УИД № 38RS0003-01-2024-003947-81
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Братск 01 октября 2024 года
Братский городской суд Иркутской области в составе:
председательствующего судьи Шаламовой Л.М.,
при секретаре Кобрысевой А.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2925/2024 по исковому заявлению прокурора Падунского района г. Братска в интересах Орлова Е.В. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Иркутской области о признании решения незаконным в части, взыскании компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Падунского района г. Братска обратился в суд в интересах Орловой Е.В. с иском к ответчику Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Иркутской области (далее – ОСФР по Иркутской области) в котором, с учетом уточнений, просит признать решение ответчика № 048-24-002-6416- 9609 от 27.05.2024 в части отказа Орловой Е.В. в предоставлении компенсации в виде возмещения фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно по маршруту Иркутск - Пхукет, Пхукет - Иркутск, незаконным; взыскать в пользу Орловой Е.В. компенсацию стоимости проезда по территории Российской Федерации воздушным транспортом по маршруту Иркутск - Пхукет, Пхукет - Иркутск в размере 7 506,67 руб.
В обоснование исковых требований прокурор Падунского района г. Братска указал, что Орлова Е.В., как пенсионер, являющийся получателем страховой пенсии по старости и проживающий в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, на основании статьи 34 Закона РФ от 19.02.1993 №4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» имеет право на компенсацию расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно один раз в два года.
Реализуя предоставленное Законом право, Орлова Е.В., организовав свой отдых самостоятельно, в июле 2023 г. выехала из г. Братска на отдых в Пхукет, следуя воздушным транспортом по маршруту Братск - Иркутск - Пхукет.
Прибыла обратно в г. Братск Орлова Е.В. в августе 2023 г., следуя воздушным транспортом по маршруту Пхукет - Иркутск- Братск.
23.05.2024 Орлова Е.В. обратилась в клиентскую службу на правах отдела в г. Братске и Братском районе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ с заявлением о компенсации фактически произведенных им расходов, представив авансовый отчет и проездные документы, обеспечивающие проезд к месту отдыха и обратно.
Не оспаривая права Орловой Е.В. на компенсацию расходов на проезд к месту отдыха и обратно, ответчик принял решение № 048-24-002-6416-9609 от 27.05.2024 о предоставлении компенсации в виде возмещения фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно в размере 15 667 руб., отказав при этом в компенсации расходов по маршруту Иркутск - Пхукет, Пхукет - Иркутск, по причине отсутствия обязательных реквизитов в проездных документах; отсутствие справки транспортной компании о стоимости проезда в пределах территории Российской Федерации.
Данное решение ответчика в части отказа в компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно не основано на требованиях Конституции РФ, Закона № 4520-1 и принятых Правительством Российской Федерации Правил, гарантирующих пенсионеру компенсацию расходов на оплату стоимости проезда по территории Российской Федерации к месту отдыха и обратно как лицу, проживающему в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
В судебном заседании помощник прокурора Падунского района г. Братска Епифанцева И.С., действующая на основании прав по должности, заявленные в интересах истца Орловой Е.В. уточненные исковые требования поддержала по доводам и основаниям, изложенным в иске. Просила удовлетворить исковые требования в полном объеме.
В судебное заседание истец Орлова Е.В. не явилась, извещена надлежащим образом о месте, дате и времени судебного разбирательства.
Представитель ответчика - Парилова А.А., действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, представила в суд письменный отзыв, в котором просит в иске отказать.
Выслушав прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГПК РФ), прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
Как отмечено в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации №4-П от 14.02.2002, прокурор, предъявляя иск в интересах другого лица, действует как должностное лицо прокуратуры Российской Федерации и не является субъектом спорных материальных правоотношений, но в качестве лица, участвующего в деле, он пользуется соответствующими процессуальными правами.
Таким образом, суд находит, что, обращаясь в суд с иском в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов пенсионера Орловой Е.В. прокурор Падунского района г.Братска действует в рамках полномочий, предоставленных ему законом.
Кроме того, суд учитывает, что пенсионеры являются социально незащищенной категорией населения и нуждаются в особой защите прав, которую в соответствии с вышеупомянутыми нормами закона осуществляют органы прокуратуры.
Согласно ст. 34 Закона РФ от 19.02.1993 № 4520-1, компенсация расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями страховой пенсии по старости (с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости) или страховой пенсии по инвалидности, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно один раз в два года осуществляется в порядке, размере и на условиях, определяемых Правительством Российской Федерации. Статьей 4 указанного закона определено, что гарантии и компенсации, установленные настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами РФ, являются расходными обязательствами РФ в части неработающих граждан, получающих страховую пенсию или пенсию по государственному пенсионному обеспечению за счет средств Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации и федерального бюджета
В целях реализации статьи 34 указанного Закона постановлением Правительства Российской Федерации от 01.04.2005 были утверждены Правила компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями страховых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно.
Согласно п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 01.04.2005 № 176, финансовое обеспечение расходов, связанных с реализацией Правил, утвержденных настоящим Постановлением, осуществляется за счет средств федерального бюджета, предоставляемых в порядке межбюджетных отношений бюджету Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, в пределах ассигнований, предусмотренных в сводной бюджетной росписи федерального бюджета Министерству финансов Российской Федерации
В соответствии с п. 3 Правил от 01.04.2005 г. № 176, компенсация может производиться в виде предоставления проездных документов, обеспечивающих проезд пенсионера к месту отдыха и обратно, или возмещения фактически произведенных пенсионером расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно в пределах, установленных п. 10 Правил.
Пунктом 6 Правил определено, что названная компенсация производится 1 раз в два года.
Двухгодичный период исчисляется в календарном порядке начиная с 1 января года, в котором пенсионеру на основании поданного им заявления была произведена компенсация в связи с осуществлением проезда к месту отдыха и обратно в данном периоде.
В силу п. 9 Правил от 01.04.2005 г. № 176, заявление о компенсации в виде возмещения фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно пенсионер или его представитель подает по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, с указанием места отдыха и предъявлением проездных документов (направлением электронных проездных (перевозочных) документов (билетов) с использованием подсистемы единого личного кабинета федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)»), выданных в соответствии с законодательством Российской Федерации транспортными организациями независимо от их организационно-правовой формы.
Исходя из названных правовых норм, суд приходит к убеждению, что компенсация расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями страховых пенсий по старости и по инвалидности, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно раз в два года гарантирована статьей 34 Закона РФ от 19.02.1993 № 4520-1.
Предусмотренные данным Законом государственные гарантии и компенсации по возмещению дополнительных материальных и физических затрат таким гражданам предоставляются в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях (преамбула к Закону).
Судом установлено, что истец Орлова Е.В. зарегистрирована по месту жительства и проживает в г. Братске Иркутской области, является неработающим пенсионером, получателем страховой пенсии по старости, что подтверждается штампом о регистрации по месту жительства в паспорте на имя истца, копией пенсионного удостоверения, ответчиком не оспаривается и не опровергается.
Как следует из материалов дела, в период с 09.07.2024 по 20.08.2024 Орлова Е.В. выезжала на отдых в г. Пхукет Королевство Таиланд, следуя и воздушным транспортом по маршрутам Братск - Иркутск - Пхукет - Иркутск - Братск.
По возращении из места отдыха Орлова Е.В. обратилась в клиентскую службу на правах отдела в г. Братске и Братском районе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ с заявлением о компенсации фактически произведенных им расходов, представив проездные документы, обеспечивающие проезд к месту отдыха и обратно.
Не оспаривая права Орловой Е.В. на компенсацию расходов на проезд к месту отдыха и обратно, ответчик принял решение № 048-24-002-6416-9609 от 27.05.2024 о предоставлении компенсации в виде возмещения фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно в размере 15 667 руб., отказав при этом в компенсации расходов по маршруту Иркутск - Пхукет, Пхукет - Иркутск, по причине отсутствия обязательных реквизитов в проездных документах; отсутствие справки транспортной компании о стоимости проезда в пределах территории Российской Федерации.
При этом, в подтверждение факта проезда к месту отдыха и обратно, истцом представлены:
- маршрутная квитанция на имя истца на перелет в салоне экономического класса обслуживания по маршруту Иркутск-Пхукет, датой вылета 01.08.2023, с приложением посадочного талона;
- маршрутная квитанция на имя истца на перелет в салоне экономического класса обслуживания по маршруту Пхукет-Иркутск, датой вылета 11.08.2023, с приложением посадочного талона.
В подтверждение несения расходов по оплате проезда по маршруту Иркутск - Пхукет - Иркутск в материалы дела представлен договор о реализации туристического продукта № Ч-275 от 14.07.2023, заключенный между ООО «Море Трэвел» и Орловой Е.В., согласно которому приобретен туристический продукт - путешествие в Тайланд на двух человек, организованный туроператором ООО «Регион Туризм» на общую сумму 225 000 руб., включающий в себя, в том числе, авиаперелет по маршруту Иркутск - Пхукет – Иркутск.
Согласно справке от 18.08.2023, выданной туристическим агентом ООО «Регион Туризм», стоимость авиационных билетов по маршруту Иркутск -Пхукет – Иркутск на рейсы 01.08.2023 и 11.08.2023, перелет на которых совершила Орлова Е.В. на одного человека составила 77 420,28 руб.
Из анализа указанных документов, суд приходит к выводу, что Орлова Е.В. фактически понесла расходы по приобретению проездных документов к месту отдыха и обратно по указанному маршруту.
Таким образом, сведения, содержащиеся в представленных истцом в обоснование исковых требований документах, а также принадлежность проездных документов Орловой Е.В., факт оплаты ею проезда к месту отдыха в Пхукет (Тайланд) и обратно, суд признает достоверными и соответствующими действительности.
Судом установлено, что в маршрутных квитанциях электронного билета по маршруту Иркутск - Пхукет - Иркутск действительно отсутствуют такие обязательные реквизиты, как сведения итоговой стоимости перевозки, о коде статуса бронирования, тарифе, уникальном номере билета, которые предусмотрены п. 2 ч. 1 Формы электронного пассажирского билета и багажной квитанции в гражданской авиации, утвержденной Приказом Министерства транспорта РФ от 8 ноября 2006 года № 134 «Об установлении формы электронного пассажирского билета и багажной квитанции в гражданской авиации».
Вместе с тем, суд считает, что отсутствие в вышеуказанных маршрутных квитанциях обязательных реквизитов, и не является обстоятельством, препятствующим выплате компенсации стоимости проезда к месту отдыха и обратно, поскольку законодательство, регулирующее вопросы компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам к месту отдыха и обратно на территории РФ, не устанавливает императивного требования об оплате проездных билетов с перевозчиком только путем наличия всех реквизитов в билете. Риск ответственности за отсутствие тех или иных реквизитов в билете лежит на перевозчике, согласно ст. 14.5 КоАП РФ, и не может препятствовать реализации истцом конституционного права на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно.
Предоставленные Орловой Е.В. к оплате проездные документы о проезде к месту отдыха и обратно воздушным транспортом по маршруту Иркутск - Пхукет, Пхукет - Иркутск, а именно маршрутные квитанции электронных билетов являются именными, содержат информацию о номерах рейсов (ZF-2975, ZF-2976), классе обслуживания (экономический), маршруте следования, дате и времени вылета.
Кроме того, факт принадлежности проездных документов истцу и их оплата истцом, нашел подтверждение в ходе судебного разбирательства и не вызывают сомнений.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что Орлова Е.В. имеет право на компенсацию расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно по территории Российской Федерации, которая должна быть произведена за счет средств социального фонда РФ.
Поскольку, отсутствие или наличие права на предоставление компенсации не может быть поставлено в зависимость, в данном случае, от ненадлежащего оформления проездного документа, судом установлено право истца на компенсацию расходов по оплате проезда к месту проведения отдыха и обратно, указанная компенсация должна быть произведена за счет средств социального фонда РФ. Следовательно, решение ответчика № 048-24-002-6416-9609 от 27.05.2024 в части отказа Орловой Е.В. в предоставлении компенсации в виде возмещения фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха г. Пхукет (Королевство Тайланд) и обратно по территории Российской Федерации следует признать незаконным.
Согласно правовой позиции Конституционного суда РФ по своей правовой природе компенсация для неработающих пенсионеров, являющихся получателями страховой пенсии по старости или страховой пенсии по инвалидности, расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно один раз в два года, является льготой, носящей компенсаторный характер, право на которую непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекает. Поэтому определение оснований ее предоставления, круга субъектов, на которых она распространяется, источника и порядка ее финансирования, входит в компетенцию законодателя (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 25.12.2003 № 509-О, от 02.02.2006 № 38-О, от 04.10.2012 № 1768-О, от 26.09.2019 № 2236-О и др.). Такая компенсация осуществляется в порядке, размере и на условиях, определяемых Правительством Российской Федерации.
