Дело № 2-813/2024 судья Бегиян А.Р. 2024 год
33-4999/2024
УИД 69RS0040-02-2024-000425-04
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
21 ноября 2024 года г. Тверь
Судебная коллегия по гражданским делам Тверского областного суда в составе председательствующего судьи Пойменовой С.Н.,
судей Климовой К.В., Солдатовой Ю.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Зиявудиновой А.А.,
по докладу судьи Солдатовой Ю.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения Тверской области на решение Центрального районного суда г. Твери от 22 августа 2024 года, которым постановлено:
«иск Осташковского межрайонного прокурора, действующего в защиту прав и законных интересов несовершеннолетней ФИО к Министерству здравоохранения Тверской области о компенсации морального вреда удовлетворить.
Взыскать с Министерства здравоохранения Тверской области (<данные изъяты>) в пользу несовершеннолетней ФИО рождения, в лице законного представителя Пикалевой И.В., <данные изъяты> компенсацию морального вреда в размере 10000 рублей»
Судебная коллегия
установила:
Осташковский межрайонный прокурор, действующий в защиту прав и законных интересов несовершеннолетней ФИО обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения Тверской области о компенсации морального вреда в размере 300 000 рублей.
В обоснование исковых требований, с учетом уточненного иска, поданного в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор указал, что несовершеннолетняя ФИО, с рождения наблюдается в ГБУЗ «Осташковская ЦРБ» с диагнозом <данные изъяты> относится к категории ребенок-инвалид.
С 21 февраля 2012 года ФИО наблюдается в ГБУЗ «Научно-практический центр специализированной медицинской помощи детям им. В.Ф. Войно-Ясенецкого Департамента здравоохранения г. Москвы».
После прохождения в 2021 году обследования в ГБУЗ «Научно-практический центр специализированной медицинской помощи детям им. В.Ф. Войно-Ясенецкого Департамента здравоохранения г. Москвы» ребенку показано применение препарата <данные изъяты>
Протоколом консилиума врачей № от 10 февраля 2020 года ГБУЗ КДБ № 2 ФИО разрешен к индивидуальному назначению не зарегистрированный на территории Российской Федерации лекарственный препарат для оказания ей медицинской помощи по жизненным показаниям <данные изъяты>
Согласно выписке ГБУЗ «Научно-практический центр специализированной медицинской помощи детям им. В.Ф. Войно-Ясенецкого Департамента здравоохранения г. Москвы» от 20 декабря 2022 года ФИО показаны к приему следующие лекарственные препараты: <данные изъяты>
Чистяковой В.Д. выписаны рецепты на получение лекарственных препаратов.
Несовершеннолетняя ФИО не была обеспечена лекарственными препаратами, необходимыми для приема по жизненным показаниям, а именно: в период с 01 января 2023 года по 10 марта 2023 года - лекарственным препаратом <данные изъяты>; в период с 01 января 2023 года по 24 января 2023 года, а также с 03 мая 2023 года до 30 мая 2023 года - лекарственным препаратом <данные изъяты>; в период с 01 марта 2023 года по 31 июля 2023 года - лекарственным препаратом <данные изъяты>; в период с 01 июня 2023 года по 31 июля 2023 года лекарственным препаратом <данные изъяты>.
В виду необеспечения несовершеннолетней ФИО лекарственными препаратами <данные изъяты> у ребенка участились приступы, которые произошли 14 февраля 2023 года, 15 марта 2023 года, 11 июня 2023 года, 19 июня 2023 года, что негативно сказывается на ее здоровье.
Неудовлетворительное состояние здоровья ФИО ввиду неприема лекарственных препаратов сказывается на ее обучении в ГКОУ «Кувшиновская школа-интернат», пропуск учебных занятий в период с 01 января 2023 года по 31 мая 2023 года - 31 учебный день.
В период с 01 марта 2023 года до 31 июля 2023 года несовершеннолетняя ФИО не обеспечена лекарственным препаратом <данные изъяты>, необходимым для приема по жизненным показаниям для снятия приступов генерализированных судорог длительностью более 3-5 минут.
В период с 01 марта 2023 года по 31 июля 2023 года у ФИО зарегистрировано 4 приступа генерализированных судорог длительностью более 6 минут: 15 марта 2023 года, 11 апреля 2023 года, 11 июня 2023 года, 19 июня 2023 года. Отсутствие лекарственного препарата диазепам при приступах может привести к неблагоприятному, а именно летальному исходу.
На нарушение законодательства в сфере обеспечения ФИО лекарственными препаратами неоднократно указывалось Министерству здравоохранения Тверской области и Правительству Тверской области со стороны прокуратуры Тверской области и Генеральной прокуратурой Российской Федерации.
Право ФИО на получение государственной социальной помощи в виде обеспечения лекарствами не поставлено законом в зависимость от количества граждан, которым положено лекарственное обеспечение аналогичным препаратом и не возлагает обязанности на самостоятельное их приобретение.
В период с 01 апреля 2023 года ФИО не обеспечена лекарственным препаратом диазепам, и с 01 июля 2023 года лекарственным препаратом <данные изъяты>, необходимыми для купирования приступов генерализованных судорог, в случае неприема которых могут наступить негативные последствия для здоровья ребенка, вплоть до летального исхода.
Необеспечение несовершеннолетней ФИО лекарственными препаратами, необходимыми для приема по жизненным показаниям, в том числе препаратами, предназначенным для снятия приступов генерализированных судорог, с учетом сложности приобретения данных лекарственных средств в условиях их отсутствия в аптечных организациях, негативно сказывается на ее здоровье.
Так, в связи с отсутствием необходимых лекарственных препаратов, участились приступы, при которых ребенок испытал моральные страдания, а именно страх, болевые ощущения, сопровождающие нарушением координации движений, неустойчивостью в ходьбе, задержкой дыхания, сильными головными болями, у ребенка синели губы (лицо), она кричала и плакала.
После произошедших приступов ФИО испытала страдания, выраженные в спутанном сознании, раздражительности, страхе, агрессии, которые в том числе не позволяли ей всесторонне получать знания в ГКОУ «Кувшиновская школа - интернат».
Переживание за ребенка и его здоровье в негативном плане сказывалось на состоянии матери.
В судебном заседании представитель истца прокурор Гаврина Д. поддержала заявленные уточненные требования, просила иск удовлетворить.
Представитель ответчика Солнышкина И.С. иск не признала, просила в иске отказать.
Представитель третьего лица ОГУП «Фармация» Сергеев Н.А. полагал иск не подлежащим удовлетворению.
Законный представитель материального истца ФИО и третье лицо Пикалева И.В., третьи лица Чистяков Д.Т., Правительство Тверской области, Министерство финансов Тверской области, Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Тверской области, ГБУЗ «Осташковская ЦРБ», ГБУЗ «Научно-практический центр специализированной медицинской помощи детям им. В.Ф. Войно-Ясенецкого Департамента здравоохранения г. Москвы», извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, в суд не явились, ходатайств об отложении дела не заявили.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе ответчик Министерство здравоохранения Тверской области просит решение суда отменить полностью и принять новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.
В обоснование жалобы указано, что основанием для компенсации морального вреда является необеспечение ФИО лекарственным препаратом «<данные изъяты>» по рецепту № от 09 марта 2023 года, сроком действия до 07 июня 2023 года. Необеспечение связано с тем, что ОГУП «Фармация» не осуществляло перераспределение лекарственных препаратов, согласно условиям государственного контракта.
Кроме того, лекарственный препарат <данные изъяты> не является препаратом регулярного применения, предназначен для купирования приступов, длительностью более 3-5 минут при их наличии.
Исковое заявление не содержит сведений о том, какое личное неимущественное право (нематериальное благо) ФИО нарушило Министерство, размер компенсации морального вреда не обоснован.
В отзыве на апелляционную жалобу Правительство Тверской области указывает на необходимость удовлетворения жалобы, поскольку отсутствует совокупность условий для взыскания компенсации морального вреда.
Представитель ответчика Министерства здравоохранения Тверской области Солнышкина И.С. в судебном заседании суда апелляционной инстанции поддержала доводы апелляционной жалобы, просила ее удовлетворить, решение суда отменить.
Представитель процессуального истца прокурор Дементьева Н.А. возражала против доводов жалобы, полагала решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Законный представитель материального истца ФИО и представители третьих лиц, уведомленные о времени и месте рассмотрения дела в соответствии с требованиями статей 113-116 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в заседание суда апелляционной инстанции не явились.
На основании положений статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Заслушав судью-докладчика, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва, выслушав пояснения представителя ответчика и прокурора, проверив законность и обоснованность вынесенного судом первой инстанции решения в пределах доводов апелляционной жалобы и отзыва, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда первой инстанции.
Конституцией Российской Федерации провозглашено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, гарантирует государственную поддержку инвалидов и пожилых граждан, устанавливает гарантии социальной защиты. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (статьи 2 и 7).
В Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39). Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41).
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Согласно пункту 1 части 3 статьи 80 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, включенных в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям на основе клинических рекомендаций и с учетом стандартов медицинской помощи.
В силу пункта 5 части 1 статьи 29 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Судом первой инстанции установлено, что ФИО, относится к категории «ребенок-инвалид», что подтверждается справкой <данные изъяты> от 08 февраля 2019 года.
Согласно представленным медицинским документам ФИО с рождения установлен диагноз <данные изъяты>
С 21 февраля 2012 года ФИО наблюдается в ГБУЗ «Научно-практический центр специализированной медицинской помощи детям им. В.Ф. Войно-Ясенецкого Департамента здравоохранения г. Москвы».
Врачебной комиссией ГБУЗ «Научно-практический центр специализированной медицинской помощи детям им. В.Ф. Войно - Ясенецкого Департамента здравоохранения г. Москвы» (протоколы № от 22 января 2021 года, протокол № от 11 января 2022 года, протокол № от 16 декабря 2022 года,) показано применение по жизненным показаниям препаратов, не зарегистрированных на территории Российской Федерации, - <данные изъяты>. Врачебной комиссией установлена годовая потребность указанных препаратов.
Протоколами врачебной комиссии от 26 июля 2022 года, 16 декабря 2022 года ГБУЗ «Научно-практический центр специализированной медицинской помощи детям им. В.Ф. Войно - Ясенецкого Департамента здравоохранения г. Москвы» рекомендовано применение лекарственного препарата <данные изъяты>, в установленной дозировке, постоянно, длительно.
Согласно выписке ГБУЗ «Научно-практический центр специализированной медицинской помощи детям им. В.Ф. Войно-Ясенецкого Департамента здравоохранения г. Москвы» от 20 декабря 2022 года ФИО показаны к приему следующие лекарственные препараты: <данные изъяты>.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции проанализировал представленные медицинские документы, рецепты на лекарственные препараты, выписанные на имя ФИО в 2023 году, сведения по обеспечению рецептов из программного продукта «ЕФарма2 Льгота WEB» и пришел к выводу о том, что несовершеннолетняя ФИО не была обеспечена лекарственным препаратом «диазепам» по рецепту № от 09 марта 2023 года, сроком действия до 07 июня 2023 года.
Установив факт нарушения личных неимущественных прав несовершеннолетней ФИО действиями ответчика, не обеспечившего своевременно обеспечение лекарственным препаратом ребенка-инвалида, суд первой инстанции удовлетворил требования прокурора о взыскании компенсации морального вреда.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции судебная коллегия полагает необходимым дополнительно указать следующие обстоятельства.
Согласно представленным третьим лицом ОГУП «Фармация» сведениям из программного продукта «ЕФарма 2 Льгота WEB» за период с 01 января 2023 года ФИО обеспечена лекарственным препаратом <данные изъяты> по рецептам: <данные изъяты>
В ряде случаев препарат выдавался в количестве одной упаковки вместо двух, указанных в рецепте.
ГБУЗ «Осташковская ЦРБ» на основании запроса прокуратуры представлена информация по обеспечению ФИО в 2023 году лекарственными препаратами, в частности, лекарственным препаратом <данные изъяты> исходя из расчета потребления препарата в рекомендованной дозе.
Из анализа представленных сведений следует, что имели место перерывы в обеспечении ФИО лекарственным препаратом <данные изъяты>, а именно на основании рецепта от 09 марта 2023 года № препарат был выдан 21 марта 2023 года в количестве двух упаковок. Исходя из расчета потребления и количества ранее выданного препарата ребенок обеспечена до 03 мая 2023 года. Вместе с тем, в последующем препарат выдан только 30 мая 2023 года на основании рецепта № от 11 апреля 2023 года в количестве одной упаковки и на основании рецепта № от 25 мая 2023 года в количестве двух упаковок.
Согласно представленной информации законный представитель ФИО мать Пикалева И.В. за выпиской рецептов обращается ежемесячно, своевременно.
Государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, определяет Федеральный закон от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Названный закон, определяя социальную защиту инвалидов как систему гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества, социальную поддержку инвалидов как систему мер, обеспечивающую социальные гарантии инвалидам, устанавливаемую законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения, устанавливает, что оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи (статьи 2 и 13).
Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи отдельным категориям граждан устанавливает Федеральный закон от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", предусматривающий в качестве одного из видов государственной социальной помощи инвалидам предоставление набора социальных услуг, в состав которого включено обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения в объеме не менее, чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, сформированным в соответствии с Федеральным законом от 12 апреля 2010 года N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств", по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов (пункт 8 статьи 6.1, пункт 1 части 1 статьи 6.2 Закона N 178-ФЗ).
Организация обеспечения населения лекарственными препаратами для медицинского применения является полномочием Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 3 части 1 статьи 4.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ).
Статьей 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» определено, что право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют инвалиды.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2 названного закона в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включена социальная услуга по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения в объеме не менее, чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, сформированным в соответствии с Федеральным законом от 12 апреля 2010 года N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств", по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.
Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" предусмотрен бесплатный за счет средств бюджета субъектов Российской Федерации отпуск всех лекарственных средств детям - инвалидам, а также больным эпилепсией.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 1 Закона Тверской области от 31 марта 2008 года N 23-ЗО "О бесплатном обеспечении лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения отдельных категорий граждан в Тверской области" граждане, имеющие право на бесплатное обеспечение лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания по рецептам врачей (фельдшеров) при амбулаторном лечении в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 1994 года N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" могут быть обеспечены лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания по рецептам врачей (фельдшеров) при амбулаторном лечении.
Закупка лекарственных препаратов в целях предоставления мер по обеспечению лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения граждан, указанных в части 1 статьи 1 настоящего Закона, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (часть 2 статьи 2 Закона).
Анализ уровня бесплатного обеспечения лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения осуществляет исполнительный орган государственной власти Тверской области в сфере здравоохранения (часть 1 статьи 4 Закона).
В соответствии с Положением о Министерстве здравоохранения Тверской области, утвержденным Постановлением Правительства Тверской области от 17 октября 2011 года N 70-пп, Министерство здравоохранения Тверской области (далее - Министерство) является уполномоченным исполнительным органом Тверской области, обеспечивающим разработку и реализацию единой государственной политики в сфере здравоохранения на территории Тверской области.
Основными задачами Министерства является, в том числе, разработка и реализация системы мер по охране здоровья граждан, повышению эффективности и доступности лекарственного обеспечения населения. Основными функциями - обеспечение граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, утверждаемый Правительством Российской Федерации; разработка мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами.
Пунктом 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года N 890 прямо предусмотрена обязанность органов исполнительной власти субъектов Федерации осуществлять меры по контролю за наличием в аптечных учреждениях независимо от форм собственности лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, вошедших в обязательный ассортиментный перечень. При отсутствии в аптечных учреждениях лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, входящих в обязательный ассортиментный перечень, принимать соответствующие меры; своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.
Таким образом, обязанность по определению потребности в льготных лекарственных препаратах и их распределению в соответствии с заявками медицинских учреждений лежит на Министерстве здравоохранения Тверской области.
Вопреки доводам апелляционной жалобы доказательств нарушения ОГУП «Фармация» условий заключенного государственного контракта в материалах дела не имеется.
