Решение по делу № 2-1449/2024 от 21.06.2024

УИД 56RS0023-01-2024-002381-68

Дело № 2-1449/2024

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

13 августа 2024 года г. Новотроицк

Новотроицкий городской суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Ясневой Н.Е.,

при ведении протокола помощником судьи Бондаренко О.Ю.,

с участием представителя истца помощника Оренбургского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях области Рафикова А.И., представителя ответчиков Тороповцевой И.В.,

рассмотрев гражданское дело по иску Оренбургского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Оренбургской области к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 5» Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Оренбургской области, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Оренбургской области об обязании устранить нарушения требований законодательства,

установил:

истец Оренбургский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Оренбургской области обратился в суд с исковым заявлением к ФКУ "Исправительная колония № 5" УФСИН России по Оренбургской области, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Оренбургской области об обязании устранить нарушения требований законодательства, в обоснование требований указав, что истцом проведена проверка исполнения администрацией ФКУ "Исправительная колония № 5" УФСИН России по Оренбургской области требований уголовно-исполнительного законодательства, в ходе которой выявлены нарушения закона. Так, при проведении проверки при обходе территории исправительного учреждения установлено, что в помещениях карантинного отделения для осужденных ФКУ "Исправительная колония № 5" УФСИН России по Оренбургской области на стенах и потолке имеются значительные отслоения краски и шпаклевки (отслаивается штукатурное покрытие), в связи с чем требуется проведение текущего ремонта указанных помещений.

По результатам проверки в связи с выявленными нарушениями закона в целях их устранения спецпрокуратурой 20 декабря 2023 года в адрес начальника ФКУ "Исправительная колония № 5" УФСИН России по Оренбургской области внесено представление .

На указанное представление исправительным учреждением дан ответ от 07 февраля 2023 года №57/ТО/35/6-533, согласно которому объект карантинного отделения включен в план проведения капитального ремонта зданий и сооружений, а также внутренних помещений на 2024 год. Ведомость объемов работ и потребность в строительных материалах направлена в УФСИН по Оренбургской области. В 2024 году ожидается поставка строительных материалов по бюджетному финансированию для проведения капитального ремонта карантинного отделения. При этом, сведения о фактическом проведении мероприятий по ремонту в помещениях карантинного отделения отсутствуют.

Спецпрокуратурой проведена повторная проверка ФКУ "Исправительная колония № 5" УФСИН России по Оренбургской области, в ходе которой установлено, что в помещениях карантинного отделения на первом, втором этажах в секциях №1, 2 на стенах и потолке имеются отслоения краски и шпаклевки (штукатурки), водяные подтеки, в связи с чем требуется проведение текущего ремонта указанных помещений.

Таким образом, установлено, что администрацией ФКУ "Исправительная колония № 5" УФСИН России по Оренбургской области меру к устранению нарушений, проведению ремонта в карантинном отделении, не приняты.

В то же время в соответствии с пунктом 323 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приказом Минюста России от 04 июля 2022 года № 110, осужденные к лишению свободы после приема в исправительном учреждении, размещаются в карантинном отделении, где в суточный срок проводится их медицинский осмотр. В карантинном отделении осужденные к лишению свободы содержатся до 15 суток под медицинским наблюдением.

В ФКУ "Исправительная колония № 5" УФСИН России по Оренбургской области в ночное время суток осужденные карантинного отделения находятся в секциях 1, 2, расположенных на втором этаже помещений карантинного отделения. В дневное время суток осужденные преимущественного находятся на первом этаже карантинного отделения. В связи с чем осужденные к лишению свободы, размещению в карантинном отделении, находятся значительную часть времени в помещениях, которые не соответствуют санитарно-эпидемиологическим требованиям и нуждаются в проведении ремонта.

Истец, ссылаясь на указанные обстоятельства, просит суд: обязать ФКУ "Исправительная колония № 5" УФСИН России по Оренбургской области, Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Оренбургской области провести текущий ремонт в помещениях карантинного отделения посредством устранения на стенах и потолке указанных помещений отслоений краски и шпаклевки (штукатурки), в срок до 31 декабря 2024 года.

В ходе рассмотрения дела судом к участию в деле в качестве соответчика привлечена Федеральная служба исполнений наказаний России.

Представитель истца Рафиков И.А. в судебном заседании заявленные требования поддержал, просил удовлетворить по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчиков ФКУ "Исправительная колония № 5" УФСИН России по Оренбургской области, Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Оренбургской области Торопцева И.В., действующая на основании доверенностей, против требования о возложения обязанности по проведению ремонта возражала. В случае удовлетворения требований срок проведения работ просила установить до 31 декабря 2025 года.

Представитель ответчика ФСИН России в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом. В возражениях на исковое заявление просил в удовлетворении требований к ФСИН России, УФСИН России по Оренбургской области отказать, указав на отсутствие правовых оснований для удовлетворения требований к данным ответчикам.

Судом в порядке ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определено рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика, извещенного надлежащим образом.

Суд, выслушав пояснения представителей сторон, изучив материалы дела, приходит к следующему.

В силу статьи 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, охрана прав, свобод и законных интересов осужденных являются задачами уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации, включающего, в том числе Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации (часть 2 статьи 1, часть 1 статьи 2 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).

Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний, им гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации (части 1 и 2 статьи 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 4 статьи 13 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" учреждения, исполняющие наказания, обязаны создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях, обеспечивать охрану здоровья осужденных.

Согласно части 2 статьи 12 Уголовно-исполнительного Кодекса Российской Федерации задачами уголовно - исполнительного законодательства Российской Федерации являются регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определение средств исправления осужденных, охрана их прав, свобод и законных интересов, оказание осужденным помощи в социальной адаптации.

На основании части 6 статьи 12 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденные имеют право на охрану здоровья.

В соответствие с части 2 статьи 82 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации в исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти.

Согласно части 3 статьи 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации администрация исправительных учреждений несет ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных.

Администрация исправительных учреждений несет ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных (ч. 3 ст. 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).

Из материалов дела следует, что Оренбургской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Оренбургской области проведена проверка исполнения администрацией ФКУ "Исправительная колония № 5" УФСИН России по Оренбургской области требований уголовно-исполнительного законодательства.

При проведении проверки при обходе территории исправительного учреждения установлено, что в помещениях карантинного отделения для осужденных ФКУ "Исправительная колония № 5" УФСИН России по Оренбургской области на стенах и потолке имеются значительные отслоения краски и шпаклевки (отслаивается штукатурное покрытие).

20 декабря 2023 года Оренбургской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Оренбургской области по факту выявленных нарушений на имя начальника ФКУ "Исправительная колония № 5" УФСИН России по Оренбургской области внесено представление, в том числе с указанием на необходимость проведения текущего ремонта в карантинном отделении исправительного учреждения. Срок принятия мер установлен 1 срок.

Письмом от 07 февраля 2024 года ФКУ "Исправительная колония № 5" УФСИН России по Оренбургской области сообщило о том, что по результатам рассмотрения представления приняты меры по устранению выявленных нарушений, в том числе по факту нарушения материально-бытового обеспечения осужденных. Указано, что объект карантинного отделения включен в план проведения капитального ремонта зданий и сооружений, а также внутренних помещений на 2024 год. Ведомость объемов работ и потребность в строительных материалах направлена в УФСИН по Оренбургской области. В 2024 году ожидается поставка строительных материалов по бюджетному финансированию для проведения капитального ремонта карантинного отделения.

05 июня 2024 года Оренбургской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Оренбургской области проведена проверка исполнения требований уголовно-исполнительного законодательства и санитарно-эпидемиологического законодательства.

В ходе проведения проверки установлено, что в нарушение ст. 99 УИК РФ, ч. 2 ст. 13 Закона РФ от 21 июля 1993 года №5473-1, п. 15.2 Приказа Минюста России от 28 сентября 2001 года №276, п. 219 Приказа ФСИН от 02 сентября 2016 года №696 в помещениях карантинного отделения исправительного учреждения требуется проведение текущего ремонта: в помещении первого этажа карантинного отделения, предназначенного для дневного пребывания осужденных, на стенах и потолке имеются отслоения краски и шпаклевки (штукатурки), водяные подтеки; в секциях №1, 2, расположенных на втором этаже карантинного отделения и предназначенных для проживания осужденных на стенах и потолке имеются отслоения краски и шпаклевки (штукатурки), водяные подтеки.

Наличие выявленных нарушений подтверждается представленными в материалы дела фотоматериалами.

Ответчиком доказательств устранения выявленных нарушений не представлено.

Таким образом, судом достоверно установлено, что со стороны ответчика ФКУ "Исправительная колония № 5" УФСИН России по Оренбургской области действенных мер для исполнения своей обязанности и соблюдения действующего законодательства не предприняты, текущий ремонт в помещениях карантинного отделения посредством устранения на стенах и потолке отслоений краски и шпаклевки не проведены.

В соответствии со статьей 12 Гражданского Кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

На основании и во взаимосвязи с части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и части 4 статьи 27, части 3 статьи 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в исках, предъявленных в интересах неопределенного круга лиц, прокурор выступает представителем неопределенного круга физических лиц, поскольку действует в силу закона в их интересах.

На основании изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора, поскольку они направлены на защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, в том числе осужденных и их права на благоприятные условия содержания.

Согласно ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд должен указать в решении срок, в течение которого эти действия должны быть совершены.

С учетом обстоятельств дела суд считает разумным установить срок для исполнения ответчиком ФКУ "Исправительная колония № 5" УФСИН России по Оренбургской области обязанности по проведению текущего ремонта в помещениях карантинного отделения в срок до 31 декабря 2024 года. Оснований для установления истребуемого ответчиком срока выполнения ремонтных работ суд не усматривает, поскольку это приведут к необоснованному затягиванию срока исполнения судебного постановления и нарушение прав лиц, отбывающих наказание в исправительном учреждении.

При этом, суд не находит оснований для возложения на ФСИН России и УФСИН России по Оренбургской области обязательств по проведению ремонтных работ в помещении карантинного отделения.

Так, согласно части 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации, учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Согласно Уставу ФКУ "Исправительная колония № 5" УФСИН России по Оренбургской области является учреждением уголовно-исполнительной системы, исполняющим уголовные наказания в виде лишения свободы в виде лишения свободы, имеет гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и несет связанные в этой деятельностью обязанности.

Собственником имущества Учреждения является Российская Федерация в лице ФСИН России (п. 1.2 Устава).

Согласно п. 5.1 Устава имущество учреждение является федеральной собственностью и принадлежит ему на праве оперативного управления. Учреждение осуществляет в отношении закрепленного за ним имущества права владения, пользования и распоряжения в пределах, установленных законодательством Российской Федерации.

Помещение карантинного отделения находится в оперативном управлении ФКУ "Исправительная колония № 5" УФСИН России по Оренбургской области, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 24 ноября 2014 года.

Таким образом, в силу положений ст. 210, 296 Гражданского кодекса Российской Федерации несение бремени содержания имущества лежит непосредственного на ФКУ "Исправительная колония № 5" УФСИН России по Оренбургской области, в оперативном управлении которого находится помещение карантинного отделения исправительного учреждения, в связи с чем в удовлетворении требований, заявленных к ФСИН России, УФСИН России по Оренбургской области суд отказывает, как заявленных к ненадлежащим ответчикам.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Оренбургского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Оренбургской области к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 5» Управления федеральной службы исполнения наказаний России по Оренбургской области, Управлению Федеральной службы исполнения наказания России по Оренбургской области об обязании устранить нарушения требований законодательства - удовлетворить.

Обязать Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония №5» Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Оренбургской области провести текущие работы в помещениях карантинного отделения посредством устранения на стенах и потолке указанных помещений отложение краски и шпаклевки (штукатурки) в срок до 31 декабря 2024 года.

В удовлетворении исковых требований Оренбургского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Оренбургской области к Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Оренбургской области, Федеральной службе исполнения наказаний России – отказать.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Новотроицкий городской суд Оренбургской области в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья               Н.Е. Яснева

Мотивированное решение составлено 20 августа 2024 года.

Судья                   Н.Е. Яснева

2-1449/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Оренбургский прокурор по надзору за соблюдением законов в ИУ области
Ответчики
Федеральная служба исполнения наказания
ФКУ ИК - 5 УФСИН России по Оренбургской области
Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Оренбургской области
Суд
Новотроицкий городской суд Оренбургской области
Судья
Яснева Наталья Евгеньевна
Дело на сайте суда
novotroitsky.orb.sudrf.ru
21.06.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.06.2024Передача материалов судье
28.06.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.06.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.06.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.07.2024Судебное заседание
13.08.2024Судебное заседание
20.08.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.08.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.09.2024Дело оформлено
13.08.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее