№ 3а-193/2019
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации10 октября 2019 г. г.Петрозаводск
Верховный Суд Республики Карелия в составепредседательствующего судьи Кудряшовой Е.П. при секретаре Сафоновой М.В.,с участием представителя административного истца Добрынина В.Э., представителя административного ответчика Государственного бюджетного учреждения Республики Карелия «Центр государственной кадастровой оценки» Зайцевой Е.В.,рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Добрынина В.Э, об оспаривании результатовопределения кадастровой стоимости земельного участка,
установил:
Добрынин В.Э. обратился в суд по тем основаниям, что является арендатором доли земельного участка с кадастровым номером (...), расположенного по адресу: (...)
По состоянию на 01 января 2018 г. кадастровая стоимость земельного участка установлена в размере 1603771 руб. 48 коп.
По инициативе административного истца Б. подготовил отчет №(...) от 04 сентября 2019 г. об оценке рыночной стоимости права собственности на земельный участок, согласно которому рыночная стоимость земельного участка, указанноговыше, определена в размере 777000 руб.
Административный истец полагает, что кадастровая стоимость земельного участка значительно превышает его рыночную стоимость, что влечет соответствующее увеличение арендной платы, исчисляемой из кадастровой стоимости земельного участка, в связи с чем просит установить кадастровую стоимость вышеназванного земельного участка в размере его рыночной стоимости. Также заявлены требования об обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости вышеназванного земельного участка в размере его рыночной стоимости, а также возмещении судебных расходов в размере 700 руб.
Определением судьи от 16 сентября 2019 г. для участия в деле в качестве административных ответчиков привлечены Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Карелия, Государственное бюджетное учреждение Республики Карелия «Центр государственной кадастровой оценки».
В судебном заседании административный истец поддержал административные исковые требования по изложенным в административном иске основаниям.
Представитель административного ответчика Государственного бюджетного учреждения Республики Карелия «Центр государственной кадастровой оценки» оставила разрешение спора на усмотрение суда, замечаний к отчету не высказала.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, не явились.
Выслушав явившихся лиц,изучивматериалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что15 августа 2019 г. между Министерством имущественных и земельных отношений Республики Карелия и Добрыниным В.Э. заключен договор аренды №(...) земельного участка с кадастровым номером (...), расположенного по адресу: (...)
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ (в редакции от 29 декабря 2014 г.) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
В силу пункта 5 статьи 65 названного Кодекса для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Таким образом, кадастровая стоимость влияет на размер арендной платы земельного участка, который административный истец арендует.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Кадастровая стоимость объектов недвижимости определяется в результате государственной кадастровой оценки в целях реализации Федерального закона от 29 июля 1998 г. №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 135-ФЗ) и Федерального закона от 03 июля 2016 г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее - Федеральный закон № 237-ФЗ), согласно положениям которых актуализация результатов государственной кадастровой оценки должна проводиться не чаще одного раза в три года и не реже одного раза в пять лет.
Сведения о земельном участке с кадастровым номером (...) были внесены 15 августа 2002 г. в государственный земельный кадастр (в последующем, государственный кадастр недвижимости) в соответствии с действующим на тот момент Федеральным законом от 02 января 2000 г. №28-ФЗ «О государственном земельном кадастре» на основании постановлений Главы самоуправления г. Петрозаводска от 31 августа 1995 г., договора аренды земельного участка от 30 января 1996 г.
Государственный кадастровый учет изменений всвязи с уточнением местоположения границы и (или) площади земельного участка с кадастровым номером (...) был осуществлен 20 октября 2015 г. решением органа кадастрового учета по результатам рассмотрения заявления от 08 октября 2015 г.? межевого плана.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером (...) утверждена приказом Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия от 22 ноября 2018 г. №221 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков категории земель населенных пунктов и земельных участков категории земель особо охраняемых территорий и объектов, расположенных на территории Республики Карелия»и составила 1603771 руб. 48 коп.по состоянию на 01 января 2018 г.
Данные обстоятельства лицами, участвующими в деле, не оспаривались.
Таким образом, кадастровая стоимость, которую оспаривает административный истец в настоящее время, является актуальной.
Учитывая, что Добрынин В.Э. с административным иском об оспаривании результатов кадастровой стоимости обратился16 сентября 2019 г., следовательно, в случае удовлетворения административного иска, кадастровая стоимость подлежит применению с 01 января 2019 г.
Согласно статье 11 Федерального закона № 237-ФЗ государственная кадастровая оценка проводится не чаще одного раза в три года (в городах федерального значения - не чаще одного раза в два года) и не реже одного раза в пять лет, за исключением проведения внеочередной государственной кадастровой оценки. Указанный срок определяется со дня принятия акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости до дня принятия акта об утверждении следующих результатов определения кадастровой стоимости.
Ввиду закрепленной законом периодичности проведения государственной кадастровой оценки заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости до дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости такого объекта недвижимости, определенной в результате проведения новой государственной кадастровой оценки или по итогам оспаривания кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, или в соответствии со статьей 16 настоящего Федерального закона (статья 22 Федерального закона № 237-ФЗ).
Сведения о кадастровой стоимости земельного участка внесены в Единый государственный реестр недвижимости 28 января 2019 г., с административным иском административный истец обратился в суд 16 сентября 2019 г., то есть в установленный Федеральным законом № 237-ФЗ срок.
Пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 22 июля 2010 г. №167-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации») установлено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В соответствии с пунктом 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
Кадастровая стоимость объекта недвижимости определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для целей налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, без учета иных, кроме права собственности, имущественных прав на данный объект недвижимости (пункт 3 Федерального стандарта оценки «Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости (ФСО № 4)», утвержденного приказом Минэкономразвития РФ от22 октября 2010 г. № 508).
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу статьи 22 Федерального закона № 237-ФЗ является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Полагая, что установленная кадастровая стоимость земельного участка, находящегося в аренде, не соответствует его рыночной стоимости, административный истец обратился с административным иском в суд.
Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим рыночная стоимость, подлежащая внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена произвольно на произвольную дату.
Рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером (...), расположенного по адресу: (...), определена в размере 777000 руб. по состоянию на 01 января 2018 г. на основании отчета об оценке рыночной стоимости права собственности на земельный участок№(...) от 04 сентября 2019 г.,выполненного Б.
По смыслу статьи 22 Федерального закона № 237-ФЗ отчет, составленный по основаниям и в порядке, которые предусмотрены действующим законодательством, является основанием для пересмотра кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Сопоставив представленные документы о рыночной стоимости земельного участка, изучив мнения лиц, участвующих в деле, отраженные в отзывах, а также учитывая то, что фактически отчет об оценке административными ответчиками и заинтересованными лицами не оспорен, ходатайств о назначении судебной оценочной экспертизы не заявлено, суд приходит к выводу о том, что отчет в целом соответствует требованиям законодательства, в связи с чем суд признает его достоверным и отвечающим требованиям действующего законодательства, соглашаясь с рыночной стоимостью земельного участка в размере 777000 руб.
На основании части 4 статьи 7, пункта 5 части 2 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» и статьи 17 Федерального закона № 237-ФЗ установление судом кадастровой стоимости является основанием для органа регистрации прав внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости, в связи с чем в удовлетворении административных исковых требований в части возложения соответствующей обязанности на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия необходимо отказать.
В случае изменения кадастровой стоимости в порядке, установленном статьей 22 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января года, в котором в суд или комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости подано заявление об оспаривании, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (пункт 4 статьи 18 Федерального закона № 237-Ф№).
По заявленным административным истцом требованиям о взыскании судебных расходов суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч.1 ст.103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
Согласно разъяснениям, данным в п.4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 г. № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела», в случаях, когда законом либо договором предусмотрен претензионный или иной обязательный досудебный порядок урегулирования спора, расходы, вызванные соблюдением такого порядка (например, издержки на направление претензии контрагенту, на подготовку отчета обоценке недвижимости при оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости юридическим лицом, на обжалование в вышестоящий налоговый орган актов налоговых органов ненормативного характера, действий или бездействия их должностных лиц), в том числе расходы по оплате юридических услуг, признаются судебными издержками и подлежат возмещению исходя из того, что у истца отсутствовала возможность реализовать право на обращение в суд без несения таких издержек (ст.ст. 106, 129 КАС РФ).
В соответствии с положениями ст.106 КАС РФ к издержкам, связанным с рассмотрением административного дела, относятся, в том числе, расходы признанные судом необходимыми (п.7).
Из ч.1 ст.111 КАС РФ следует, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ст.107 и ч.3 ст.109 названного Кодекса.
Пунктом 31 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» предусмотрено, что вопрос о судебных расходах, понесенных заявителем, административным истцом, заинтересованным лицом, административным ответчиком, разрешается в соответствии с правилами главы 10 КАС РФ, с учетом того, что главой 25 КАС РФ не установлено каких-либо особенностей распределения судебных расходов по делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости. При удовлетворении требований об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости судебные расходы взыскиваются с органа, утвердившего результаты определения кадастровой стоимости.
Принимая во внимание изложенное, а также то, что ранее определенная в порядке массовой оценки кадастровая стоимость объекта недвижимости существенно превышает итоговую величину рыночной стоимости указанного объекта недвижимости, установленную судом в качестве кадастровой (в два раза), суд приходит к выводу, что это может свидетельствовать об ошибке, допущенной при формировании методики определения кадастровой стоимости или при ее применении к конкретному объекту недвижимости, повлекшей нарушение прав административного истца как плательщика арендной платы.
В соответствии с приведенными нормами действующего законодательства возместить понесенные расходы обязано Министерство имущественных и земельных отношений, как орган, утвердивший результаты определения кадастровой стоимости.
Поскольку административным истцом при подаче административного иска уплачена государственная пошлина в размере 300 руб., а также понесены расходы в сумме 400 руб. за получение сведений из Единого государственного реестра недвижимости, являющиеся необходимыми для подачи административного иска, следовательно, в его пользу в порядке ст.111 КАС РФ с административного ответчика подлежат возмещению расходы в размере 700 руб.
Руководствуясь ст.ст.175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Добрынина В.Э, удовлетворить частично.
Установить по состоянию на 01 января 2018 г. кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером (...), расположенного по адресу: (...), в размере его рыночной стоимости, равной 777000 руб. на период с 01 января 2019 г. и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, в Единый государственный реестр недвижимости.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 16 сентября 2019 г.
В удовлетворении остальных административных исковых требований отказать.
Взыскать с Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия в пользу Добрынина В.Э, судебные расходы в размере 700 руб.
Решение может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, с подачей жалобы через Верховный Суд Республики Карелия.
Судья Е.П. Кудряшова
Мотивированное решение
составлено 11 октября 2019 г.