50RS0014-01-2019-000737-18
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 июня 2019 года
Ивантеевский городской суд Московской области в составе:
Председательствующего судьи: ГУРКИНА С.Н.
при секретаре: Овсепян А.Г..,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-599/19 по административному иску Гагауз Людмилы к Главному Управлению государственного строительного надзора Московской области о признании незаконным решения об отказе во включении в реестр пострадавших граждан, обязании включить в указанный реестр,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец Гагауз Л. обратилась в суд с заявленными требованиями к административному ответчику Главному Управлению государственного строительного надзора Московской области, ссылаясь на то, что 10.04.2014 между ней и ООО «Доходный Дом» были заключены: предварительный договор купли-продажи квартиры № ПШ/11/90-2 и договор № ПШ/11/90. Кроме этого, 10.04.2014 между истцом и ООО «Управляющая компания «Деметра» заключен договор на оказание услуг № ПШ/11/90, суть которых заключалась в купле-продажи истцом квартиры в корпусе со строительным номером 11 по адресу: <адрес> согласно 214-ФЗ. Застройщиком объекта жилого строительства на момент заключения договоров являлась Мазыленко Л.А.. Между Мазыленко Л.А. и ООО «Доходный Дом» были заключены соответствующие договора. В декабре 2012 года строящийся комплекс земельный участок с кадастровым номером 50:13:0050414:108, расположенный по адресу: <адрес> с находящимся на нем: хозяйственным корпусом, асфальтной дорогой, котельной, водонапорной башней, складом угля, спальным корпусом, складом, артезианской скважиной, Мазыленко Л.А. продала ООО «ИнвестРегионСтрой», который принял, включая обязанности и права застройщика. В июне-декабре 2015 года ООО «ИнвестРегионСтрой» начал переоформлять ДДУ с покупателями квартир, приобретших их у ООО «Доходный Дом», но перерегистрация прекратилась в связи с тем, что 16.12.2015 в рамках уголовного дела постановлением Тверского районного суда г. Москвы арестован указанный земельный участок и все имеющиеся на нем постройки. 18.12.2017 арест на указанное имущество вновь наложен Бабушкинским районным судом г. Москвы. В соответствии с п. 6.1 Договора долевого участия, который истец и застройщик планировали подписать, срок сдачи жилого дома в эксплуатацию не позднее 30 ноября 2017 года. На данный момент строительство жилого дома не завершено, дом в эксплуатацию не сдан. С целью защиты своих прав истец обратилась к ответчику с заявлением на вхождение в реестр обманутых дольщиков, однако ей было выслано уведомление об отказе во включении в реестр пострадавших граждан. Считает, что данным отказом нарушены ее права, поэтому просит признать решение Главного Управления государственного строительного надзора Московской области от 23.04.2019 № Р001-7764041824-23096049 об отказе во включение в реестр пострадавших граждан незаконным и обязать включить истца в указанный реестр.
В судебное заседание административный истец Гагауз Л. Не явилась, извещена, направила в суд ходатайство об отложении рассмотрении дела на срок не раньше 11 сентября 2019 года в связи с ее выездом за пределы Российской Федерации в период с 18 мая по 09 сентября 2019 года.
Административный ответчик Главное Управление государственного строительного надзора Московской области в судебное заседание не явился, извещен, направил в суд письменные возражения, в которых просил в иске отказать в связи с тем, что административным истцом не представлено документов, подтверждающих оплату стоимости квартиры по договору долевого участия в строительстве.
Суд признал причину неявки в судебное заседание административного истца Гагауз Л. неуважительной, и, руководствуясь ст. 150 КАС РФ, рассмотрел дело в её отсутствие.
Изучив материалы дела, суд приходит к выводу, что заявленные требования административного истца Гагауз Л. удовлетворению не подлежат.
Судом установлено, что оспариваемый отказ в признании административного истца пострадавшим и во включений его в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, обоснован положением пп. 1 п. 10 приложения № 2
к приказу Минстроя России от 12.08.2016 № 560/пр «Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан и правил ведения реестра пострадавших граждан» (далее - Приказ № 560/пр), а именно; несоответствие заявителя одному из критериев, установленных п. 2 приложения № 1 к Приказу № 560/пр (несоответствие пп. 2 п. 2 приложения № 1) и непредставление или представление не в полном объеме, а равно представление заведомо ложных и (или) недостоверных документов, из числа предусмотренных п. 6 приложения № 2 к Приказу № 560/пр.
Федеральным законом от 28.12.2013 № 414-ФЗ внесены изменения в ч. 7 ст. 23 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участий в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 214-ФЗ) и установлено, что контролирующий орган признает в соответствии с установленными уполномоченным органом критериями граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, пострадавшими и ведет реестр таких граждан.
