Дело № 2-244/2021
25RS0017-01-2021-000396-84
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 мая 2021 года пгт. Кавалерово
Кавалеровский районный суд Приморского края в составе председательствующего судьи Гидрович О.В.,
при секретаре Фадеевой Е.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мальцевой Елены Владимировны к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 16 по Приморскому краю о взыскании компенсации за неиспользованный отпуск и компенсации морального вреда,
установил:
Мальцева Е.В. обратилась в суд с иском к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 16 по Приморскому краю (далее по тексту – МИФНС России № 16 по Приморскому краю) о возложении обязанности произвести перерасчет выплат при увольнении, взыскании недоплаченной суммы компенсации четырехмесячного денежного содержания в размере 143 957, 08 руб., недоплаченной компенсации за неиспользованный отпуск 65 099, 92 руб., денежной компенсации за задержку выплат – 5 240, 37 руб., компенсации морального вреда 50 000 руб., судебных расходов по оплате юридических услуг – 4 500 руб.
В обоснование требований истица указала, что с 14.06.2000 года состояла в трудовых отношениях с МИФНС России № 5 по Приморскому краю. В настоящее время МИФНС России № 5 по Приморскому краю реорганизована путем присоединения к МИФНС России № 16 по Приморскому краю. Приказом от 24.12.2020 года служебный контракт с ней был расторгнут, она освобождена от замещаемой должности и уволена с государственной гражданской службы в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы. При увольнении работодателем в расчет компенсации за неиспользованный отпуск, компенсации в размере 4-х месячного денежного содержания не включены суммы выплаченных средств материального стимулирования за период с декабря 2019 года по ноябрь 2020 года. По мнению истицы указанные выплаты, произведенные сверх установленного фонда оплаты труда, подлежат включению в состав денежного содержания гражданского служащего. Полагает, что с ответчика подлежат взысканию денежная компенсация, предусмотренная ст. 236 ТК РФ, а также компенсация морального вреда.
После уточнения исковых требования истица просила взыскать с ответчика задолженность по компенсации при увольнении с государственной гражданской службы (четырехмесячное денежное содержание) в размере 127 259, 76 руб., задолженность по компенсации за неиспользованный отпуск - 57 549, 01 руб., компенсацию (проценты) за задержку указанных выплат - 4 030, 31 руб., компенсацию морального вреда - 50 000 руб., судебные расходы по оплате юридических услуг – 10 500 руб.
В судебном заседании истица Мальцева Е.В. и ее представитель – адвокат Клюева Л.С. поддержали уточненный иск по изложенным в нем основаниям.
Представитель ответчика МИФНС России № 5 по Приморскому краю Городняя Ж.В., действующая на основании доверенности, иск не признала, пояснила, что материальное стимулирование не входит в состав денежного содержания гражданского служащего, в связи с чем не подлежит учету при исчислении сумм компенсации за неиспользованный отпуск и четырехмесячного денежного содержания. Полагала недоказанными причинение нравственных страданий истице в результате неполучения спорных сумм, а также факт несения ею судебных расходов по оплате юридических услуг. В связи с этим просила в удовлетворении иска отказать в полном объеме.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что Мальцева Е.В. с 14.06.2000 года состояла в трудовых отношениях с инспекцией Министерства по налогам и сборам Российской Федерации по Кавалеровскому району, преобразованной в МИФНС России № 5 по Приморскому краю на должностях государственного налогового инспектора отдела налогооблажения юридических лиц, ведущего специалиста отдела информационных технологий, ведущего специалиста-эксперта отдела информационных технологий, ведущего специалиста-эксперта отдела информационно-аналитической работы, что подтверждается соответствующими записями трудовой книжки и представленными ответчиком приказами.
21.04.2005 между истицей и МИФНС России № 5 по Приморскому краю заключен служебный контракт № 29 о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации и замещении должности государственной гражданской службы Российской Федерации в Федеральной налоговой службе на неопределенный срок.
Приказом МИФНС России № 5 по Приморскому краю от 24.12.2020 № 01-03/130 в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе, на основании п. 8.2 ч.1 ст. 37 Федерального закона «О государственной гражданской службе», служебный контракт, заключенный 21.04.2005 с Мальцевой Е.В., расторгнут, она освобождена от замещаемой должности ведущего специалиста-эксперта отдела информационно-аналитической работы и уволена с государственной гражданской службы с 31.12.2020 года.
Из материалов дела следует, что при увольнении Мальцевой Е.В. выплачена денежная компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания в сумме 163 836, 44 руб. и компенсация за неиспользованный отпуск (53 календарных дня) - 70 908, 68 руб.
Мальцева Е.В. не согласна с размером указанных выплат, поскольку при исчислении ее месячного денежного содержания и расчете компенсации инспекцией не было учтено полученное ею материальное стимулирование в период с декабря 2019 года по ноябрь 2020 года.
МИФНС России № 5 по Приморскому краю с 11.01.2021 была реорганизована путем присоединения к МИФНС России № 16 по Приморскому краю.
20.02.2021 Мальцева Е.В. обратилась в МИФНС России № 16 по Приморскому краю с заявлением (претензией) о перерасчете размера денежного содержания и выплаченных ей при увольнении денежных сумм, в удовлетворении которого ей письмом от 18.03.2021 было отказано.
Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ).
Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 27.07.2004. № 79-ФЗ гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.
Частью 1 статьи 50 Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, или классным чином юстиции, или дипломатическим рангом, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (часть 2 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ).
К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (часть 5 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ).
В соответствии с частью 10 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. № 562 (далее - Правила).
В пункте 2 Правил установлен исчерпывающий перечень выплат, учитываемых при исчислении денежного содержания гражданского служащего в тех случаях, на которые распространяется действие Правил. Никакие иные выплаты, кроме тех, что перечислены в частях 2 и 5 статьи 50 Федерального закона № 79-ФЗ, в указанном пункте Правил не предусмотрены.
Исчисление денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске осуществляется в соответствии с пунктом 6 Правил, согласно которому дополнительно к сохраняемому денежному содержанию, которое состоит из оклада денежного содержания, ежемесячного денежного поощрения и ежемесячных надбавок к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе, за особые условия гражданской службы и за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за последние 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.
Расчет месячного денежного содержания гражданских служащих для выплаты компенсации при увольнении в связи с сокращением должности гражданской службы или упразднением государственного органа осуществляется в соответствии с пунктом 8 Правил.
Согласно данному пункту Правил месячное денежное содержание в указанных случаях исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, включающих ежемесячную надбавку к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе, ежемесячную надбавку к должностному окладу за особые условия гражданской службы, ежемесячную процентную надбавку к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, а также ежемесячное денежное поощрение. Кроме того, при исчислении денежного содержания гражданского служащего в рассматриваемом случае учитываются также 1/12 размера премий за выполнение особо важных и сложных заданий, материальной помощи, выплачиваемой за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих, и единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта.
В силу части 1 статьи 51 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.
При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания (часть 2 статьи 51 Федерального закона от 27.04.2004 № 79-ФЗ).
В соответствии с частью 3 статьи 51 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 данной статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента) если такая выплата в соответствии с законодательством Российской Федерации производится в федеральном государственном органе; 2) на выплату в отдельных федеральных государственных органах повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно части 6 статьи 51 Федерального закона от 27.04.2004 № 79-ФЗ порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.
Пунктом 8 Указа Президента Российской Федерации от 25.07.2006 № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» установлено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).
Пунктом 9 названного Указа Президента Российской Федерации предусмотрено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 этого указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 8 подпункта «р» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» Правительству Российской Федерации было поручено до 1 июля 2012 года представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие, в том числе, установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.
В рамках мероприятий, предусмотренных Указом № 601 в части совершенствования системы оплаты труда (денежного содержания) гражданских служащих, предусмотренных к реализации в 2014 году, принято постановление Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 года № 238-7, предусматривающее объемы бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда на дополнительное материальное стимулирование гражданских служащих их центральных аппаратов и территориальных органов.
Впоследствии Правительством Российской Федерации ежегодно принимались соответствующие постановления, которыми были предусмотрены объемы бюджетных ассигнований на дополнительное материальное стимулирование.
При этом постановления Правительства РФ, принимаемые ежегодно в целях утверждения объемов средств материального стимулирования федеральным государственным органам, не содержат норм, регламентирующих правовую форму и порядок выплаты указанных средств гражданским служащим.
В соответствии с п.4 ч.1 ст. 21 Федерального закона от 29.11.2018 № 459-ФЗ «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» предусмотрены ассигнования из федерального бюджета на 2019 – 2021 годы на реализацию решений Правительства Российской Федерации, направленных на совершенствование системы материальной мотивации федеральных государственных гражданских служащих.
Исходя из приведенных норм, следует, что указанное материальное стимулирование за счет средств бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным ч.10 ст. 50 Федерального закона от 27.04.2004 № 79-ФЗ, входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих.
Согласно разъяснениям, содержащимся в Письме Министерства финансов Российской Федерации от 15 июля 2014 г. № 14-04-05/34482, для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с пунктами 6 и 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. № 562, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенного статьей 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ, следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 г. № 238-7.
Из материалов дела следует, что выплаченное Мальцевой Е.В. материальное стимулирование было осуществлено в соответствии с письмами ФНС России «О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих», УФНС России по Приморскому краю «О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России», решениями комиссии УФНС России по Приморскому краю по распределению средств дополнительного материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих сверх установленного фонда оплаты труда, за показатели эффективности профессиональной служебной деятельности, личный вклад в обеспечение исполнения полномочий, возложенных на территориальные органы ФНС России, приказами ФНС России, УФНС России по Приморскому краю о материальном стимулировании за 4 квартал 2019 года и 2020 год.
При установленных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что материальное стимулирование, выплаченное Мальцевой Е.В., подлежит учету при расчете компенсации при увольнении и компенсации за неиспользованный отпуск, поскольку производилось в рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента РФ от 07.05.2012 № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» в части совершенствования системы оплаты труда гражданских служащих, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органом сверх установленного фонда оплаты труда на основании принятых Правительством Российской Федерации решений о выделении бюджетных ассигнований на дополнительное материальное стимулирование.
Согласно представленным ответчиком расчетам, произведенным с учетом средств материального стимулирования за период с декабря 2019 года по ноябрь 2020 года, сумма недоначисленной Мальцевой Е.В. компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания при увольнении составила 127 259, 76 руб., недоплаченной компенсации за неиспользованный отпуск (53 дня) - 57 549, 01 руб.
Расчеты указанных сумм судом проверены, признаны правильными, стороной истца не оспаривались.
При таких обстоятельствах, требования истицы о взыскании с ответчика компенсации при сокращении в размере 127 259, 76 руб. и компенсации за неиспользованный отпуск – 57 549, 01 руб. подлежат удовлетворению в полном объеме.
Доводы представителя ответчика о необходимости применения к спорным правоотношениям пункта 2 Порядка осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы, разработанного в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2007 г. № 611 «О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти» и утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 17 октября 2007 г. № 90н, в соответствии с которым материальное стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы не входит в состав денежного содержания гражданского служащего, судом не принимаются во внимание по следующим основаниям..
Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2007 г. № 611 «О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти» указано на осуществление материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих, в том числе территориальных органов Федеральной налоговой службы, с 1 января 2007 г., в 2008 - 2012 годах и в 2013 году.
В силу пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2007 г. № 611 «О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти» материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы осуществлялось в 2007 - 2010 годах за счет средств, предусматриваемых в федеральном бюджете по подразделу «Обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов надзора» раздела «Общегосударственные вопросы» функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации.
Исходя из приведенных положений в их системной взаимосвязи материальное стимулирование, которое было предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2007 г. № 611 «О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти» и выплачивалось в соответствии с Порядком осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы, производилось за счет средств, направленных на обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов надзора в 2007 - 2010 годах, и не входило в состав денежного содержания гражданского служащего.
В письме Министерства финансов Российской Федерации от 15 июля 2014 г. № 14-04-05/34482 указано, что в соответствии со статьей 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» определен состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих. Кроме того, частью 10 данной статьи предусмотрена возможность осуществления гражданским служащим других выплат, предусмотренных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. При этом в соответствии с частью 3 статьи 51 Федерального закона № 79-ФЗ фонд оплаты труда гражданских служащих формируется за счет средств для выплаты (в расчете на год) денежного содержания, состав которого определен статьей 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ, а также за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Учитывая положения статей 50 и 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ, формирование фонда оплаты труда гражданских служащих федерального государственного органа должно осуществляться с учетом бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 г. № 238-7.
Таким образом, дополнительное материальное стимулирование государственных гражданских служащих, осуществляемое в рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», имеет иную правовую природу, так как производится за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда и выплачивается государственным гражданским служащим в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, в связи с чем к нему не подлежат применению положения Порядка осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 17 октября 2007 г. N 90н, а ссылки ответчика на нормы Порядка являются ошибочными.
В соответствии со ст. 236 ТК РФ при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.
Согласно ч.1 т. 140 ТК РФ при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника.
Поскольку факт нарушения ответчиком срока выплаты соответствующих сумм компенсации при увольнении Мальцевой Е.В. нашел свое подтверждение в судебном заседании, суд полагает необходимым взыскать с ответчика в порядке ст. 236 ТК РФ денежную компенсацию за период с 01.01.2021 по 29.03.2021 в заявленном истицей размере 4 030, 31 руб. Представленный расчет размера процентов за задержку указанных выплат судом проверен и является верным, составленным в соответствии с требованиям ст. 236 ТК РФ.
В силу ст. 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.
В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Принимая во внимание, что при рассмотрении спора судом установлено нарушение прав истицы на оплату выплат при увольнении в предусмотренные законом размерах и в установленные сроки, с учетом степени вины и характера допущенных ответчиком нарушений, а также учитывая требования разумности и справедливости, суд приходит к выводу о взыскании с ответчика в пользу истицы компенсации морального вреда в размере 5 000 руб.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
Согласно ч. 1 ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
К издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся: в том числе расходы на оплату услуг представителей и другие признанные судом необходимыми расходы (ст. 94 ГПК РФ).
В соответствии с ч.1 ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Указанная норма является специальной по отношению к правилам статьи 98 ГПК РФ о пропорциональности распределения судебных расходов, основным принципом возмещения расходов на оплату услуг представителя является принцип разумности их размера.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п.13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела», разумными следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги. При определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства.
Из представленных оригиналов квитанций следует, что адвокат Клюева Л.С. получила от Мальцевой Е.В. в счет оплаты стоимости юридических услуг 20.02.2021 – 2 000 руб. ( за консультацию и составление претензии); 30.03.2021 – 2 500 руб. (за составление искового заявления); 20.04.2021 – 6000 руб. (за представительство в суде).
Как следует из материалов дела, представителем истца – адвокатом Клюевой Л.С. подготовлены и составлены претензия о пересчете выплат при увольнении, а также исковое заявление.
Таким образом, установлено, что представителем истца Клюевой Л.С., как исполнителем, фактически оказаны услуги, связанные с подготовкой и подачей настоящего искового заявления в суд.
Адвокат Клюева Л.С. участвовала при рассмотрении настоящего дела 4 дня – 20.04.2021, 06.05.2021, 18.05.2021, 27.05.2021.
Учитывая, что исковые требования Мальцевой Е.В. были удовлетворены, принимая во внимание объем заявленных требований, характер спора, его сложность, объем оказанных представителем юридических услуг, времени необходимого на подготовку им процессуальных документов, продолжительности рассмотрения дела, количество судебных заседаний, документального подтверждения понесенных расходов, учитывая требования разумности и справедливости, соотношения баланса интересов сторон, суд считает необходимым взыскать с ответчика в пользу Мальцевой Е.В. расходы по оплате услуг представителя в размере 10 500 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Мальцевой Елены Владимировны удовлетворить частично.
Взыскать с межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 16 по Приморскому краю в пользу Мальцевой Елены Владимировны задолженность по компенсации при увольнении с государственной гражданской службы в связи с сокращением должностей, (четырехмесячное денежное содержание) в размере 127 259 руб. 76 коп., задолженность по компенсации за неиспользованный отпуск - 57 549 руб. 01 коп., проценты за задержку выплат – 4 030 руб. 31 коп., судебные издержки – 10 500 руб., компенсацию морального вреда – 5 000 руб.
В остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи жалобы через Кавалеровский районный суд Приморского края.
Судья О.В. Гидрович