УИД 56RS0023-01-2024-002381-68
Дело № 2-1449/2024
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
13 августа 2024 года г. Новотроицк
Новотроицкий городской суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Ясневой Н.Е.,
при ведении протокола помощником судьи Бондаренко О.Ю.,
с участием представителя истца помощника Оренбургского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях области Рафикова А.И., представителя ответчиков Тороповцевой И.В.,
рассмотрев гражданское дело по иску Оренбургского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Оренбургской области к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 5» Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Оренбургской области, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Оренбургской области об обязании устранить нарушения требований законодательства,
установил:
истец Оренбургский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Оренбургской области обратился в суд с исковым заявлением к ФКУ "Исправительная колония № 5" УФСИН России по Оренбургской области, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Оренбургской области об обязании устранить нарушения требований законодательства, в обоснование требований указав, что истцом проведена проверка исполнения администрацией ФКУ "Исправительная колония № 5" УФСИН России по Оренбургской области требований уголовно-исполнительного законодательства, в ходе которой выявлены нарушения закона. Так, при проведении проверки при обходе территории исправительного учреждения установлено, что в помещениях карантинного отделения для осужденных ФКУ "Исправительная колония № 5" УФСИН России по Оренбургской области на стенах и потолке имеются значительные отслоения краски и шпаклевки (отслаивается штукатурное покрытие), в связи с чем требуется проведение текущего ремонта указанных помещений.
По результатам проверки в связи с выявленными нарушениями закона в целях их устранения спецпрокуратурой 20 декабря 2023 года в адрес начальника ФКУ "Исправительная колония № 5" УФСИН России по Оренбургской области внесено представление №.
На указанное представление исправительным учреждением дан ответ от 07 февраля 2023 года №57/ТО/35/6-533, согласно которому объект карантинного отделения включен в план проведения капитального ремонта зданий и сооружений, а также внутренних помещений на 2024 год. Ведомость объемов работ и потребность в строительных материалах направлена в УФСИН по Оренбургской области. В 2024 году ожидается поставка строительных материалов по бюджетному финансированию для проведения капитального ремонта карантинного отделения. При этом, сведения о фактическом проведении мероприятий по ремонту в помещениях карантинного отделения отсутствуют.
Спецпрокуратурой проведена повторная проверка ФКУ "Исправительная колония № 5" УФСИН России по Оренбургской области, в ходе которой установлено, что в помещениях карантинного отделения на первом, втором этажах в секциях №1, 2 на стенах и потолке имеются отслоения краски и шпаклевки (штукатурки), водяные подтеки, в связи с чем требуется проведение текущего ремонта указанных помещений.
Таким образом, установлено, что администрацией ФКУ "Исправительная колония № 5" УФСИН России по Оренбургской области меру к устранению нарушений, проведению ремонта в карантинном отделении, не приняты.
В то же время в соответствии с пунктом 323 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приказом Минюста России от 04 июля 2022 года № 110, осужденные к лишению свободы после приема в исправительном учреждении, размещаются в карантинном отделении, где в суточный срок проводится их медицинский осмотр. В карантинном отделении осужденные к лишению свободы содержатся до 15 суток под медицинским наблюдением.
В ФКУ "Исправительная колония № 5" УФСИН России по Оренбургской области в ночное время суток осужденные карантинного отделения находятся в секциях 1, 2, расположенных на втором этаже помещений карантинного отделения. В дневное время суток осужденные преимущественного находятся на первом этаже карантинного отделения. В связи с чем осужденные к лишению свободы, размещению в карантинном отделении, находятся значительную часть времени в помещениях, которые не соответствуют санитарно-эпидемиологическим требованиям и нуждаются в проведении ремонта.
Истец, ссылаясь на указанные обстоятельства, просит суд: обязать ФКУ "Исправительная колония № 5" УФСИН России по Оренбургской области, Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Оренбургской области провести текущий ремонт в помещениях карантинного отделения посредством устранения на стенах и потолке указанных помещений отслоений краски и шпаклевки (штукатурки), в срок до 31 декабря 2024 года.
В ходе рассмотрения дела судом к участию в деле в качестве соответчика привлечена Федеральная служба исполнений наказаний России.
Представитель истца Рафиков И.А. в судебном заседании заявленные требования поддержал, просил удовлетворить по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчиков ФКУ "Исправительная колония № 5" УФСИН России по Оренбургской области, Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Оренбургской области Торопцева И.В., действующая на основании доверенностей, против требования о возложения обязанности по проведению ремонта возражала. В случае удовлетворения требований срок проведения работ просила установить до 31 декабря 2025 года.
Представитель ответчика ФСИН России в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом. В возражениях на исковое заявление просил в удовлетворении требований к ФСИН России, УФСИН России по Оренбургской области отказать, указав на отсутствие правовых оснований для удовлетворения требований к данным ответчикам.
Судом в порядке ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определено рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика, извещенного надлежащим образом.
Суд, выслушав пояснения представителей сторон, изучив материалы дела, приходит к следующему.
В силу статьи 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, охрана прав, свобод и законных интересов осужденных являются задачами уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации, включающего, в том числе Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации (часть 2 статьи 1, часть 1 статьи 2 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).
Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний, им гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации (части 1 и 2 статьи 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 4 статьи 13 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" учреждения, исполняющие наказания, обязаны создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях, обеспечивать охрану здоровья осужденных.
Согласно части 2 статьи 12 Уголовно-исполнительного Кодекса Российской Федерации задачами уголовно - исполнительного законодательства Российской Федерации являются регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определение средств исправления осужденных, охрана их прав, свобод и законных интересов, оказание осужденным помощи в социальной адаптации.
На основании части 6 статьи 12 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденные имеют право на охрану здоровья.
В соответствие с части 2 статьи 82 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации в исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти.
Согласно части 3 статьи 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации администрация исправительных учреждений несет ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных.
Администрация исправительных учреждений несет ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных (ч. 3 ст. 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).
Из материалов дела следует, что Оренбургской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Оренбургской области проведена проверка исполнения администрацией ФКУ "Исправительная колония № 5" УФСИН России по Оренбургской области требований уголовно-исполнительного законодательства.
При проведении проверки при обходе территории исправительного учреждения установлено, что в помещениях карантинного отделения для осужденных ФКУ "Исправительная колония № 5" УФСИН России по Оренбургской области на стенах и потолке имеются значительные отслоения краски и шпаклевки (отслаивается штукатурное покрытие).
20 декабря 2023 года Оренбургской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Оренбургской области по факту выявленных нарушений на имя начальника ФКУ "Исправительная колония № 5" УФСИН России по Оренбургской области внесено представление, в том числе с указанием на необходимость проведения текущего ремонта в карантинном отделении исправительного учреждения. Срок принятия мер установлен 1 срок.
Письмом от 07 февраля 2024 года № ФКУ "Исправительная колония № 5" УФСИН России по Оренбургской области сообщило о том, что по результатам рассмотрения представления приняты меры по устранению выявленных нарушений, в том числе по факту нарушения материально-бытового обеспечения осужденных. Указано, что объект карантинного отделения включен в план проведения капитального ремонта зданий и сооружений, а также внутренних помещений на 2024 год. Ведомость объемов работ и потребность в строительных материалах направлена в УФСИН по Оренбургской области. В 2024 году ожидается поставка строительных материалов по бюджетному финансированию для проведения капитального ремонта карантинного отделения.
05 июня 2024 года Оренбургской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Оренбургской области проведена проверка исполнения требований уголовно-исполнительного законодательства и санитарно-эпидемиологического законодательства.
В ходе проведения проверки установлено, что в нарушение ст. 99 УИК РФ, ч. 2 ст. 13 Закона РФ от 21 июля 1993 года №5473-1, п. 15.2 Приказа Минюста России от 28 сентября 2001 года №276, п. 219 Приказа ФСИН от 02 сентября 2016 года №696 в помещениях карантинного отделения исправительного учреждения требуется проведение текущего ремонта: в помещении первого этажа карантинного отделения, предназначенного для дневного пребывания осужденных, на стенах и потолке имеются отслоения краски и шпаклевки (штукатурки), водяные подтеки; в секциях №1, 2, расположенных на втором этаже карантинного отделения и предназначенных для проживания осужденных на стенах и потолке имеются отслоения краски и шпаклевки (штукатурки), водяные подтеки.
Наличие выявленных нарушений подтверждается представленными в материалы дела фотоматериалами.
Ответчиком доказательств устранения выявленных нарушений не представлено.
Таким образом, судом достоверно установлено, что со стороны ответчика ФКУ "Исправительная колония № 5" УФСИН России по Оренбургской области действенных мер для исполнения своей обязанности и соблюдения действующего законодательства не предприняты, текущий ремонт в помещениях карантинного отделения посредством устранения на стенах и потолке отслоений краски и шпаклевки не проведены.
В соответствии со статьей 12 Гражданского Кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
На основании и во взаимосвязи с части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и части 4 статьи 27, части 3 статьи 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в исках, предъявленных в интересах неопределенного круга лиц, прокурор выступает представителем неопределенного круга физических лиц, поскольку действует в силу закона в их интересах.
На основании изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора, поскольку они направлены на защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, в том числе осужденных и их права на благоприятные условия содержания.
Согласно ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд должен указать в решении срок, в течение которого эти действия должны быть совершены.
С учетом обстоятельств дела суд считает разумным установить срок для исполнения ответчиком ФКУ "Исправительная колония № 5" УФСИН России по Оренбургской области обязанности по проведению текущего ремонта в помещениях карантинного отделения в срок до 31 декабря 2024 года. Оснований для установления истребуемого ответчиком срока выполнения ремонтных работ суд не усматривает, поскольку это приведут к необоснованному затягиванию срока исполнения судебного постановления и нарушение прав лиц, отбывающих наказание в исправительном учреждении.
При этом, суд не находит оснований для возложения на ФСИН России и УФСИН России по Оренбургской области обязательств по проведению ремонтных работ в помещении карантинного отделения.
Так, согласно части 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации, учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно Уставу ФКУ "Исправительная колония № 5" УФСИН России по Оренбургской области является учреждением уголовно-исполнительной системы, исполняющим уголовные наказания в виде лишения свободы в виде лишения свободы, имеет гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и несет связанные в этой деятельностью обязанности.
Собственником имущества Учреждения является Российская Федерация в лице ФСИН России (п. 1.2 Устава).
Согласно п. 5.1 Устава имущество учреждение является федеральной собственностью и принадлежит ему на праве оперативного управления. Учреждение осуществляет в отношении закрепленного за ним имущества права владения, пользования и распоряжения в пределах, установленных законодательством Российской Федерации.
Помещение карантинного отделения находится в оперативном управлении ФКУ "Исправительная колония № 5" УФСИН России по Оренбургской области, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 24 ноября 2014 года.
Таким образом, в силу положений ст. 210, 296 Гражданского кодекса Российской Федерации несение бремени содержания имущества лежит непосредственного на ФКУ "Исправительная колония № 5" УФСИН России по Оренбургской области, в оперативном управлении которого находится помещение карантинного отделения исправительного учреждения, в связи с чем в удовлетворении требований, заявленных к ФСИН России, УФСИН России по Оренбургской области суд отказывает, как заявленных к ненадлежащим ответчикам.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Оренбургского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Оренбургской области к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 5» Управления федеральной службы исполнения наказаний России по Оренбургской области, Управлению Федеральной службы исполнения наказания России по Оренбургской области об обязании устранить нарушения требований законодательства - удовлетворить.
Обязать Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония №5» Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Оренбургской области провести текущие работы в помещениях карантинного отделения посредством устранения на стенах и потолке указанных помещений отложение краски и шпаклевки (штукатурки) в срок до 31 декабря 2024 года.
В удовлетворении исковых требований Оренбургского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Оренбургской области к Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Оренбургской области, Федеральной службе исполнения наказаний России – отказать.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Новотроицкий городской суд Оренбургской области в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Н.Е. Яснева
Мотивированное решение составлено 20 августа 2024 года.
Судья Н.Е. Яснева