Дело № 2-622/2024
УИД 29RS0019-01-2024-001041-28
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
город Онега 29 августа 2024 года
Онежский городской суд Архангельской области в составе:
председательствующего судьи Шинаковой М.В.,
при секретаре судебного заседания Мининой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску и.о. прокурора Архангельской области и Ненецкого автономного округа, поданному в интересах муниципального образования «Кодинское», к Совету депутатов муниципального образования «Кодинское», Морозовой ... об изменении основания и формулировки досрочного прекращения полномочий,
установил:
и.о. прокурора Архангельской области и Ненецкого автономного округа, в интересах муниципального образования «Кодинское», обратился в суд с иском к Совету депутатов муниципального образования «Кодинское», Морозовой ... об изменении основания и формулировки досрочного прекращения полномочий депутата Совета депутатов муниципального образования «Кодинское» Онежского муниципального района Архангельской области Морозовой ... <Дата> с «прекратить полномочия в связи с отставкой по собственному желанию на основании подпункта 2 пункта 8 статьи 29 Устава муниципального образования «Кодинское» на «досрочно прекратить полномочия по основанию, предусмотренному частями 7.1, 10.1 статьи 40 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 8.1 статьи 29 Устава муниципального образования «Кодинское».
В обоснование требований указано, что Советом депутатов МО «Кодинское» допущено нарушение законодательства о противодействии коррупции. По результатам проверки, проведенной Управлением по вопросам противодействия коррупции администрации Губернатора Архангельской области и Правительства Архангельской области, установлено, что депутатом Совета депутатов МО «Кодинское» Морозовой Ю.В. не исполнена возложенная на нее обязанность по предоставлению сведений о доходах в 2023 году за отчетный 2022 год, в связи с чем полномочия указанного депутата подлежат прекращению.
В судебном заседании помощник Онежского межрайонного прокурора Попов И.В. просил удовлетворить исковые требования по изложенным в иске основаниям.
Ответчик Морозова Ю.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте его проведения извещена надлежащим образом, мнения относительно искового заявления не выразила.
Ответчик Совет депутатов муниципального образования «Кодинское» в судебное заседание своего представителя не направил, мнения относительно искового заявления не выразил.
Третье лицо администрация Губернатора Архангельской области и Правительства Архангельской области в судебное заседание своего представителя не направило, представили отзыв на исковое заявление, в котором исковые требования прокурора поддержали.
На основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено при данной явке.
Заслушав прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено и следует из материалов дела, что на основании постановления Онежской территориальной избирательной комиссии от 22.09.2021 года Морозова Ю.В. была зарегистрирована в качестве депутата Совета депутатов муниципального образования «Кодинское».
Согласно ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Закон № 131-ФЗ) депутат является лицом, замещающим муниципальную должность.
В силу части 7.1 статьи 40 Федерального закона № 131-ФЗ депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом № 273-ФЗ от 25 декабря 2008 года «О противодействии коррупции» (далее Закон № 273-ФЗ) и другими федеральными законами.
Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 3 декабря 2012 года № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Согласно ч.10.1 ст.40 Закона № 131-ФЗ, полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, установленных настоящим Федеральным законом.
Согласно ч. 4.2. ст. 12.1 Закона № 273-ФЗ лицо, замещающее муниципальную должность депутата представительного органа сельского поселения и осуществляющее свои полномочия на непостоянной основе (далее - депутат сельского поселения), представляет сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в течение четырех месяцев со дня избрания депутатом, передачи ему вакантного депутатского мандата или прекращения осуществления им полномочий на постоянной основе, а также в срок, указанный в пункте 2 части 2 настоящей статьи, за каждый год, предшествующий году представления сведений (отчетный период), в случае совершения в течение отчетного периода сделок, предусмотренных частью 1 статьи 3 Федерального закона от 3 декабря 2012 года № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам».
В соответствии с ч. 3 ст. 2 названного Закона сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера предоставляются лицами, указанными в части 2 настоящей статьи, в орган по профилактике коррупционных и иных правонарушений.
Федеральным законом от 06 февраля 2023 года № 12-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» скорректирован порядок предоставления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера депутатами представительных органов муниципальных образований городских округов, муниципальных округов, муниципальных районов и городских поселений, осуществляющими свои полномочия на непостоянной основе.
С учетом внесенных изменений депутаты Совета депутатов муниципального образования «Кодинское», осуществляющие свои полномочия на непостоянной основе, в случае совершения ими в 2022 году сделок, предусмотренных частью 1 статьи 3 Федерального закона от 03 декабря 2012 года № 230- ФЗ должны были в срок до 30 апреля 2023 года предоставить губернатору Архангельской области справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера как в отношении себя, так и в отношении супруга и несовершеннолетних детей. Либо в случае, если в течение 2022 года такие сделки не совершались - заявления о несовершении в 2022 году сделок, предусмотренных ч.1 ст. 3 Федерального закона № 230-ФЗ.
Из материалов дела следует, что Морозова Ю.В. не исполнила возложенную на нее законом обязанность по предоставлению сведений о доходах в 2023 году (за отчетный 2022 год), не предоставив в установленный срок (до 30 апреля 2023 года) ни справки о доходах, ни соответствующее заявление.
Решением Совета депутатов муниципального образования «Кодинское» от <Дата> ... полномочия депутата Морозовой Ю.В. прекращены досрочно в связи с отставкой по собственному желанию.
На основании распоряжения Губернатора Архангельской области от 07.08.2023 № 605-р управлением по вопросам противодействия коррупции проведена проверка в отношении депутата Морозовой Ю.В. на предмет соблюдения ограничений и запретов и исполнения обязанностей, установленных в целях противодействии коррупции.При проверке достоверности сведений о доходах, об имуществе, обязательствах имущественного характера, предоставляемых депутатами представительных органов установлено, что депутат Морозова Ю.В. в 2023 году не представила сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера либо соответствующего заявления.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что депутатом Совета депутатов муниципального образования «Кодинское» Морозовой Ю.В. были нарушены ограничения, не исполнены обязанности, которые установлены федеральными законами по предоставлению сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера при избрании депутатом. Досрочное прекращение полномочий депутата Морозовой Ю.В. по собственному желанию противоречит приведенным принципам противодействия коррупции, поскольку никакие правовые последствия нарушений антикоррупционного законодательства, выразившихся в непредоставлении депутатом в установленный законом срок сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера для Морозовой Ю.В. не наступили.
Конституционный Суд Российской Федерации отмечал, что досрочное прекращение полномочий депутата вследствие нарушения запрета (несоблюдения требований), связанного с его публично-правовым статусом, выступает в качестве специальной меры конституционно-правовой ответственности (постановление от 27.12.2012 № 34-П), а гражданин, добровольно избирая такой род занятий, соглашается с условиями и ограничениями, с которыми связан приобретаемый статус (определение от 26.01.2017 № 104-О). Следовательно, гражданин, вступая в должность депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, принимает на себя обязанность соблюдать связанные с этим статусом обязанности и ограничения. В связи с этим возможность привлечения его к конституционно-правовой ответственности, в том числе в виде досрочного прекращения депутатских полномочий за несоблюдение соответствующих обязанностей и ограничений, не может сама по себе рассматриваться, как нарушение принципов справедливости и соразмерности.
Прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за соблюдение Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ, в том числе надзор за исполнением законов органами местного самоуправления, в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства (ч.ч.1,2 ст.1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре РФ»). При осуществлении этого надзора прокурор, наряду с высшим должностным лицом субъекта РФ, вправе ставить перед представительным органом местного самоуправления и перед судом вопросы о прекращении полномочий депутата в связи с несоблюдением последним антикоррупционных ограничений.
В силу п. 17 ст. 13.5 Закона № 273-ФЗ, Генеральный прокурор Российской Федерации или подчиненные ему прокуроры, получившие указанные в части 3 настоящей статьи материалы в отношении проверяемого лица, указанного в части 1 настоящей статьи, рассматривают их в пределах своей компетенции, установленной Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации», и не позднее четырех месяцев со дня получения этих материалов при наличии оснований обращаются в суд в порядке, предусмотренном законодательством о гражданском судопроизводстве, с заявлением об изменении основания и формулировки увольнения (прекращения полномочий) проверяемого лица, указанного в части 1 настоящей статьи.
В соответствии с п. 18 ст.13.5 Закона № 273-ФЗ, в случае удовлетворения судом заявления Генерального прокурора Российской Федерации или подчиненных ему прокуроров, указанного в части 16 или 17 настоящей статьи, суд изменяет основание и формулировку увольнения (прекращения полномочий) проверяемого лица и указывает в решении основание и формулировку увольнения (прекращения полномочий) в точном соответствии с формулировками настоящего Федерального закона или другого федерального закона со ссылкой на соответствующие статью, часть статьи, пункт, иную структурную единицу статьи настоящего Федерального закона или другого федерального закона.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание требования правовых норм, суд приходит к выводу, что оспариваемое прокурором решение Совета депутатов муниципального образования «Кодинское» от 18 июня 2024 года № 69 «О досрочном прекращении полномочий депутата Совета депутатов МО «Кодинское» пятого созыва Морозовой Ю.В. в связи с отставкой по собственному желанию» противоречит частям 7.1, 10.1 ст. 40 Закона № 131-ФЗ, пункту 2 части 1 статьи 13.1 Закона № 273-ФЗ, регулирующими спорные правоотношения, следовательно имеются основания для изменения основания и формулировки досрочного прекращения полномочий депутата.
Граждане Российской Федерации за совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 13 Закона № 273-ФЗ).
В соответствии с частью 17 статьи 13.5 Закона № 273-ФЗ Генеральный прокурор Российской Федерации или подчиненные ему прокуроры, получившие указанные в части 3 настоящей статьи материалы в отношении проверяемого лица, указанного в части 1 настоящей статьи, рассматривают их в пределах своей компетенции, установленной Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации», и не позднее четырех месяцев со дня получения этих материалов, при наличии оснований, обращаются в суд в порядке, предусмотренном законодательством о гражданском судопроизводстве, с заявлением об изменении основания и формулировки увольнения (прекращения полномочий) проверяемого лица, указанного в части 1 настоящей статьи.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
При таких обстоятельствах исковые требования и.о. прокурора Архангельской области и Ненецкого автономного округа, поданному в интересах муниципального образования «Кодинское», подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░», ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░», ░░░░░░░░░ ... ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ... <░░░░> ░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ 2 ░░░░░░ 8 ░░░░░░ 29 ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░» ░░ «░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 7.1, 10.1 ░░░░░░ 40 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 06.10.2003 № 131-░░ «░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░», ░. 8.1 ░░░░░░ 29 ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░».
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
...
...