дело № 2а – 11 – 92/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Окуловка 12 февраля 2019 года
Окуловский районный суд Новгородской области в составе председательствующего судьи Гусевой А.С., при секретаре Вальковой В.В., с участием помощника прокурора Окуловского района Новгородской области Седова Д.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Окуловского района Новгородской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Окуловского муниципального района об обязании совершить определенные действия,
у с т а н о в и л:
Прокурор Окуловского района Новгородской области обратился в Окуловский районный суд Новгородской области в интересах неопределенного круга лиц с административным исковым заявлением к администрации Окуловского муниципального района об обязании совершить определенные действия. В обоснование административных исковых требований прокурор Окуловского района Новгородской области указал, что в результате проверки исполнения органами местного самоуправления положений Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено бездействие органа местного самоуправления по устранению недостатков в содержании автомобильных дорог г. Окуловка и Окуловского района Новгородской области, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения, также выявлено отсутствие на протяжении всего участка автомобильной дороги п. Кулотино – д. Верешино водоотводной канавы и наличие в границах полосы отвода на протяжении всего участка автомобильной дороги п. Кулотино – д. Верешино древесно – кустарниковой растительности, что нарушает положения законодательства о безопасности дорожного движения. Изложенные обстоятельства, по мнению прокурора Окуловского района Новгородской области, позволяют просить суд обязать администрацию Окуловского муниципального района совершить определенные действия.
Помощник прокурора Окуловского района Новгородской области Седов Д.В. административные исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, заявлении об изменении административно – исковых требований.
Представитель административного ответчика администрации Окуловского муниципального района, представитель заинтересованного лица ОГИБДД ОМВД России по Окуловскому району в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения административного дела извещены надлежащим образом, в связи с чем в соответствии со ст. 150 КАС РФ административное дело рассмотрено в отсутствие последних.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав в судебном заседании обстоятельства административного дела по представленным доказательствам, приходит к следующему.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Согласно п.п. 6 и 12 ст. 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дорожная деятельность есть деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог; а содержание автомобильной дороги это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
В силу ч.ч. 8 и 10 ст. 6 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к собственности поселения, если для сельского поселения иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог, к собственности муниципального района относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов сельского поселения, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, и автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения городских поселений, частных автомобильных дорог.
Согласно ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится, в том числе дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится, в том числе, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно (ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся, в том числе, осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели.
Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления (ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).
В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу положений ст. 17 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения (ч. 1). Капитальный ремонт или ремонт автомобильных дорог осуществляется в случае несоответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов (ч. 4).
Требования к параметрам и характеристикам эксплуатационного состояния (транспортно-эксплуатационным показателям) автомобильных дорог общего пользования, улиц и дорог городов и сельских поселений, железнодорожных переездов, допустимого по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, методам их контроля, а также предельные сроки приведения эксплуатационного состояния дорог и улиц в соответствие его требованиям установлены ГОСТ Р 50597-2017 и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
ГОСТ Р 50597-2017 устанавливает, что покрытие проезжей части дорог и улиц, укрепительных полос и полос безопасности не должно иметь загрязнений (розлив горюче-смазочных материалов, россыпь грунта, торфа и т.п.) и дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений, а дороги и улицы должны быть обустроены дорожными знаками по ГОСТ 32945, изображения, символы и надписи, фотометрические и колометрические характеристики которых должны соответствовать ГОСТ Р 52290, знаками переменной информации - по ГОСТ 32865. Знаки должны быть установлены по ГОСТ Р 52289 в соответствии с утвержденным проектом (схемой) организации дорожного движения Дорожные знаки и знаки переменной информации, в также сборно-разборные искусственные неровности не должны иметь дефектов. Не допускается разрушение люков и решеток дождеприемников.
Правила применения технических средств организации дорожного движения: дорожных знаков по ГОСТ Р 52290, дорожной разметки по ГОСТ Р 51256, дорожных светофоров по ГОСТ Р 52282, а также дорожных ограждений и направляющих устройств на всех улицах и дорогах установлены ГОСТ Р 52289-2004.
Знаки и светофоры размещаются таким образом, чтобы они воспринимались только участниками движения, для которых они предназначены, и не были закрыты какими – либо препятствиями, обеспечивали удобство их эксплуатации и уменьшали вероятность их повреждения. Расстояние видимости знака должно быть не менее 100 метров (п.п. 4.3, 5.1.4 ГОСТ Р 52289-2004).
Знаки 1.1, 1.2, 1.9, 1.10, 1.21, 1.23, 1.25 устанавливают повторно вне населенных пунктов, а знаки 1.23, 1.25 - и в населенных пунктах. Знак 1.23 «Дети» устанавливают перед участками дорог, проходящими вдоль территорий детских учреждений или часто пересекаемыми детьми независимо от наличия пешеходных переходов. Повторный знак устанавливают с табличкой 8.2.1, на которой указывают протяженность участка дороги, проходящего вдоль территории детского учреждения или часто пересекаемого детьми. В населенных пунктах основной знак 1.23 устанавливают на расстоянии 90 - 100 м, повторный - на расстоянии не более 50 м от начала опасного участка. Знак 3.24 «Ограничение максимальной скорости» применяют для запрещения движения всех транспортных средств со скоростью выше указанной на знаке при необходимости введения на участке дороги иной максимальной скорости, чем на предшествующем участке. Знак 5.16 «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса» применяются для обозначения остановочных пунктов соответствующих видов маршрутных транспортных средств и стоянки легковых такси. Знаки 5.16 устанавливают в начале посадочной площадки. При наличии на остановочном пункте павильона допускается устанавливать знаки на павильоне над его ближайшим по ходу движения краем или на самостоятельной опоре. Знак 5.20 «Искусственная неровность» применяют для обозначения границ искусственной неровности. Знак устанавливают на ближней границе искусственной неровности или разметки 1.25 относительно приближающихся транспортных средств. Разметку 1.14.1 и 1.14.2 применяют для обозначения мест, выделенных для пересечения проезжей части пешеходами. Ширину размечаемого пешеходного перехода определяют по интенсивности пешеходного движения из расчета 1 м на каждые 500 пеш./ч, но не менее 4 м. Разметку 1.14.1 применяют на пешеходных переходах, ширина которых не превышает 6 м. При ширине пешеходного перехода более 6 м применяют разметку 1.14.2. Линии разметки 1.14.1 и 1.14.2 наносят параллельно оси проезжей части. (п.п. 5.2.4, 5.2.25, 5.4.22, 5.6.23, 5.6.25, 6.2.17 ГОСТ Р 52289-2004).
Требования к организации остановочного пункта маршрутных транспортных средств определены в п. 5.3 ГОСТ Р 52766-2007, согласно п. 5.3.3.1 которого остановочный пункт должен состоять из следующих элементов: остановочная площадка; посадочная площадка; заездной «карман»; боковая разделительная полоса; тротуары и пешеходные дорожки; автопавильон; пешеходный переход; скамья; урна для мусора; технические средства организации дорожного движения (дорожные знаки, разметка, ограждения); освещение (при расстоянии до места возможного подключения к распределительным сетям не более 500 м).
ОСТ 218.1.002-2003 «Автобусные остановки на автомобильных дорогах. Общие технические требования» предусматривает, что автопавильон предназначен для укрытия пассажиров, ожидающих прибытия автобуса, от воздействия неблагоприятных погодно-климатических факторов (осадки, солнечная радиация, ветер и т.п.) и может быть закрытого типа или открытого (в виде навеса) (п. 3.10).
Согласно ч. 1 ст. 1 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 014/2011 Безопасность автомобильных дорог, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза № 827 от 18 октября 2011 года, настоящий технический регламент принимается в целях обеспечения на стадиях проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта и эксплуатации автомобильных дорог: а) защиты жизни и (или) здоровья граждан, имущества; б) охраны окружающей среды, животных и растений; в) предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей; г) обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения.
Согласно ч. 4 ст. 1 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 014/2011 Безопасность автомобильных дорог, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза № 827 от 18 октября 2011 года, объектами технического регулирования настоящего технического регламента являются вновь строящиеся, реконструируемые, капитально ремонтируемые и эксплуатируемые автомобильные дороги общего пользования и дорожные сооружения на них, включая элементы обустройства (для объектов дорожного и придорожного сервиса регулируется только их расположение), а также связанные с ними процессы проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта и эксплуатации автомобильных дорог и дорожных сооружений и применяемые дорожно-строительные материалы и изделия.
В соответствии с п. 13.1 ст. 3 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 014/2011 Безопасность автомобильных дорог, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза № 827 от 18 октября 2011 года, мероприятия по эксплуатации должны быть направлены на создание безопасных условий перевозки грузов и пассажиров по автомобильным дорогам в течение установленного срока их службы путем: обеспечения сохранности автомобильных дорог и дорожных сооружений на них при воздействии транспортных, эксплуатационных, природно-климатических, чрезвычайных и других факторов в течение их жизненного цикла; организации дорожного движения с использованием комплекса технических средств; проведения работ по поддержанию эксплуатационного состояния проезжей части, соответствующего безопасному и бесперебойному дорожному движению; своевременного устранения или снижения риска возникновения дорожно-транспортных происшествий и ограничений движения в зависимости от эксплуатационного состояния Автомобильной дороги.
На основании п. 13.2 ст. 3 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 014/2011 Безопасность автомобильных дорог, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза № 827 от 18 октября 2011 года, водоотвод с проезжей части должен находиться в состоянии, исключающем застой воды на покрытии и обочинах.
Согласно п. 6 Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, утвержденной приказом Минтранса России 16 ноября 2012 года № 402, в состав работ по содержанию автомобильных дорог входят по полосе отвода, земляному полотну и системе водоотвода поддержание элементов системы водоотвода в чистоте и порядке (в том числе прочистка, профилирование, укрепление стенок и дна кюветов и водоотводных канав, устранение дефектов их укреплений, прочистка и устранение мелких повреждений ливневой канализации, дренажных устройств, быстротоков, водобойных колодцев, перепадов, лотков, подводящих и отводящих русел у труб и мостов). В силу п. 8 Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, утвержденной приказом Минтранса России 16 ноября 2012 года № 402, в состав работ по озеленению входит, в том числе, обрезка веток для обеспечения видимости, уборка сухостоя, скашивание травы на обочинах, откосах, разделительной полосе, полосе отвода и в подмостовой зоне, вырубка деревьев и кустарника с уборкой и утилизацией порубочных остатков.
Из материалов административного дела следует, что прокуратурой Окуловского района Новгородской области с привлечением сотрудника ОГИБДД ОМВД России по Окуловскому району в ДД.ММ.ГГГГ проведены проверки соблюдения требований законодательства о безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах г. Окуловка и Окуловского муниципального района, по результатам которых выявлены нарушения требований законодательства о безопасности дорожного движения, а именно
в отношении улично – дорожной сети около МАОУ «<данные изъяты>» - по <адрес> на участке дороги от <адрес> до МАОУ «<данные изъяты>» отсутствует дорожный знак 3.24 (40 км/ч) - 1 шт.; по <адрес> на участке дороги от <адрес> до МАОУ «<данные изъяты>» на опоре с повторным дорожным знаком 1.23 отсутствуют дорожный знак 8.2.1 (130 м) - 1 шт. и дорожный знак 3.24 (40 км/ч) - 1 шт.; по <адрес> на участке дороги от <адрес> до МАОУ «<данные изъяты>» на опоре с основным дорожным знаком 1.23 отсутствует дорожный знак 3.24 (40 км/ч) - 1 шт.; по <адрес> на участке дороги от <адрес> до МАОУ «<данные изъяты>» отсутствует повторный дорожный знак 1.23 - 1 шт. с дорожным знаком 8.2.1 (130 м.) - 1 шт.; по <адрес> при съезде с <адрес> отсутствует повторный дорожный знак 1.23 - 1 шт. с дорожным знаком 8.2.1 (140 м.) - 1 шт.; по <адрес> на участке от <адрес> до МАОУ «<данные изъяты>» отсутствует основной дорожный знак 1.23 - 1 шт. и повторный дорожный знак 1.23 - 1 шт. с дорожным знаком 8.2.1 (140 м.) - 1 шт.; по <адрес> на участке проезжей части от <адрес> до <адрес> отсутствует горизонтальная дорожная разметка; по <адрес> напротив МАОУ «<данные изъяты>» отсутствуют искусственные неровности.
в отношении улично – дорожной сети вблизи МАОУ «<данные изъяты>» - по <адрес> на участке от <адрес> до МАОУ «<данные изъяты>» отсутствует дорожный знак 1.17 - 1 шт. и дорожный знак 3.24 (40 км/ч) - 1 шт.; по <адрес> на участке от <адрес> до МАОУ «<данные изъяты>» отсутствует основной дорожный знак 1.23 - 1 шт. с дорожным знаком 3.24 (20 км/ч) - 1 шт.; по <адрес> на участке от перекрестка с <адрес> до МАОУ «<данные изъяты>» требует замены по условиям восприятия (неудовлетворительные светотехнические характеристики) основной дорожный знак 1.23 - 1 шт., а также отсутствует дорожный знак 3.24 (20 км/ч) - 1 шт.; по <адрес> на участке от перекрестка с <адрес> до МАОУ «<данные изъяты>» отсутствует дорожный знак 3.24 (40 км/ч) - 1 шт.; по <адрес> на участках от <адрес> до МАОУ «<данные изъяты>» и от перекрестка с <адрес> до МАОУ «<данные изъяты>» допущено нарушение правил применения дорожного знака 5.20 «Искусственная неровность» (знаки установлены на расстоянии более 1 метра от ближних границ искусственных неровностей относительно приближающихся транспортных средств); по <адрес> на участке проезжей части от <адрес> до перекрестка с <адрес> отсутствует горизонтальная дорожная разметка.
в отношении дорожной сети на территории Окуловского городского поселения <адрес>) выявлены многочисленные повреждения дорожного покрытия, превышающие предельно-допустимые параметры, установленные ГОСТ Р 50597-2017:
на автомобильной дороге, расположенной по <адрес> выявлены недостатки в содержании автомобильной дороги, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения, а именно выбоины в асфальтобетонном покрытии проезжей части размеры, которых составляют длина (см.), ширина (см.): 1,1x0,35, 0,5x0,44, 0,74x0,5, 0,95x0,4, 1,15x0,65, 1,95x1, 2,2x1,1, 1,4x0,7, 0,69x0,4, 1,33x1,15, 2,2x1,7, 0,72x0,3, 0,56x0,3, 0,74x0,5, 0,6x0,5, 0,6x0,2, 0,72x0,44, 0,96x0,7, 1,01x0,9, 1,14x0,3, 2,8x1,2, 1,07x0,8, 0,7x0,6, 0,77x0,5, 1,04x0,6, 0,67x0,3, 0,55x0,45.
на автомобильной дороге, расположенной по <адрес> выявлены недостатки в содержании автомобильной дороги, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения, а именно выбоины в асфальтобетонном покрытии проезжей части размеры, которых составляют длина (см.), ширина (см.): 0,67x0,5, 0,73x0,4, 0,63x0,4, 1,3x0,9, 3,2x1,5, 3,95x2,2, 1,18x0,7, 0,87x0,2, 1,58x0,8, 1,67x1,1, 0,7x0,4.
в отношении дорожной сети на территории Окуловского городского поселения <адрес>) выявлены нарушения эксплуатационного состояния дорожного покрытия, выразившиеся в отклонении по вертикали крышки люка, расположенного у <адрес>, относительно поверхности проезжей части на 7 см.; в отклонении по вертикали крышки люка, расположенного на пересечении <адрес> и <адрес>, относительно поверхности проезжей части на 8 см.; также на автомобильной дороге, расположенной по <адрес>, выявлены следующие недостатки в содержании автомобильной дороги, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения:
на пересечении дорог с <адрес> выбоины в асфальтобетонном покрытии проезжей части размеры, которых составляют длина (см.), глубина (см.), площадь (кв.м): 0,61x6x0,34, 52x5x0,22, 34x5x0,16, 37x6x0,20; от <адрес> до <адрес> длина (см.), глубина (см.), площадь (м2): 72x6x0,44, 85x5x0,48, 54x4x0,25, 76x4x0,43, 51x5x0,39, 67x6x0,41, 53x4x0,47, 44x5x0,27, 39x4x0,31, 54x5x0,42, 68x5x0,43, 413x5x1,07, 217x4x067; у <адрес> имеется повреждение асфальтобетонного покрытия проезжей части в виде выкрашивания шва размером длина (см.), глубина (см.), площадь (кв.м): 567x4x0,39, на противоположной стороне автомобильной дороги от <адрес> в месте расположения остановочного пункта общественного пассажирского транспорта на маршруте с регулярным движением маршрутных транспортных средств отсутствуют: остановочная площадка, посадочная площадка, автопавильон, дорожный знак 5.16 «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса» в количестве 2 шт.
в отношении дорожной сети на территории Окуловского городского поселения <адрес>) выявлены недостатки в содержании автомобильной дороги, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения, а именно отклонение по вертикали крышек люков (2 шт.) относительно поверхности проезжей части на 7 см. и 8 см. у <адрес>.
в отношении дорожной сети на территории Окуловского городского поселения <адрес>) выявлены недостатки в содержании автомобильной дороги, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения, а именно выбоины длина (см.), глубина (см.), площадь (кв.м): 51x5x0,18, 37x4x0,10, 46x5x0,12, 33x4x0,13, 25x4x0,17, 6x5x0,15, 34x4x0,12, 33x5x0,15, 25x4x0,11, 16x5x0,09, 34x4x0,12, 31x5x0,13, 9x4x0,11; на автомобильной дороге, расположенной по <адрес> от <адрес> до <адрес> выявлены недостатки в содержании автомобильной дороги, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения, а именно выбоины длина (см.), глубина (см.), площадь (м2): 32x4x0,07, 27x4x0,10, 31 х5х0,12.
в отношении автомобильной дороги сообщением «Крестцы - Окуловка - Боровичи» - д. Снарево выявлены недостатки в содержании автомобильной дороги, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения, а именно на участке 1 км. + 450 м. до 1 км. + 622 м. нарушения, выразившиеся в наличии загрязнения покрытия проезжей части в виде песчаных отложений и травянистой растительности, отсутствие 2 крышек на дождеприемниках (люках), а также выбоины дорожного полотна размерами 8x4,54, 6x0,43, 7x0,35, 6x0,27.
в отношении автомобильной дороги сообщением п. Кулотино - д. Верешино выявлены недостатки в содержании автомобильной дороги, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения, а именно на протяжении всего участка автомобильной дороги выявлены нарушения дорожного покрытия, выразившиеся в наличии выбоин в асфальтовом покрытии проезжей части, а именно длина (см.), глубина (см.), площадь (кв.м): 51x5x0,33, 61x5x0,41, 49x6x0,27, 56x7x0,43, 65x7x0,48, 73x8x0,56, 53x7x0,34, 36x5x0,17, 45x6x0,21, 43x5x0,18, 86x7x0,77, 89x8x0,96, 73x5x0,51, 216x9x4,21, 183x10x3,60, 79x7x0,54, 67x6x0,38, 95x8x0,72, 84x7x0,56, 47x5x0,23, 57x7x0,43, 62x6x0,41, 37x5x0,19, 43x6x0,45, 71x6x0,44, 79x7x0,42, 37x6x0,46, 46x6x0,21, 35x6x0,36, 52x5x0,37, 63x6x0,52, 45x7x0,28, 57x7x0,24, 41x5x0,27, 42x6x0,35, 54x6x0,33, 61x5x0,52, 59x8x0,36, 64x9x0,43, отсутствуют водоотводные канавы в границах полосы отвода, на всем протяжении участка автомобильной дороги имеется древесно - кустарниковая растительность; на автомобильной дороге сообщением п. Кулотино - д. Верешино на участке от д. Долманово до д. Верешино, а также на всем протяжении по <адрес> выявлены нарушения дорожного покрытия, выразившиеся в существенном нарушении ровности дорожного полотна, ровности продольного и поперечного профиля покрытия проезжей части в виде значительной колейности, просадок и выпучиваний.
Согласно п.п. 10, 29, 50, 73, 106, 126, 132, 139, 151 Перечня автомобильных дорог, проездов (территорий) общего пользования в границах населенных пунктов Окуловского городского поселения, утвержденного постановлением администрации Окуловского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ №, автомобильные дороги по <адрес> в <адрес> отнесены к автомобильным дорогам общего пользования в границах населенных пунктов Окуловского городского поселения.
Автомобильная дорога п. Кулотино – д. Верешино в соответствии с п. 5 Перечня автомобильных дорог общего пользования муниципального значения вне границ населенных пунктов в границах Окуловского муниципального района, утвержденного решением Думы Окуловского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ №, относится к дорогам муниципального значения.
Изложенное свидетельствует о том, что администрация Окуловского муниципального района является лицом, в обязанности которого входит осуществление дорожной деятельности по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения и обеспечению безопасности дорожного движения, и ею не приняты меры по надлежащему содержанию отдельных автомобильных дорог в г. Окуловка Новгородской области и автомобильной дороги сообщением п. Кулотино - д. Верешино и обеспечению безопасности дорожного движения.
Одновременно суд не находит оснований к удовлетворению административных исковых требований в части обязания органа местного самоуправления оборудовать на противоположной стороне автомобильной дороги от <адрес> в месте расположения остановочного пункта общественного пассажирского транспорта на маршруте с регулярным движением маршрутных транспортных средств остановочный пункт дорожным знаком 5.16 в количестве 2 шт., так как из фототаблицы на л.л. 3-5 к акту о выявленных недостатках в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы), железнодорожного переезда от ДД.ММ.ГГГГ следует, что один дорожный знак 5.16 на противоположной стороне автомобильной дороги от <адрес> в месте расположения остановочного пункта общественного пассажирского транспорта на маршруте с регулярным движением маршрутных транспортных средств установлен, но с нарушением п. 5.6.23 ГОСТ Р 52289-2004 (не является двусторонним).
Доводы администрации Окуловского муниципального района о недопустимости возложения на орган местного самоуправления обязанности по оборудованию остановочного пункта автопавильоном в виду того, что п. 5.3.3.10 ГОСТ Р 52766-2007 предусматривает возможность оборудования остановочного пункта либо павильоном для пассажиров, либо навесами для пассажиров, отвергаются судом, поскольку автопавильон – это не конкретный вид конструкции для укрытия пассажиров, ожидающих прибытия автобуса, от воздействия неблагоприятных погодно-климатических факторов, а один из элементов технического средства организации дорожного движения.
Доводы администрации Окуловского муниципального района о недопустимости возложения на орган местного самоуправления обязанности по установке дорожного знака в виду дефекта имеющегося, не отвечающего требованиям восприятия (неудовлетворительные светотехнические характеристики) отвергаются судом, поскольку знаки подлежат размещению таким образом, чтобы они воспринимались только участниками движения, для которых они предназначены, не были закрыты какими-либо препятствиями, при этом расстояние видимости знака должно быть не менее 100 м., в то время как представленные фотоматериалы свидетельствуют о том, что имеющийся дорожный знак положениям ГОСТ Р 52289-2004 и ГОСТР Р 52290-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования» не отвечает.
Суд не находит оснований согласиться с доводами администрации Окуловского муниципального района об отсутствии ясности в вопросе устранения дефектов дорожного покрытия на автомобильной дороге сообщением п. Кулотино - д. Верешино, поскольку из акта о выявленных недостатках в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы), железнодорожного переезда от ДД.ММ.ГГГГ следует, что выбоины в асфальтобетонном покрытии выявлены на всем протяжении автомобильной дороги на участке от п. Кулотино до д. Долманово, а нарушение продольного и поперечного профиля грунтового покрытия выявлено на всем протяжении автомобильной дороги на участке от д. Долманово до д. Верешино, следовательно, дефекты дорожного покрытия должны быть устранены на всем протяжении автомобильной дороги п. Кулотино - д. Верешино.
Доводы администрации Окуловского муниципального района о не соответствии ряда письменных доказательств требованиям ведомственных правовых актов, в связи с чем они не могут быть положены в основу решения, не являются основанием для отказа в удовлетворении административных исковых требований, поскольку не свидетельствует об осуществлении органом местного самоуправления дорожной деятельности по содержанию автомобильных дорог в соответствии с требованиями технических регламентов и других нормативных документов и обеспечению безопасности дорожного движения, и не опровергают доводы административного истца о том, что дефекты покрытия проезжей части автомобильных дорог имеют место быть, как и отсутствие ряда технических средств организации дорожного движения.
Относительно административных исковых требований об обязании органа местного самоуправления совершить определенные действия в отношении автомобильной дороги сообщением Крестцы - Окуловка - Боровичи - д. Снарево на участке 1км. + 450 м до 1 км. + 622 м. суд считает необходимым отметить, что акт выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения составлен государственным инспектором ДН ОГИБДД ОМВД России по Окуловскому району ФИО3 совместно с помощником прокурора Окуловского района Новгородской области Седовым Д.В. ДД.ММ.ГГГГ, следовательно административные исковые требования в указанной части заявлены с пропуском срока обращения с административным исковым заявлением в суд (ст. 229 КАС РФ).
Одновременно с административным исковым заявлением прокурором Окуловского района Новгородской области заявление о восстановлении пропущенного срока обращения с административным исковым заявлением в суд не подано, не заявлено об этом и в судебном заседании.
Помощник прокурора Окуловского района Новгородской области Седов Д.В. в качестве причины пропуска срока на обращение в суд указал на необходимость истребования информации о принадлежности автомобильной дороги и выявлении лица, ответственного за ее содержание, что и было сделано в период времени ДД.ММ.ГГГГ.
Суд не находит оснований принять во внимание причины пропуска срока обращения с административным исковым заявлением в части автомобильной дороги сообщением Крестцы - Окуловка - Боровичи - д. Снарево в суд, указанные помощником прокурора Окуловского района Новгородской области Седовым Д.В., как уважительные, таковыми не назвал их и сам помощник прокурора Окуловского района Новгородской области Седов Д.В.
Доказательств того, что, действуя разумно и добросовестно, прокурор <адрес> столкнулся с обстоятельствами, препятствующими своевременному направлению административного искового заявления в указанной части в суд, и о наличии условий, ограничивающих возможность совершения соответствующих юридических действий, не представлено.
Нарушение административным истцом срока обращения с административным исковым заявлением в суд без уважительной причины является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административного иска в указанной части.
Суд, изучив письменные материалы административного дела, выслушав стороны, полагает, что срок для выполнения требований прокурора Окуловского района Новгородской области, определенный как период времени до ДД.ММ.ГГГГ, будет являться разумным и реальным для исполнения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 177, 226-228 КАС РФ, суд
р е ш и л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ «<░░░░░░ ░░░░░░>», ░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>», ░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░ <░░░░░>, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░ – ░. ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 10 ░░░░░░░ 1995 ░░░░ № 196-░░ «░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 06 ░░░░░░░ 2003 ░░░░ № 131-░░ «░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░░ ░░░░ «<░░░░░░ ░░░░░░>», ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ 1.17 ░ ░░░░░░░░░░ 1 ░░., ░░░░░░░░░ ░░░░░ 3.24 (40 ░░/░) ░ ░░░░░░░░░░ 1 ░░., ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ 1.23 ░ ░░░░░░░░░░ 1 ░░. ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ 3.24 (20 ░░/░) ░ ░░░░░░░░░░ 1 ░░.; ░░ <░░░░░> ░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░ <░░░░░> ░░ ░░░░ «<░░░░░░ ░░░░░░>», ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ 1.23 ░ ░░░░░░░░░░ 1 ░░., ░░░░░░░░░ ░░░░░ 3.24 (20 ░░/░) ░ ░░░░░░░░░░ 1 ░░., ░░░░░░░░░ ░░░░░ 3.24 (40 ░░/░) ░ ░░░░░░░░░░ 1 ░░. ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░.░. 4.3, 5.1.4, 5.2.25, 5.4.22 ░░░░ ░ 52289-2004 «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░. ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░».
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░░ <░░░░░> ░░ ░░░░ «<░░░░░░ ░░░░░░>», ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ <░░░░░>, ░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░ <░░░░░> ░░ ░░░░ «<░░░░░░ ░░░░░░>», ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ 5.20 ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░. 5.6.25 ░░░░ ░ 52289-2004 «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░. ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░».
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░░ ░░░░ «<░░░░░░ ░░░░░░>», ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ 3.24 (40 ░░/░) ░ ░░░░░░░░░░ 2 ░░., ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ 1.23 ░░░░░░░░░ ░░░░░ 8.2.1 ░ ░░░░░░░░░░ 1 ░░.; ░░ ░░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░░ ░░░░ «<░░░░░░ ░░░░░░>», ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ 1.23 ░░░░░░░░░ ░░░░░ 3.24 (40 ░░/░) ░ ░░░░░░░░░░ 1 ░░., ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ 1.23 ░ ░░░░░░░░░░ 1 ░░. ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ 8.2.1 (130 ░.) ░ ░░░░░░░░░░ 1 ░░.; ░░ ░░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░░░ ░░░░░░ ░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ 1.23 ░ ░░░░░░░░░░ 1 ░░. ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ 8.2.1 (140 ░.) ░ ░░░░░░░░░░ 1 ░░.; ░░ ░░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░░ ░░░░ «<░░░░░░ ░░░░░░>», ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ 1.23 ░ ░░░░░░░░░░ 1 ░░. ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ 1.23 ░ ░░░░░░░░░░ 1 ░░. ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ 8.2.1 (140 ░.) ░ ░░░░░░░░░░ 1 ░░. ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░.░. 4.3, 5.1.4, 5.2.25, 5.4.22 ░░░░ ░ 52289-2004 «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░. ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░».
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░ <░░░░░> ░░░░░░░░ ░░░░ «<░░░░░░ ░░░░░░>», ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░. 6.8 ░░░░ ░ 50597-2017 «░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░. ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░. ░░░░░░ ░░░░░░░░».
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░ <░░░░░> ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ <░░░░░> ░░ ░░░░░░░░░░░ ░ <░░░░░> ░ ░░ <░░░░░> ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ <░░░░░> ░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░. 6.3 ░░░░ ░ 50597-2017 «░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░. ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░. ░░░░░░ ░░░░░░░░».
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░░ ░░░░░░░░░░░ ░ <░░░░░> ░░ ░░░░░░░░░░░ ░ <░░░░░>; ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░ - ░. ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ <░░░░░>, ░░ ░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░ <░░░░░>, ░░░░░░░░ <░░░░░>.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ – ░░ <░░░░░> ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ <░░░░░>; ░░ <░░░░░> ░░ <░░░░░>, ░░ <░░░░░> ░░ <░░░░░> ░░ <░░░░░> ░░ <░░░░░>.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░. 5.3.3.1 ░░░░ ░ 52766-2007 «░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░. ░░░░░ ░░░░░░░░░░», ░░░░░░░░ ░░░░░░ 5.16 ░ ░░░░░░░░░░ 1 ░░. ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░. 5.6.23 ░░░░ ░ 52289-2004 «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░. ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░».
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░ - ░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ 33180-2014 «░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░. ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░».
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░