Решение по делу № 8Г-22615/2022 [88-22292/2022] от 18.10.2022

ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

                                                                                            № 88-22292/2022

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Кемерово                                                                                   1 декабря 2022 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе

Председательствующего Лавник М.В.,

судей Латушкиной С.Б., Гусева Д.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело                 № 2-155/2022, УИД: 42RS0039-01-2022-000230-74 по иску Сурковой Веры Владимировны к администрации Ижморского муниципального округа Кемеровской области - Кузбасса о признании решения органа местного самоуправления незаконным,

по кассационной жалобе Сурковой Веры Владимировны на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 1 сентября 2022 г.

Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Латушкиной С.Б., судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

установила:

Суркова В.В. обратилась в суд с иском к администрации Ижморского муниципального округа о признании решения органа местного самоуправления от 29 марта 2022 г. незаконным, включении в стаж муниципальной службы в исключительном порядке иных периодов работы на отдельных должностях руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях в совокупности 5 лет.

В обоснование заявленных требований Суркова В.В. указала, что с 4 мая 2007 г. по 7 февраля 2020 г. она занимала должности муниципальной службы Ижморского городского поселения. Стаж муниципальной службы на                             7 февраля 2020 г. составил 12 лет 9 месяцев 4 дня. 28 февраля 2022 г. она обратилась в администрацию Ижморского муниципального округа (в комиссию по исчислению стажа муниципальной службы) с заявлением о включении в стаж муниципальной службы в исключительном порядке периодов работы на иных предприятиях, опыт и знания в которых необходимы для выполнения обязанностей по замещаемой должности муниципальной службы в администрации Ижморского городского поселения. В заявлении она просила включить в исключительном порядке следующие периоды работы:

с 9 декабря 1986 г. по 22 июня 1990 г. в должности заместителя главного бухгалтера Ижморского хлебоприёмного предприятия. В указанный период она осуществляла организацию бухгалтерского учёта хозяйственно-финансовой деятельности и контроль за экономным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов, сохранностью собственности предприятия;

с 25 июня 1990 г. по 7 февраля 1993 г. в должности кассира Ижморского рабкоопа, а впоследствии после его ликвидации Ижморского Райпотребсоюза, и Ижморского райпо. Выполняла работу с кассовой наличностью;

с 8 февраля 1993 г. по 17 августа 2001 г. в должности бухгалтера Ижморского райпо. Выполняла работу, связанную с ведением финансово-хозяйственных операций, учета обязательств и имущества, в том числе оформление приобретения и реализации продукции, изделий, товарно-материальных ценностей и т.д.; расчетом необходимых налогов, взносов, перечислением их в бюджеты разного уровня;

с 18 августа 2001 г. по 1 октября 2003 г. в должности секретаря Ижморского сельского потребительского общества. В указанный период занималась вопросами оформления входящей и исходящей корреспонденции, подготовки проектов ответов на различного рода запросы контролирующих органов, оформления приказов и распоряжений работодателя, ознакомление с ними работников, ведения общего делопроизводства предприятия;

с 1 октября 2003 г. по 11 октября 2005 г. в должности оператора ЭВМ Ижморского сельского потребительского общества;

с 12 октября 2005 г. по 2 мая 2007 г. в должности оператора ЭВМ потребительского общества «Ижморское».

Указанные периоды она просила включить в стаж в совокупности 5 лет, что предусмотрено Положением о зачёте стажа, при имеющимся стаже на указанных предприятиях более 20 лет.

29 марта 2022 г. комиссия по исчислению стажа муниципальной службы вынесла решение в виде протокола об отказе в удовлетворении её требований.

Суркова В.В. указывает, что решение вынесено на основании Положения «О порядке включения в стаж муниципальной службы муниципального образования Ижморский муниципальный округ периодов работы в отдельных должностях руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях», утверждённого постановлением администрации Ижморского муниципального округа от 12 января 2021 г. № 9-п, тогда как она занимала должности муниципальной службы с 4 мая 2007 г. по 7 февраля 2020 г., ввиду чего необходимо принимать во внимание, действующее в период прохождения муниципальной службы Положение о порядке включения в стаж муниципальной службы муниципального образования Ижморский муниципальный район периодов работы на отдельных должностях руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях (утверждённых Постановлением администрации Ижморского муниципального района от 3 июня 2013 г. № 477-п). Опыт и знания, приобретённые в вышеуказанные периоды работы, способствовали повышению качества и эффективности работы для выполнения обязанностей специалиста первой категории администрации посёлка Ижморский, а впоследствии ведущего специалиста по земельным и имущественным налогам.

Решением Ижморского районного суда Кемеровской области от 30 мая 2022 г. исковые требования истца Сурковой В.В. удовлетворены частично.

Признано незаконным решение администрации Ижморского муниципального округа в лице комиссии по исчислению стажа муниципальной службы Ижморского муниципального округа, изложенное в протоколе от 29 марта 2022 г. в отношении Сурковой В.В.

В остальной части исковых требований Сурковой В.В. отказано.

С администрации Ижморского муниципального округа в лице комиссии по исчислению стажа муниципальной службы Ижморского муниципального округа в пользу Сурковой В.В. взысканы судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 150 руб.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 1 сентября 2022 г. решение Ижморского районного суда Кемеровской области от 30 мая 2022 г. в части отказа в удовлетворении исковых требований о включении в стаж муниципальной службы в исключительном порядке иных периодов работы на отдельных должностях руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях в совокупности 5 лет отменено, принято новое решение, которым в удовлетворении исковых требований о включении в стаж муниципальной службы в исключительном порядке иных периодов работы на отдельных должностях руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях в совокупности 5 лет отказано в полном объёме.

В остальной части решение Ижморского районного суда Кемеровской области от 30 мая 2022 года оставлено без изменения.

В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, Суркова В.В. просит отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от           1 сентября 2022 г., ссылаясь на допущенные судом апелляционной инстанции нарушения норм процессуального права, которые выразились в том, что о судебном заседании, назначенном на 1 сентября 2022 она надлежащим образом не извещена несмотря на то, что в апелляционном определении содержится информация о надлежащем извещении лиц, участвующих в деле.

Относительно доводов кассационной жалобы письменных возражений не поступало.

В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, надлежаще извещённые о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились.

На основании части пятой статьи 3795 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, с 28 июня 2016 г. Суркова В.В. является получателем пенсии по старости.

С 4 мая 2007 г. по 7 февраля 2020 г. истец занимала должность муниципальной службы Ижморского городского поселения. Стаж муниципальной службы на дату увольнения составил 12 лет 9 месяцев 4 дня (при необходимом для назначения пенсии за выслугу лет в 2020 году - 17 лет).

28 февраля 2022 г. Суркова В.В. обратилась в комиссию по исчислению стажа муниципальной службы Ижморского муниципального округа о включении в порядке исключения в стаж муниципальной службы Ижморского муниципального округа периодов работы на отдельных должностях руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях, опыт и знания работы в которых необходимы для выполнения обязанностей по замещаемой должности муниципальной службы Ижморского муниципального округа:

с 9 декабря 1986 г. по 22 июня 1990 г. в должности заместителя главного бухгалтера Ижморского хлебоприёмного предприятия. В указанный период она осуществляла организацию бухгалтерского учёта хозяйственно-финансовой деятельности и контроль за экономным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов, сохранностью собственности предприятия;

с 25 июня 1990 г. по 7 февраля 1993 г. в должности кассира Ижморского рабкоопа, а впоследствии после его ликвидации Ижморского Райпотребсоюза, и Ижморского райпо. Выполняла работу с кассовой наличностью;

с 8 февраля 1993 г. по 17 августа 2001 г. в должности бухгалтера Ижморского райпо. Выполняла работу, связанную с ведением финансово-хозяйственных операций, учёта обязательств и имущества, в том числе оформление приобретения и реализации продукции, изделий, товарно-материальных ценностей и т.д.; расчётом необходимых налогов, взносов, перечислением их в бюджеты разного уровня;

с 18 августа 2001 г. по 1 октября 2003 г. в должности секретаря Ижморского сельского потребительского общества. В указанный период занималась вопросами оформления входящей и исходящей корреспонденции, подготовки проектов ответов на различного рода запросы контролирующих органов, оформления приказов и распоряжений работодателя, ознакомление с ними работников, ведения общего делопроизводства предприятия;

с 1 октября 2003 г. по 11 октября 2005 г. в должности оператора ЭВМ Ижморского сельского потребительского общества;

с 12 октября 2005 г. по 2 мая 2007 г. в должности оператора ЭВМ потребительского общества «Ижморское».

Периоды работы истца в указанные периоды в соответствующих должностях и организациях подтверждаются трудовой книжкой и ответчиком не оспариваются.

Из протокола комиссии по исчислению стажа муниципальной службы от 29 марта 2022 г. № 1 следует, что рассмотрев заявление и представленные документы (трудовая книжка) Сурковой В.В. комиссия решила: в соответствии со статьёй 23 Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», пункта 20 Указа Президента РФ от 20 сентября 2010 г. № 1141 «О перечне должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет Федеральных государственных гражданских служащих», Законом Кемеровской области от 30 августа 2007 г. № 103-03 «О некоторых вопросах прохождения муниципальной службы» и руководствуясь пунктом 5 Положения «О порядке включения в стаж муниципальной службы муниципального образования Ижморский муниципальный округ периодов работы на отдельных должностях руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях», утверждённого постановлением администрации Ижморского муниципального округа от 12 января 2021 г. № 9-п, отказать о включении в стаж муниципальной службы период работы с 8 февраля 1993 г. по 7 февраля 1998 г. бухгалтером Ижморского райпо.

Отказывая в удовлетворении исковых требований о включении в стаж муниципальной службы в исключительном порядке иных периодов работы на отдельных должностях руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях в совокупности 5 лет, суд первой инстанции исходил из того, что ответчиком не принято решение в отношении периодов работы истца, указанных в заявлении, а суд органом, компетентным в принятии таких решений, не является.

Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции в части отказа о включении в стаж муниципальной службы в исключительном порядке периодов работы на отдельных должностях руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях в совокупности 5 лет, исходил из того, что удовлетворив исковые требования в части признания решения администрации Ижморского муниципального округа в лице комиссии по исчислению стажа муниципальной службы Ижморского муниципального округа, изложенное в протоколе от 29 марта 2022 г. в отношении Сурковой Веры Владимировны незаконным и, делая выводы об отсутствии оснований для рассмотрения требований Сурковой В.В. о включении в стаж муниципальной службы в исключительном порядке указанных ею периодов работы на отдельных должностях руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях в совокупности 5 лет, суд первой инстанции не указал способ восстановления нарушенного права истца, что в данном споре влечёт потенциальную возможность бездействия ответчика по спорному вопросу и не препятствует вынесению аналогичного решения.

Разрешая спор по существу, суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 6 октября 2003 г.                     № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», Федерального закона от              15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», Закона Кемеровской области от 30 июня 2007 г.                   № 103-О «О некоторых вопросах прохождения муниципальной службы», Положением о пенсиях за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности Ижморского муниципального округа, утверждённого решением Совета народных депутатов Ижморского муниципального округа от 26 января 2017 г., не усмотрел правовых оснований для включения в стаж муниципальной службы в исключительном порядке заявленных истцом иных периодов работы на отдельных должностях руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях в совокупности 5 лет, ввиду отсутствия доказательств того, что характер деятельности, связанный с исполнением должностных обязанностей в периоды работы, предлагаемые к включению в стаж муниципальной службы, и приобретённые при этом опыт и знания необходимы (были необходимы) для выполнения Сурковой В.В. функций в соответствии с её должностных регламентом.

Между тем, постановление суда апелляционной инстанции вынесено с нарушением норм процессуального права, выразившихся в следующем.

Конституция Российской Федерации каждому гарантирует судебную защиту его прав и свобод, а также закрепляет положение о том, что судопроизводство в Российской Федерации осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон (часть 1 статьи 46 и часть 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации).

Из части первой статьи 12 ГПК РФ следует, что судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

Право на судебную защиту подразумевает создание условий для эффективного и справедливого разбирательства дела, реализуемых в процессуальных формах, регламентированных федеральным законом, а также возможность пересмотреть ошибочный судебный акт в целях восстановления в правах посредством правосудия.

Согласно части первой статьи 327 ГПК РФ суд апелляционной инстанции извещает лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы, представления в апелляционном порядке.

С учётом разъяснений, содержащихся в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 г. № 16 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции», по смыслу части первой статьи 327 ГПК РФ при повторном рассмотрении дела судом апелляционной инстанции применяются, в частности, правила о судебных извещениях и вызовах (глава 10 ГПК РФ), правила об отложении судебного разбирательства (статья 169 ГПК РФ).

В соответствии со статьёй 155 ГПК РФ разбирательство гражданского дела происходит в судебном заседании с обязательным извещением лиц, участвующих в деле, о времени и месте заседания.

Часть третья статьи 167 названного кодекса предусматривает, что суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.

Частью первой статьи 113 ГПК РФ установлено, что лица, участвующие в деле, извещаются или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.

По смыслу приведённых выше правовых норм участник процесса считается извещённым о времени и месте судебного заседания надлежащим образом в том случае, когда повестка направлена по месту нахождения стороны или указанному ею адресу, и у суда имеется доказательство, подтверждающее получение отправленного уведомления адресатом, в том числе с учётом положений статьи 1651 ГПК РФ.

Согласно части второй статьи 167 ГПК РФ в случае неявки в судебное заседание кого-либо из лиц, участвующих в деле, в отношении которых отсутствуют сведения об их извещении, разбирательство дела откладывается.

Из материалов дела следует, что апелляционная жалоба Сурковой В.В. рассмотрена судом апелляционной инстанции в её отсутствие.

В кассационной жалобе Суркова В.В. указывает на то, что о времени и месте судебного заседания в суде апелляционной инстанции, назначенного на 1 сентября 2022 г. она не извещалась.

Как следует из материалов дела, апелляционная жалоба Сурковой В.В. была назначена к рассмотрению в суде апелляционной инстанции на 9 августа 2022 г. в 10 часов 30 минут. На указанную дату Суркова В.В. была извещена надлежащим образом о рассмотрении апелляционной жалобы, ходатайствовала перед судом о рассмотрении апелляционной жалобы, назначенной к рассмотрению на 9 августа 2022 г. в её отсутствие.

В судебном заседании 9 августа 2022 г. суд апелляционной инстанции определил дело слушанием отложить для истребования доказательств, в связи с чем судебное заседание по рассмотрению апелляционной жалобы Сурковой В.В. назначено к рассмотрению на 1 сентября 2022 г. в 14.00 часов.

Согласно протоколу судебного заседания суда апелляционной инстанции от 1 сентября 2022 г. суд рассмотрел дело в отсутствие неявившихся лиц (л.д. 136), указав в апелляционном определении на их надлежащее извещение о времени и месте рассмотрения дела.

Однако вывод суда апелляционной инстанции о надлежащем извещении Сурковой В.В. о времени и месте судебного рассмотрения не основан на материалах дела и не соответствует приведённым выше требованиям процессуального законодательства.

В материалах дела отсутствуют сведения как об извещении судом апелляционной инстанции истца Сурковой В.В. о времени и месте судебного заседания по рассмотрении апелляционной жалобы Сурковой В.В., назначенного на 1 сентября 2022 г., так и о получении Сурковой В.В. судебного извещения на указанную дату.

Таким образом, на день рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции 1 сентября 2022 г. сведения об извещении Сурковой В.В. у суда апелляционной инстанции отсутствовали.

Сведений, дающих основание полагать о надлежащем извещении Сурковой В.В. о дате, месте и времени судебного заседания суда апелляционной инстанции, в том числе с учётом положений статьи 1651 ГПК РФ материалы дела не содержат.

Рассмотрение дела в отсутствие истца Сурковой В.В., не извещённой о времени и месте судебного заседания, лишило её возможности на реализацию права на судебную защиту на основе принципа состязательности и равноправия сторон, предусмотренного статьёй 12 ГПК РФ.

Приведённое обстоятельство в соответствии с пунктом 2 части четвёртой статьи 3797 ГПК РФ является безусловным основанием для отмены судебного акта.

Как разъяснено в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 г. № 17 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции» вне зависимости от доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, кассационный суд общей юрисдикции обязан проверить соблюдение судами первой и апелляционной инстанций норм процессуального права, указанных в части четвёртой статьи 3797 ГПК РФ, нарушение которых является основанием для отмены судебных постановлений в кассационном порядке.

С учётом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что постановление суда апелляционной инстанции нельзя признать законным, так как оно принято с существенным нарушением норм процессуального права, повлиявшим на исход дела, без устранения которого невозможно восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов Сурковой В.В., что является в силу пункта 2 части четвёртой статьи 3797 ГПК РФ, основанием для его отмены в кассационном порядке с направлением дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.

При новом рассмотрении суду апелляционной инстанции следует учесть изложенное и разрешить спор в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и подлежащими применению нормами материального и процессуального закона.

Руководствуясь статьями 3797, 390, 3901 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,

определила:

апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 1 сентября 2022 г. отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции – Кемеровский областной суд.

Председательствующий

Судьи

8Г-22615/2022 [88-22292/2022]

Категория:
Гражданские
Истцы
Суркова Вера Владимировна
Ответчики
Администрация Ижморского муниципального округа
Администрация Ижморского муниципального округа (в лице комиссии по исчислению стажа муниципальной службы)
Другие
Аннинкова Елена Евгеньевна
Суд
Восьмой кассационный суд общей юрисдикции
Судья
Латушкина С.Б.- Судья ГР
Дело на странице суда
8kas.sudrf.ru
01.12.2022Судебное заседание
01.12.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее