Решение по делу № 2-20/2024 (2-589/2023;) от 07.11.2023

УИД37RS0002-01-2023-000815-33

Производство №2-20/2024

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Вичуга 6 февраля 2024 года

Вичугский городской суд Ивановской области в составе

председательствующего судьи Сесекиной Е.В.,

при секретаре Волковой У.С.,

с участием представителя истца –помощника Вичугского межрайонного прокурора Голубевой А.О.,

представителя ответчика - администрации Вичугского муниципального района Пузаковой Е.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Вичугского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Вичугского муниципального района Ивановской области о возложении обязанности обустроить место (площадку) для накопления твердых коммунальных отходов,

У С Т А Н О В И Л:

Вичугский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации Сунженского сельского поселения Вичугского муниципального района Ивановской области с указанным иском, просит обязать ответчика в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу оборудовать место (площадку) для накопления твердых коммунальных отходов на территории <адрес>

Исковые требования мотивированы тем, что Вичугской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства об охране окружающей среды, санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, по результатам которой установлено, что мусорные контейнеры в <адрес> не установлены. Решением Совета Вичугского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ от органов местного самоуправления Вичугского муниципального района органам местного самоуправления Сунженского сельского поселения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ передано осуществление части полномочий по участию в организации по накоплению (в том числе по раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территории указанного сельского поселения. До настоящего времени на территории <адрес> администрацией Сунженского сельского поселения не обеспеченно создание и установка в соответствии с требованиями санитарных правил и норм мусорных контейнерных площадок, в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории сельских поселений <адрес> не включена. Неисполнение ответчиком данных обязанностей может повлечь за собой возникновение негативных последствий в виде нарушения прав неопределенного круга лиц на безопасную благоприятную окружающую среду, причинение вреда жизни и здоровью граждан. Отсутствие оборудованных мест (площадок) для накопления твердых коммунальных отходов может привести к складированию мусора населением на территории населенного пункта, тем самым будет нанесен ущерб окружающей среде.

Протокольным определением суда по ходатайству прокурора к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация Вичугского муниципального района.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ производство в части исковых требований к администрации Сунженского сельского поселения Вичугского муниципального района Ивановской области прекращено в связи с отказом прокурора от исковых требований к данному ответчику.

В судебном заседании помощник Вичугского межрайонного прокурора Голубева А.О. заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, представила заявление об уточнении исковых требований, согласно которому Вичугский межрайонный прокурор просит обязать администрацию Вичугского муниципального района в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу на территории <адрес> обустроить место (площадку) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно - эпидемиологического благополучия населения, дополнительно пояснила, что на местности площадка не оборудована.

Представитель ответчика - администрации Вичугского муниципального района Пузакова Е.О. возражала против исковых требований, в ходе судебного разбирательства не отрицала наличие обязанности по созданию мест накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального района, поясняла, что в настоящее время <адрес> включена в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории сельских поселений <адрес>, однако департамент ЖКХ <адрес> в территориальную схему обращения с отходами не включает, тогда как подъездные пути к деревне имеются. Полагала, что возможен бесконтейнерный сбор отходов, для чего установление контейнерной площадки не обязательно. Отметила, что полномочия по строительству контейнерных площадок переданы администрации Сунженского сельского поселения Вичугского муниципального района, подтвердила, что площадка накопления твердых коммунальных отходов не оборудована

Представитель ответчика - администрации Сунженского сельского поселения Вичугского муниципального района Ивановской области, представители третьих лиц Департамента жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области, администрации Вичугского муниципального района Ивановской области, ООО «Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами» для участи в судебном заседании не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. От представителя администрации представлено ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

В ходе судебного разбирательства представитель администрации Сунженского сельского поселения Вичугского муниципального района Морозов С.Д. не отрицал необходимости организации сбора твердых коммунальных отходов на территории <адрес>, пояснил, что для этого необходимо включение контейнерной площадки в территориальную схему, однако по настоящее время <адрес> в указанной схеме не значится. Подтвердил, что администрацией Вичугского муниципального района полномочия по строительству контейнерных площадок передано Сунженскому сельскому поселению.

Заслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В судебном заседании установлено, что в связи с поступившим заявлением жителя <адрес>, содержащим, в том числе, требование разобраться в причинах отсутствия в <адрес> контейнеров сбора твердых бытовых отходов (т.1л.д. 11-12), прокуратурой Ивановской области ДД.ММ.ГГГГ Вичугской межрайонной прокуратуре дано поручение провести проверку доводов обращения в рамках компетенции с учетом комплексного подхода (т.1л.д. 10).

В рамках проводимой Вичугской межрайонной прокуратурой проверки получены сведения администрации Вичугского муниципального района Ивановской области о том, что мусорные контейнеры в <адрес> не установлены по причине того, что Департамент жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области не включил данный населенный пункт в территориальную схему обращения с твердыми бытовыми коммунальными отходами Ивановской области. По причине отсутствия мусорных контейнеров вывоз твердых коммунальных отходов в <адрес> не осуществляется, схема размещения контейнерных площадок в данном населенном пункте отсутствует. Участие в организации деятельности по накоплению (в том числе по раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях сельских поселений относится к вопросам местного значения Вичугского муниципального района. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ от органов местного самоуправления Вичугского муниципального района органам местного самоуправления Сунженского сельского поселения передано осуществление части полномочий по участию в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территории сельского поселения, а именно строительство, ремонт и содержание контейнерных площадок для сбора ТКО (т.1л.д. 13), в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории сельских поселений <адрес> не включена.

ДД.ММ.ГГГГ администрацией Вичугского муниципального района в департамент жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области направлено письменное обращение жителя деревни от ДД.ММ.ГГГГ (т.1л.д.36) с целью включения в территориальную схему обращения с отходами <адрес> (т.1л.д. 35), в ответ на которое главе Вичугского муниципального района Департаментом жилищно-коммунального хозяйства было предложено направить в адрес Департамента реестр мест накопления отходов на территории Вичугского муниципального района, включающий новые места накопления твердых коммунальных отходов; нахождение источников образования отходов на территории Вичугского муниципального района, включающие новые места накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с действующей территориальной схемой (т.1л.д.42).

ДД.ММ.ГГГГ администрацией Вичугского муниципального района в адрес Департамента жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области направлены сведения о местах накопления отходов на территории Вичугского муниципального района, с учетом места накопления твердых коммунальных отходов - <адрес> (т.1л.д. 43, 44-45, 46-48).

ДД.ММ.ГГГГ в адрес Департамента жилищно-коммунального хозяйства заместителем главы администрации Вичугского муниципального района Ивановской области направлены предложения о корректировке территориальной схемы обращения с отходами Ивановской области, с приложением сведений о наличии места накопления отходов на территории Вичугского муниципального района – <адрес> (т.1л.д. 37).

ДД.ММ.ГГГГ Департаментом жилищно-коммунального хозяйства дан ответ, из которого следует, что Приказом от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в территориальную схему обращения с твердыми коммунальными отходами Ивановской области (т.1л.д.49).

Письмами от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ в адрес администрации Вичугского муниципального района Департаментом жилищно-коммунального хозяйства направлен запрос о предоставлении предложений в части изменения разделов территориальной схемы обращения с отходами Ивановской области «места накопления отходов», «нахождение источников образования отходов» (т.1л.д. 50,53), в ответ на которые были направлены соответствующие сведения с учетом необходимости включения <адрес> (т.1л.д. 51,52, 54, 55-56).

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ администрация была уведомлена о том, что по результатам совещания по вопросу корректировки (включения и исключения мест накопления твердых коммунальных отходов) приложение 5 территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, проведенного Департаментов жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области из приложения 5 исключена, в том числе, контейнерная площадка в <адрес> (т.1л.д. 57,58).

ДД.ММ.ГГГГ администрация Вичугского муниципального района направила в адрес ООО «Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами» обращение с просьбой рассмотреть вопрос установки контейнерной площадки в <адрес> (л.д.59).

ДД.ММ.ГГГГ Вичугским межрайонным прокурором внесено представление в адрес администрации Вичугского муниципального района (т.1л.д.127-128).

ДД.ММ.ГГГГ администрацией Вичугского муниципального района получено заключение Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ивановской области в г. Вичуга, Вичугском, Родниковском и Лухском районах о соответствии мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в <адрес> (т.2л.д.55,56,57).

Постановлением администрации Вичугского муниципального района Ивановской области от 25.10.2023 года внесены изменения в Постановление администрации Вичугского муниципального района от 31.07.2019 года № 407-п «Об утверждении размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории сельских поселений Вичугского муниципального района, в реестр включена <адрес>. (т.1л.д.95, 96-117).

ДД.ММ.ГГГГ администрация Вичугского муниципального района обратилась к ООО «Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами» по вопросу установки контейнерной площадки в <адрес> (т.1л.д.125,126), ДД.ММ.ГГГГ по вопросу организации вывоза ТКО (т.1л.д.133).

Из ответа Департамента жилищно – коммунального хозяйства Ивановской области следует, что для включения <адрес> в территориальную схему требуется организовать подъездные пути к населенному пункту, а также организовать взаимодействие с региональным оператором с целью организации места для обеспечения услуги по обращению с ТКО (т.1л.д.137).

Из ответа ООО «Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами» на запрос суда следует, что <адрес> отсутствует в территориальной схеме обращения с отходами в качестве места нахождения источников образования твердых коммунальных отходов, подъездные пути, по которым при любых погодных условиях будет возможен беспрепятственный проезд специализированных технических средств для вывоза твердых коммунальных отходов, не обеспечены. Полагают рассмотрение вопроса об организации вывоза твердых коммунальных отходов в <адрес> возможным и целесообразным с учетом мнения всех жителей населенного пункта и при условии надлежащих подъездных путей (т.1л.д.238,239).

В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Данное право также закреплено в п. 1 ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», абз. 2 ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Статьей 4 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что объектами охраны окружающей среды от загрязнений, истощения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются, в том числе, и земли, недра, почвы.

В силу пункта 2 статьи 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» к видам негативного воздействия на окружающую среду относится, в частности, хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).

Согласно п. 1 ст. 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 1 ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Сброс отходов производства и потребления на почву запрещается.

Федеральный закон от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду.

Статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами. Под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.

Согласно пункту 1 статьи 13.4 Федерального закона N 89-ФЗ от 24 июня 1998 года «Об отходах производства и потребления» накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.

Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (пункт 4 статьи 13.4 Федерального закона «Об отходах производства и потребления»).

Реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов должен включать в себя: данные о нахождении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные о технических характеристиках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные о собственниках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные об источниках образования твердых коммунальных отходов, которые складируются в местах (на площадках) накопления твердых коммунальных отходов (п.5 статьи 13.4 Федерального закона «Об отходах производства и потребления»).

Постановлением Правительства Российской Федерации № 1039 от 31 августа 2018 года утверждены Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра (далее Правила № 1039).

Пунктом 3 названных Правил предусмотрено, что места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.

Пунктом 3 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских к сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» закреплено, что на территориях городских и сельских поселений в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления ТКО или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов.

Контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами, независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.

Специальные площадки должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение с трех сторон высотой не менее 1 метра.

Расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров; до территорий медицинских организаций в городских населенных пунктах - не менее 25 метров, в сельских населенных пунктах - не менее 15 метров.

Допускается уменьшение не более чем на 25% указанных в настоящем пункте Санитарных правил расстояний на основании результатов оценки заявки на создание места (площадки) накопления ТКО на предмет ее соответствия санитарно-эпидемиологическим требованиям.

В случае раздельного накопления отходов расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее 8 метров, но не более 100 метров; до территорий медицинских организаций в городских населенных пунктах - не менее 10 метров, в сельских населенных пунктах - не менее 15 метров.

Как следует из материалов дела в реестре мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории сельских поселений Вичугского муниципального района на основании заключения Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ивановской области в г. Вичуга, Вичугском, Родниковском и Лухском районах о соответствии мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, с ДД.ММ.ГГГГ значится место накопления твердых коммунальных отходов в <адрес> с указанием данных о технических характеристиках места накопления, источниках образования твердых коммунальных отходов, однако до настоящего времени, как установлено проведенной Вичугской межрайонной прокуратурой проверкой и не оспаривалось представителем ответчика, место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов по адресу, указанному в реестре, не обустроено.

Статьей 8 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определены полномочия органов местного самоуправления в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

Часть 3 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.

Положениями п. 1 ст. 13 ФЗ от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Согласно ч. 2 ст. 8 указанного Федерального закона к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

В силу положений п.14 ч.1ст.15 Федерального закона №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к числу вопросов местного значения муниципального района относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципального района; среди вопросов местного значения городского поселения в силу положений п.18 ч.1ст.14 Федерального закона значится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов; при этом на межселенных территориях и территориях сельских поселений данный вопрос, по смыслу взаимосвязанных положений частей 3 и 4 статьи 14 и части 2 статьи 15 данного Федерального закона, подлежит разрешению органами местного самоуправления соответствующего муниципального района.

Такой вопрос может быть закреплен за сельскими поселениями законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставами муниципального района и сельских поселений (пункт 18 части 1, часть 3 статьи 14 Закона № 131-ФЗ).

Органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (часть 4 статьи 15 Закона № 131-ФЗ).

В силу пункта 2 статьи 8 Федерального закона №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относится в том числе создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.

Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные пунктом 1 данной статьи, в частности создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории (пункты 1, 3 статьи 8 Закона № 89-ФЗ).

По соглашению о передаче отдельных полномочий Вичугского муниципального района Сунженскому сельскому поселению, входящему в этот муниципальный район, переданы полномочия по строительству, ремонту и содержанию контейнерных площадок ( т.1л.д.121,.2л.д.25, л.д.151).

Между тем закона Ивановской области, предусматривающего полномочия сельского поселения по накоплению твердых коммунальных отходов, созданию и содержанию мест (площадок) твердых коммунальных отходов, не имеется, Уставом Сунженского сельского поселения не отнесен к вопросам местного значения вопрос об участии в организации по накоплению, транспортированию твердых коммунальных отходов, созданию и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

Следовательно, вопреки доводам представителя ответчика, в отсутствие соответствующего закона субъекта Российской Федерации и закрепленных Уставами муниципального района и сельского поселения соответствующего вопроса местного значения передача полномочий администрации Вичугского муниципального района сельскому поселению вышеуказанных полномочий не соответствует положениям вышеприведенных норм действующего законодательства, в связи с чем обязанность по обустройству места (площадки) твердых коммунальных отходов лежит на администрации Вичугского муниципального района, в уставе которого участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов отнесен к вопросам местного значения. Указанные выводы соответствуют позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в п.30 Обзора судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами, утвержденным Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 13.12.2023.

Доводы представителя ответчика о том, что место накопления твердых коммунальных отходов в <адрес> не включено в территориальную схему обращения с твердыми коммунальными отходами, не исключают обязанность администрации муниципального района по созданию и обустройству места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, которое значится в реестре таких мест Вичугского муниципального района. При этом суд обращает внимание на то, что Департаментом жилищно – коммунального хозяйства Ивановской области условием включения объекта в территориальную схему обозначено наличие подъездного пути, как то предусмотрено требованиями СанПиН 2.1.3684-21, в соответствии с которыми должно быть оборудовано место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов.

Иные доводы представителя ответчика в обоснование возражений, в том числе, о наличии возможности бесконтейнерного накопления отходов, не могут служить основанием для отказа в иске, в виду того, что доказательств и документов, подтверждающих нецелесообразность создания контейнерных площадок для складирования твердых коммунальных отходов, не представлено, напротив ответчиком предприняты меры к созданию места (площадки) твердых коммунальных отходов, в подтверждение чего представлены документы о получении заключения о соответствии контейнерной площадки в <адрес> требованиям законодательства в области санитарно – эпидемиологического благополучия населения, реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Вичугского муниципального района, куда включена контейнерная площадка в <адрес>. Более того, по настоящее время участие в деятельности по накоплению, сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территории <адрес> ответчиком не организовано.

Часть 1 ст. 45 ГПК РФ предусматривает, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Заявленный прокурором иск направлен на защиту прав неопределенного круга лиц и подан Вичугским межрайонным прокурором в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законодательством.

Принимая во внимание, что деятельность по накоплению твердых коммунальных отходов на территории <адрес> ответчиком по настоящее время не организована, что не отрицалось представителем ответчика, учитывая наличие в реестре мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Вичугского муниципального района контейнерной площадки в <адрес> и ее фактическое отсутствие по адресу, указанному в реестре, что может привести к складированию отходов на территории населенного пункта и тем самым к нарушению прав неопределенного круга лиц на безопасную благоприятную окружающую среду, суд считает необходимым возложить на ответчика обязанность обустроить место (площадку) накопления твердых коммунальных отходов на территории <адрес> в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно - эпидемиологического благополучия населения..

Согласно ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Принимая во внимание заявленный истцом срок исполнения возложенной обязанности, отсутствие возражений со стороны ответчика относительно указанного срока, суд считает возможным установить ответчику срок для исполнения настоящего решения в течение шести месяцев со дня вступления его в законную силу, полагая его соразмерным устранению нарушения..

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Вичугского межрайонного прокурора удовлетворить.

Обязать администрацию Вичугского муниципального района Ивановской области (ИНН3707000339, ОГРН 1023700507929) в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу на территории <адрес> обустроить место (площадку) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно – эпидемиологического благополучия населения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Вичугский городской суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

Судья Е.В. Сесекина

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ года

Судья Е.В. Сесекина

УИД37RS0002-01-2023-000815-33

Производство №2-20/2024

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Вичуга 6 февраля 2024 года

Вичугский городской суд Ивановской области в составе

председательствующего судьи Сесекиной Е.В.,

при секретаре Волковой У.С.,

с участием представителя истца –помощника Вичугского межрайонного прокурора Голубевой А.О.,

представителя ответчика - администрации Вичугского муниципального района Пузаковой Е.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Вичугского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Вичугского муниципального района Ивановской области о возложении обязанности обустроить место (площадку) для накопления твердых коммунальных отходов,

У С Т А Н О В И Л:

Вичугский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации Сунженского сельского поселения Вичугского муниципального района Ивановской области с указанным иском, просит обязать ответчика в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу оборудовать место (площадку) для накопления твердых коммунальных отходов на территории <адрес>

Исковые требования мотивированы тем, что Вичугской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства об охране окружающей среды, санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, по результатам которой установлено, что мусорные контейнеры в <адрес> не установлены. Решением Совета Вичугского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ от органов местного самоуправления Вичугского муниципального района органам местного самоуправления Сунженского сельского поселения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ передано осуществление части полномочий по участию в организации по накоплению (в том числе по раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территории указанного сельского поселения. До настоящего времени на территории <адрес> администрацией Сунженского сельского поселения не обеспеченно создание и установка в соответствии с требованиями санитарных правил и норм мусорных контейнерных площадок, в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории сельских поселений <адрес> не включена. Неисполнение ответчиком данных обязанностей может повлечь за собой возникновение негативных последствий в виде нарушения прав неопределенного круга лиц на безопасную благоприятную окружающую среду, причинение вреда жизни и здоровью граждан. Отсутствие оборудованных мест (площадок) для накопления твердых коммунальных отходов может привести к складированию мусора населением на территории населенного пункта, тем самым будет нанесен ущерб окружающей среде.

Протокольным определением суда по ходатайству прокурора к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация Вичугского муниципального района.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ производство в части исковых требований к администрации Сунженского сельского поселения Вичугского муниципального района Ивановской области прекращено в связи с отказом прокурора от исковых требований к данному ответчику.

В судебном заседании помощник Вичугского межрайонного прокурора Голубева А.О. заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, представила заявление об уточнении исковых требований, согласно которому Вичугский межрайонный прокурор просит обязать администрацию Вичугского муниципального района в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу на территории <адрес> обустроить место (площадку) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно - эпидемиологического благополучия населения, дополнительно пояснила, что на местности площадка не оборудована.

Представитель ответчика - администрации Вичугского муниципального района Пузакова Е.О. возражала против исковых требований, в ходе судебного разбирательства не отрицала наличие обязанности по созданию мест накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального района, поясняла, что в настоящее время <адрес> включена в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории сельских поселений <адрес>, однако департамент ЖКХ <адрес> в территориальную схему обращения с отходами не включает, тогда как подъездные пути к деревне имеются. Полагала, что возможен бесконтейнерный сбор отходов, для чего установление контейнерной площадки не обязательно. Отметила, что полномочия по строительству контейнерных площадок переданы администрации Сунженского сельского поселения Вичугского муниципального района, подтвердила, что площадка накопления твердых коммунальных отходов не оборудована

Представитель ответчика - администрации Сунженского сельского поселения Вичугского муниципального района Ивановской области, представители третьих лиц Департамента жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области, администрации Вичугского муниципального района Ивановской области, ООО «Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами» для участи в судебном заседании не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. От представителя администрации представлено ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

В ходе судебного разбирательства представитель администрации Сунженского сельского поселения Вичугского муниципального района Морозов С.Д. не отрицал необходимости организации сбора твердых коммунальных отходов на территории <адрес>, пояснил, что для этого необходимо включение контейнерной площадки в территориальную схему, однако по настоящее время <адрес> в указанной схеме не значится. Подтвердил, что администрацией Вичугского муниципального района полномочия по строительству контейнерных площадок передано Сунженскому сельскому поселению.

Заслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В судебном заседании установлено, что в связи с поступившим заявлением жителя <адрес>, содержащим, в том числе, требование разобраться в причинах отсутствия в <адрес> контейнеров сбора твердых бытовых отходов (т.1л.д. 11-12), прокуратурой Ивановской области ДД.ММ.ГГГГ Вичугской межрайонной прокуратуре дано поручение провести проверку доводов обращения в рамках компетенции с учетом комплексного подхода (т.1л.д. 10).

В рамках проводимой Вичугской межрайонной прокуратурой проверки получены сведения администрации Вичугского муниципального района Ивановской области о том, что мусорные контейнеры в <адрес> не установлены по причине того, что Департамент жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области не включил данный населенный пункт в территориальную схему обращения с твердыми бытовыми коммунальными отходами Ивановской области. По причине отсутствия мусорных контейнеров вывоз твердых коммунальных отходов в <адрес> не осуществляется, схема размещения контейнерных площадок в данном населенном пункте отсутствует. Участие в организации деятельности по накоплению (в том числе по раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях сельских поселений относится к вопросам местного значения Вичугского муниципального района. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ от органов местного самоуправления Вичугского муниципального района органам местного самоуправления Сунженского сельского поселения передано осуществление части полномочий по участию в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территории сельского поселения, а именно строительство, ремонт и содержание контейнерных площадок для сбора ТКО (т.1л.д. 13), в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории сельских поселений <адрес> не включена.

ДД.ММ.ГГГГ администрацией Вичугского муниципального района в департамент жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области направлено письменное обращение жителя деревни от ДД.ММ.ГГГГ (т.1л.д.36) с целью включения в территориальную схему обращения с отходами <адрес> (т.1л.д. 35), в ответ на которое главе Вичугского муниципального района Департаментом жилищно-коммунального хозяйства было предложено направить в адрес Департамента реестр мест накопления отходов на территории Вичугского муниципального района, включающий новые места накопления твердых коммунальных отходов; нахождение источников образования отходов на территории Вичугского муниципального района, включающие новые места накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с действующей территориальной схемой (т.1л.д.42).

ДД.ММ.ГГГГ администрацией Вичугского муниципального района в адрес Департамента жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области направлены сведения о местах накопления отходов на территории Вичугского муниципального района, с учетом места накопления твердых коммунальных отходов - <адрес> (т.1л.д. 43, 44-45, 46-48).

ДД.ММ.ГГГГ в адрес Департамента жилищно-коммунального хозяйства заместителем главы администрации Вичугского муниципального района Ивановской области направлены предложения о корректировке территориальной схемы обращения с отходами Ивановской области, с приложением сведений о наличии места накопления отходов на территории Вичугского муниципального района – <адрес> (т.1л.д. 37).

ДД.ММ.ГГГГ Департаментом жилищно-коммунального хозяйства дан ответ, из которого следует, что Приказом от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в территориальную схему обращения с твердыми коммунальными отходами Ивановской области (т.1л.д.49).

Письмами от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ в адрес администрации Вичугского муниципального района Департаментом жилищно-коммунального хозяйства направлен запрос о предоставлении предложений в части изменения разделов территориальной схемы обращения с отходами Ивановской области «места накопления отходов», «нахождение источников образования отходов» (т.1л.д. 50,53), в ответ на которые были направлены соответствующие сведения с учетом необходимости включения <адрес> (т.1л.д. 51,52, 54, 55-56).

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ администрация была уведомлена о том, что по результатам совещания по вопросу корректировки (включения и исключения мест накопления твердых коммунальных отходов) приложение 5 территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, проведенного Департаментов жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области из приложения 5 исключена, в том числе, контейнерная площадка в <адрес> (т.1л.д. 57,58).

ДД.ММ.ГГГГ администрация Вичугского муниципального района направила в адрес ООО «Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами» обращение с просьбой рассмотреть вопрос установки контейнерной площадки в <адрес> (л.д.59).

ДД.ММ.ГГГГ Вичугским межрайонным прокурором внесено представление в адрес администрации Вичугского муниципального района (т.1л.д.127-128).

ДД.ММ.ГГГГ администрацией Вичугского муниципального района получено заключение Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ивановской области в г. Вичуга, Вичугском, Родниковском и Лухском районах о соответствии мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в <адрес> (т.2л.д.55,56,57).

Постановлением администрации Вичугского муниципального района Ивановской области от 25.10.2023 года внесены изменения в Постановление администрации Вичугского муниципального района от 31.07.2019 года № 407-п «Об утверждении размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории сельских поселений Вичугского муниципального района, в реестр включена <адрес>. (т.1л.д.95, 96-117).

ДД.ММ.ГГГГ администрация Вичугского муниципального района обратилась к ООО «Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами» по вопросу установки контейнерной площадки в <адрес> (т.1л.д.125,126), ДД.ММ.ГГГГ по вопросу организации вывоза ТКО (т.1л.д.133).

Из ответа Департамента жилищно – коммунального хозяйства Ивановской области следует, что для включения <адрес> в территориальную схему требуется организовать подъездные пути к населенному пункту, а также организовать взаимодействие с региональным оператором с целью организации места для обеспечения услуги по обращению с ТКО (т.1л.д.137).

Из ответа ООО «Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами» на запрос суда следует, что <адрес> отсутствует в территориальной схеме обращения с отходами в качестве места нахождения источников образования твердых коммунальных отходов, подъездные пути, по которым при любых погодных условиях будет возможен беспрепятственный проезд специализированных технических средств для вывоза твердых коммунальных отходов, не обеспечены. Полагают рассмотрение вопроса об организации вывоза твердых коммунальных отходов в <адрес> возможным и целесообразным с учетом мнения всех жителей населенного пункта и при условии надлежащих подъездных путей (т.1л.д.238,239).

В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Данное право также закреплено в п. 1 ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», абз. 2 ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Статьей 4 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что объектами охраны окружающей среды от загрязнений, истощения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются, в том числе, и земли, недра, почвы.

В силу пункта 2 статьи 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» к видам негативного воздействия на окружающую среду относится, в частности, хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).

Согласно п. 1 ст. 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 1 ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Сброс отходов производства и потребления на почву запрещается.

Федеральный закон от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду.

Статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами. Под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.

Согласно пункту 1 статьи 13.4 Федерального закона N 89-ФЗ от 24 июня 1998 года «Об отходах производства и потребления» накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.

Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (пункт 4 статьи 13.4 Федерального закона «Об отходах производства и потребления»).

Реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов должен включать в себя: данные о нахождении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные о технических характеристиках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные о собственниках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные об источниках образования твердых коммунальных отходов, которые складируются в местах (на площадках) накопления твердых коммунальных отходов (п.5 статьи 13.4 Федерального закона «Об отходах производства и потребления»).

Постановлением Правительства Российской Федерации № 1039 от 31 августа 2018 года утверждены Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра (далее Правила № 1039).

Пунктом 3 названных Правил предусмотрено, что места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.

Пунктом 3 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских к сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» закреплено, что на территориях городских и сельских поселений в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления ТКО или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов.

Контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами, независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.

Специальные площадки должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение с трех сторон высотой не менее 1 метра.

Расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров; до территорий медицинских организаций в городских населенных пунктах - не менее 25 метров, в сельских населенных пунктах - не менее 15 метров.

Допускается уменьшение не более чем на 25% указанных в настоящем пункте Санитарных правил расстояний на основании результатов оценки заявки на создание места (площадки) накопления ТКО на предмет ее соответствия санитарно-эпидемиологическим требованиям.

В случае раздельного накопления отходов расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее 8 метров, но не более 100 метров; до территорий медицинских организаций в городских населенных пунктах - не менее 10 метров, в сельских населенных пунктах - не менее 15 метров.

Как следует из материалов дела в реестре мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории сельских поселений Вичугского муниципального района на основании заключения Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ивановской области в г. Вичуга, Вичугском, Родниковском и Лухском районах о соответствии мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, с ДД.ММ.ГГГГ значится место накопления твердых коммунальных отходов в <адрес> с указанием данных о технических характеристиках места накопления, источниках образования твердых коммунальных отходов, однако до настоящего времени, как установлено проведенной Вичугской межрайонной прокуратурой проверкой и не оспаривалось представителем ответчика, место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов по адресу, указанному в реестре, не обустроено.

Статьей 8 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определены полномочия органов местного самоуправления в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

Часть 3 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.

Положениями п. 1 ст. 13 ФЗ от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Согласно ч. 2 ст. 8 указанного Федерального закона к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

В силу положений п.14 ч.1ст.15 Федерального закона №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к числу вопросов местного значения муниципального района относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципального района; среди вопросов местного значения городского поселения в силу положений п.18 ч.1ст.14 Федерального закона значится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов; при этом на межселенных территориях и территориях сельских поселений данный вопрос, по смыслу взаимосвязанных положений частей 3 и 4 статьи 14 и части 2 статьи 15 данного Федерального закона, подлежит разрешению органами местного самоуправления соответствующего муниципального района.

Такой вопрос может быть закреплен за сельскими поселениями законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставами муниципального района и сельских поселений (пункт 18 части 1, часть 3 статьи 14 Закона № 131-ФЗ).

Органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (часть 4 статьи 15 Закона № 131-ФЗ).

В силу пункта 2 статьи 8 Федерального закона №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относится в том числе создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.

Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные пунктом 1 данной статьи, в частности создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории (пункты 1, 3 статьи 8 Закона № 89-ФЗ).

По соглашению о передаче отдельных полномочий Вичугского муниципального района Сунженскому сельскому поселению, входящему в этот муниципальный район, переданы полномочия по строительству, ремонту и содержанию контейнерных площадок ( т.1л.д.121,.2л.д.25, л.д.151).

Между тем закона Ивановской области, предусматривающего полномочия сельского поселения по накоплению твердых коммунальных отходов, созданию и содержанию мест (площадок) твердых коммунальных отходов, не имеется, Уставом Сунженского сельского поселения не отнесен к вопросам местного значения вопрос об участии в организации по накоплению, транспортированию твердых коммунальных отходов, созданию и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

Следовательно, вопреки доводам представителя ответчика, в отсутствие соответствующего закона субъекта Российской Федерации и закрепленных Уставами муниципального района и сельского поселения соответствующего вопроса местного значения передача полномочий администрации Вичугского муниципального района сельскому поселению вышеуказанных полномочий не соответствует положениям вышеприведенных норм действующего законодательства, в связи с чем обязанность по обустройству места (площадки) твердых коммунальных отходов лежит на администрации Вичугского муниципального района, в уставе которого участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов отнесен к вопросам местного значения. Указанные выводы соответствуют позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в п.30 Обзора судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами, утвержденным Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 13.12.2023.

Доводы представителя ответчика о том, что место накопления твердых коммунальных отходов в <адрес> не включено в территориальную схему обращения с твердыми коммунальными отходами, не исключают обязанность администрации муниципального района по созданию и обустройству места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, которое значится в реестре таких мест Вичугского муниципального района. При этом суд обращает внимание на то, что Департаментом жилищно – коммунального хозяйства Ивановской области условием включения объекта в территориальную схему обозначено наличие подъездного пути, как то предусмотрено требованиями СанПиН 2.1.3684-21, в соответствии с которыми должно быть оборудовано место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов.

Иные доводы представителя ответчика в обоснование возражений, в том числе, о наличии возможности бесконтейнерного накопления отходов, не могут служить основанием для отказа в иске, в виду того, что доказательств и документов, подтверждающих нецелесообразность создания контейнерных площадок для складирования твердых коммунальных отходов, не представлено, напротив ответчиком предприняты меры к созданию места (площадки) твердых коммунальных отходов, в подтверждение чего представлены документы о получении заключения о соответствии контейнерной площадки в <адрес> требованиям законодательства в области санитарно – эпидемиологического благополучия населения, реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Вичугского муниципального района, куда включена контейнерная площадка в <адрес>. Более того, по настоящее время участие в деятельности по накоплению, сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территории <адрес> ответчиком не организовано.

Часть 1 ст. 45 ГПК РФ предусматривает, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Заявленный прокурором иск направлен на защиту прав неопределенного круга лиц и подан Вичугским межрайонным прокурором в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законодательством.

Принимая во внимание, что деятельность по накоплению твердых коммунальных отходов на территории <адрес> ответчиком по настоящее время не организована, что не отрицалось представителем ответчика, учитывая наличие в реестре мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Вичугского муниципального района контейнерной площадки в <адрес> и ее фактическое отсутствие по адресу, указанному в реестре, что может привести к складированию отходов на территории населенного пункта и тем самым к нарушению прав неопределенного круга лиц на безопасную благоприятную окружающую среду, суд считает необходимым возложить на ответчика обязанность обустроить место (площадку) накопления твердых коммунальных отходов на территории <адрес> в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно - эпидемиологического благополучия населения..

Согласно ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Принимая во внимание заявленный истцом срок исполнения возложенной обязанности, отсутствие возражений со стороны ответчика относительно указанного срока, суд считает возможным установить ответчику срок для исполнения настоящего решения в течение шести месяцев со дня вступления его в законную силу, полагая его соразмерным устранению нарушения..

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Вичугского межрайонного прокурора удовлетворить.

Обязать администрацию Вичугского муниципального района Ивановской области (ИНН3707000339, ОГРН 1023700507929) в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу на территории <адрес> обустроить место (площадку) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно – эпидемиологического благополучия населения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Вичугский городской суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

Судья Е.В. Сесекина

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ года

Судья Е.В. Сесекина

УИД37RS0002-01-2023-000815-33

Производство №2-20/2024

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г.Вичуга 6 февраля 2024 года

Вичугский городской суд Ивановской области в составе

председательствующего судьи Сесекиной Е.В.,

при секретаре Волковой У.С.,

с участием представителя истца –помощника Вичугского межрайонного прокурора Голубевой А.О.,

представителя ответчика - администрации Вичугского муниципального района Пузаковой Е.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Вичугского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Сунженского сельского поселения Вичугского муниципального района Ивановской области, администрации Вичугского муниципального района Ивановской области о возложении обязанности оборудовать место (площадку) для накопления твердых коммунальных отходов,

У С Т А Н О В И Л:

Вичугский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации Сунженского сельского поселения Вичугского муниципального района Ивановской области с указанным иском, просит обязать ответчика в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу оборудовать место (площадку) для накопления твердых коммунальных отходов на территории <адрес>

Исковые требования мотивированы тем, что Вичугской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства об охране окружающей среды, санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, по результатам которой установлено, что мусорные контейнеры в <адрес> не установлены. Решением Совета Вичугского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ от органов местного самоуправления Вичугского муниципального района органам местного самоуправления Сунженского сельского поселения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ передано осуществление части полномочий по участию в организации по накоплению (в том числе по раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территории указанного сельского поселения. До настоящего времени на территории <адрес> администрацией Сунженского сельского поселения не обеспеченно создание и установка в соответствии с требованиями санитарных правил и норм мусорных контейнерных площадок, в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории сельских поселений Вичугского муниципального района <адрес> не включена. Неисполнение ответчиком данных обязанностей может повлечь за собой возникновение негативных последствий в виде нарушения прав неопределенного круга лиц на безопасную благоприятную окружающую среду, причинение вреда жизни и здоровью граждан. Отсутствие оборудованных мест (площадок) для накопления твердых коммунальных отходов может привести к складированию мусора населением на территории населенного пункта, тем самым будет нанесен ущерб окружающей среде.

Протокольным определением суда по ходатайству прокурора к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация Вичугского муниципального района.

В судебном заседании помощником Вичугского межрайонного прокурора Голубевой А.О.. представлено заявление прокурора об отказе от исковых требований к администрации Сунженского сельского поселения Вичугского муниципального района в виду того, что в ходе судебного разбирательства установлено отсутствие нормативно - правового акта Ивановской области, устанавливающего передачу полномочий сельским поселениям в области обращения с твердыми коммунальными отходами, просит производство по делу прекратить.

Представитель ответчика Пузакова Е.О. полагала, что отказ от иска является правом истца, однако такие полномочия переданы муниципальным районом сельскому поселению на основании соглашения.

Представитель ответчика - администрации Сунженского сельского поселения Вичугского муниципального района Ивановской области, представители третьих лиц Департамента жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области, ООО «Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами» для участи в судебном заседании не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. От представителя администрации представлено ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

Заслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к выводу, что производство по делу в части требований к администрации Сунженского сельского поселения подлежит прекращению.

Согласно ч. 2 ст. 45 ГПК РФ прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов. В случае отказа прокурора от заявления, поданного в защиту законных интересов другого лица, рассмотрение дела по существу продолжается, если это лицо или его законный представитель не заявит об отказе от иска.

В соответствии со ст. 220 ГПК РФ суд прекращает производство по делу, если истец отказался от иска и отказ принят судом.

Судом разъяснено истцу, что в соответствии с ч. 3 ст. 173, абз.4 ст. 220, ст. 221 ГПК РФ при отказе истца от иска и принятия его судом одновременно прекращается производство по делу; повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.

Отказ от иска в части требований к администрации Сунженского сельского поселения Вичугского муниципального района выражен в адресованном суду письменном заявлении прокурора, которое приобщено к материалам дела. Иск предъявлен в интересах неопределенного круга лиц, в связи с чем продолжение судебного разбирательства, предусмотренное ч. 2 ст. 45 ГПК РФ невозможно, поскольку в процессе нет конкретного лица, заявляющего о своих исковых требованиях. Принимая во внимание данные обстоятельства, учитывая, что истец самостоятельно определяет круг ответчиков, отказ от иска не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, суд считает необходимым принять отказ прокурора от заявленных исковых требований к администрации Сунженского сельского поселения Вичугского муниципального района, производство по делу в данной части прекратить.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 220 ГПК РФ, суд

О П Р Е Д Е Л И Л :

Принять отказ Вичугского межрайонного прокурора от исковых требований к администрации Сунженского сельского поселения Вичугского муниципального района Ивановской области.

Производство по гражданскому делу по иску Вичугского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Сунженского сельского поселения Вичугского муниципального района Ивановской области о возложении обязанности оборудовать место (площадку) для накопления твердых коммунальных отходов, прекратить.

В соответствии со ст.221 ГПК РФ, повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.

На определение может быть подана частная жалоба в Ивановский областной суд через Вичугский городской суд в течение 15 дней со дня вынесения.

Судья Е.В. Сесекина

УИД37RS0002-01-2023-000815-33

Производство №2-20/2024

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г.Вичуга 6 февраля 2024 года

Вичугский городской суд Ивановской области в составе

председательствующего судьи Сесекиной Е.В.,

при секретаре Волковой У.С.,

с участием представителя истца –помощника Вичугского межрайонного прокурора Голубевой А.О.,

представителя ответчика - администрации Вичугского муниципального района Пузаковой Е.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Вичугского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Сунженского сельского поселения Вичугского муниципального района Ивановской области, администрации Вичугского муниципального района Ивановской области о возложении обязанности оборудовать место (площадку) для накопления твердых коммунальных отходов,

У С Т А Н О В И Л:

Вичугский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации Сунженского сельского поселения Вичугского муниципального района Ивановской области с указанным иском, просит обязать ответчика в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу оборудовать место (площадку) для накопления твердых коммунальных отходов на территории <адрес>

Исковые требования мотивированы тем, что Вичугской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства об охране окружающей среды, санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, по результатам которой установлено, что мусорные контейнеры в <адрес> не установлены. Решением Совета Вичугского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ от органов местного самоуправления Вичугского муниципального района органам местного самоуправления Сунженского сельского поселения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ передано осуществление части полномочий по участию в организации по накоплению (в том числе по раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территории указанного сельского поселения. До настоящего времени на территории <адрес> администрацией Сунженского сельского поселения не обеспеченно создание и установка в соответствии с требованиями санитарных правил и норм мусорных контейнерных площадок, в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории сельских поселений Вичугского муниципального района <адрес> не включена. Неисполнение ответчиком данных обязанностей может повлечь за собой возникновение негативных последствий в виде нарушения прав неопределенного круга лиц на безопасную благоприятную окружающую среду, причинение вреда жизни и здоровью граждан. Отсутствие оборудованных мест (площадок) для накопления твердых коммунальных отходов может привести к складированию мусора населением на территории населенного пункта, тем самым будет нанесен ущерб окружающей среде.

Протокольным определением суда по ходатайству прокурора к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация Вичугского муниципального района.

В судебном заседании помощником Вичугского межрайонного прокурора Голубевой А.О.. представлено заявление прокурора об отказе от исковых требований к администрации Сунженского сельского поселения Вичугского муниципального района в виду того, что в ходе судебного разбирательства установлено отсутствие нормативно - правового акта Ивановской области, устанавливающего передачу полномочий сельским поселениям в области обращения с твердыми коммунальными отходами, просит производство по делу прекратить.

Представитель ответчика Пузакова Е.О. полагала, что отказ от иска является правом истца, однако такие полномочия переданы муниципальным районом сельскому поселению на основании соглашения.

Представитель ответчика - администрации Сунженского сельского поселения Вичугского муниципального района Ивановской области, представители третьих лиц Департамента жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области, ООО «Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами» для участи в судебном заседании не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. От представителя администрации представлено ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

Заслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к выводу, что производство по делу в части требований к администрации Сунженского сельского поселения подлежит прекращению.

Согласно ч. 2 ст. 45 ГПК РФ прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов. В случае отказа прокурора от заявления, поданного в защиту законных интересов другого лица, рассмотрение дела по существу продолжается, если это лицо или его законный представитель не заявит об отказе от иска.

В соответствии со ст. 220 ГПК РФ суд прекращает производство по делу, если истец отказался от иска и отказ принят судом.

Судом разъяснено истцу, что в соответствии с ч. 3 ст. 173, абз.4 ст. 220, ст. 221 ГПК РФ при отказе истца от иска и принятия его судом одновременно прекращается производство по делу; повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.

Отказ от иска в части требований к администрации Сунженского сельского поселения Вичугского муниципального района выражен в адресованном суду письменном заявлении прокурора, которое приобщено к материалам дела. Иск предъявлен в интересах неопределенного круга лиц, в связи с чем продолжение судебного разбирательства, предусмотренное ч. 2 ст. 45 ГПК РФ невозможно, поскольку в процессе нет конкретного лица, заявляющего о своих исковых требованиях. Принимая во внимание данные обстоятельства, учитывая, что истец самостоятельно определяет круг ответчиков, отказ от иска не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, суд считает необходимым принять отказ прокурора от заявленных исковых требований к администрации Сунженского сельского поселения Вичугского муниципального района, производство по делу в данной части прекратить.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 220 ГПК РФ, суд

О П Р Е Д Е Л И Л :

Принять отказ Вичугского межрайонного прокурора от исковых требований к администрации Сунженского сельского поселения Вичугского муниципального района Ивановской области.

Производство по гражданскому делу по иску Вичугского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Сунженского сельского поселения Вичугского муниципального района Ивановской области о возложении обязанности оборудовать место (площадку) для накопления твердых коммунальных отходов, прекратить.

В соответствии со ст.221 ГПК РФ, повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.

На определение может быть подана частная жалоба в Ивановский областной суд через Вичугский городской суд в течение 15 дней со дня вынесения.

Судья Е.В. Сесекина

2-20/2024 (2-589/2023;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Вичугская межрайонная прокуратура
Ответчики
Администрация Сунженского сельского поселения Вичугского муниципального района
Администрация Вичугского муниипального района Ивановской области
Другие
ООО "Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами"
Департамент жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области
Суд
Вичугский городской суд Ивановской области
Судья
Сесекина Елена Валерьевна
Дело на странице суда
vichugsky.iwn.sudrf.ru
07.11.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.11.2023Передача материалов судье
10.11.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.11.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.11.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
28.11.2023Предварительное судебное заседание
18.12.2023Судебное заседание
25.12.2023Судебное заседание
09.01.2024Судебное заседание
17.01.2024Судебное заседание
18.01.2024Судебное заседание
01.02.2024Судебное заседание
06.02.2024Судебное заседание
13.02.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.02.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.03.2024Дело оформлено
06.02.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее