Дело № 2-1205/2019
Поступило 18.01.2018г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
14 февраля 2019 года город Новосибирск
Октябрьский районный суд города Новосибирска в составе:
председательствующего судьи Заря Н.В.,
при секретаре Ларионовой В.В.,
при участии представителя ответчика М., действующего на основании ордера № от /дата/.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Федеральное казенное учреждение «Федеральное управление автомобильных дорог «Сибирь» Федерального дорожного агентства к Монастыреву Вадиму Юрьевичу о возмещении вреда, причиненного федеральной автомобильной дороге транспортным средством, осуществляющим перевозку тяжеловесных грузов,
у с т а н о в и л :
Федеральное казенное учреждение «Федеральное управление автомобильных дорог «Сибирь» Федерального дорожного агентства (далее ФКУ «Сибуправтодор») обратилось в суд с иском к Монастыреву В.Ю. с требованием о возмещении вреда, причиненного автомобильной дороге общего пользования федерального значения транспортным средством, осуществляющим перевозку тяжеловесного груза в размере 55 900,15 рублей.
В обоснование своих требований истец указал, что 12 июля 2015 года транспортное средство 535800, государственный регистрационный знак <данные изъяты>, прицеп (полуприцеп) <данные изъяты>, государственный регистрационный знак <данные изъяты>, регион <данные изъяты> принадлежащее ответчику, осуществлял перевозку тяжеловесного груза по автомобильной дороге общего пользования федерального значения <данные изъяты>. "Новосибирск - Иркутск с подъездом к г. Томску", км 158., с превышением предельно допустимых осевых нагрузок на оси транспортного средства, без специального разрешения. Данный факт установлен Управлением государственного автодорожного надзора по Кемеровской области при проверке указанного выше автомобиля на контрольном пункте <данные изъяты>, 158 км федеральной автомобильной дороги <адрес>. Поскольку перевозка груза осуществлялась с нарушением требований нормативно-правовых актов с превышением транспортным средством ограничений по массе и нагрузки на оси без специального разрешения, в связи с чем, автодороге был причинен вред, размер которого был рассчитан на основании утвержденных уполномоченными органами методик и составляет 55 900,15 рублей.
Представитель истца ФКУ «Сибуправтодор» в суд не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, письменно ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, указав, что не возражает против разрешения дела в порядке заочного судопроизводства.
Ответчик Монастырев В.Ю. в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, направил своего представителя М., который в судебном заседании исковые требования признал частично, не оспаривая факта превышения транспортным средством, принадлежащего ответчику, предельно допустимых значений по нагрузке на одну ось, в соответствии с данными, указанными в акте № от /дата/., не согласился с расчетом истца, представив в обоснование письменные возражения, в соответствии с которыми размер платы в счет возмещения ущерба должен составлять 24 176,89 руб.
Привлеченный к участию в деле, в качестве третьего лица Сушкин Ю.М., в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, письменных возражений по существу заявленных требований не представил.
Заслушав пояснения представителя ответчика, изучив письменные материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В силу п.1 ст.1079 ГК РФ юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Владелец источника повышенной опасности может быть освобожден судом от ответственности полностью или частично также по основаниям, предусмотренным п. 2 и 3 ст.1083 ГК РФ.
Согласно требований п. 1 статьи 31 Федерального закона Российской Федерации «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 08.11.2007 года № 257-ФЗ движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с п. 6 этой же статьи, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, т.е. Федеральным дорожным агентством.
В соответствии с п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 года №934 «О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации» реализация полномочий, устанавливаемых в соответствии с настоящим Постановлением, осуществляется Федеральным дорожным агентством в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников центрального аппарата Агентства и бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных Агентству на руководство и управление в сфере установленных функций.
Согласно пунктов 5.3, 5.4 Положения о Федеральном дорожном агентстве, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.07.2004 года № 374 Федеральное дорожное агентство организует расчет вреда за перевозку тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, и осуществляет определение маршрутов движения по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортных средств с крупногабаритными и тяжеловесными грузами, в том числе осуществляющих международные перевозки 5 соответствии со специальными разрешениями.
Согласно Постановления от 17.07.1998 года № 22-П Конституционного Суда Российской Федерации следует, что, устанавливая плату за перевозку тяжеловесных грузов, Правительство Российской Федерации тем самым стимулирует перевозчиков к использованию менее вредных для дорожного полотна способов перевозки, что призвано способствовать нормальному функционированию федеральных автомобильных дорог. Их содержание в постоянной технической исправности и готовности v эксплуатации служит целям обеспечения единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, мобилизационной готовности и обороноспособности страны, экологической и общей безопасности населения, т.е. призвано гарантировать общественно значимые публичные интересы.
Согласно п. 3 Правил возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 года № 934 "О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации" (вместе с "Правилами возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов") осуществление расчета, начисления и взимания платы в счет возмещения вреда организуется Федеральным дорожным агентством, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, владельцами частных автомобильных дорог в отношении соответственно участков автомобильных дорог федерального значения, участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, участков автомобильных дорог местного значения, участков частных автомобильных дорог, по которым проходит маршрут движения транспортного средства.
Судом установлено, что собственником автомобиля 535800 государственный регистрационный знак <данные изъяты>, регион <данные изъяты>, прицеп (полуприцеп) <данные изъяты>, государственный регистрационный знак <данные изъяты>, регион <данные изъяты>, является Монастырев В.Ю. (л.д.9)
Между Соломоновым К.В. и ответчиком был заключен договор № аренды транспортного средства с прицепом без экипажа от /дата/ (л.д.66-67).
12.07.2015 года в результате осуществления весового контроля на стационарном пункте весового контроля № федеральной автомобильной дороги <адрес> являющейся автомобильной дорогой общего пользования, был установлен факт перевозки тяжеловесного груза автотранспортным средством 535800, государственный регистрационный знак С417МТ, регион 154, прицеп (полуприцеп) <данные изъяты>, государственный регистрационный знак <данные изъяты>, регион <данные изъяты>, под управлением водителя Сушкина Ю.М., с нарушением требований нормативно-правовых актов с превышением транспортным средством ограничений по массе и нагрузки на оси без специального разрешения. По данному факту нарушения был составлен акт № о превышении транспортным средством придельного допустимых значений по общей массе и (или) нагрузке на ось, который подписан без замечаний водителем, управлявшим транспортным средством Сушкиным Ю.М. (л.д.7).
Из содержания указанного акта усматривается превышение принадлежащем ответчику транспортным средством предельно допустимых значений лишь по нагрузке на одну ось (согласно разделу 10).
Указанные обстоятельства представитель ответчика не оспаривал, как и не оспаривал рассчитанный истцом процентный размер превышения допустимых осевых нагрузок на ось транспортного средства, равный 0,87%, а также размер базового компенсационного индекса 2015 года, который составил 1.5900.
С учетом установленных фактических обстоятельств суд приходит к выводу, что при расчете размера вреда, причиненного транспортным средством, принадлежащим ответчику, осуществившим перевозку тяжеловесных грузов при превышении значений допустимых осевых нагрузок на ось, должны применяться установленные коэффициенты, в соответствии с таблицей №2 Приложения к Постановлению Правительства РФ от 16.11.2009 года № 934, согласно которой при превышении допустимых осевых нагрузок на ось до 10%, то есть применительно к рассматриваемому спору (0,87%), размер вреда должен исчисляться, исходя из 849 руб. на 100 км.
Указанные положения при расчете размера вреда истцом не соблюдены, поскольку использованы данные таблицы №1, исходя из 1 963,00 руб. на 100 км., что является неправильным и, следовательно, влечет исчисление неверного размера вреда.
Вместе с тем, проверяя расчет, представленный ответчиком, которым вышеприведенные правовые нормы и требования были учтены, суд находит указанный расчет составленный юридически и арифметически верно, а потому соглашается с ним.
Таким образом, принимая во внимание, что факт превышения допустимых нагрузок на ось транспортным средством, принадлежащим ответчику, последним не оспаривался, размер причиненного вследствие этого вреда, составляет 24 176,89 руб. и подлежит взысканию с ответчика в пользу истца.
Поскольку истец в силу законы был освобожден от уплаты государственной пошлины при обращении с данным иском в суд, поэтому на основании ст. 103 ГПК РФ с ответчика Монастырева В.Ю. подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в размере 925,31 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление ФКУ «Сибуправтодор» к Монастыреву Вадиму Юрьевичу о возмещении вреда, причиненного автомобильной дороге транспортным средством, осуществляющим перевозку тяжеловесного груза, удовлетворить частично.
Взыскать с Монастырева Вадима Юрьевича в пользу ФКУ «Сибуправтодор» компенсацию вреда, причиненного автомобильной дороге транспортным средством, осуществляющим перевозку тяжеловесного груза, в размере 24 176,89 рублей.
Взыскать с Монастырева Вадима Юрьевича государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 925,31 рублей.
Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд города Новосибирска.
Председательствующий судья /подпись/ Н.В. Заря
Мотивированное решение изготовлено 18 февраля 2019 года