Дело № 2-723/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Бессоновка 16 октября 2018 года
Бессоновский районный суд Пензенской области в составе председательствующего судьи Гусаровой Е.В.,
при секретаре Михотиной И.Ф.,
с участием истца Деминой Н.В., представителя ответчика ГУ УПФР в Бессоновском районе Пензенской области (межрайонного) Лукьяновой Н.В., действующей на основании доверенности № 6/3 от 09 января 2018 года,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Деминой Натальи Васильевны к ГУ УПФР в Бессоновском районе Пензенской области (межрайонному) (далее - ГУ УПФР в Бессоновском районе Пензенской области) об установлении факта проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом, признании права на получение пенсии по старости с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста, отмене решения об отказе в назначении пенсии, назначении пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
Демина Н.В. обратилась в суд с вышеназванным иском, ссылаясь на следующие обстоятельства:
28 июня 2018 года она обратилась в ГУ УПФР в Бессоновском районе Пензенской области (межрайонное) с заявлением о назначении пенсии по старости с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 3 года в связи с проживанием на территории, подвергшейся радиационному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Решением ГУ УПФР в Бессоновском районе Пензенской области (межрайонного) ей отказано в назначении пенсии по старости, поскольку факт проживания на территории, подвергшейся радиационному загрязнению, дающий право на снижение по данному основанию пенсионного возраста на три года, не подтвержден документально.
Считает, что отказ ответчика в назначении ей пенсии является незаконным.
Просила суд установить факт ее проживания с 26 апреля 1986 года по 01 февраля 1998 года в с. Степановка Бессоновского района Пензенской области, признать за ней право на получение пенсии по старости со снижением общеустановленного возраста на 3 года и обязать ГУ УПФР в Бессоновском районе Пензенской области (межрайонное) назначить ей пенсию с 19 апреля 2018 года.
11 сентября 2018 года в суд от истца Деминой Н.В. поступило заявление об уточнении исковых требований, в котором она просила также отменить решение УПФР в Бессоновском районе Пензенской области № 403 от 03 июля 2018 года.
Истец Демина Н.В. в судебном заседании исковые требования с учетом уточнений поддержала, подтвердила обстоятельства, изложенные в исковом заявлении. Дополнительно суду пояснила, что она родилась в <данные изъяты>. В 1967 году ее родители переехали на постоянное местожительство в с. Степановку Бессоновского района Пензенской области. В 1983 году она окончила Степановскую среднюю школу, после поступила на работу в ПГПУ. В 1986 году она вышла замуж. После регистрации брака они с мужем стали проживать в доме ее родителей в с. Степановка Бессоновского района Пензенской области. В г. Пензе у ее мужа была комната на ОК, но в ней они никогда не проживали. На работу она каждый день ездила на автобусе. Она расторгла брак с Д.А.В. в конце 1990-х годов, но брачные отношения между ними были прекращены в конце 1980-х годов. С регистрационного учета из комнаты на ОК мужа она не снималась с целью оформления в дальнейшем данной комнаты на дочь. Она выписалась оттуда после того, как ее бывший муж перерегистрировал комнату на их общую дочь. В спорный период она постоянно проживала в с. Степановка Бессоновского района Пензенской области, никуда на постоянное место жительства оттуда не выезжала. Просила удовлетворить исковые требования в полном объеме.
Представитель ответчика - ГУ УПФР в Бессоновском районе Пензенской области (межрайонного) Лукьянова Н.В. исковые требования не признала. Указала, что документально подтвержден период работы Деминой Н.В. на территории с льготным социально-экономическим статусом с 14 марта 2002 года по 02 июля 2002 года, что составляет 3 месяца 18 дней. Других документов, подтверждающих периоды проживания (работы), Деминой Н.В. на территории с льготным социально-экономическим статусом не представлено, в связи с чем, в назначении пенсии досрочно Деминой Н.В. было отказано. Просила в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.
Выслушав стороны, свидетелей, исследовав письменные доказательства и оценив все в совокупности, суд приходит к следующему:
В соответствии со ст. 264, 265 ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, если установить данный факт иным путем невозможно.
Установление факта проживания необходимо истцу для реализации своих пенсионных прав.
Согласно ст.8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В силу ст. 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» гражданам, постоянно проживающим в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом пенсия по старости назначается при наличии трудового стажа не менее пяти лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом «О страховых пенсиях», в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
В соответствии с п.8 ч.1 ст.13 Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом относятся к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие данного Закона.
Согласно статье 34 приведенного Закона гражданам, постоянно проживающим на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 ФЗ «О страховых пенсиях в РФ», на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
Согласно Распоряжению Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 N 237-р «Об утверждении перечня населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения» в период с 26 апреля 1986 года по 01 февраля 1998 года с. Степановка Бессоновского района Пензенской области входило в перечень населенных пунктов с радиоактивным загрязнением, расположенных в зоне с льготным социально - экономическим статусом.
В судебном заседании установлено, что 19 апреля 2018 года Деминой Н.В. исполнилось 52 года.
28 июня 2018 года она обратилась с заявлением в ГУ УПФР в Бессоновском районе Пензенской области (межрайонное) о назначении пенсии по старости с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 3 года в соответствии со ст. 34 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» № 1244-1 от 15 мая 1991 года.
Решением ГУ УПФР в Бессоновском районе Пензенской области (межрайонного) от 03 июля 2018 года № 403 Деминой Н.В. отказано в назначении пенсии по старости с 52 лет ввиду отсутствия документального подтверждения факта проживания на территории, подвергшейся радиационному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в период с 26 апреля 1986 года по 01 февраля 1998 года, который был заявлен истицей при подаче заявления о назначении пенсии.
Как следует из представленных суду документов, Деминой Н.В. установление факта проживания на территории с. Степановка Бессоновского района Пензенской области в период с 26 апреля 1986 года по 01 февраля 1998 года необходимо для реализации права на снижение общеустановленного возраста выхода на пенсию на три года в соответствии с положениями Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Поскольку Демина Н.В. достигла возраста, с которого возможно назначение пенсии в соответствии с вышеуказанным законом, она вправе ставить вопрос о назначении ей такой пенсии. Поэтому установление факта ее проживания на территории с. Степановка Бессоновского района Пензенской области при отсутствии достоверно подтвержденного необходимого для снижения пенсионного возраста периода проживания на загрязненной территории имеет для нее юридическое значение.
Судом установлено, что на загрязненной территории, а именно в селе Степановка Бессоновского района Пензенской области, Демина Н.В. постоянно проживала в спорный период времени с 26 апреля 1986 года по 01 февраля 1998 года.
В силу ст. 3 Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации имеет целью обеспечение необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.
Отсутствие документов, подтверждающих регистрацию истицы в спорный период в зоне с льготным социально-экономическим статусом, само по себе не может являться основанием для отказа в удовлетворении исковых требований, поскольку пенсионное законодательство не содержит каких-либо ограничений в способах доказывания и суд вправе принять во внимание любые средства доказывания.
Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.
Факт проживания Деминой Н.В. в с. Степановка Бессоновского района Пензенской области с 26 апреля 1986 года по 01 февраля 1998 года подтвержден и показаниями свидетелей В.Н.В., П.Р.А., К.М.Д. и Д.Ю.В.
У суда нет оснований не доверять показаниям данных свидетелей, поскольку их показания последовательны и не противоречат другим исследованным судом доказательствам.
Так, свидетель В.Н.В. суду пояснила, что Демину Н.В. знает с 1978 года. Она проживала с семьей по ул. <адрес> с. Степановка Бессоновского района Пензенской области. Демина Н.В. постоянно прожила в соседнем доме с родителями. Когда Демина Н.В. вышла замуж, она вместе с мужем также проживала в с. Степановка. Дочь Деминой Н.В. в детский сад не ходила, находилась дома с бабушкой - матерью Деминой Н.В. Истица работала в г. Пензе, куда каждый день ездила на автобусе, вечером возвращалась домой. В спорный период Демина Н.В. постоянно проживала в с. Степановка Бессоновского района Пензенской области, никуда на постоянное место жительства не выезжала.
Свидетель П.Р.А. в судебном заседании пояснила, что Демину Н.В. знает с детства. Родители Деминой Н.В. переехали в с. Степановка, когда истица была маленькая. После окончания школы Демина Н.В. стала работать в г. Пензе, каждый день утром она ездила на работу, вечером возвращалась домой. Демину Н.В. она постоянно видела в с. Степановка Бессоновского района Пензенской области в спорный период.
Свидетель К.М.Д. суду показала, что она с 1980 г. жила в с. Степановка у матери Деминой Н.В. - Т.З.Д., которая приходится ей сестрой. Она работала в НИИФИ. Вместе с Т.З.Д. проживала ее дочь - Наталья. В 1984 году Демина Н.В. поступила на работу, они вместе стали ездить в Пензу на автобусе. Демина Н.В. в общежитии не проживала, жила вместе с родителями в с. Степановка Бессоновского района Пензенской области. Через какое-то время истица вышла замуж за Д.А.В., у которого в Пензе была комната на общей кухни, но там они не проживали, а жили в с. Степановка Бессоновского района Пензенской области у родителей истицы. После рождения дочери Демина Н.В. продолжала проживать у родителей Деминой Н.В. В 1991 году она переехала в г. Пензу, а Демина Н.В. все также жила в доме родителей. После 1991 года она часто приезжала в гости к Т.З.Д., всегда в доме видела Демину Н.В.
Свидетель Д.Ю.В. в судебном заседании пояснил, что истица приходится ему женой. Демину Н.В. знает со школьных лет, их отцы находились в приятельских отношениях. Демина Н.В. проживала с родителями в с. Степановка Бессоновского района Пензенской области. Он часто с отцом бывал у них в гостях и постоянно ее там видел. В 1987 году у Деминой Н.В. родился ребенок, за ребенком ей помогали ухаживать родители. Демина Н.В. была прописана в г. Пензе, однако проживала с родителями. С 1995 года он стал проживать с Деминой Н.В. в с. Степановка Бессоновского района Пензенской области. В спорный период времени Демина Н.В. постоянно проживала в с. Степановка Бессоновского района Пензенской области.
Судом установлено, что 29 апреля 1984 года Е.О.Е. и Т.Н.В. заключили брак. После заключения брака жене присвоена фамилия «Е.» (л.д.12).
29 ноября 1986 года Д.А.В. и Т.Н.В. заключили брак. После заключения брака жене присвоена фамилия «Демина» (л.д.11).
Из представленного суду свидетельства о рождении Д.Д.А. усматривается, что последняя родилась ДД.ММ.ГГГГ года, и она приходится дочерью истицы (л.д.10).
В 1990 году Демина Н.В. завершила обучение в Пензенском государственном педагогическом институте им. В.Г. Белинского (л.д.13).
Согласно аттестату об основном общем образовании, Д.Д.А. окончила в 2002 году МБОУ СОШ им. И.А. Никулина с. Степановка (л.д.14).
Эти же сведения содержатся и справке, выданной МБОУ СОШ им. И.А. Никулина с. Степановка о том, что Д.Д.А. обучалась в Степановской средней школе с 01 сентября 1993 года по 19 июня 2002 года и окончила 9 классов данной школы.
Согласно справке № 230 от 17 июля 2018 года, выданной ФГБОУ ВО «ПГУ», Е. - Демина Н.В. действительно была принята в Пензенский государственный педагогический институт им. В.Г. Белинского лаборантом кафедры политэкономии с 25 августа 1984 года. Уволена из института по собственному желанию с 01 декабря 1989 года (л.д.15).
Согласно справке, выданной администрацией Степановского сельсовета Бессоновского района Пензенской области, Т.З.Д. (мать истицы) зарегистрирована и проживала по адресу: Пензенская область, Бессоновский район, с. Степановка, ул. <адрес>. В селе Степановка проживала и была зарегистрирована с 1967 года по 02 марта 2011 года (л.д.16).
Из архивной справке, выданной администрацией Степановского сельсовета Бессоновского района Пензенской области, следует, что по похозяйственным книгам администрации Степановского сельсовета Бессоновского района Пензенской области в доме № по ул. <адрес> в с. Степановке зарегистрированы и проживали: с 1986-1990 гг. Т.В.М., Т.З.Д., Т.Н.В.; с 1991-2011 гг. Т.З.Д.
В нарушение требований ст.56 ГПК РФ ответчиком не было представлено доказательств, отвечающих требованиям относимости и допустимости, в опровержение доводов истицы.
Поскольку суд установил, что в спорный период истица постоянно проживала на территории, относящейся к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, суд приходит к выводу о признании за ней права на досрочное назначение пенсии с учетом снижения пенсионного возраста в соответствии со ст. 34 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на три года, отмене решения об отказе в назначении досрочной пенсии, назначении пенсии.
Пенсия, предусмотренная Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», независимо от ее вида назначается с 1-го числа месяца, в котором гражданин обратился за ней, но не ранее чем, со дня возникновения права на нее.
Днем обращения за назначением пенсии считается день приема территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации заявления о назначении пенсии со всеми необходимыми для ее назначения документами, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Установлено, что истец обратился с заявлением о назначении пенсии 28 июня 2018 года, при этом право на назначение пенсии у нее возникло 19 апреля 2018 года по достижении 52 лет, соответственно, в силу приведенных норм права пенсия Деминой Н.В. должна быть назначена с 01 июня 2018 года.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Деминой Натальи Васильевны удовлетворить частично.
Установить факт проживания Деминой Натальи Васильевны в период с 26 апреля 1986 года по 01 февраля 1998 года в с. Степановка Бессоновского района Пензенской области.
Отменить решение ГУ УПРФ в Бессоновском районе Пензенской области (межрайонного) от 03 июля 2018 года № 403 об отказе Деминой Наталье Васильевне в назначении пенсии по старости со снижением общеустановленного пенсионного возраста на три года.
Признать за Деминой Натальей Васильевной право на получение пенсии по старости с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на три года и обязать ГУ УПФР в Бессоновском районе Пензенской области (межрайонное) назначить Деминой Наталье Васильевне пенсию по старости с 01 июня 2018 года.
В удовлетворении остальной части исковых требований Деминой Натальи Васильевны отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пензенский областной суд через Бессоновский районный суд Пензенской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда.
Судья Е.В. Гусарова