77RS0022-02-2022-016195-73
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
09 ноября 2022 года Преображенский районный суд адрес в составе судьи Лукиной Е.А.,
при помощнике судьи фио,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда административное дело № 02а-1578/2022 по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы № 18 по адрес к
Беляеву Дмитрию Валерьевичу о взыскании недоимки,
установил:
Административный истец обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением к ответчику о взыскании недоимки по транспортному налогу в размере сумма
В ходе рассмотрения дела по существу судом поставлен вопрос об оставлении настоящего административного искового заявления без рассмотрения по основаниям п. 1 ч. 1 ст. 196 КАС РФ.
Стороны в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания не заявляли, доказательств уважительности причин неявки в судебное заседание не представили.
Суд, изучив материалы дела в их совокупности, приходит к следующим выводам.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 196 КАС РФ, суд оставляет административное исковое заявление без рассмотрения в случае, если административным истцом не соблюден досудебный порядок урегулирования административных споров, установленный федеральным законом для данной категории административных дел.
Положениями части 1 статьи 286 КАС РФ предусмотрено право контрольного органа обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Исходя из положений части 2 статьи 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом.
Как определено в статье 48 Налогового кодекса РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей (пункт 1). Заявление о взыскании по общему правилу подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (пункт 2). Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве. Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (пункт 3).
В соответствии с пунктом 6 части 1, частью 2 статьи 287 КАС РФ в административном исковом заявлении налогового органа указываются сведения об отмене судебного приказа по требованию о взыскании обязательных платежей и санкций, вынесенного в порядке, установленном главой 11.1 КАС РФ; к административному исковому заявлению о взыскании обязательных платежей и санкций прилагаются документы, подтверждающие указанные в административном исковом заявлении обстоятельства, включая копию направленного административным истцом требования об уплате взыскиваемого платежа в добровольном порядке; копия определения судьи об отмене судебного приказа по требованию о взыскании обязательных платежей и санкций; доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия на подписание административного искового заявления; документы, указанные в пункте 1 части 1 статьи 126 настоящего Кодекса.
Из анализа приведенных норм в их взаимосвязи с учетом правовой позиции, изложенной в пункте 48 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", следует, что налоговым органом должны последовательно приниматься меры по взысканию налоговой задолженности, а именно, первоочередной является подача заявления о вынесении судебного приказа, и только при отмене судебного приказа либо отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа - предъявление административного иска; возвращение заявления о вынесении судебного приказа не препятствует взыскателю повторно обратиться в суд с таким заявлением после устранения недостатков, указанных в определении мирового судьи (части 1 и 2 статьи 123.4 КАС РФ); если в принятии заявления о вынесении судебного приказа было отказано, взыскатель не лишен возможности обратиться в суд в порядке главы 32 КАС РФ в течение шести месяцев с момента истечения срока исполнения требования об уплате обязательного платежа, санкции в добровольном порядке, указав об этом в административном исковом заявлении и приложив к нему соответствующее определение мирового судьи (пункт 2 статьи 48 НК РФ, часть 3 статьи 123.4, часть 1 статьи 286, статья 287 КАС РФ).
Таким образом, законом установлен порядок урегулирования спора о взыскании с физического лица недоимки по обязательным платежам и пени, предусматривающий в обязательном порядке подачу заявления мировому судье о вынесении судебного приказа, и только при отмене судебного приказа либо отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа - допускающий предъявление административного иска в суд. Предоставление таких сведений суду является обязательным условием для обращения в суд (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2016), утв. Президиумом Верховного Суда РФ 6 июля 2016 года).
Вместе с тем, данные о том, что до обращения в суд с настоящим иском мировым судьей вынесен судебный приказ, который впоследствии отменен, в материалах дела отсутствует.
Обращаясь в суд с настоящим иском, налоговый орган приобщил копию определения от 03.06.2022 г., вынесенного мировым судьей судебного участка № 109 адрес, о возвращении заявления о вынесении судебного приказа по причине вступления в силу Закона адрес от 15.10.2003 года № 60 «О создании судебных участков и должностей мировых судей в адрес» (в редакции Закона адрес от 06.04.2022 № 5), согласно которому адрес (адрес регистрации административного ответчика) относится к компетенции мирового судьи судебного участка № 454 адрес, на который мировой судья не назначен. Поскольку адрес, по которому зарегистрирован должник, в юрисдикцию мирового судьи судебного участка № 109 адрес не входит, заявление о выдаче судебного приказа возвращено взыскателю.
Между тем, каких-либо сведений о том, что налоговый орган обращался в районный суд с заявлением о вынесении судебного приказа в порядке пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса РФ, такое заявление было возвращено либо в его принятии было отказано, в материалах дела не имеется, соответствующее определение налоговым органом не представлено, заявление о вынесении судебного приказа указано лишь как приложение к административному исковому заявлению.
С учетом изложенного, поскольку сведений о том, что судебный приказ о взыскании с Беляева Дмитрия Валерьевича данных обязательных платежей выносился и отменялся (либо же в принятии такого заявления Инспекции было отказано), не имеется, требуемые по закону процессуальные документы налоговый орган в материалы административного дела не представил.
Таким образом, суд полагает, что данное административное исковое заявление подлежит оставлению без рассмотрения по основаниям п. 1 ч. 1 ст. 196 КАС РФ.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 196, 198, 199 КАС РФ, суд
определил:
Административное исковое заявление Инспекции Федеральной налоговой службы № 18 по адрес к Беляеву Дмитрию Валерьевичу о взыскании недоимки, - оставить без рассмотрения.
На определение может быть подана частная жалоба в Московский городской суд в течение 15 дней со дня вынесения.
Судья Лукина Е.А.
1