Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Тюмень 16 июня 2022 года
дело № 2-2291/2022
УИД 72RS0021-01-2021-005368-77
Тюменский районный суд Тюменской области в составе:
председательствующего судьи Губской Н.В.,
при секретаре Пугиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Департаменту имущественных отношений Тюменской области о возложении обязанности предоставить земельный участок в собственность за плату,
У С Т А Н О В И Л:
Истец ФИО1 обратился в суд с иском к Департаменту имущественных отношений Тюменской области о возложении обязанности предоставить земельный участок в собственность за плату. Требования мотивированы тем, что истец является арендатором земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, на основании договора № аренды земельного участка (землеустроительное дело №) от ДД.ММ.ГГГГ. Указывает, что земельный участок предоставлен администрацией Тюменского муниципального района для строительства индивидуального жилого дома и хозяйственно-бытовых строений, ДД.ММ.ГГГГ жилому дому, площадью 230 кв.м., присвоен кадастровый №. Ссылается на то, что Департаментом выявлено частичное наложение земельного участка на земли лесного фонда, в связи с чем было рекомендовано обратиться в суд. При этом, ответчик не смог пояснить в связи с чем часть земельного участка вошла в границы земель лесного фонда и на основании каких документов. Отмечает, что истец, как арендатор земельного участка, выполняет свои обязанности по договору аренды надлежащим образом, своевременно оплачивает арендную плату за земельный участок, тратит денежные средства на улучшение земельного участка (отсыпка), возвел на нем жилой дом. Право аренды на земельный участок у истца возникли до ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок не выбывал из правообладания арендатора, используется арендатором по назначению. Таким образом, с учетом принятых судом уточнений исковых требований, истец просит возложить обязанность на ответчика предоставить истцу в собственность за плату земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица привлечена администрация Тюменского муниципального района.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Федеральное агентство лесного хозяйства.
Заочным решением Тюменского районного суда Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования ФИО1 к Департаменту имущественных отношений Тюменской области о возложении обязанности предоставить земельный участок в собственность за плату, - удовлетворены (л.д. 91-99).
Определением Тюменского районного суда Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ заочное решение Тюменского районного суда Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу № 2-321/2022 по иску ФИО1 к Департаменту имущественных отношений Тюменской области о возложении обязанности предоставить земельный участок в собственность за плату, - отменено, возобновлено рассмотрение дела по существу (л.д. 120-121).
Истец ФИО1 в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, направил в суд заявление о рассмотрении дела в его отсутствие (л.д. 87).
Представитель истца Шулежко В.В., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 6-8), в судебном заседании исковые требования поддержала по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчика Александрова О.В., действующая на основании доверенности №-Д от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 151), в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований по изложенным в возражениях основаниям (л.д. 56-58, 125-129). Суду пояснила, что нахождение испрашиваемого земельного участка на землях лесного фонда являлось единственным основанием для отказа в его предоставлении в собственность истцу.
Представитель третьего лица администрации Тюменского муниципального района в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, направил в суд отзыв, в котором просил вынести решение на усмотрение суда, рассмотреть дело в его отсутствие (л.д. 53-54).
Представитель третьего лица МТУ Росимущества по Тюменской области, ХМАО, ЯНАО в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, направил в суд возражения, в которых просил в иске отказать, рассмотреть дело в его отсутствие (л.д. 79-80).
Представители третьих лиц Департамента лесного комплекса Тюменской области, Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоз) в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не известили.
Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив представленные по делу доказательства, суд находит заявленные исковые требования ФИО1 подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ земельный участок, площадью 1550 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, поставлен на кадастровый учет, ему присвоен кадастровый №, что подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 39-42).
Как следует из выписки, в отношении данного земельного участка установлено ограничение в виде аренды в пользу истца. В пределах участка расположен объект недвижимости с кадастровым номером №.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между администрацией Тюменского муниципального района (арендодатель) и ФИО1 (арендатор) заключен договор № аренды земельного участка, в соответствии с которым арендодатель передает, а арендатор принимает в аренду земельный участок, площадью 1550 кв.м., с кадастровым номером №, категорией земель: земли населенных пунктов, расположенный по адресу: <адрес>. Участок предоставлен для строительства индивидуального жилого дома и хозяйственно-бытовых строений (л.д. 9-10).
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 администрацией Нижнепышминского МО Тюменского муниципального района выдано разрешение № № на строительство индивидуального жилого дома со сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 11).
Как усматривается из материалов дела, жилое помещение, с кадастровым номером №, – индивидуальный жилой дом, площадью 230 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, находится в собственности ФИО1, что подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 43-45).
Как следует из письменных возражений ответчика, ДД.ММ.ГГГГ истец обращался в Департамент имущественных отношений Тюменской области с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность за плату, без проведения торгов под существующий жилой дом на основании пп. 6 п. 2 ст. 39.3 Земельного кодекса РФ. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ ответчик уведомил истца о том, что испрашиваемый земельный участок находится в границах земельного участка, относящегося к землям лесного фонда Российской Федерации, принадлежит на праве собственности Российской Федерации, в связи с чем у Департамента отсутствуют полномочия по распоряжению участком. С момента направления истцу вышеуказанного письма от ДД.ММ.ГГГГ и до настоящего времени обращений в отношении спорного земельного участка в адрес ответчика не поступало (л.д. 125-129).
Таким образом, судом установлено, что ранее ответчиком было отказано истцу в предоставлении земельного участка в собственность за плату, без проведения торгов, под существующий жилой дом на основании нахождения спорного участка на землях лесного фонда Российской Федерации, что не оспаривалось представителем Департамента в судебном заседании. Более того, представитель ответчика пояснил, что данное обстоятельство явилось единственным основанием для отказа в предоставлении истцу земельного участка в собственность.
Согласно сообщению Департамента лесного комплекса Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ, при сопоставлении границ земельного участка №, сведения о которых внесены в ЕГРН, со сведениями, содержащимися в государственном реестре, установлено, что указанный участок полностью расположен на землях лесного фонда <адрес>. Площадь составляет – 0,1550 га (л.д. 64, 64).
К данному ответу была приложена копия свидетельства о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на лесной участок с КН № (л.д. 66).
Согласно представленной по запросу суда выписке из ЕГРН на земельный участок с КН № (единое землепользование) граница данного лесного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства (л.д. 140-147).
Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации принципом земельного законодательства является единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов.
Согласно статье 15 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В соответствии со ст. 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Земельного Кодекса РФ.
В силу ст. 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Как установлено судом, истец ДД.ММ.ГГГГ, то есть до истечения срока договора аренды земельного участка, обратился к ответчику с заявлением о предоставлении спорного земельного участка в собственность за плату. В ходе рассмотрения указанного заявления ответчиком было указано, что испрашиваемый земельный участок расположен в границах земельного участка, относящегося к землям лесного фонда, в связи с чем Департамент имущественных отношений не вправе распоряжаться земельными участками, принадлежащими на праве собственности Российской Федерации.
В силу ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав) (ч. 3 ст. 1 названного Закона).
Согласно ч. 1 ст. 43 выше названного Закона государственный кадастровый учет в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, о котором сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, не соответствуют установленным на основании настоящего Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков (далее - уточнение границ земельного участка).
Как предусмотрено частью первой ст. 21 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации недвижимости), документы, представляемые для осуществления государственного кадастрового учета, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета в Едином государственном реестре недвижимости.
Согласно ч.ч. 3, 4 ст. 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года.
Как достоверно установлено судом, право аренды на земельный участок у истца возникло ДД.ММ.ГГГГ, то есть до ДД.ММ.ГГГГ.
Кроме того, согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок относится к категории земель – земли населенных пунктов, при этом сведения об отнесении какой-либо его части к землям лесного фонда отсутствуют.
Подпунктом 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что одним из основных принципов земельного законодательства является принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Согласно абзацу первому пункта 2 статьи 7 указанного Кодекса земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В силу абзацев первого и второго статьи 42 данного Кодекса собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
В силу ч. 15 ст. 34 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 28.02.2018) "О государственной регистрации недвижимости", если при внесении в реестр границ сведений о местоположении границ лесничества, лесопарка органом регистрации прав выявлено пересечение их с границами земельных участков, сведения о местоположении которых содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (за исключением земельных участков, пересечение границ которых с границами лесничеств, лесопарков допускается в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации), орган регистрации прав в течение пяти рабочих дней со дня выявления указанного пересечения вносит в реестр границ описание местоположения границ таких лесничества, лесопарка, в том числе изменения в сведения об их местоположении, в соответствии с описанием местоположения границ указанных земельных участков, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости.
Орган регистрации прав вносит в реестр границ указанные в части 15 настоящей статьи сведения о местоположении границ лесничества, лесопарка таким образом, чтобы границы лесничества, лесопарка не пересекали границы земельного или лесного участка, а земельные участки, не отнесенные к категории земель лесного фонда, не были включены в границы лесничества, лесопарка, расположенных на землях лесного фонда.
Согласно ст. 4.6 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о местоположении границ ранее учтенных лесных участков осуществляется по заявлению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которым переданы полномочия по предоставлению в границах земель лесного фонда лесных участков, или правообладателей лесных участков в порядке, установленном Федеральнымзаконом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", для уточнения границ земельного участка.
Внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном лесном участке осуществляется на основании межевого плана, в котором указывается кадастровый номер, условный номер или учетный номер лесного участка в соответствии со сведениями государственного лесного реестра (при их наличии).
Не допускается внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенных лесных участках, если их границы имеют пересечения с границами иных лесных и (или) земельных участков (за исключением случаев пересечения с границами лесного участка, образованного для использования лесов в целях геологического изучения недр, разработки месторождений полезных ископаемых, строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью), а также с границами лесничеств, лесопарков, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Таким образом, в силу прямого указания закона границы земельных участков лесного фонда должны соответствовать границам земельных участков, учтенным в ЕГРН.
Между тем, суду не представлено доказательств того, что сведения о местоположении границ земельного участка лесного фонда, информация о котором была предоставлена Департаментом лесного комплекса Тюменской области (л.д. 64), внесены в ЕГРН по результатам проведения кадастровых работ (межевания), доказательств, подтверждающих пересечение его границ с границами спорного земельного участка, также суду не представлено.
Кроме того, согласно выписке из ЕГРН на земельный участок с КН № (единое землепользование) от ДД.ММ.ГГГГ граница данного лесного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства.
В соответствии с указанными нормами права, а также представленными доказательствами суд приходит к выводу, что спорный земельный участок используется истцом по назначению, на нем истцом возведен жилой дом, право собственности на который зарегистрировано за ним в установленном законом порядке, никем не оспорено, обстоятельств, исключающих возможность его предоставления за плату, судом не установлено.
В связи с чем, суд считает, что истец вправе приобрести земельный участок с кадастровым номером №, на котором расположен индивидуальный жилой дом, права на который зарегистрированы за истцом в установленном законом порядке, в собственность за плату без проведения торгов.
Довод ответчика о том, что спорный земельный участок расположен в границах земель лесного фонда, суд признает несостоятельным, поскольку данный довод надлежащими доказательствами не подтвержден.
Кроме того, судом, при рассмотрении настоящего гражданского дела, учитываются положения Федерального закона от 29.07.2017 № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель».
Согласно ч. 7 ст. 62.4 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» земельный участок, права граждан или юридических лиц на который возникли до 1 января 2016 года и который в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости и (или) правоустанавливающими документами на земельные участки к иной категории земель, земельный участок, который образован из земель лесного фонда и на котором расположен объект недвижимости, права на который возникли до 1 января 2016 года, земельный участок, который в результате уточнения границ и устранения пересечений с границами лесного участка в соответствии со статьей 60.2 Федерального закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» оказался полностью или частично расположен в границах лесопаркового зеленого пояса, подлежат исключению из лесопаркового зеленого пояса в случае, если разрешенное использование такого земельного участка или назначение такого объекта недвижимости противоречит режиму лесопаркового зеленого пояса с учетом положений подпункта 6 пункта 3 настоящей статьи.
Так, в ходе рассмотрения дела судом достоверно установлено, что разрешенное использование земельного участка с кадастровым номером №, с которым он поставлен на государственный кадастровый учет, определено как строительство индивидуального жилого дома и хозяйственно-бытовых строений, данный земельный участок, в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, относится к категории земель – земли населенных пунктов. Участок включен в границы муниципального образования.
Учитывая изложенные выше обстоятельства в их совокупности, принимая во внимание нормативные положения действующего законодательства, регулирующие спорные правоотношения, исходя из того, что договор аренды земельного участка с кадастровым номером № от ДД.ММ.ГГГГ не оспорен, недействительным либо незаключенным не признан, на указанном земельном участке расположен жилой дом, право собственности на который зарегистрировано за истцом и никем не оспорено, суд считает, что истец имеет право на предоставление земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, в собственность за плату, в связи с чем исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление ФИО1 удовлетворить.
Возложить обязанность на Департамент имущественных отношений Тюменской области предоставить ФИО1 в собственность за плату земельный участок, с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течение месяца со дня его составления в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Тюменский районный суд Тюменской области.
Мотивированное решение изготовлено 27 июня 2022 года.
Судья (подпись) Губская Н.В.
Решение не вступило в законную силу.
Копия верна.
Судья Губская Н.В.