истец, в соответствии с установленными в муниципальном образовании условиями назначении пенсии по выслуге лет не дает право на назначение данной пенсии.
Выводы суда, положенные в основу решения, мотивированы по правилу ч. 4 ст.198 ГПК РФ, оснований не согласиться с ними судебная коллегия не находит.
Специфика государственной и муниципальной службы в Российской Федерации, как неоднократно отмечал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, предопределяет особый правовой статус государственных и муниципальных служащих. Исходя из особенностей этого статуса, обусловленных содержанием профессиональной служебной деятельности, характером выполняемых функций, предъявляемыми квалификационными требованиями, вводимыми ограничениями, связанными с прохождением государственной (муниципальной) службы, законодатель вправе с помощью специального правового регулирования устанавливать для государственных и муниципальных служащих определенные гарантии в области пенсионного обеспечения в зависимости от продолжительности, условий прохождения службы и других объективно значимых обстоятельств (Постановление от 16.07.2007 N 12-П; Определения от 08.02.2001 N 45-О, от 10.10.2013 N 1591-О).
Таким образом, действующим законодательством предусмотрено право представительного органа местного самоуправления регулировать вопросы определения условий предоставления права на пенсию за выслугу лет, порядок ее назначения и выплаты лицам, замещавшим должности муниципальной службы.
Действуя в пределах предоставленного ему полномочия, Совет депутатов муниципального образования «Полтавский муниципальный район Омской области» установил условия назначения пенсии по выслуге лет, в том числе, основание увольнения, при котором муниципальный служащий (при соблюдении иных сопутствующих условий) имеет право на назначение пенсии по выслуге лет.
Данное условие Положения о порядке установления, выплаты и перерасчета пенсии за выслугу лет в Полтавском муниципальном районе является частью правового механизма, направленного на реализацию права на дополнительное пенсионное обеспечение лиц, продолжительное время замещавших должности муниципальной службы в данном муниципальном образовании, и в равной мере распространяется на всех граждан, относящихся к указанной категории, в связи с чем не может рассматриваться как нарушающее права истца.
Разрешение же вопроса об изменении условий назначения пенсии за выслугу лет гражданам, замещавшим должности муниципальной службы, не относится к компетенции судебных органов.
Доводы жалобы основаны на неверном толковании норм материального права.
Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Полтавского районного суда Омской области от 26 сентября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Курятника А.В. – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: