Решение по делу № 2а-142/2022 от 10.03.2022

УИД – 11RS0017-01-2022-000277-31

Дело № 2а-142/2022

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Визинга Республики Коми 12 апреля 2022 года

Сысольский районный суд Республики Коми в составе:

председательствующего судьи Фоминой Г.Д.,

при секретаре Касевой Л.Н.,

с участием помощника прокурора Сысольского района Республики Коми Киршиной А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску прокурора Сысольского района Республики Коми в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения «Визинга» об оспаривании ненормативных правовых актов органа местного самоуправления,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Сысольского района Республики Коми обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения «Визинга» (далее администрация СП «Визинга») с административным иском о признании распоряжения администрации СП «Визинга» от 01.10.2019 № 52-р (в редакции распоряжения от 27.08.2020 № 49-р) незаконным в части установления сроков отселения физических лиц из аварийного дома, расположенного по адресу: <адрес>, а также отсутствия сроков осуществления сноса указанного дома, и возложении на администрацию сельского поседения «Визинга» обязанность по установлению разумных сроков сноса аварийного дома, расположенного по адресу <адрес>, и отселения из него жителей. В обоснование заявленных требований прокурор указал, что согласно заключению межведомственной комиссии от 01.10.2019 № 11 многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу. На основании указанного заключения, администрация сельского поселения «Визинга» издала распоряжение от 01.10.2019 № 52-р (в редакции распоряжения от 27.08.2020 № 49-р), о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу. Срок отселения физических лиц из указанного многоквартирного дома определен до июля 2024 года, срок сноса указанного дома определен до 30 июня 2025 года. Вместе с тем, срок, установленный распоряжением администрации сельского поселения «Визинга» от 01.10.2019 № 52-р (в редакции распоряжения от 27.08.2020 № 49-р) нельзя признать разумным. Согласно Акту обследования помещения от 01.10.2019 № 7 здание, расположенное по адресу <адрес> находится в ветхом, неудовлетворительном состоянии. Общий износ дома составил более 60%. Имеются нарушения требований пожарной безопасности. Ухудшения технических характеристик ограждающих конструкций здания привело к изменениям микроклимата жилых помещений, не позволяющих обеспечить санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов. Таким образом, при указанных дефектах конструкции дома существует реальная угроза обрушения многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, а также угроза жизни и здоровью людей, проживающих в указанном доме. Соответственно дальнейшее длительное проживание нем недопустимо.

В судебном заседании помощник прокурора Киршина А.А. поддержала требования административного иска.

Представитель ответчика администрации СП «Визинга» - руководитель администрации сельского поселения «Визинга» Татаринов В.С. в судебном заседании показал, что распоряжением администрации сельского поселения «Визинга» от 27.08.2020 г. № 49-р установлены разумные сроки отселения физических лиц по адресу: <адрес> до июля 2024 г. и снос данного дома в срок до 30.06.2025. Меры по отселению граждан администрацией принимаются. Считает установленные администрацией поселения сроки отселения физических лиц и сноса многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, с учетом сложившейся обстановки возможно пересмотреть в сторону уменьшения. Просил принять решение по иску на усмотрение суда.

Суд, заслушав помощника прокурора Сысольского района РК Киршину А.А., представителя ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Частью 4 ст. 218 КАС РФ установлено, что в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

На основании ст. 39 КАС РФ прокурор наделен полномочиями на обращение в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

По смыслу ч. 1 ст. 21 и ч. 3 ст. 22 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами местного самоуправления опротестовывает противоречащие закону правовые акты, обращается в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными.

Многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме (п. 6 Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом").

Поскольку в соответствии с Конституцией Российской Федерации и международными актами о правах человека каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации, установить конкретное число лиц, фактически проживающих в многоквартирном жилом доме, а равно лиц, права которых могут быть нарушены в результате бездействия органов местного самоуправления не представляется возможным, а потому прокурор, обращаясь в суд с настоящим административным иском, реализует полномочия по защите прав и законных интересов неопределенного круга лиц. В этой связи, суд признает прокурора Сысольского района Республики Коми надлежащим истцом по рассматриваемому административному иску.

В соответствии с п. 5, 6 ст. 2 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда; обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда.

Согласно п. 8 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений отнесено признание в установленном порядке жилых помещений муниципального и частного жилищного фонда непригодными для проживания, многоквартирных домов, за исключением многоквартирных домов, все жилые помещения в которых находятся в собственности Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.

Такой порядок установлен Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 (далее – Положение №47).

По смыслу п. 49 Положения №47 на основании полученного заключения межведомственной комиссии соответствующий орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 настоящего Положения, а именно, решение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

В силу ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.

Судом установлено, что заключением межведомственной комиссии администрации СП «Визинга» от 01.10.2019 №11 по результатам обследования многоквартирного дома по адресу: <адрес> установлены основания для признания его аварийным и подлежащим сносу.

На основании указанного заключения распоряжением администрации СП «Визинга» от 01.10.2019 №52-р в порядке, установленном Положением №47, многоквартирный дом по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.

Этим же распоряжением принято решение о расселении физических лиц указанного многоквартирного жилого дома в течение одного календарного года со дня включения указанного дома в адресную республиканскую программу и направлении собственникам помещений многоквартирного дома требование о сносе дома не позднее сроков, установленных программой (п.2).

На основании протеста прокуратуры Сысольского района Республики Коми от 27.03.2020 №07-03-2020 администрацией СП «Визинга» издано распоряжение от 16.04.2020 №19-р, которым в п. 2 распоряжения от 01.10.2019 №52-р внесены изменения. В частности, принято решение организовать отселение физических лиц из многоквартирного дома по адресу: <адрес> срок до июля 2025 года, а собственникам помещений в данном многоквартирном доме осуществить снос указанного дома в срок до 30.06.2026.

По имеющимся в материалах дела сведениям, в данном многоквартирном жилом доме имеется 2 квартиры, где фактически проживает 6 человек.

По требованию прокуратуры Республики Коми от 13.05.2020 №07-65-2020 начальником Государственной жилищной инспекции по Прилузскому и Сысольскому районам ФИО1 и начальником Госстройнадзора по Сысольскому и Койгородскому районам ФИО2 20.05.2020 был произведен осмотр многоквартирного дома по адресу: <адрес>, в результате которого было установлено, что по состоянию на 27.06.2019 износ фундамента дома составляет 75%, стен и других конструкций 75%. Исчерпание несущей способности, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований является основанием для признания многоквартирного дома аварийным, подлежащим сносу и проведения срочных противоаварийных мероприятий.

Решением Сысольского районного суда от 17.08.2020 года № 2а-247/2020, распоряжение администрации сельского поселения «Визинга» от 01.10.2019 №52-р в редакции распоряжения администрации сельского поселения «Визинга» от 16.04.2020 №19-р в части установления срока отселения физических лиц из многоквартирного жилого дома по адресу: Республика Коми, Сысольский район, с. Визинга, ул. Лесная, д.16 до июля 2025 года и в части установления собственникам помещений этого многоквартирного жилого дома срока его сноса до 30.06.2026 признано незаконным. На администрацию сельского поселения «Визинга» возложена обязанность установить разумные сроки отселения физических лиц из многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес> сноса этого многоквартирного жилого дома собственниками жилых помещений.

Решение вступило в законную силу 18 сентября 2020 года.

Распоряжением администрации от 27.08.2020 № 49-р «О внесении изменений в распоряжение администрации от 01.10.2019 № 52-р» установлен срок отселения физических лиц из многоквартирного дома до июля 2024 года, собственникам помещений в многоквартирном доме осуществить в срок до 30.06.2025.

Однако эксплуатация <адрес> представляет для жителей этого дома и иных лиц опасность, так как ухудшение технических характеристик в процессе эксплуатации произошло у всех несущих и ограждающих конструкций здания, до недопустимого уровня надежности.

Между тем, оспариваемым распоряжением установлен срок отселения физических лиц, проживающих в указанном жилом доме до июля 2024 года, что, с учетом выявленных разрушений дома, является чрезмерным.

Соответственно, срок, установленный собственникам квартир данного дома для его сноса до 30.06.2025 также не может быть признан разумным.

В этой связи, суд приходит к выводу, что распоряжение администрации сельского поселения «Визинга» от 01.10.2019 № 52-р (в редакции распоряжения от 27.08.2020 № 49-р) незаконным в части установления сроков отселения физических лиц из аварийного дома, расположенного по адресу: <адрес>, а также сроков осуществления сноса указанного дома, поскольку нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, в том числе права на пользование жилыми помещениями, отвечающими требованиям, установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства, на безопасность при эксплуатации многоквартирного дома, а также права на охрану здоровья и жизни граждан. При таких обстоятельствах, требования прокурора являются обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

В силу ч. 1.1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом или другим федеральным законом не установлено иное, административное исковое заявление об оспаривании бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа либо организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего может быть подано в суд в течение срока, в рамках которого у указанных лиц сохраняется обязанность совершить соответствующее действие, а также в течение трех месяцев со дня, когда такая обязанность прекратилась.

Таким образом, срок на обращение с настоящим административным иском прокурором Сысольского района Республики Коми не пропущен.

Руководствуясь ст. 175-180, п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Административный иск прокурора Сысольского района Республики Коми к администрации сельского поселения «Визинга» об оспаривании ненормативных правовых актов органа местного самоуправления удовлетворить.

Признать распоряжение администрации сельского поселения «Визинга» от 01.10.2019 № 52-р (в редакции распоряжения от 27.08.2020 № 49-р) незаконным в части установления сроков отселения физических лиц из аварийного дома, расположенного по адресу: <адрес>, а также сроков осуществления сноса указанного дома.

Возложить на администрацию сельского поседения «Визинга» обязанность по установлению разумных сроков сноса аварийного дома, расположенного по адресу <адрес>, и отселения из него жителей.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Сысольский районный суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий – Г.Д. Фомина

Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено - 13 апреля 2022 года.

Судья – Г.Д. Фомина

2а-142/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Сысольского района Республики Коми Муравьеву Е.Г.
Ответчики
Администрация сельского поселения "Визинга"
Суд
Сысольский районный суд Республики Коми
Судья
Фомина Галина Дмитриевна
Дело на странице суда
sysola.komi.sudrf.ru
10.03.2022Регистрация административного искового заявления
10.03.2022Передача материалов судье
11.03.2022Решение вопроса о принятии к производству
11.03.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.03.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.04.2022Судебное заседание
13.04.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.04.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.04.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее