Решение по делу № 11-11748/2023 от 15.08.2023

Судья Боднарь Е.В.

Дело № 2-4361/2022

74RS0038-01-2021-002254-29

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

дело № 11-11748/2023

12 октября 2023 года                 г. Челябинск

Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:

председательствующего         Скрябиной С.В.,

судей Елгиной Е.Г., Клыгач И.-Е.В.,

при секретаре судебного заседания Алёшиной К.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску Ключникова Юрия Михайловича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области об отмене решения об отказе в установлении пенсии, включении периодов работы в страховой стаж, возложении обязанности назначить пенсию,

по апелляционной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области на решение Сосновского районного суда Челябинской области от 07 ноября 2022 года.

Заслушав доклад судьи Елгиной Е.Г. о доводах апелляционной жалобы, пояснения представителя ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области Сениной Т.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Ключников Ю.М. обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Управление пенсионного фонда России в Сосновском районе ((далее УПФР) в настоящее время Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области (далее – ОСФР)) в котором просил:

- признать незаконным и отменить решение УПФР от 16 ноября 2018 года № 397767/18;

- возложить обязанность включить в специальный страховой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» следующие периоды:

- с 01 сентября 1987 года по 25 июня 1991 года обучения в Щучинском педагогическом училище по специальности «преподавание труда и черчения в 4-8 классах общеобразовательной школы»;

- с 15 августа 1991 года по 25 ноября 1991 года работы в должности учителя труда в <данные изъяты>

- с 01 декабря 1991 года по 13 ноября 1993 года военной службы по призыву;

- с 28 марта 1994 года по 10 марта 1998 года работы в должности учителя по трудовому обучению в <данные изъяты> Северо-Казахстанской области Республики Казахстан;

- с 01 сентября 1998 года по 27 июля 2002 года в должности учителя трудового обучения и ИЗО в <данные изъяты> Республики Казахстан.

Назначить досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 04 мая 2018 года.

В обоснование иска указал, что 04 мая 2018 года обращался в УПФР с заявлением о досрочном назначении пенсии в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», решением ответчика от 16 ноября 2018 года № 397767/1018 ему было отказано по причине отсутствия требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ (л.д. 6-9 том 1).

В судебном заседании суда первой инстанции истец Ключников Ю.М. исковые требования поддержал, просил удовлетворить.

Представитель ответчика ОСФР в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания был извещен, представил письменный отзыв, в котором просил в удовлетворении требований отказать в полном объеме. Дело рассмотрено в отсутствие ответчика.

Решением суда иск удовлетворен частично.

Суд признал незаконным решение УПФР от 16 ноября 2018 года №397767/18 об отказе в установлении пенсии в части отказа Ключникову Ю.М. в установлении страховой пенсии по старости, в части отказа во включении в страховой и педагогический стаж периодов; возложил на ОСФР обязанность:

- включить в педагогический стаж Ключникова Ю.М. период прохождения военной службы с 01 декабря 1991 года по 13 ноября 1993 года,

- включить в страховой стаж Ключникова Ю.М. период прохождения военной службы с 01 декабря 1991 года по 30 сентября 1993 года,

- включить в педагогический стаж Ключникова Ю.М. периоды работы с 28 марта 1994 года по 10 марта 1998 года в должности учителя по трудовому обучению в <данные изъяты> Республики Казахстан,

- с 01 сентября 1998 года по 31 августа 2000 года в должности учителя трудового обучения и ИЗО в <данные изъяты> Республики Казахстан.

В удовлетворении исковых требований о включении в специальный стаж по п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» периода обучения в Щучинском педагогическом училище с 01 сентября 1987 года по 25 июня 1991 года, назначении страховой пенсию по старости по п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 04 мая 2018 года отказал.

Взыскал с ОСФР в пользу Ключникова Ю.М. возмещение судебных расходов на оплату государственной пошлины 300 рублей (л.д. 222-238 том 1).

В апелляционной жалобе ответчик просит отменить решение в части включения в педагогический стаж Ключникова Ю.М. периода прохождения военной службы с 01 декабря 1991 года по 30 сентября 1993 года, принять в указанной части новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в данной части.

Считает решение суда в части удовлетворенных требований о включении в педагогический стаж Ключникова Ю.М. периода прохождения военной службы с 01 декабря 1991 года по 30 сентября 1993 года незаконным, принятым с нарушением норм материального права, неверным применением пенсионного законодательства.

Возлагая на пенсионный орган обязанность по включению в стаж педагогической деятельности периода прохождения военной службы по призыву с 01 декабря 1991 года по 30 сентября 1993 года, суд не учел нормы Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Совмина СССР от 17 декабря 1959 года №1397, согласно которому условием для включения в специальный стаж периода службы в Вооруженных Силах СССР является наличие в период действия указанного Положения деятельности в должностях, предусмотренных Перечнем учреждений организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет.

Судом не определено в качестве юридически значимого обстоятельств наличие у Ключникова Ю.М. до 01 октября 1993 стажа педагогической деятельности в учреждениях, организациях и должностях, входящих в Перечень от 17 декабря 1959 года № 1397. Между тем, такой деятельности у истца на 01 октября 1993 года не имеется.

Согласно решению территориального органа ПФР об отказе в установлении пенсии от 16 ноября 2018 года № 397767/18 педагогический стаж до 01 января 1992 года (либо 01 октября 1993 года) по Перечню от 17 декабря 1959 года №1397 у Ключникова Ю.М. отсутствует.

Из решения суда усматривается, что педагогическая деятельность истца началась с 28 марта 2019 года, соответственно, до 01 января 1992 (до 01 октября 1993 года) истец не осуществлял педагогическую деятельность, с наличием которой законодатель связывал возможность включения в специальный стаж периодов трудовой деятельности.

На основании изложенного, полагает, что вывод суда в части возложения обязанности по включению в педагогический стаж периода прохождения военной службы по призыву противоречит действующему в спорный период законодательству.

Просит произвести замену ответчика УСФР на ОСФР в связи реорганизацией учреждения (л.д. 15-16 том 2).

О времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции истец Ключников Ю.М. извещен надлежаще, в суд апелляционной инстанции не явился, о причинах неявки судебную коллегию не уведомил, с ходатайством об отложении судебного заседания не обратился. С учетом положений ст.ст. 167,327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие истца.

В соответствии с положениями ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции в интересах законности вправе проверить решение суда первой инстанции в полном объеме.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 46 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 года №16 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции», в соответствии с частями 1,2 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного постановления суда первой инстанции только в обжалуемой части, исходя из доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно них.

В то же время суд апелляционной инстанции на основании абзаца второго части 2 статьи 327.1 ГПК РФ вправе в интересах законности проверить обжалуемое судебное постановление в полном объеме вне зависимости от доводов жалобы, представления.

Под интересами законности с учетом положений статьи 2 ГПК РФ следует понимать необходимость проверки правильности применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов участников гражданских, трудовых (служебных) и иных правоотношений, а также в целях защиты семьи, материнства, отцовства, детства; социальной защиты; обеспечения права на жилище; охраны здоровья; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; защиты права на образование и других прав и свобод человека и гражданина; в целях защиты прав и законных интересов неопределенного круга лиц и публичных интересов и в иных случаях необходимости охраны правопорядка.

Судам апелляционной инстанции необходимо учитывать, что интересам законности не отвечает, в частности, применение судом первой инстанции норм материального и процессуального права с нарушением правил действия законов во времени, пространстве и по кругу лиц.

Учитывая характер спорных правоотношений, обстоятельства заявленных требований, судебная коллегия полагает необходимым проверить решение суда первой инстанции в полном объеме.

Изучив материалы дела (в том числе, новые доказательства, представленные на стадии апелляционного рассмотрения и принятые судом апелляционной инстанции в целях установления юридически значимых обстоятельств по делу и правильного разрешения спора, проверки доводов апелляционной жалобы), обсудив указанные доводы, проверив законность и обоснованность решения суда в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующему:

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Ключников Ю.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, 04 мая 2018 года обратился в УПФР в Сосновском районе Челябинской области с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях»

Решением УПФР в Сосновском районе Челябинской области от 16 ноября 2018 года №397767/18 истцу отказано в установлении страховой пенсии по старости по причине отсутствия требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ не менее 25 лет (у истца 15 лет 7 месяцев 8 дней) и отсутствия необходимой величины индивидуального пенсионного коэффициента -13,8 (у истца 11,050).

В специальный стаж истца по п. 19 ч. 1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» включен период работы с 17 августа 2002 года по 03 мая 2018 года в должности учителя трудового обучения в <данные изъяты> (за исключением периодов нахождения на курсах повышения квалификации с 11 февраля 2003 года по 24 февраля 2003 года, с 02 ноября 2009 года по 14 ноября 2009 года, с 13 января 2014 года по 24 января 2014 года.

В специальный стаж истца по п. 19 ч. 1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» не включены следующие периоды:

- с 01 сентября 1987 года <данные изъяты> Щучинском педагогическом училище по специальности «преподавание труда и черчения в 4-8 классах общеобразовательной школы», так как Списком работ, профессий и должностей, специальностей и учреждений, с учетом которого досрочно назначается трудовая пенсия по старости, и Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года №781 не предусмотрено его включение в стаж, дающий право на досрочное назначение по старости. Кроме того, Федеральным законом от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» включение периодов обучения в страховой стаж не предусмотрено.

- с 15 августа 1991 года по 25 ноября 1991 года в должности учителя труда в <данные изъяты>. Поскольку согласно представленным документам в наименовании учреждения «Исаковская СШ» имеется сокращение «СШ», общепринятой аббревиатуры «СШ» нет. УПФР не может сделать вывод, какой это вид учреждения. По трудовой книжке также невозможно установить этот факт, так как запись об увольнении заверена печатью Зарендинского районного отдела народного образования Кокчтавской области Каз. ССР.