Отсутствие на уполномоченном складе и в уполномоченной аптечной организации необходимого лекарственного препарата на момент обращения за ним истца свидетельствует о том, что именно Министерством здравоохранения Тверской области не приняты достаточные меры по обеспечению ребенка-инвалида лекарственными препаратами.
Доводы жалобы о том, что лекарственный препарат <данные изъяты> не является препаратом регулярного применения, не свидетельствуют об отсутствии вины ответчика.
Вопрос назначения и применения лекарственных препаратов находится в исключительной компетенции врачебной комиссии медицинской организации. Материалами дела подтверждено, что данный препарат был назначен ФИО в связи с чем выписан рецепт, следовательно, обеспечение лекарственным препаратом было необходимым.
Согласно статье 151 Гражданского кодекса Российской Федерации если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
Несоблюдение государственными органами нормативных предписаний при реализации гражданами права на получение мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг, предоставляемых в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий, может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда, если указанные нарушения лишают гражданина возможности сохранять жизненный уровень, необходимый для поддержания его жизнедеятельности и здоровья, обеспечения достоинства личности.
Исходя из предназначения социального государства механизм социальной защиты, предусмотренный законодательством, должен позволять наиболее уязвимым категориям граждан получать поддержку со стороны государства и обеспечивать благоприятные условия для реализации ими своих прав.
Бесплатное обеспечение лекарственными препаратами инвалидов относится к числу мер социальной поддержки и направлено на обеспечение определенного жизненного уровня этих граждан, необходимого для поддержания их здоровья и благосостояния.
В силу положений действующего законодательства предоставление лекарственного обеспечения направлено на защиту личных неимущественных прав инвалидов, и вследствие ненадлежащего исполнения ответчиком обязанности по организации обеспечения ФИО необходимыми лекарственными препаратами её жизнь и здоровье были поставлены в опасность, что очевидно свидетельствует о причинении нравственных страданий.
На основании изложенного, не могут быть приняты во внимание доводы жалобы об отсутствии сведений о том, какое личное неимущественное право ребенка нарушено.
В силу разъяснений абзаца 3 пункта 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 года N 33 "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда" под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага или нарушающими его личные неимущественные права (например, жизнь, здоровье, достоинство личности, свободу, личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, неприкосновенность жилища, свободу передвижения, свободу выбора места пребывания и жительства, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, право на уважение родственных и семейных связей, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на использование своего имени, право на защиту от оскорбления, высказанного при формулировании оценочного мнения, право авторства, право автора на имя, другие личные неимущественные права автора результата интеллектуальной деятельности и др.) либо нарушающими имущественные права гражданина.
Согласной разъяснениям, приведенным в абзацах 1 - 3 пункта 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 года N 33 "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда" обязанность компенсации морального вреда может быть возложена судом на причинителя вреда при наличии предусмотренных законом оснований и условий применения данной меры гражданско-правовой ответственности, а именно: физических или нравственных страданий потерпевшего; неправомерных действий (бездействия) причинителя вреда; причинной связи между неправомерными действиями (бездействием) и моральным вредом; вины причинителя вреда (статьи 151, 1064, 1099 и 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации). Потерпевший - истец по делу о компенсации морального вреда должен доказать факт нарушения его личных неимущественных прав либо посягательства на принадлежащие ему нематериальные блага, а также то, что ответчик является лицом, действия (бездействие) которого повлекли эти нарушения, или лицом, в силу закона обязанным возместить вред. Вина в причинении морального вреда предполагается, пока не доказано обратное. Отсутствие вины в причинении вреда доказывается лицом, причинившим вред (пункт 2 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В целом доводы, изложенные в жалобе, фактически выражают несогласие ответчика с выводами суда, однако, по существу их не опровергают, оснований к отмене или изменению решения не содержат, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда г. Твери от 22 августа 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Тверской области - без удовлетворения.
мотивированное апелляционное определение составлено 05 декабря 2024 года
Председательствующий С.Н. Пойменова
Судьи К.В. Климова
Ю.Ю. Солдатова