Дело № 2-1-372/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 июня 2019 года город Мценск
Мценский районный суд Орловской области в составе председательствующего судьи Ноздриной О.О.,
с участием представителя истца Юдичева В.В. – Анцупова Е.Ю., представителя ответчика администрации Мценского района Орловской области – Стребковой Д.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарями Карповой М.В., Пугачевой С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Юдичева В.В. к администрации Карандаковского сельского поселения Мценского района Орловской области, Безродновой Т.Е. Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях и администрации Мценского района Орловской области об установлении факта принятия наследства и признании права собственности на жилой дом и земельный участок,
установил:
Юдичев В.В. обратился в суд с иском к администрации Карандаковского сельского поселения Мценского района Орловской области об установлении факта принятия наследства и признании права собственности на жилой дом и земельный участок.
В обоснование заявленных требований указал, что на основании нотариально удостоверенного договора купли-продажи от Дата он и его отец Ю.В.М. приобрели в общую долевую собственности в равных долях у К.Н.В. земельный участок площадью 2520 кв.м. (кадастровый №) и жилой дом площадью 43,2 кв.м. (кадастровый №), расположенные по адресу: <адрес>.
Дата его отец умер. Он не обратился в установленный срок к нотариусу с заявлением о принятии наследства, однако принял наследство фактически, так как после смерти Ю.В.М. и до настоящего времени он проживает в спорном доме, следит за его состоянием, обрабатывает земельный участок. Поскольку они с отцом не зарегистрировали в установленном порядке переход права собственности на купленные дом и земельный участок, он в настоящее время не может зарегистрировать за собой право собственности на ? долю данного имущества по договору купли-продажи, а также в порядке наследования на ? долю, принадлежавшую отцу Ю.В.М.
Ссылаясь на данные обстоятельства, Юдичев В.В. просит установить факт принятия им наследства после смерти Ю.В.М., умершего Дата; признать за ним право собственности на земельный участок площадью 2520 кв.м. с кадастровым номером № жилой дом площадью 43,2 кв.м. с кадастровым номером №, расположенные по адресу: <адрес>.
В ходе рассмотрения дела к участию в деле в качестве соответчиков были привлечены Безроднова Т.Е., Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях и администрация Мценского района Орловской области; в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области.
Истец Юдичев В.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом. Его представитель – Анцупов Е.Ю. в судебном заседании поддержал заявленные истцом требования.
Представитель ответчика администрации Мценского района Орловской области – Стребкова Д.Ю. ссылалась на то, что администрация Мценского района не является надлежащим ответчиком по делу. По существу спора полагалась на усмотрение суда.
Ответчик Безроднова Т.Е. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела была извещена надлежащим образом, представила в суд ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие, где указала, что не возражает против удовлетворения иска Юдичева В.В.
Представители ответчиков администрации Карандаковского сельского поселения Мценского района Орловской области и Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях, представитель третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом.
Выслушав представителя истца, представителя ответчика, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
В силу статьи 550 ГК РФ договор продажи недвижимости заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами. Несоблюдение формы договора продажи недвижимости влечет его недействительность.
В силу части 2 статьи 558 ГК РФ в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, договор продажи жилого дома, квартиры, части жилого дома или квартиры подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации.
Согласно части 2 статьи 165 ГК РФ если сделка, требующая государственной регистрации, совершена в надлежащей форме, но одна из сторон уклоняется от ее регистрации, суд по требованию другой стороны вправе вынести решение о регистрации сделки. В этом случае сделка регистрируется в соответствии с решением суда.
Из разъяснений, данных в пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора", следует, что если стороны заключили в установленной форме подлежащий государственной регистрации договор, но нарушили при этом требование о такой регистрации, следует учитывать, что с момента, указанного в пункте 1 статьи 433 ГК РФ, эти лица связали себя обязательствами из договора, что не препятствует предъявлению соответствующей стороной к другой стороне договора требования о регистрации сделки на основании пункта 2 статьи 165 ГК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 551 ГК РФ переход права собственности на недвижимое имущество по договору продажи недвижимости к покупателю подлежит государственной регистрации.
Согласно части 2 статьи 223 ГК РФ в случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом.
В соответствии с частью 1 статьи 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
В соответствии с пунктом 62 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 22 от 29.04.2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", на основании статей 58, 1110 и 1112 ГК РФ обязанности продавца по договору купли-продажи переходят к его универсальным правопреемникам. Поэтому покупатель недвижимого имущества вправе обратиться с иском о государственной регистрации перехода права собственности (статья 551 ГК РФ) к наследникам или иным универсальным правопреемникам продавца. Рассматривая такое требование покупателя, суд проверяет исполнение продавцом обязанности по передаче и исполнение покупателем обязанности по оплате. Если единственным препятствием для регистрации перехода права собственности к покупателю является отсутствие продавца, суд удовлетворяет соответствующее требование покупателя.
Соответствующие по содержанию разъяснения приведены в пункте 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 г. N 9 "О судебной практике по делам о наследовании", где указано, что наследники покупателя по договору купли-продажи недвижимости, умершего до государственной регистрации перехода права собственности на недвижимость, в случае возникновения спора вправе обратиться с иском к продавцу по указанному договору о государственной регистрации перехода права собственности к наследникам.
В силу части 2 статьи 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В силу статьи 1112, частей 1 и 2 статьи 1152, частей 2 и 3 статьи 1153, части 1 статьи 1154 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Для приобретения наследства наследник должен его принять. Принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.
Принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.
Также признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности, если наследник вступил во владение или в управление наследственным имуществом.
Наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
В соответствии с частью 4 статьи 1154 ГК РФ принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
В силу пункта 9 части 2 статьи 264 ГК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций, в том числе, факт принятия наследства.
В соответствии со статьей 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем признания права.
Судом установлено, что земельный участок площадью 2520 кв.м. с кадастровым номером № и жилой дом площадью 43,2 кв.м. с кадастровым номером №, расположенные по адресу: <адрес>, принадлежали на праве собственности К.Н.В., что подтверждается техническим паспортом (д.д. 14-30, 45-51), справками администрации <адрес> сельского поселения от 5 марта 2019 г. о присвоении адреса объектам недвижимости (л.д. 33, 34), регистрационным удостоверением № от Дата и ответом БУ ОО «МР БТИ» от 10 апреля 2019 г. (л.д. 44, 52, 53, 81, 82), свидетельством о праве собственности на землю от Дата (л.д. 93, 95).
На основании договора купли-продажи от Дата К.Н.В. продала указанные земельный участок с домом в общую долевую собственность в равных долях Ю.В.М. и его сыну Юдичеву В.В. Договор был удостоверен нотариусом <адрес> нотариального округа А.Е.П. (л.д. 79-99).
К.Н.В. умерла Дата (л.д. 112).
Из материалов наследственного дела №, открытого Дата нотариусом <адрес> нотариального округа К.Н.П. и материалов наследственного дела №, открытого Дата нотариусом <адрес> нотариального округа М.Г.В. следует, что после смерти К.Н.В., умершей Дата, наследство приняли дочь Безроднова Т.Е. и внук А.А.А. Спорных земельного участка и жилого дома по адресу: <адрес>, в составе наследственного имущества, на которые наследникам К.Н.В. выданы свидетельства о праве на наследство, не имеется (л.д. 118-134, 136-142).
А.А.А. умер Дата (л.д. 195).
После его смерти наследственное дело не заводилось, что подтверждается ответом нотариуса <адрес> нотариального округа Ш.О.Ю. (л.д. 192).
Согласно ответу БУ ОО «МР БТИ» от 10 апреля 2019 г., сведений о регистрации договора купли-продажи спорного дома и земельного участка от Дата между К.Н.В. с одной стороны и Ю.В.М., действующим от себя и по доверенности от имени Юдичева В.В. с другой стороны, удостоверенного нотариусом <адрес> нотариального округа А.Е.П., и о переходе права собственности по данному договору, не имеется (л.д. 44).
Вместе с тем, установлено, что Ю.В.М. был зарегистрирован и проживал в спорном доме с Дата по день смерти Дата (л.д. 146). Юдичев В.В. зарегистрирован и проживает в спорном жилом доме с Дата по настоящее время (л.д. 145).
Таким образом, обязательства по передаче жилого дома и земельного участка покупателям Ю.В.М. и Юдичеву В.В. продавцом К.Н.В. были исполнены.
Из объяснений представителя истца следует, что обязательства по оплате цены спорного имущества по договору купли-продажи Ю.В.М. и Юдичевым В.В. также были исполнены.
Доказательств, опровергающих данные обстоятельства, суду не представлено. Также отсутствуют доказательства того, что К.Н.В. при жизни предъявляла какие-либо претензии, связанные с неисполнением договора купли-продажи или считала договор купли-продажи незаключенным либо недействительным.
Как следует из выписок из Единого государственного реестра недвижимости от 11 апреля 2019 г. право собственности на спорные объекты недвижимости ни за кем не зарегистрировано, обременений, правопритязаний не имеется (л.д. 39, 42).
Ответчик Безроднова Т.Е. (наследник К.Н.В.) при рассмотрении дела не возражала против удовлетворения иска Юдичева В.В., о своих правах на спорное имущество не заявила.
Дата Ю.В.М. умер (л.д. 8).
Согласно ответу нотариуса <адрес> нотариального округа М.Е.М. от Дата, после его смерти наследственное дело не заводилось (л.д. 78).
Наследником Ю.В.М. по закону является его сын Юдичев В.В. (л.д. 9). Других наследников не установлено.
По сведениям ИЦ УМВД по <адрес> области Юдичев В.В. отбывал наказание в виде лишения свободы в период с Дата по Дата на основании приговора <адрес> районного суда <адрес> области от Дата
Вместе с тем, из объяснений представителя истца, а также показаний свидетелей П.Н.В. и Я.Н.В. установлено, что в течение шесть месяцев после смерти Ю.В.М. его сын Юдичев В.В. фактически принял наследство, так как разрешил проживать в спорном доме своему другу Т и его семье. После освобождения из мест лишения свободы, истец сам проживает в спорном жилом доме и пользуется земельным участком.
Объяснения представителя истца и показания свидетелей являются последовательными, не противоречат друг другу, поэтому суд считает их достоверными.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что земельный участок с жилым домом по адресу: <адрес>, были проданы К.Н.В. Ю.В.М. и Юдичеву В.В.; договор купли-продажи был заключен в надлежащей форме, подписан сторонами, а прекращение правоспособности продавца в связи со смертью не исключает возможности регистрации договора в порядке правопреемства; обязательства по передаче имущества покупателям и передаче денежных средств продавцу были исполнены; после смерти Ю.В.М. его права и обязанности покупателя по договору купли-продажи перешли в порядке наследования к его сыну Юдичеву В.В.; учитывая приведенные выше нормы права и разъяснения Верховного Суда РФ, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных истцом требований и необходимости признания за ним права собственности на спорное имущество.
Вместе с тем, суд считает необходимым отказать в удовлетворении требований истца, заявленных к ответчику администрации Мценского района.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 1151 ГК РФ выморочное имущество в виде жилого помещения, земельного участка, а также расположенных на нем здания, сооружения, иных объектов недвижимого имущества; доли в праве общей долевой собственности на указанные в абзацах втором и третьем настоящего пункта объекты недвижимого имущества, в порядке наследования по закону переходят в собственность городского или сельского поселения, муниципального района (в части межселенных территорий) либо городского округа. Иное выморочное имущество переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации.
Поскольку спорные земельный участок с жилым домом расположены в границах <адрес> сельского поселения <адрес> района <адрес> области, администрация Мценского района не является надлежащим ответчиком по делу, так как материально-правовой спор между истцом и данным ответчиком отсутствует.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Иск Юдичева В.В. к администрации Карандаковского сельского поселения Мценского района Орловской области, Безродновой Т.Е. и Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях об установлении факта принятия наследства и признании права собственности на жилой дом и земельный участок удовлетворить.
Установить факт принятия Юдичевым В.В. наследства после смерти Ю.В.М., умершего Дата
Признать за Юдичевым В.В. право собственности на земельный участок площадью 2520 кв.м. с кадастровым номером № расположенный по адресу: <адрес>, и жилой дом площадью 43,2 кв.м. с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>.
В удовлетворении исковых требований Юдичева В.В. к администрации Мценского района Орловской области отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Орловский областной суд через Мценский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 18 июня 2019 г.
Судья О.О. Ноздрина