На основании подпункта "б" пункта 3 Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями пенсии по старости и по инвалидности, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 апреля 2005 года N 176, компенсация может производиться в виде возмещения фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно в пределах, установленных пунктом 10 Правил.
В соответствии с подпунктом "г" пункта 10 Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями страховых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 апреля 2005 года N 176 (далее - Правила) компенсация в виде возмещения фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно производится в размере, не превышающем стоимость проезда воздушным транспортом - в салоне экономического (низшего) класса. При использовании воздушного транспорта для проезда пенсионера к месту отдыха на территории Российской Федерации и (или) обратно проездные документы оформляются (приобретаются) только на рейсы российских авиакомпаний или авиакомпаний других государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением случаев, если указанные авиакомпании не осуществляют пассажирские перевозки к месту отдыха либо если оформление (приобретение) проездных документов на рейсы этих авиакомпаний невозможно ввиду их отсутствия на дату вылета к месту отдыха и (или) обратно.
При следовании к месту отдыха за пределы территории Российской Федерации компенсация производится до ближайших к месту пересечения государственной границы Российской Федерации железнодорожной станции, аэропорта, морского (речного) порта, автовокзала, автостанции с учетом требований, установленных настоящими Правилами.
При этом для компенсации представляется копия заграничного паспорта с отметкой пограничного органа федеральной службы безопасности о месте пересечения государственной границы Российской Федерации.
Компенсация проезда воздушным транспортом международного сообщения производится при представлении пенсионером документа, выданного транспортной организацией, осуществлявшей перевозку, о стоимости проезда в пределах территории Российской Федерации, включенной в стоимость проездного документа (билета).
Указанная в документе, предусмотренном абзацем третьим настоящего пункта, стоимость определяется транспортной организацией как процентная часть стоимости воздушной перевозки согласно проездному документу, соответствующая процентному отношению расстояния, рассчитанного по ортодромии маршрута полета воздушного судна в воздушном пространстве Российской Федерации (ортодромия по Российской Федерации), к общей ортодромии маршрута полета воздушного судна (пункт 10(1) Правил введен Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 февраля 2021 года N 100).
В соответствии со справкой исх. № 01907/24 от 12.07.2024, выданной транспортной организацией ООО «Авиакомпания «Азурэйр», осуществлявшей перевозку Орловой Е.В. по маршруту Иркутск-Пхукет, общая ортодромия - 4 932 км., ортодромия по РФ - 239 км., отношение ортодромии по РФ к общей ортодромии к точке выхода из РФ - 4,85 %.
В соответствии со справкой исх. № 02028/24 от 26.07.2024, выданной транспортной организацией ООО «Авиакомпания «Азурэйр», осуществлявшей перевозку Орловой Е.В. по маршруту Пхукет-Иркутск, общая ортодромия - 4 932 км., ортодромия по РФ - 239 км., отношение ортодромии по РФ к общей ортодромии к точке выхода из РФ - 4,846 %.
Таким образом, сумма фактически понесенных расходов на оплату проезда к месту отдыха Пхукет и обратно по территории Российской Федерации, подлежащих возмещению, составляет 7 506,67 руб., что не превышает фактически произведенные заявителем расходы на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно в общем размере 77 420,28 руб.
При указанных обстоятельствах, суд находит требования прокурора Падунского района г. Братска в интересах истца о взыскании с ответчика в пользу Орловой Е.В. компенсации расходов по оплате проезда к месту проведения отдыха и обратно по территории Российской Федерации подлежащими удовлетворению в полном объеме, поскольку расходы истца по оплате стоимости проезда к месту проведения отдыха по территории Российской Федерации в указанном размере нашли свое подтверждение в ходе судебного разбирательства.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Падунского района г. Братска в интересах Орлова Е.В. удовлетворить.
Признать решение Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Иркутской области № 048-24-002-6416-9609 от 27.05.2024 в части отказа Орловой Елене Васильевне в предоставлении компенсации в виде возмещения фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно по маршруту Иркутск - Пхукет, Пхукет - Иркутск, незаконным.
Взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Иркутской области (ОГРН 1033801046003) в пользу Орлова Е.В. (паспорт ***) компенсацию стоимости проезда по территории Российской Федерации воздушным транспортом по маршруту Иркутск - Пхукет, Пхукет - Иркутск в размере 7 506,67 рублей.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Братский городской суд Иркутской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Л.М. Шаламова
Мотивированное решение изготовлено 10 октября 2024 года.