Дело № 2а-270/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 июля 2018 года с. Визинга
Сысольский районный суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Подоровой М.И.,
с участием помощника прокурора Сысольского района Республики Коми Шарафутдиновой Ю.А.,
при секретаре судебного заседания Демидович Л.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Сысольского района Республики Коми к Администрации муниципального образования сельского поселения «Куратово» об обязательстве принятия мер по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Сысольского района Республики Коми, действуя в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, основываясь на положениях ч. 1 и 3 ст. 9, ч. 1 и 2 ст. 12, ч. 2 ст. 25, ст. 29 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", п. 22 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", обратился с административным иском в Сысольский районный суд Республики Коми, в котором просит обязать Администрацию муниципального образования сельское поселение «Куратово» принять меры по созданию на территории сельского поселения «Куратово» специализированной службы по вопросам похоронного дела в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, указав, что отсутствие указанной службы нарушает права неопределенного круга лиц на получение на безвозмездной основе услуг по погребению, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг.
В судебном заседании прокурор Шарафутдинова Ю.А. поддержала требования административного иска, дополнительно пояснив, что требованием по настоящему административному иску является обязание администрации поселения принять меры по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела, а какие это будут меры - орган местного самоуправления вправе решить самостоятельно. В частности, к таким мерам может быть отнесена, передача поселением полномочий по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела муниципальному району, как это имело место в ряде районов Республики Коми по требованиям прокуратуры. Возможны и иные меры. Поскольку прокурор вправе требовать устранения нарушения норм федерального законодательства, носящего императивный характер, при этом не вправе вмешиваться в деятельность органа местного самоуправления по решению конкретных вопросов, администрация поселения обязана самостоятельно решать вопрос о том, какие меры будут предприниматься в целях реализации требований по настоящему делу. Результатом принятых мер должно быть функционирование специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории поселения.
Представитель административного ответчика и заинтересованного лица, администрации МР «Сысольский» Беляев А.Н. (по доверенностям) заявил о несогласии с заявленными требованиями по тем основаниям, что бюджет сельского поселения не предусматривает расходов на создание муниципальных предприятий и не имеет источников финансирования для дополнительных расходных обязательств. Единственным источником дополнительных доходов бюджета поселения может послужить субсидия (дотация) из бюджета МР «Сысольский» бюджету сельского поселения. Считает, что заявленные требования противоречат нормам Бюджетного кодекса РФ. Оказание гарантированного перечня услуг по погребению на безвозмездной основе является невостребованным. Создание на территории поселения специализированной службы по вопросам похоронного дела предполагает создание постоянно действующего муниципального унитарного предприятия, действующего в течение всего календарного года. Обращений граждан по поводу организации специализированной службы по вопросам похоронного дела в администрацию поселения не поступало. Создание такой службы является одной из допустимых форм организации похоронного дела на территории сельского поселения, законодательно допускается проведение аукционов на определение указанных служб, что подтверждается Письмами ФАС России.
Определение прокурором формы реализации полномочий органов местного самоуправления является противоправным вмешательством в деятельность органов местного самоуправления, которые в силу Конституции РФ являются независимыми, и вправе самостоятельно принимать решения по вопросам создания специализированных служб похоронного дела в пределах предоставленных им полномочий, в том числе определяя лиц, к ведению которых будут относиться выполнение подобных обязанностей, в частности, посредством заключения гражданско-правовых договоров и размещения муниципальных контрактов, что подтверждается судебной практикой.
Предъявляя настоящие требования, прокурор вторгся в сферу действия органа местного самоуправления, имеющего право самостоятельно определить, на какой орган, организацию или лицо возложить обязанность по разрешению подобных задач, т.е. избрал неверный способ защиты. Согласно нормам Федерального закона № 131-ФЗ, на органы местного самоуправления возложено не оказание ритуальных услуг, а организация оказания таковых, то есть создание условий, при которых гражданам обеспечивается предоставление этих услуг. Последнее не подразумевает императивной обязанности по созданию в этих целях каких-либо организаций.
В законодательстве не содержится понятия «специализированная служба по вопросам похоронного дела», поэтому это не вид организации, не определенная организационно-правовая форма юридического лица, а статус, присваиваемый субъекту в связи с выполнением функций по оказанию гражданам гарантированных законом ритуальных услуг.
Исходя из принципов самостоятельности органов местного самоуправления и разделения властей, закрепленного в статьях 10 и 12 Конституции Российской Федерации, суд не вправе разрешать вопросы, относящиеся к исключительной компетенции соответствующего органа местного самоуправления.
Сельское поселение с учетом своей малочисленности считает нецелесообразным содержание на территории специализированного предприятия по оказания услуг по погребению. На территории СП «Куратово» фактически проживает около 700 человек, в штате администрации сельского поселения 4 ставки. На территории Сысольского района функционирует немуниципальная ритуальная служба, ООО « Мед лоас», и при необходимости она может обеспечить оказание гарантированных перечнем услуг по погребению на безвозмездной основе (по прямому договору с администрацией сельского поселения), поскольку закон, возлагая на орган местного самоуправления обязанность по созданию специализированной службы, не исключает его права наделять функциями специализированной службы коммерческие организации.
Сведений о нарушении прав неопределенного круга лиц в части отказа в предоставлении безвозмездных услуг по погребению какой-либо категории лиц административным истцом не представлено, доказательств обращения к прокурору граждан с жалобами в данной сфере, на отказ в предоставлении указанных услуг организациями, предоставляющими ритуальные услуги, по делу не имеется.
Считает, что требования по делу являются неконкретными и неисполнимыми.
Выслушав позиции сторон по делу, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. При этом прокурор пользуется процессуальными правами и несет процессуальные обязанности административного истца.
Согласно ст. 25 Федерального закона № 8-ФЗ от 12 января 1996 г. «О погребении и похоронном деле» ( далее Закона), гарантии осуществления погребения умершего в соответствии с настоящим Федеральным законом реализуются путем организации в Российской Федерации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности. Организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.
В силу ст. 29 Закона органы местного самоуправления создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с настоящим Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших.
Порядок деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела определяется органами местного самоуправления.
Статьей 9 Закона установлен гарантированный перечень услуг по погребению, оказываемый гражданам на безвозмездной основе. 1) оформление документов, необходимых для погребения; 2) предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения; 3) перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий); 4) погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом). Стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, определяется органами местного самоуправления по согласованию с соответствующими отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, а также с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела в десятидневный срок со дня обращения этой службы за счет средств соответствующих бюджетов.
Оплата стоимости услуг, предоставляемых сверх гарантированного перечня услуг по погребению, производится за счет супруга, родственников и иных лиц, взявших на себя обязанности осуществить погребение умершего (п. 4 ст. 9 Закона).
При этом ст. 12 Закона предусмотрено, что возможность осуществления погребения специализированной службой по вопросам похоронного дела является социальной гарантией для лица, личность которого не установлена, либо у которого отсутствуют родственники или иные законные представители, на достойное отношение к его телу после смерти.
Таким образом, Федеральный закон от 12.01.1996 года N 8-ФЗ предусматривает как безвозмездное оказание ритуальных услуг специализированной службой органа местного самоуправления, так и осуществление погребения родственниками умершего за свой счет; в последнем случае родственники могут получать ритуальные услуги у любого лица, осуществляющего оказание таких услуг.
В соответствии с п. 22 ч. 1 ст. 14 Федерального закона РФ от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", п.8 ч.1 ст.1 Закона Республики Коми № 148-РЗ от 09.12.2014 « О некоторых вопросах местного значения муниципальных образований сельских поселений в Республике Коми», п.20 ч.1 ст.9 Устава муниципального образования сельского поселения «Куратово» организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения отнесены к вопросам местного значения поселения.
В силу п. 2 Указа Президента РФ от 29 июня 1996 г. № 1001 "О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших", органам местного самоуправления предписано выделять специализированным службам по вопросам похоронного дела необходимые средства для оказания на безвозмездной основе услуг, предусмотренных положениями ст. 9 Федерального закона "О погребении и похоронном деле", устанавливающей гарантированный перечень услуг по погребению на безвозмездной основе, рекомендовано Генеральному прокурору осуществлять строгий контроль за исполнением федерального закона № 8-ФЗ.
Как следует из материалов дела, прокурорской проверкой исполнения требований федерального законодательства в сфере организации похоронного дела в МО СП «Куратово» установлено, что Администрацией поселения в нарушение требований ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" и ст.25 Федерального закона от 12.01.1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» не организована специализированная служба по вопросам похоронного дела (погребение умершего и оказание услуг по погребению).
В ходе рассмотрения дела представитель административного ответчика не представил доказательств тому, что органом местного самоуправления поселения были предприняты необходимые меры к реализации прав и гарантий неопределенного круга лиц на получение гарантированного перечня услуг по погребению.
В связи с этим суд приходит к выводу, что отсутствие подобной специализированной службы, действующей на территории СП «Куратово» Сысольского района Республики Коми, нарушает права неопределенного круга лиц на получение на безвозмездной основе услуг по погребению, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг.
В связи с изложенным выше требования прокурора являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Ссылка представителя административного ответчика на отсутствие необходимых материальных средств в бюджете, на неисполнимость требований прокурора, на экономическую нецелесообразность создания специализированной службы являются неосновательными, поскольку согласно вышеназванным нормам закона оказание гарантированного законом перечня услуг по погребению на безвозмездной основе не может быть поставлено в зависимость от наличия либо отсутствия в бюджете муниципального образования необходимых средств.
Руководствуясь ст. 175 – 180, 227-228 КАС РФ, суд КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление прокурора Сысольского района Республики Коми удовлетворить.
Обязать Администрацию муниципального образования сельского поселения «Куратово» принять меры по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Сысольский районный суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья - М.И. Подорова
Мотивированное решение изготовлено 12.07.2018.
Копия верна: