Дело № 2а-126/2019 г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
«20» мая 2019 г. г. Мышкин
Мышкинский районный суд Ярославской области в составе:
председательствующего судьи Акутиной Н.Ю.,
при секретаре Дворновой С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску и.о. прокурора <адрес> к Администрации <данные изъяты> муниципального района <адрес> о признании бездействия незаконным и возложении обязанности по утверждению регламента предоставления муниципальной услуги,
у с т а н о в и л :
И.о. прокурора <адрес> обратился в <данные изъяты> районный суд <адрес> с административным иском к Администрации <данные изъяты> муниципального района <адрес> (далее Администрация ММР) о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по разработке и принятию административного регламента по выдаче разрешения на осуществление условно разрешенного вида использования земельного участка или объекта капитального строительства, и возложении обязанности в трехмесячный срок с даты вступления решения суда в законную силу утвердить административный регламент по предоставлению данной муниципальной услуги. В исковом заявлении указано, что прокуратурой района проведен правовой мониторинг нормативно-правовой базы органов местного самоуправления <данные изъяты> МР, в ходе которого установлено, что ответчиком Администрацией ММР нарушается п. 1 ч. 1 ст. 6 ФЗ РФ от 27.07.2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», которым предусмотрено, что органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами. Перечень муниципальных услуг, предоставляемых Администрацией ММР, утвержден постановлением Администрации ММР от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно п. 20 которого Комитет по управлению имуществом и градостроительству Администрации ММР оказывает муниципальную услугу по выдаче разрешения на осуществление условно разрешенного вида использования земельного участка или объекта капитального строительства. Невыполнение ответчиком обязанности по принятию административного регламента по выдаче разрешения на осуществление условно разрешенного вида использования земельного участка или объекта капитального строительства влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на получение данной услуги в соответствии с административным регламентом.
Представитель административного истца помощник прокурора <адрес> Голикова Е.В. исковые требования и.о. прокурора <адрес> ЯО к Администрации ММР поддержала по основаниям, указанным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика Администрации ММР Забелина И.Н., выступающая по доверенности, исковые требования административного истца и.о. прокурора <адрес> признала частично. Она не оспаривала незаконность бездействия ответчика, выразившегося в непринятии мер по разработке и принятию административного регламента по предоставлению муниципальной услуги по выдаче разрешения на осуществление условно разрешенного вида использования земельного участка или объекта капитального строительства, и возложение на Администрацию ММР обязанности по принятию мер по разработке и принятию данного административного регламента. Но, по ее мнению, должно быть отказано в удовлетворении исковых требований прокурора в части обязанности ответчика утвердить спорный административный регламент с установлением при этом конкретного срока выполнения органом местного самоуправления возложенной на него обязанности, т.к. это будет являться в нарушение ст. 12 Конституции РФ вмешательством в компетенцию органа местного самоуправления. Принятие какого-либо нормативного акта является исключительной компетенцией органа местного самоуправления. Кроме того, срок, который просит установить административный истец для выполнения обязанности по принятию мер по разработке и принятию спорного административного регламента, мал. С учетом выполнения всех процедур разработки, согласования и принятия нормативного правового акта данный срок составляет не менее 124 рабочих дней.
Выслушав представителей административного истца и.о. прокурора <адрес> Голикову Е.В. и административного ответчика Администрации ММР Забелину И.Н., исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований и.о. прокурора <адрес>. Суд приходит к такому выводу на основании заявленных исковых требований и представленных сторонами доказательств, а также с учетом частичного признания иска представителем административного ответчика Администрации ММР.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. При этом прокурор пользуется процессуальными правами и исполняет процессуальные обязанности административного истца.
Положения данной статьи об участии прокурора в административном деле являются общими и распространяются на главу 22 данного Кодекса, устанавливающую порядок производства по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями должностного лица, государственного или муниципального служащего.
В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 6 ФЗ РФ от 27.07.2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.
Согласно ст. 2 ФЗ № 210-ФЗ под муниципальной услугой, предоставляемой органом местного самоуправления, понимается деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с ФЗ от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставами муниципальных образований.
Предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами (ст. 12 ФЗ). Административный регламент - это нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления муниципальной услуги и стандарт предоставления муниципальной услуги (п. 4 ст. 2 ФЗ).
На основании ст. 1 ФЗ РФ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации. Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
Местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения (ст. 10 ФЗ № 131-ФЗ).
Полномочия по выдаче разрешения на осуществление условно разрешенного вида использования земельного участка или объекта капитального строительства возложены в соответствии со ст.ст. 37 и 39 ГрК РФ на орган местного самоуправления.
Статьей 20 Устава <данные изъяты> МР, утвержденного Собранием депутатов <данные изъяты> МР от ДД.ММ.ГГГГ №, установлены органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления Мышкинского муниципального района. Согласно п. 3 данной статьи Администрация <данные изъяты> муниципального района является исполнительно-распорядительным органом <данные изъяты> муниципального района.
Перечень муниципальных услуг, предоставляемых Администрацией ММР, утвержден постановлением Администрации ММР от ДД.ММ.ГГГГ № (с изм.), согласно п. 20 которого Комитет по управлению имуществом и градостроительству Администрации ММР оказывает муниципальную услугу по выдаче разрешения на осуществление условно разрешенного вида использования земельного участка или объекта капитального строительства (л.д. 6-8).
Таким образом, обязанность органа местного самоуправления Администрации ММР по разработке и принятию административного регламента по выдаче разрешения на осуществление условно разрешенного вида использования земельного участка или объекта капитального строительства предусматривается приведенными выше нормами.
Однако в нарушение действующего законодательства Администрацией муниципального образования <данные изъяты> МР не приняты меры по разработке и утверждению административного регламента по предоставлению указанной муниципальной услуги, административный регламент предоставления муниципальной услуги отсутствует, соответствующие сведения о нем в сети Интернет отсутствуют (л.д. 9-10), что не оспаривалось в судебном заседании представителем административного ответчика Забелиной И.Н..
Исходя из изложенного, непринятие административным ответчиком мер по разработке и принятию административного регламента по предоставлению муниципальной услуги по выдаче разрешения на осуществление условно разрешенного вида использования земельного участка или объекта капитального строительства противоречит вышеприведенным нормам ФЗ РФ от 27.07.2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», чем нарушаются права неопределенного круга лиц на получение гарантированной услуги в соответствии с административным регламентом.
При вынесении решения по настоящему делу суд учитывает признание иска в данной части административным ответчиком Администрацией ММР. В соответствии с ч. 3 ст. 46 КАС РФ административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично. Суд не принимает признание административным ответчиком административного иска, если это противоречит настоящему Кодексу, другим федеральным законам или нарушает права других лиц.
Неисполнение органом местного самоуправления возложенных на него законом обязанностей создает угрозу нарушения прав неопределенного круга лиц. Требования прокурора не ущемляют самостоятельность органа местного самоуправления Администрации ММР в решении вопросов местного значения, направленных на понуждение в судебном порядке исполнить возложенные на него законом обязанности, поэтому не могут расцениваться как вмешательство в исключительную компетенцию органа местного самоуправления. В случае признания бездействия незаконным на соответствующий орган или должностное лицо возлагается обязанность в течение определенного судом срока совершить конкретные действия (ст. 227 КАС РФ).
Поэтому судом отклоняется как необоснованный довод административного ответчика о том, что принятие судом решения по настоящему делу в части возложения обязанности по разработке и утверждению спорного административного регламента с установлением при этом конкретного срока выполнения органом местного самоуправления возложенных на него обязанностей является вмешательством в компетенцию органа местного самоуправления – Администрации ММР и нарушает принцип самостоятельности осуществления органами местного самоуправления их полномочий.
В связи с тем, что Администрация ММР уклоняется от исполнения возложенной на нее законом обязанности по предоставлению муниципальной услуги в соответствии с административным регламентом, что нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, обращение прокурора в суд является надлежащим способом защиты указанных прав и законных интересов и не может расцениваться как вмешательство в исключительную компетенцию органа местного самоуправления по решению вопросов местного значения и как нарушающее принцип самостоятельности осуществления органами местного самоуправления их полномочий.
Таким образом, требования и.о. прокурора <адрес> к Администрации муниципального образования <данные изъяты> МР подлежат удовлетворению.
С учетом существа разрешенных требований, направленных на устранение нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц, принципов разумности и справедливости, длительности неисполнения административным ответчиком обязанности, установленной ФЗ № 210-ФЗ, по разработке и утверждению Административного регламента предоставления муниципальной услуги по выдаче разрешения на осуществление условно разрешенного вида использования земельного участка или объекта капитального строительства, а также принимая во внимание Порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов органов местного самоуправления <данные изъяты> МР, утвержденный Постановлением Администрации <данные изъяты> МР от ДД.ММ.ГГГГ №, суд устанавливает срок исполнения решения в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. При этом суд отмечает, что при возникновении исключительных обстоятельств, объективно препятствующих своевременному исполнению судебного решения, ответчик вправе обратиться в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда в порядке, предусмотренном ст. 358 КАС РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175, 177, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Удовлетворить исковые требования и.о. прокурора <адрес> к Администрации <данные изъяты> муниципального района <адрес>.
Признать бездействие Администрации <данные изъяты> муниципального района <адрес>, выразившееся в непринятии мер по разработке и принятию Административного регламента по выдаче разрешения на осуществление условно разрешенного вида использования земельного участка или объекта капитального строительства, незаконным.
Возложить на Администрацию <данные изъяты> муниципального района <адрес> обязанность разработать и утвердить Административный регламент предоставления муниципальной услуги по выдаче разрешения на осуществление условно разрешенного вида использования земельного участка или объекта капитального строительства в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Обязать Администрацию <данные изъяты> муниципального района <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ сообщить суду и административному истцу и.о. прокурора <адрес> об исполнении решения по настоящему административному делу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд через Мышкинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Н.Ю. Акутина