Решение
Именем Российской Федерации
07 августа 2019 года г. Астрахань
Ленинский районный суд г. Астрахани в составе:
председательствующего судьи Асламбековой Г.А.,
при секретаре Сгибневой Ю.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ершова А.В. к ГКУ <адрес> «Центр социальной поддержки населения <адрес>» о признании пропущенного срока на получение компенсации за проезд до места лечения и обратно ребенку-инвалиду уважительным,
установил:
Истец Ершов А.В. обратился в суд с иском к ГКУ <адрес> «Центр социальной поддержки населения <адрес>» о признании пропущенного срока на получение компенсации за проезд до места лечения и обратно ребенку-инвалиду уважительными, указав, что с 30.10.2017г. истцу пришлось произвести семь поездок в НИДОИ им. Турнера на операции в <адрес> 28.10.2017г., 15.01.2018г., 02.04.2018г., 05.05.2018г., 25.06.2018г., 12.08.2018г., 06.10.2018г. Поездка 15.01.2018г. Астрахань-Санкт-Петербург и обратно 19.01.2018г. по направлению и по вызову НИДОИ им. Турнера <адрес> оплата за билеты не была компенсирована истцу. Из-за отсутствии времени и сведений о том, что существуют ограничения по сроку в 6 месяцев для подачи заявления о компенсации расходов за билеты, истец не мог во время обратиться с заявлением на получение компенсации за проезд. Для получения компенсации истец с необходимыми документами обратился в ГКУ <адрес> «Центр социальной поддержки населения <адрес>» с заявлением спустя 6 месяцев с момента оплаты за билеты. В связи с чем, истцу было отказано в компенсации расходов и поездка 15.01.2018г. Астрахань-Санкт-Петербург и обратно 19.01.2018г. по направлению и по вызову НИДОИ им. Турнера <адрес> оплата за билеты не была компенсирована истцу.
В связи с чем, истец просил суд признать уважительной причину пропуска срока за обращением по компенсационной выплате за билеты на проезд до места лечения и обратно ребенку инвалиду ФИО3 Обязать произвести положенную компенсацию в размере стоимости двух билетов Астрахань-Санкт-Петербург от 15.01.2018г. и Санкт-Петербург Астрахань от 19.01.2018г. в размере 9856 руб.
В судебном заседании истец Ершов А.В. поддержал исковые требования в полном объеме, просил суд их удовлетворить.
Представитель ответчика ГКУ <адрес> «Центр социальной поддержки населения <адрес>» в судебное заседание не явился, уведомлены надлежащим образом, причина неявки суду не известна.
Представитель третьего лица Министерства социального развития и труда <адрес> в судебное заседание не явился, в суд поступил отзыв, согласно которого просят в иске Ершова А.В. отказать, рассмотреть дело без их участия.
Суд, выслушав истца Ершова А.В., исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Как установлено в судебном заседании и следует из пояснений истца с 30.10.2017г. истцу пришлось произвести семь поездок на госпитализацию дочери ФИО3, 2016г.р. в ФГБУ «Научно-исследовательский детский ортопедический институт им. ФИО4» <адрес> для оказания высокотехнологической медицинской помощи, а также в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи по полису обязательного медицинского страхования. Поездка с 15.01.2018г. по 19.01.2018г. в <адрес> и обратно была оплачена истцом, однако оплата за билеты не была компенсирована истцу. Для получения компенсации истец с необходимыми документами обратился в ГКУ <адрес> «Центр социальной поддержки населения <адрес>» с заявлением спустя 6 месяцев с момента оплаты за билеты. Из-за отсутствия времени и сведений о том, что существуют ограничения по сроку в 6 месяцев для подачи заявления о компенсации расходов за билеты, истец не мог во время обратиться с заявлением на получение компенсации за проезд.
Согласно ответа ГКУ <адрес> от 08.02.2019г. «Центр социальной поддержки населения <адрес>», Министерства социального развития и труда <адрес> от 20.03.2019г., Ершову А.В. отказано в компенсации расходов на оплату проезда в специализированную медицинскую организацию для получения специализированной, в том числе высокотехнологической медицинской помощи и консультации ребенком-инвалидом в связи с тем, что обращение за указанной мерой социальной поддержки последовало позднее 6 месяцев со дня осуществления проезда в специализированную медицинскую организацию.
Статьей 6.1 Федерального закона «О государственной социальной помощи» от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ определены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в пункте 9 данной нормы названы дети-инвалиды.
Согласно ст. 73 Конституции Российской Федерации вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти.
В соответствии со ст. 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов.
В соответствии с абзацем 5 статьи 26.3.1 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъекта Российской федерации" органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
Следовательно, расходы по обеспечению компенсационных выплат являются расходным обязательством субъектов Российской Федерации, и осуществляется в установленном ими порядке.
Согласно ст. 15 Закона Астраханской области от 22.12.2016г. № 85/20106 –ОЗ «О мерах социальной поддержки и социальной помощи отдельным Семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется: компенсация расходов на оплату проезда в специализированную медицинскую организацию для получения специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи и консультации ребенком-инвалидом (далее в настоящей статье - расходы на оплату проезда) в целях оплаты проезда в специализированную медицинскую организацию и обратно: в другие субъекты Российской Федерации для получения высокотехнологичной медицинской помощи и консультации; в пределах Астраханской области для получения специализированной медицинской помощи и консультации. Денежная выплата на расходы, связанные с лечением ребенка-инвалида в специализированной медицинской организации за пределами Астраханской области или с необходимостью приобретения гастростомической трубки, назогастрального питательного зонда или лекарственных средств, не входящих в перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, определенный законодательством Российской Федерации (далее в настоящей статье - денежная выплата, лекарственные препараты). Право на компенсацию расходов на оплату проезда имеют семьи, нуждающиеся в поддержке, имеющие детей-инвалидов, понесшие расходы на оплату проезда и обратившиеся за ее получением в срок не позднее шести месяцев со дня их осуществления.
Согласно п.7 Постановления Правительства Астраханской области от 16.08.2017г. № 273-П « О порядке и условиях назначения и предоставления мер социальной поддержки семьям, имеющим детей-инвалидов.» учреждение в течение 10 рабочих дней со дня регистрации документов, указанных в пункте 6 настоящего Порядка, принимает решение в форме локального акта о назначении компенсации расходов на оплату проезда либо об отказе в назначении компенсации расходов на оплату проезда. Основаниями для отказа в назначении компенсации расходов на оплату проезда являются: несоответствие заявителя требованиям, установленным частью 1 статьи 5, частью 2 статьи 15 Закона Астраханской области.
В судебном заседании истец Ершов А.В. не оспаривал факт того, что срок для обращения с заявлением о компенсации расходов на оплату проезда в специализированную медицинскую организацию им был пропущен.
Согласно письма Министерства социального развития и труда Астраханской области от 20.03.2019г. для оформления мер социальной поддержки, социальной помощи истец был вправе обратиться в центр социальной поддержки населения по месту жительства (месту пребывания) или многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ) посредством личного обращения или через представителя, действующего на основании доверенности, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо направления по почте, либо с использованием электронных носителей и (или) (сетей общего пользования) в том числе информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее - в электронной форме, сеть «Интернет» соответственно): посредством (государственных информационных систем Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» http://www.gosuslugi.ru и «Региональный портал государственных и муниципальных услуг (функций) Астраханской области» http://gosuslugi.aslrobl.ru в сети «Интернет»; иным способом, позволяющим передать в электронной форме заявление и документы.
Однако истец Ершов А.В. не воспользовался данным правом в установленный законом срок, любым доступным для него способом.
В связи с чем, доводы истца о том, что в виду отсутствия времени и сведений о том, что существуют ограничения по сроку в 6 месяцев для подачи заявления о компенсации расходов за билеты, истец не мог во время обратиться с заявлением на получение компенсации за проезд, суд признает не состоятельными.
Кроме того, федеральными нормативными правовыми актами, нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации Астраханской области не предусмотрено восстановление срока для обращения с заявлением о компенсации расходов на оплату проезда в специализированную медицинскую организацию для получения специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи и консультации ребенком-инвалидом.
Правительство Астраханской области, устанавливая порядок и условия предоставления мер социальной поддержки, вправе в пределах своих полномочий вносить изменения и дополнения в установленный порядок, в связи с чем, у суда отсутствуют правовые основания для возложения на ГКУ Астраханской области «Центр социальной поддержки населения Ленинского района г. Астрахани» обязанности по восстановлению срока для обращения с заявлением о компенсации расходов на оплату проезда в специализированную медицинскую организацию для получения специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи и консультации ребенком-инвалидом.
Таким образом, ГКУ Астраханской области «Центр социальной поддержки населения Ленинского района г. Астрахани» истцу правомерно отказано в удовлетворении требований о получении компенсации за проезд.
При таких обстоятельствах исковые требования заявлены истцом Ершовым А.В. не обосновано и удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ суд,
решил:
в удовлетворении иска Ершова А.В. к ГКУ <адрес> «Центр социальной поддержки населения <адрес>» о признании пропущенного срока на получение компенсации за проезд до места лечения и обратно ребенку-инвалиду уважительным, отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца в Астраханский областной суд.
Судья Г.А. Асламбекова