- с 01 декабря 1991 года по 13 ноября 1993 года - период военной службы по призыву, так как Списком работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которого досрочно назначается трудовая пенсия по старости, и Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года №781 не предусмотрено включение в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, периодов военной службы. Кроме того, п. 1 ч. I ст. 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ, а также п.п. 3 и 4 ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» определены конкретные виды военной службы, которые включаются в страховой и общий трудовой стаж. К таким видам службы, например, относятся: служба в Вооруженных Силах Российской Федерации; служба в Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, служба в Вооруженных Силах бывшего СССР. Служба в вооруженных силах других государств названными нормами не предусмотрена. Предоставленный военный билет (без даты выдачи) свидетельствует о прохождении военной службы на территории Республики Казахстан.

- с 21 января 1994 года по 17 марта 1994 года – столяром стройучастка в <данные изъяты> Республики Казахстан, так как наименование учреждения и должности не предусмотрены Списком от 29 октября 2002 года №781.

- с 28 марта 1994 года по 10 марта 1998 года – в должности учителя по трудовому обучению в <данные изъяты> Республики Казахстан, поскольку на запрос пенсионного органа о подтверждении льготного характера работы поступила архивная справка от 14 августа 2018 года, выданная Коммунальным государственным учреждением «Государственный архив Зерендинского района» Управления Архивов и документации Акмолинской области. На запрос в компетентные органы Республики Казахстан о том, подлежал ли включению в стаж на соответствующих видах работ период работы Ключникова Ю.М. с 28 марта 1994 года по 26 июля 1996 года в должности учителя по трудовому обучению в Исаковской старшей школе Зерендинского района Северо-Казахстанской области Республики Казахстан по законодательству Республики Казахстан до даты отмены института досрочных пенсий, ответ не поступил. Кроме того, период работы с 27 июля 1996 года по 10 марта 1998 года в указанной школе не может быть засчитан в стаж на соответствующих видах работ, поскольку в отношении педагогических работников действие нормы, в соответствии с которой предоставлялось право на досрочное пенсионное обеспечение в Республике Казахстан, было приостановлено с 27 июля 1996 года.

- с 04 апреля 1998 года по 28 августа 1998 года – состоял на учете в качестве безработного в Зарендинском <данные изъяты> Республики Казахстан, поскольку Списком работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которого досрочно назначается трудовая пенсия по старости, и Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года №781 не предусмотрено его включение в стаж. Кроме того, по запросам пенсионного органа не предоставлена справка о периоде получения пособия по безработице.

- с 02 сентября 1998 года по 27 июля 2002 года в должности учителя трудового обучения и ИЗО в <данные изъяты> Республики Казахстан, поскольку в отношении педагогических работников действие нормы, в соответствии с которой предоставлялось право на досрочное пенсионное обеспечение в Республике Казахстан, было приостановлено с 27 июля 1996 года. Также не предоставлена надлежащим образом оформленная справка, уточняющая льготный характер работы, а также справка об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение за период с 01 января 2002 года по 27 июля 2002 года (л.д. 24-30 том 1).

Факт работы, обучения, службы истца в перечисленные в указанном решении пенсионного органа периоды подтверждается также трудовой книжной Ключникова Ю.М., копией его военного билета (л.д.31-33,10-21 том 1).

Согласно справке военного комиссариата Сосновского района Челябинской области от 10 августа 2021 года Ключников Ю.М. проходил срочную службу по призыву в рядах Российской Армии с 01 декабря 1991 года по 13 ноября 1993 года (л.д. 134 том 1)

Из архивной справки от 14 августа 2018 года Коммунального государственного учреждения «Государственный архив Зерендинского района» Управления архивов и документации Акмолинской области следует, что в архивном фонде Зерендинского районного отдела народного образования (РОНО) в приказах по личному составу за 1991, 1994 годы имеются следующие сведения о работе Ключникова Ю.М.:

- приказ по Зерендинскому РОНО от ДД.ММ.ГГГГ года – п. 11 Ключникова Ю.М. принять на работу с 15 августа 1991 года учителем труда в <данные изъяты>;

- приказ по Зерендинскому РОНО от ДД.ММ.ГГГГ года – п. 1 Ключникова Ю.М. учителя <данные изъяты> уволить с 25 ноября 1991 года в связи с призывом на военную службу п. 3 ст. 31 КЗоТ Каз.ССР с выплатой выходного пособия в размере двухнедельного среднего заработка;

- приказ по Зерендинскому РОНО от ДД.ММ.ГГГГ года – п. 1 Ключникова Ю.М. принять в <данные изъяты> учителем трудового обучения с 28 марта 1994 года.

Согласно справке от 21 июля 2009 года Ключников Ю.М., действительно, был принят 15 августа 1991 года на работу учителем труда в <данные изъяты> и уволен 25 ноября 1991 года в связи с призывом в армию (л.д. 212 том 1).

Согласно справке от 28 июля 2021 года №524, выданной Коммунальным государственным учреждением Средняя общеобразовательная школа села Исаковка отдела образования Зерендинского района Управления образования Акмолинской области, Ключников Ю.М. действительно работал в период с 28 марта 1994 года по 10 марта 1998 года в Исаковской СШ учителем трудового обучения. Был уволен по собственному желанию, приказ школы от 10 марта 1998 года №59 (л.д. 157 том 1).

Согласно архивной копии распоряжения акима Зерендинского района Республики Казахстан от 02 февраля 1998 года №25 «О перерегистрации учреждений образования Зерендинского района» Исаковская старшая школа является правопреемником Исаковской средней школы (л.д. 202 том 1).

Согласно справке Коммунального государственного учреждения «Общеобразоватльная школа №2 села Зеренда отдела образования по Зерендинскому району управления образования Акмолинской области» от 04 июля 2021 года Ключников Ю.М., действительно, работал в <данные изъяты> в качестве учителя трудового обучения и ИЗО с 01 сентября 1998 года (приказ от ДД.ММ.ГГГГ года ) по 27 июля 2002 года (приказ от ДД.ММ.ГГГГ года ). При этом Зерендинская средняя школа №2 приобрела статус юридического лица, став ГКУ «Зерендинская средняя школа №2» (приказ РОО от ДД.ММ.ГГГГ года ), а затем ГКУ «Зерендинская средняя школа №2» приобрела статус юридического лица ГКУ «Общеобразовательная школа №2» с. Зеренда (приказ РОО от ДД.ММ.ГГГГ года ) (л.д. 108 том 1).

Также Коммунальным государственным учреждением «Зерендинская средняя школа № 2» акимата Зерендинского района предоставлены выписки из приказов, в частности:

- от ДД.ММ.ГГГГ «О принятии на работу», согласно п. 1 которого приказано «Принять на работу с 01 сентября 1998 года в качестве учителя трудового обучения и ИЗО Ключникова Ю.М.»;

- от ДД.ММ.ГГГГ «Об увольнении», согласно п. 1 которого приказано «Уволить с 27 июля 2002 года учителя трудового обучения и ИЗО Ключникова Ю.М.».

При этом, ГУ «Зерендинская средняя школа №2» переименовано в государственное коммунальное учреждение «Зерендинская средняя школа №2» акимата Зерендинского района на основании постановления акимата от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.109-110 том 1).

Отказывая в удовлетворении исковых требований истца в части возложения на ответчика обязанности по включению в педагогический стаж периода обучения с 01 сентября 1987 года по 25 июня 1991 года, и соответственно, о признании незаконным решения пенсионного органа в указанной части, суд первой инстанции исходил из того, что вопреки требованиям постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» у истца отсутствовала педагогическая деятельность как до обучения, так и непосредственно после периода обучения.

Судебная коллегия оснований не согласиться с приведенными выводами суда первой инстанции не усматривает, поскольку эти выводы соответствуют материалам дела, нормам права, подлежащим применению к спорным отношениям.

Также судебная коллегия полагает основанными на требованиях законодательства выводы суда первой инстанции о признании незаконным решения пенсионного органа в части отказа во включении в специальный стаж истца по п. 19 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» периода прохождения военной службы по призыву с 01 декабря 1991 года по 31 декабря 1991 года, периоды работы с 28 марта 1994 года по 10 марта 1998 года в должности учителя по трудовому обучению в <данные изъяты> <данные изъяты> Республики Казахстан; с 01 сентября 1998 года по 31 августа 2000 года в должности учителя трудового обучения и ИЗО в <данные изъяты> Республики Казахстан, и, соответственно, возложении на ОСФР обязанности включить в специальный стаж истца перечисленные периоды.

При этом, удовлетворяя требования Ключникова Ю.М. о возложении на ОСФР обязанности по включению в специальный стаж истца по п. 19 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» периода прохождения военной службы по призыву с 01 января 1992 года по 13 ноября 1993 года, и, соответственно, признавая незаконным решение пенсионного органа в указанной части, суд первой инстанции исходил из того, что служба истца проходила в рядах Советской Армии.

Отказывая в удовлетворении требований Ключникова Ю.И. о возложении на ОСФР обязанности по включению в специальный стаж истца по п. 19 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» периода работы с 15 августа 1991 года по 25 ноября 1991 года в должности учителя труда в <данные изъяты> Казахской ССР, и, соответственно, признании незаконным решения пенсионного органа в указанной части, суд первой инстанции указал, что представленными доказательствами подтверждается статус учреждения как образовательного и его наименование, а также правопреемство.

Отказывая в удовлетворении Ключникова Ю.М. о возложении на ОСФР обязанности по включению в специальный стаж истца по п. 19 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» периода работы с 01 сентября 2000 года по 27 июля 2002 года в должности учителя трудового обучения и <данные изъяты> Республики Казахстан, и, соответственно, признании незаконным решения пенсионного органа в указанной части, суд первой инстанции согласился с основаниями, указанными в оспариваемом решении пенсионного органа.

Однако судебная коллегия, с учетом представленных в дело доказательств, не может согласиться с указанными выводами суда первой инстанции, и полагает, что решение суда первой инстанции в указанной части подлежит отмене с принятием нового решения, поскольку имеет место несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение норм материального права.

Конституцией Российской Федерации каждому гарантировано социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст. 39), конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.

Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ч.1 ст. 7,гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту.

В целях обеспечения конституционного права каждого на получение пенсии законодатель вправе, как это вытекает из ч.2 ст. 39 Конституции Российской Федерации, определять механизм его реализации, включая закрепление в законе правовых оснований назначения пенсий, установление их размеров и порядка исчисления, особенностей приобретения права на пенсию отдельными категориями граждан.

Пенсионное обеспечение в Российской Федерации до 01 января 2015 года осуществлялось в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее Федеральный закон от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ). С 01 января 2015 года пенсионное обеспечение в Российской Федерации осуществляется по нормам Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее также Федеральный закон от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ, Федеральный закон «О страховых пенсиях»).

В силу положений п. 3 ст. 36 Закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ со дня вступления в силу настоящего Федерального закона Федеральный закон от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.

Согласно ч. 1 ст. 4 названного закона право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года №67-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных этим федеральным законом.

В силу ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

В соответствии с п. 19 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее Федеральный закон от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ, Федеральный закон «О страховых пенсиях») страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8этого закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Ч.8 ст. 13 указанного Федерального закона предусмотрено, что при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу названного федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.

Согласно ч.2 ст. 30 данного Федерального закона списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях», засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (ч.3 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч.4 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях»).

В целях реализации положений ст.ст. 30 и 31 Федерального закона от 29 декабря 2013 года №400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 года №665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года №665).

Пп. «м» п. 1 названного постановления предусмотрено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:

- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года №781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Список №781), и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Правила №781);

- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года №1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей» (далее - Список №1067), и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно;

- Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» (далее - Список №463), утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года №463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно;

- Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства») (далее Перечень №1397), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года.

Из ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ следует, что периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 года №167-ФЗ.

13 марта 1992 года между государствами - участниками СНГ Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Республикой Кыргызстан, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан, Туркменистаном, Республикой Узбекистан, Украиной, Республикой Молдова подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (далее по тексту –также Соглашение от 13 марта 1992 года).

В силу ст. 1 Соглашения стран Содружества Независимых Государств от 13 марта 1992 года «О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

Из приведенных положений международного соглашения, а также из положений ч.3 ст. 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ следует, что пенсионное обеспечение нетрудоспособных лиц, переселившихся из одного государства - участника Соглашения в другое, осуществляется в порядке, установленном законодательством государства, в которое прибыло лицо, претендующее на назначение пенсии.

В силу п. 2 ст. 6 Соглашения от 13 марта 1992 года для установления права на пенсию, в том числе пенсию на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения, то есть до 13 марта 1992 года.

В соответствии с ч.1 ст. 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 названного Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 года №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Согласно ч.8 ст. 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу действующего Закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.

В соответствии с п.п. 10,11,12 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 года №1015, периоды работы подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета, а при их отсутствии - документами, в пунктах 11-17 названных Правил. В частности документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.

Согласно п. 11 указанных Правил документом, подтверждающим периоды работы, является трудовая книжка установленного образца. Записи в трудовых книжках работников должны быть оформлены в строгом соответствии с требованиями инструкции о порядке ведения трудовых книжек. Пенсионный фонд вправе и обязан провести проверку представленных документов и оценить наличие у гражданина права на назначение страховой пенсии, определить ее размер.

Аналогичные положения содержались в п.6 ранее действовавших Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 года №555.

Согласно п. 5 рекомендаций по проверки правильности назначения пенсии лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств бывшего СССР, утвержденных распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 года №99р, для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения стран Содружества Независимых Государств от 13 марта 1992 года, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения стран Содружества Независимых Государств от 13 марта 1992 года, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29 января 2003 года №203-16). При этом периоды работы по найму после 01 января 2002 года (после вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ) могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения стран Содружества Независимых Государств от 13 марта 1992 года подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.

В соответствии с ч.1 ст. 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 данной статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Из приведенных положений закона следует, что при назначении пенсии периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае в Республике Казахстан) и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, и имевших место за пределами Российской Федерации до 01 января 2002 (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации, в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с 01 января 2002 года стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов. Периоды же работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, за пределами Российской Федерации после 01 января 2002 года (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации») могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 года должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.

В соответствии с абз. 5 п. 2 Постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №1397 (утратило силу с 01 октября 1993 года) предусматривалось включение в стаж работы учителей и других работников просвещения времени обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.

В связи с тем, что периоду обучения в педагогическом учебном заведении истца не предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность, оснований для включения данного периода в специальный стаж по п. 19 ч.2 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ не имеется, решение суда первой инстанции в указанной части является законным и обоснованным. Оснований для его отмены и удовлетворения требований Ключникова Ю.М. не имеется.

В соответствии с Перечнем №1397 в специальный стаж, дающий право на льготное пенсионное обеспечение, включались периоды работы в средних школах, независимо от их наименования в должности учителя (пп.1 п.1 раздела «Учителя и иные работники просвещения»).

При этом в п. 2 Примечаний отражено, что работа по специальности в учреждениях, организациях и должностях, предусмотренных настоящим перечнем, дает право на пенсию, независимо от ведомственной принадлежности учреждений или организаций.

Списком №463, Списком №781 также предусмотрены общеобразовательные учреждения (тип): школы всех наименований (вид).

При этом, судебная коллегия с учетом представленных в дело документов, в том числе, справки от 21 июля 2009 года, выданной директором Исаковской средней школы (л.д. 152 том 1), полагает установленным, что в период с 15 августа 1991 года по 25 ноября 1991 года истец работал в должности учителя труда в <данные изъяты> Казахской ССР.

Следовательно, оснований для отказа в удовлетворении исковых требований Ключникова Ю.М. в данной части у суда первой инстанции не имелось. Таким образом, решение суда об отказе в удовлетворении требований истца о признании незаконным решения ответчика по не включению данного периода работы в специальный стаж по п. 19 ч.2 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» и возложении обязанности по включению указанного периода в специальный стаж подлежит отмене с вынесением нового решения об удовлетворении заявленных требований.

Факт работы истца с 28 марта 1994 года по 10 марта 1998 года в должности учителя по трудовому обучению в <данные изъяты> Республики Казахстан подтвержден документально, также как и период с 01 сентября 1998 года по 27 июля 2002 года в должности учителя трудового обучения и ИЗО <данные изъяты> Республики Казахстан.

При этом, как следует из ответа Коммунарного государственного учреждения «Зарендинская средняя школа №2» Ключников Ю.М. работал в данной школе в период с 01 сентября 1998 года по 27 июля 2002 года, за него осуществлялись пенсионные отчисления (л.д. 98 том 2).

Факт оплаты за Ключникова Ю.М. обязательных пенсионных взносов за указанный период подтверждается также ответом Центрального филиала некоммерческого акционерного общества «Государственная корпорация «Правительство для граждан» предоставленного по запросу ГУ –Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Сосновском районе Челябинской области (л.д. 107 том 1).

Представленные в материалы дела документы подтверждают работу истца в должности учителя в указанный период в школах, которые находится в сельской местности, а работа учителей расположенных в сельской местности средних общеобразовательных школ включается в выслугу независимо от объема выполняемой учебной нагрузки.

Отмена на территории Республики Казахстан с 1 января 1998 года института досрочных пенсий не имеет значения, поскольку вопросы в области пенсионного обеспечения граждан государств - участников Содружества Независимых Государств урегулированы Соглашением от 13 марта 1992 года «О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения».

В связи с чем, оснований для отказа в удовлетворении требований Ключиникова Ю.М. о признании незаконным решения пенсионного органа по отказу во включении в специальный стаж по п. 19 ч.2 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» с 01 сентября 2000 года по 27 июля 2002 года в должности учителя трудового обучения и ИЗО <данные изъяты> Республики Казахстан и возложении на ответчика обязанности включить данный период в специальный стаж у суда первой инстанции не имелось. Решение суда в указанной части подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении указанных требований.

Действительно, факт прохождения истцом службы по призыву в период с 01 декабря 1991 года по 13 ноября 1993 года подтверждается его военным билетом, также справкой военного комиссариата.

Между тем, в силу п. 2 ст. 6 Соглашения от 13 марта 1992 года для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.

Принимая во внимание, что в данном Соглашении отсутствует понятийный аппарат, при установлении права на пенсию в соответствии с названным пунктом Соглашения от 13 марта 1992 года понятия «трудовой стаж» и «страховой стаж» определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах-участниках Соглашения от 13 марта 1992 года, приравнивается к страховому стажу. При оценке пенсионных прав застрахованных лиц учитывается общий трудовой стаж, приобретенный на территории государств-участников Содружества Независимых Государств до 01 января 2002 года.

Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ч. 1 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона, засчитывается период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12.02.1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

Периоды, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, засчитываются в страховой стаж в том случае, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности (независимо от их продолжительности), указанные в статье 11 настоящего Федерального закона (ч. 2 указанной статьи Федерального закона).

Ст. 4 Закона от 12 февраля 1993 года №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» установлено, что пенсионное обеспечение проживающих на территории Российской Федерации лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в вооруженных силах (армиях, войсках), органах безопасности и иных созданных в соответствии с законодательством воинских формированиях либо службу в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы других государств-участников Содружества Независимых Государств и государств, не являющихся участниками Содружества Независимых Государств, с которыми Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР заключены договоры (соглашения) о социальном обеспечении, а также семей указанных лиц осуществляется в порядке, предусмотренном этими договорами (соглашениями).

В силу ст.1 указанного Закона, его действие распространяется на лиц, указанных в статье 4 данного Закона, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы в других государствах, и семьи этих лиц - при условии, что договорами (соглашениями) о социальном обеспечении, заключенными Российской Федерацией либо бывшим Союзом СССР с этими государствами, предусмотрено осуществление их пенсионного обеспечения по законодательству государства, на территории которого они проживают.

В целях урегулирования вопросов пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел и членов их семей Государства-участники, которыми, в том числе, являются Российская Федерация и Республика Казахстан, 24 декабря 1993 года приняли Соглашение «О порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств-участников Содружества Независимых Государств», которое не предусматривает включение периодов службы в органах внутренних дел в государствах-участниках Соглашения в страховой стаж.

В соответствии с п. 4 ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» под общим трудовым стажем в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 01 января 2002 года, в которую включаются согласно продпункту 3 служба в Вооруженных Силах Российской Федерации и иных, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации воинских формированиях, Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Вооруженных Силах бывшего СССР, органах внутренних дел Российской Федерации, органах внешней разведки, органах федеральной службы безопасности, федеральных органах исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, бывших органах государственной безопасности Российской Федерации, а также в органах государственной безопасности и органах внутренних дел бывшего СССР (в том числе и периоды, когда эти органы именовались по-другому), пребывание в партизанских отрядах в период гражданской войны и Великой Отечественной войны.

Следовательно, с учетом вышеприведенных положений законодательства периоды прохождения военной службы государств-участников Содружества Независимых Государств в страховой стаж не засчитываются.

Более того, истец не просил засчитать ему указанный период в страховой стаж, включение указанного периода в страховой стаж не повлияет на права истца при решении вопроса о назначении досрочной пенсии по п. 19 ч.2 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях».

Помимо этого факт прохождения истцом службы на территории Российской Федерации с 01 января 1992 года объективно ничем не подтвержден.

Положением №1397 предусмотрено, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитываются иные периоды работы (деятельности), в т.ч. служба в составе Вооруженных Сил СССР при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения досрочной пенсии, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на такую пенсию (подпункт «г» пункта 1, абзац первый пункта 4). С учетом изложенного, военная служба в составе Вооруженных Сил СССР, имевшая место как до 0I.01.1992 так и до 01.10.1993. может засчитываться в стаж на соответствующих видах работ в случае наличия в периоды до указанных дат работы по Перечню учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию по выслуге лет, утрвержденному постановлением Совета Министров СССР от 13.12 1959 № 1397. Такая служба засчитывается, если имеется не менее 2/3 (16 лет 8 месяцев) требуемого стажа на соответствующих видах работ на день назначения пенсии.

Оценив изложенное по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает, что оснований для включения периода военной службы в стаж истца по п. 19 ч.1 ст. 19 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ с 01 января 1992 года по 13 ноября 1993 года не имелось, следовательно, решение в данной части также подлежит отмене с принятием нового – об отказе в удовлетворении заявленных требований.

С учетом установленных обстоятельств период службы может быть включен в специальный стаж только с 01 декабря 1991 года по 31 декабря 1991 года.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2006 года, утвержденного постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 07 и 14 июня 2006 года (вопрос 29), суд, рассматривая спор, возникший в связи с отказом в назначении трудовой пенсии по старости досрочно, проверяет обоснованность решения об отказе пенсионного органа в назначении гражданину трудовой пенсии по старости досрочно, а также выясняет, имеется ли у гражданина право на назначение такой пенсии. Поэтому если у истца возникло право на страховую пенсию по старости в период рассмотрения дела судом, то суд не лишен возможности указать в решении на право истца на такую пенсию и на дату возникновения этого права.

Таким образом, с учетом разъяснений, изложенных в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2006 года, утвержденного постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 07 и 14 июня 2006 года (вопрос 29), суду первой инстанции следовало установить, возникло ли у истца право на пенсию в период с 04 мая 2018 года по день вынесения решения су с учетом всех периодов работы истца, что судом сделано не дело. Что свидетельствует о формальном подходе суда к рассмотрению настоящего дела по разрешению спора, связанного с реализацией права на пенсионное обеспечение лица, которое может быть отнесено к гражданам, нуждающимся в социальной защите, что привело к нарушению задач и смысла гражданского судопроизводства, установленных статьей 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и права Ключникова Ю.М. на справедливую, компетентную, полную и эффективную судебную защиту, гарантированную каждому ч. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации.

Так из решения ответчика усматривается, что Ключникову Ю.М. в стаж п. 19 ч.2 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ не были включены периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 11 февраля 2003 года по 24 февраля 2003 года, с 02 ноября 2009 года по 14 ноября 2009 года, с 13 января 2014 года по 24 января 2014 года.

Между тем, с учетом положений ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации данные периоды времени подлежат включению в педагогический стаж, поскольку за истцом было сохранено место работы, производились выплата средней заработной платы и производились отчисления в Пенсионный фонд Российской Федерации, следовательно, решение пенсионного органа в данной части подлежит отмене, а на ответчика следует возложить обязанность включить периоды нахождения Ключникова Ю.М. на курсах повышения квалификации в специальный стаж по п. 19 ч.2 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ.

С учетом периодов работы, подлежащих включению Ключникову Ю.М. в стаж по п. 19 ч.2 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ по решению пенсионного органа, суда первой и апелляционной инстанции продолжительность стажа 25 лет им выработана на 25 мая 2019 года (периоды с 17 августа 2002 года по 03 мая 2018 года, с 15 августа 1991 года по 25 ноября 1991 года, с 01 декабря 1991 года по 31 декабря 1991 года, с 28 марта 1994 года по 10 марта 1998 года, с 01 сентября 1998 года по 27 июля 2002 года).

Таким образом, пенсия Ключникову Ю.М. по п. 19 ч.2 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» должная быть назначена с ДД.ММ.ГГГГ (с учетом положений ч. 1.1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях»). Следовательно, указанная обязанность должна быть также возложена на ответчика.

Руководствуясь статьями 327-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Сосновского районного суда Челябинской области от 07 ноября 2022 года отменить в части отказа в удовлетворении требований Ключникова Юрия Михайловича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области

о признании незаконным решения Государственного учреждения – Управление пенсионного фонда в Сосновском районе Челябинской области от 16 ноября 2018 года №397767/18 по не включению периодов работы в специальный стаж по п. 19 ч.2 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях»: с 15 августа 1991 года по 25 ноября 1991 года в должности учителя труда в <данные изъяты> Казахской ССР; с 01 сентября 2000 года по 27 июля 2002 года в должности учителя трудового обучения и ИЗО <данные изъяты> Республики Казахстан;

о возложении обязанности по включению периодов работы в специальный стаж по п. 19 ч.2 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 15 августа 1991 года по 25 ноября 1991 года в должности учителя труда в <данные изъяты> Казахской ССР; с 01 сентября 2000 года по 27 июля 2002 года в должности учителя трудового обучения и ИЗО <данные изъяты> Республики Казахстан, возложении обязанности назначить пенсию;

в части удовлетворения требований Ключникова Юрия Михайловича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области о признании незаконным решения Государственного учреждения – Управление пенсионного фонда в Сосновском районе Челябинской области от 16 ноября 2018 года №397767/18 об отказе во включении в специальный стаж по п. 19 ч.2 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» периода военной службы по призыву с 01 января 1992 года по 13 ноября 1993 года;

принять в указанной части новое решение.

Признать незаконным решение Государственного учреждения – Управление пенсионного фонда в Сосновском районе Челябинской области от 16 ноября 2018 года № 397767/18 в части отказа во включении в специальный стаж Ключникова Юрия Михайловича по п. 19 ч.2 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» периодов работы с 15 августа 1991 года по 25 ноября 1991 года в должности учителя труда в <данные изъяты> Казахской ССР; с 01 сентября 2000 года по 27 июля 2002 года в должности учителя трудового обучения и ИЗО <данные изъяты> Республики Казахстан; военной службы по призыву с 01 декабря 1991 года по 31 декабря 1991 года; периодов нахождения на курсах повышения квалификации с 11 февраля 2003 года по 24 февраля 2003 года, с 02 ноября 2009 года по 14 ноября 2009 года, с 13 января 2014 года по 24 января 2014 года.

Возложить на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области обязанность включить в специальный стаж Ключникова Юрия Михайловича по п. 19 ч.2 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы с 15 августа 1991 года по 25 ноября 1991 года в должности учителя труда в <данные изъяты> Казахской ССР; с 01 сентября 2000 года по 27 июля 2002 года в должности учителя трудового обучения и ИЗО <данные изъяты> Республики Казахстан; военной службы по призыву с 01 декабря 1991 года по 31 декабря 1991 года; периодов нахождения на курсах повышения квалификации с 11 февраля 2003 года по 24 февраля 2003 года, с 02 ноября 2009 года по 14 ноября 2009 года, с 13 января 2014 года по 24 января 2014 года.

Возложить на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области назначить Ключникову Юрию Михайловичу досрочную страховую пенсию по п. 19 ч.2 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 25 ноября 2019 года.

Это же решение отменить в части возложения на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области обязанности по включению периода с 01 декабря 1991 года по 13 ноября 1993 года военной службы по призыву в страховой стаж.

В остальной части это же решение оставить без изменения, апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 16 октября 2023 года.

11-11748/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Ключников Юрий Михайлович
Ответчики
ОСФР по Челябинской области
Суд
Челябинский областной суд
Судья
Елгина Елена Григорьевна
Дело на сайте суда
oblsud.chel.sudrf.ru
15.08.2023Передача дела судье
11.09.2023Судебное заседание
12.10.2023Судебное заседание
23.10.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.10.2023Передано в экспедицию
12.10.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее