Дело № 33-3313/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г.Тюмень 04 июля 2022 года
Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе:
председательствующего судьи: Чесноковой А.В.
судей: Малининой Л.Б., Фёдоровой И.И.,
при секретаре-помощнике судьи: Николаеве Н.А.,
с участием прокурора: Сипиной С.Ю.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика Управления социальной защиты населения г. Тюмени и Тюменского района на решение Центрального районного суда г. Тюмени от 26 января 2022 года, которым постановлено:
«Исковые требования прокурора города Тюмени в интересах ФИО1 удовлетворить.
Признать незаконным решение Управления социальной защиты населения г. Тюмени и Тюменского района от 30.04.2021 г.
Возложить на Управление социальной защиты населения г. Тюмени и Тюменского района обязанность назначить и выплатить ФИО1 единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности».
Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Чесноковой А.В., выслушав заключение прокурора, полагавшего апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Прокурор г. Тюмени обратился в суд с иском в интересах ФИО1 к Управлению социальной защиты населения г. Тюмени и Тюменского района о признании незаконным решения ответчика от 30.04.2021 об отказе в назначении меры социальной поддержки, возложении обязанности назначить и выплатить истцу единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности.
Требования мотивированы тем, что 29.04.2021г. ФИО1 обратилась к ответчику с заявлением о выплате единовременного пособия по категории женщины, вставшие на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности. Между тем, решением от 30.04.2021г. в назначении данного пособия было отказано в связи с тем, что трудовой договор был расторгнут с истцом 11.01.2019г. в связи с ликвидацией организации. С данным решением истец не согласен, поскольку впоследствии ФИО1 с 09.04.2020 года по 07.04.2021 года состояла на учёте в качестве безработной, то есть обратилась в органы службы занятости населения в течение 12 месяцев после увольнения, в связи с чем она соответствует критериям, установленным пп. «б» п. 10, п. 19 Порядка, утверждённого приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29.09.2020 года, п. 3, 4 Административного регламента по предоставлению органами государственной власти субъектов Российской Федерации государственной услуги в сфере переданных полномочий Российской Федерации по назначению государственных пособий гражданам, имеющим детей, утверждённого приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 23.03.2018 года № 186н. Истец указывал, что действующим законодательством при соблюдении условий для назначения пособий не определены сроки давности для обращения с соответствующим заявлением.
В судебном заседании помощник прокурора г. Тюмени ФИО5, истец ФИО1 исковые требования поддержали.
Представители ответчика Управления социальной защиты населения г. Тюмени и Тюменского района ФИО6, ФИО7 просили в удовлетворении иска отказать.
Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласен ответчик Управление социальной защиты населения г. Тюмени и Тюменского района (л.д. 107-112).
В апелляционной жалобе представитель ФИО8 просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований.
В доводах жалобы указывает, что согласно абзацу 2 статьи 6 Федерального закона № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» право на пособие по беременности и родам имеют женщины, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в том числе женщины, уволенные в связи с ликвидацией организации, в течение двенадцати месяцев, предшествующих дню признания их безработными.
Согласно статье 9 Федерального закона № 81-ФЗ женщины, вставшие на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности (до двенадцати недель) имеют право на единовременное пособие дополнительно к пособию по беременности и родам.
Согласно пункту 21 Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29.09.2020 №668н единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности, назначается и выплачивается по месту назначения и выплаты пособия по беременности и родам. В соответствии с подпунктом «б» пункта 24 Административного регламента с заявлением о назначении пособия по беременности и родам предоставляется листок нетрудоспособности.
Как указывает заявитель, на основании трудовой книжки ФИО1 уволена в связи с ликвидацией организации 11.01.2019г. По сведениям службы занятости населения ФИО1 признана безработной с 08.02.2019г. по 28.11.2019г. и с 09.04.2020г. по 07.04.2021г.
Листок нетрудоспособности выдан ей 31.03.2021г., то есть по истечении более 2-х лет после увольнения и первичного признания безработной, т.е. беременность наступила по истечении 12 месяцев до признания в установленном порядке ФИО1 безработной.
Учитывая вышеизложенное, как полагает заявитель апелляционной жалобы, право на выплату пособия по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности, у ФИО1 отсутствовало. Пособие по беременности и родам ФИО1 Управлением не назначалось, как указано в исковом заявлении истца, поэтому правовые основания для назначения единовременного пособия в ранние сроки беременности отсутствуют.
Информация о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции была заблаговременно размещена на официальном сайте Тюменского областного суда http://oblsud.tum.sudrf.ru (раздел судебное делопроизводство).
Истец ФИО1, представитель ответчика Управления социальной защиты населения г. Тюмени и Т, извещённые о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, ходатайств об отложении дела слушанием не заявляли.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, как это предусмотрено ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, оценив имеющиеся в деле доказательства, выслушав заключение прокурора, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 11.01.2019г. ФИО1 была уволена в связи с ликвидацией организации, что подтверждается копией трудовой книжки.
08 февраля 2019 года истица впервые была поставлена на учет в качестве безработной и была зарегистрирована в качестве таковой по 28.11.2019 года, а также в период с 09.04.2020 года по 07.04.2021 года (л.д.25).
Согласно справке ГБУЗ ТО «Роддом № 2» 06.11.2020г. ФИО1 была поставлена на диспансерный учет по беременности на сроке 10 недель (л.д.22).
29 апреля 2021 года истица обратилась к ответчику с заявлением о выплате единовременного пособия по категории женщины, вставшие на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности.
Решением ответчика от 30.04.2021г. в назначении данного пособия было отказано в связи с тем, что трудовой договор был расторгнут 11.01.2019г.
Разрешая заявленные исковые требования, суд первой инстанции, исходя из установленных по делу обстоятельств и доказательств, представленных сторонами, пришёл выводу о том, что, поскольку ФИО1 уволена в связи с ликвидацией организации (11.01.2019г.), в течении двенадцати месяцев, предшествовавших дню признания её безработной (08.02.2019г.), встала на учет в медицинской организации в ранние сроки беременности (10 недель), то она имеет право на единовременное пособие как женщина, вставшая на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности.
Судебная коллегия находит данные выводы суда ошибочными, постановленными с нарушением норм материального права.
Порядок и условия предоставления пособия по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности, предусмотрены Федеральным законом от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (далее - Федеральный Закон № 81-ФЗ), Порядком и условиями назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29.09.2020 №668н (далее - Порядок), Административным регламентом по предоставлению органами государственной власти субъектов Российской Федерации государственной услуги в сфере переданных полномочий Российской Федерации по назначению государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 23.03.2018 №186н (далее - Административный регламент).
Согласно абзацу 2 статьи 6 Федерального закона № 81-ФЗ право на пособие по беременности и родам имеют женщины, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в том числе женщины из числа гражданского персонала воинских формирований Российской Федерации, находящихся на территориях иностранных государств в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, а также женщины, уволенные в связи с ликвидацией организации, прекращением физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, прекращением полномочий нотариусами, занимающимися частной практикой, и прекращением статуса адвоката, а также в связи с прекращением деятельности иными физическими лицами, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, в течение двенадцати месяцев, предшествующих дню признания их безработными.
Согласно статье 9 Федерального закона № 81-ФЗ женщины, вставшие на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности (до двенадцати недель) имеют право дополнительно к пособию по беременности и родам на единовременное пособие.
Исходя из анализа пунктов 15, 19 Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей", утвержденного Приказ Минтруда России от 29.09.2020 N 668н (ред. от 15.02.2021), действовавшего на момент обращения ФИО1 в УСЗН г. Тюмени и Тюменского района, пунктов 3, 4 Административного регламента предусмотрено, что женщинам, уволенным в связи с ликвидацией организации, прекращением физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, прекращением полномочий нотариусами, занимающимися частной практикой, и прекращением статуса адвоката, а также в связи с прекращением деятельности иными физическими лицами, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, в течение двенадцати месяцев, предшествующих дню признания их безработными, пособие по беременности и родам, единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности, назначается и выплачивается органами социальной защиты населения по месту жительства заявителя.
В соответствии с п. 21 Порядка единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности, назначается и выплачивается по месту назначения и выплаты пособия по беременности и родам.
В соответствии с подпунктом «б» пункта 24 Административного регламента с заявлением о назначении пособия по беременности и родам предоставляется листок нетрудоспособности.
В соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 01.09.2020 № 925н «Об утверждении порядка выдачи и оформления листков нетрудоспособности, включая порядок формирования листков нетрудоспособности в форме электронного документа» (далее - Приказ) листок нетрудоспособности на бумажном носителе выдается женщинам, уволенным в связи с ликвидацией организации, в связи с прекращением деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, прекращением полномочий нотариусами, занимающимся частной практикой, прекращением статуса адвоката, у которых беременность наступила в течение 12 месяцев до признания их в установленном порядке безработными (абзац 2 статьи 6 Федерального закона № 81-ФЗ).
В соответствии с письмом ГУ - Тюменское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации от 30.07.2021г. № 06-12/7206-10907 (л.д. 31-33) право на выдачу листка нетрудоспособности ФИО1 как женщине, уволенной в связи с ликвидацией организации, у которой беременность наступила в течение 12 месяцев до признания ее в установленном порядке безработной, у медицинской организации отсутствовало.
Вместе с тем, пунктом 2 Приказа установлено, что в случае необходимости подтверждения периода временной нетрудоспособности и наличия уважительных причин неявки в государственные учреждения службы занятости населения лицам, признанным безработными и состоящим на учете в государственных учреждениях службы занятости населения, в случае беременности и родов листок нетрудоспособности выдается на бумажном носителе.
В период нетрудоспособности ФИО1 состояла на учете в государственном учреждении службы занятости населения, соответственно медицинской организацией выдан листок нетрудоспособности по беременности и родам в связи с необходимостью подтверждения периода временной нетрудоспособности и наличия уважительных причин неявки в государственные учреждения службы занятости населения.
Листок нетрудоспособности выдан 31.03.2021г. - по истечении более 2-х лет после увольнения ФИО1 (11.01.2019г.) и первичного признания её безработной (08.02.2019 года), т.е. беременность наступила по истечении 12 месяцев до признания в установленном порядке безработной после увольнения с предприятия в связи с его ликвидацией.
Таким образом, право на единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности, у ФИО1 отсутствовало, а потому исковые требования прокурора не подлежали удовлетворению.
Учитывая допущенные судом первой инстанции нарушения в толковании и применении норм материального права, неверную оценку представленных доказательств и юридически значимых обстоятельств, решение суда не может считаться законным и обоснованным и подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объёме.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда г. Тюмени от 26 января 2022 года отменить.
Принять по делу новое решение:
В удовлетворении исковых требований прокурора города Тюмени в интересах ФИО1 к Управлению социальной защиты населения города Тюмени и Тюменского района отказать в полном объёме.
Председательствующий:
Судьи коллегии:
Мотивированное апелляционное определение составлено 8 июля 2022 года