Приказом № 560/пр утверждены критерии отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан (далее - критерии), а также установлены правила ведения реестра пострадавших граждан (далее - Правила).
Согласно п. 1 правил приложения № 2 к Приказу № 560/пр формирование и ведение реестра пострадавших граждан (далее - реестр) в соответствии со ст. 23 Федерального закона № 214-ФЗ осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется (осуществлялось) строительство проблемного объекта (далее - контролирующий орган).
В соответствии с постановлением Правительства Московской области от 12.12.2017 № 1049/45 «О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Московской области в связи с передачей полномочий по осуществлению государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости» полномочия по осуществлению государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости переданы Главному управлению.
В соответствии с п. 7 ст. 3 Закона Московской области № 84/2010-03 «О защите прав граждан, инвестировавших денежные средства в строительство многоквартирных домов на территории Московской области» центральный исполнительный орган государственной власти Московской области, уполномоченный Правительством Московской области, в пределах своих полномочий и в соответствии с установленными на основании законодательства Российской Федерации критериями и правилами признает граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, пострадавшими и ведет реестр таких граждан.
В соответствии с пп. 12.22 п. 12 Положения о Главном управлении государственного строительного надзора Московской области, утвержденное постановлением Правительства Московской области от 11.04.2016 № 270/9 «Об утверждении Положения о Главном управлении государственного строительного надзора Московской области» к компетенции Главного управления относится признание в соответствии с установленными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти критериями граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, пострадавшими и ведение реестра таких граждан.
В силу п. 1 приложения № 1 Приказа № 560/пр критерии отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан устанавливаются в целях ведения реестра пострадавших граждан.
Согласно п. 11 приложения № 2 к Приказу № 560/пр гражданин не подлежит включению в реестр на основании решения, принимаемого контролирующим органом в течение 14 рабочих дней с даты поступления заявления при наличии хотя бы одного из условий, предусмотренных п. 10 приложения № 2 к Приказу № 560/пр.
Согласно п. 2 приложения № 1 к Приказу № 560/пр критериями являются:
1) неисполнение застройщиком объекта незавершенного строительства, создание которого осуществляется (осуществлялось) с привлечением денежных средств гражданина - участника долевого строительства на основании договора участия в долевом строительстве, заключенного в соответствии с Федеральным законом № 214-ФЗ, обязательств по договору в течение более 9 месяцев с даты, установленной в договоре, при отсутствии прироста вложений в незавершенное строительство такого объекта в течение двух отчетных периодов согласно отчетности застройщика об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства (далее - проблемный объект), за исключением следующих объектов строительства:
а) введенных в эксплуатацию многоквартирных домов или не завершенных строительством многоквартирных домов, в которых в отношении одного и того же жилого помещения застройщиком заключены два и более договоров долевого участия;
б) не завершенного строительством многоквартирного дома, строительство которого осуществлено (осуществляется) в отсутствие правоустанавливающих документов на земельный участок, на котором возведен (возводится) такой объект;
в) не завершенного строительством многоквартирного дома, созданного (создаваемого) на земельном участке в отсутствие государственной регистрации права собственности застройщика на земельный участок, либо договора аренды, договора субаренды такого земельного участка, либо договора безвозмездного пользования земельным участком, предусмотренных Федеральным законом N 214-ФЗ;
г) не завершенного строительством многоквартирного дома, созданного (создаваемого) на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного дома;
д) не завершенного строительством многоквартирного дома, строительство которого осуществлено (осуществляется) с нарушением требований градостроительного плана земельного участка, требований, установленных в разрешении на строительство, проектной документации, в том числе объекты, право собственности на доли, квартиры в которых признано за физическими и (или) юридическими лицами вступившими в законную силу актами судебных органов.
2) привлечение застройщиком проблемного объекта денежных средств гражданина - участника долевого строительства для строительства проблемного объекта осуществлялось на основании договора участия в долевом строительстве, заключенного в соответствии с Федеральным законом № 214-ФЗ;
3) надлежащее исполнение гражданином - участником долевого строительства обязательств по договору участия в долевом строительстве проблемного объекта;
4) неисполнение застройщиком проблемного объекта обязательств по действующему договору участия в долевом строительстве по передаче жилого помещения, расположенного в проблемном объекте, гражданину - участнику долевого строительства;
5) отсутствие лица, являющегося правопреемником прав и обязанностей застройщика по строительству проблемного объекта, к которому может быть заявлено требование об исполнении обязательств застройщика по договору участия в долевом строительстве;
6) необеспечение обязательств застройщика по договору участия в долевом строительстве поручительством банка или страхованием гражданской ответственности застройщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по передаче жилого помещения участнику долевого строительства по договору в порядке, установленном Федеральным законом № 214-ФЗ, либо осуществление выплаты по договору участия в долевом строительстве, обеспеченному поручительством банка или страхованием гражданской ответственности застройщика не может быть осуществлено ввиду ликвидации соответствующей кредитной или страховой организации;
7) отсутствие заявителя в реестре пострадавших граждан в отношении того же и (или) иного проблемного объекта.
Одновременно п. 3 приложения № 1 Приказа № 560/пр установлено, что гражданин-участник долевого строительства проблемного объекта, чьи денежные средства привлечены по договору участия в долевом строительстве многоквартирных домов, после исполнения которого у гражданина возникает право собственности на объект долевого строительства и право общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме, и чьи права нарушены, соответствующий критериям, установленным п. 2 приложения № 1 относится к числу пострадавших граждан.
Административный истец в обоснование своего иска ссылается на приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 20 сентября 2013 г. № 403 «Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших и правил ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены», который признан не подлежащим применению, в связи с вступлением в силу приказа Минстроя России от 12.08.2016 № 560/пр «Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан и правил ведения реестра пострадавших граждан».
Представленный административным истцом предварительный договор купли- продажи квартиры № ПШ/11/90-2 от 10 апреля 2014 года (далее - Предварительный договор) и договор займа № ПШ/11/90-1/2 от 10 апреля 2014 года (далее - Договор займа) не являются договорами участия в долевом строительстве, заключенным в соответствии с Федеральным законом № 214-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1.1 Предварительного договора, стороны обязуются в будущем заключить договор купли-продажи (основной договор).
Пунктом 1.10 Предварительного договора, установлено, что основной договор должен быть заключен до 30 марта 2016 года.
Пунктом 1 ст. 1 Федерального закона № 214-ФЗ установлено, что данный закон регулирует отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости и возникновением у участников долевого строительства права собственности на объекты долевого строительства и права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме и (или) ином объекте недвижимости, а также устанавливает гарантии защиты прав, законных интересов и имущества участников долевого строительства.
В соответствии с ч. 3 ст. 4 Федерального закона № 214-ФЗ договор участия в долевом строительстве заключается в письменной форме, подлежит государственной регистрации в органах, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним и считается заключенным с момента такой регистрации.
Согласно ч. 4 ст. 4 Федерального закона № 214-ФЗ договор участия в долевом строительстве должен содержать: определение подлежащего передаче конкретного объекта долевого строительства в соответствии с проектной документацией застройщиком после получения им разрешения на ввод в эксплантацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости; срок передачи застройщиком объекта долевого строительства участнику долевого строительства; цену договора, сроки и порядок ее уплаты; гарантийный срок на объект долевого строительства; способы обеспечения исполнения застройщиком обязательств по договору.
При этом в ч. 5 ст. 4 Федерального закона № 214-ФЗ определено, что при отсутствии в договоре участия в долевом строительстве условий, предусмотренных ч. 4 ст. 4 Федерального закона № 214-ФЗ, такой договор считается незаключенным.
Пунктом 1 ст. 12 Договора установлено, что договор подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В силу ч. 2 ст. 1 Федерального закона № 214-ФЗ привлечение денежных средств граждан, связанное с возникающим у граждан правом собственности на жилые помещения в многоквартирных домах, которые на момент привлечения таких денежных средств граждан не введены в эксплуатацию в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, допускается только:
1) на основании договора участия в долевом строительстве;
2) путем выпуска эмитентом, имеющим в собственности или на праве аренды, праве субаренды земельный участок и получившим в установленном порядке разрешение на строительство на этом земельном участке многоквартирного дома, облигаций особого вида - жилищных сертификатов, закрепляющих право их владельцев на получение от эмитента жилых помещений в соответствии с законодательством Российской Федерации о ценных бумагах;
3) жилищно-строительными и жилищными накопительными кооперативами в соответствии с федеральными законами, регулирующими деятельность таких кооперативов.
В соответствии с ч. 2.1. ст. 1 Федерального закона № 214-ФЗ запрещается привлечение денежных средств граждан для строительства в нарушение требований, установленных ч. 2 ст. 1 указанного Федерального закона.
Как в целом Федеральный закон № 214-ФЗ, так и требование о форме и регистрации договора участия в долевом строительстве направлены на защиту граждан - участником долевого строительства, обеспечивает защиту интересов как собственников недвижимости, так и других лиц.
Нормы Федерального закона № 214-ФЗ связывают установленные гарантии защиты прав, законных интересов и имущества участников долевого строительства именно в связи с возникновением правоотношений по договору участия в долевом строительстве, заключенном в соответствии с Федеральным законом № 214-ФЗ.
Действие Федерального закона № 214-ФЗ не распространяется на отношения юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей, связанные с инвестиционной деятельностью по строительству (созданию) объектов недвижимости (в том числе многоквартирных домов) и не основанные на договоре участия в долевом строительстве. Указанные отношения регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации и законодательством РФ об инвестиционной деятельности. Передача гражданам прав путем уступки требования по договорам, которые заключены юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями и связаны с инвестиционной деятельностью по строительству (созданию) многоквартирных домов и после исполнения которых у граждан возникает право собственности на жилое помещение в строящемся (создаваемом) многоквартирном доме, не допускается (ч. 3 ст.1). Условия договора участия в долевом строительстве не могут определяться по усмотрению сторон, поскольку содержание соответствующих условий договора предписано Федеральным законом № 214-ФЗ.
Пунктом 1.6 Предварительного договора, установлено, что стоимость квартиры составляет 1048289 рублей. Стоимость чердачного помещения составляет 496041 рубль. Общая стоимость квартиры и чердачного помещения составляет 1544330 рублей.
В соответствии с подпунктом 2.2.1 пункта 2.2 административный истец обязан своевременно и полно оплатить стоимость квартиры, в срок предусмотренный пунктом 1.7 (до 30 марта 2016 года).
Пунктом 1.1 Договора займа, установлено, что административный истец передает ООО «Доходный дом» деньги в размере 764520 рублей.
Вместе с тем, административным истцом не представлено ни одного документа, подтверждающего оплату цены по договору.
Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона № 214-ФЗ по договору участия в долевом строительстве одна сторона (застройщик) обязуется в предусмотренный договором срок своими силами и (или) с привлечением других лиц построить (создать) многоквартирный дом и (или) объект недвижимости и после получения разрешения на ввод в эксплуатацию этих объектов передать соответствующий объект долевого строительства участнику строительства, а другая сторона (участник долевого строительства) обязуется уплатить обусловленную договором дену к принять объект долевого строительства при наличии разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости.
В нарушение пп, 5 п. 10 Приложения № 2 к Приказу № 560/пр документов, подтверждающих оплату денежных средств по договору не представлено.
Таким образом, суду не представляется возможным установить, что денежные средства административного истца были привлечены для строительства многоквартирного жилого дома.
Следовательно, административным истцом ненадлежащим образом исполнены обязательства по Договору, что согласно пп. 3 п. 2 приложения № 1 к Приказу № 560/пр является основанием для отказа во включении заявителя в Реестр пострадавших граждан.
Так, согласно п. 5 приложения № 2 к Приказу № 560/пр решение о включений пострадавшего гражданина в реестр принимается контролирующим органом на основании письменного заявления пострадавшего гражданина (приложение № 1 к Правилам).
На основании п. 6 приложения № 2 к Приказу № 560/пр к заявлению прилагаются следующие документы;
1) копия документа, удостоверяющего личность;
2) копия договора участия в долевом строительстве, подтверждающего возникновение правоотношений между пострадавшим гражданином и застройщиком проблемного объекта, не исполнившим обязательства по передаче жилого помещения пострадавшему гражданину, и копия договора уступки (в случае уступки участником долевого строительства прав требования по договору);
3) копии платежных документов, подтверждающих исполнение пострадавшим гражданином обязательств по договору участия в долевом строительстве, заключенному в отношений проблемного объекта, и договору уступки (в случае уступки участником долевого строительства прав требования по договору);
4) копия вступившего в законную силу судебного акта о включении требований пострадавшего гражданина к застройщику проблемного объекта в реестр требований кредиторов о передаче жилых помещений в случае введения в отношении застройщика одной из процедур, применяемых в деле о банкротстве застройщика.
Таким образом, административным истцом на рассмотрение Комиссии не представлены документы, указанные в пп. 3 п. 6 приложения № 2 к Приказу № 560/пр. В связи с чем, представленный административным истцом комплект документов не соответствует требованиям и правилам установленным Приказом № 560/пр.
Исходя из изложенного, оснований для удовлетворения административного иска Гагауз Л. не имеется.
Руководствуясь статьями 176-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении административного иска Гагауз Людмилы к Главному Управлению государственного строительного надзора Московской области о признании незаконным решения об отказе во включении в реестр пострадавших граждан, обязании включить в указанный реестр отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Ивантеевский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
СУДЬЯ: C.Н. ГУРКИН
решение в окончательной форме
изготовлено 21 июня 2019 года