Дело №.2017
Р Е Ш ЕН И Е
именем Российской Федерации
01 июня 2017 года <адрес>
Сарапульский районный суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Батршиной Ф.Р.,
при секретаре ФИО1,
с участием помощника прокурора <адрес> УР ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора <адрес> УР в интересах неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной в сети «Интернет» на странице сайта с URL-адресом http://love-mother.ru/kak-prervat-beremennost-doma-abort-v-domashnih-usloviyah.html#4 о способах искусственного прерывания беременности в домашних условиях, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено,
установил:
<адрес> УР обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной в сети «Интернет» на странице сайта с URL-адресом http://love-mother.ru/kak-prervat-beremennost-doma-abort-v-domashnih-usloviyah.html#4 о способах искусственного прерывания беременности в домашних условиях, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В обоснование заявления указал, что прокуратурой <адрес> проведена проверка соблюдения законодательства о защите детей от информации, наносящей вред их здоровью, нравственному и духовному развитию. В ходе проведенной прокуратурой района проверки и мониторинга информации, содержащейся в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» выявлен Интернет-сайт с URL-адресом http://love-mother.ru/kak-prervat-beremennost-doma-abort-v-domashnih-usloviyah.html#4, на страницах которого размещена информация о незаконных способах прерывания беременности в домашних условиях. Указанная информация запрещена для распространения в Российской Федерации. В соответствии с п. 1 ст. 9 Закона № 149-ФЗ ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Согласно п. 5 ст. 15 Закона № 149-ФЗ, передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами. Статьей 15.1 Закона № 149-ФЗ установлено, что в целях ограничения доступа к сайтам в сети Интернет, содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система « Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено». В указанный реестр, в том числе, включаются сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Основанием для включения в реестр сведений, указанных в ч. 2 ст. 15.1 Закона № 149-ФЗ является, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Согласно ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определены сроки для проведения искусственного прерывания беременности. В соответствии с ч. 2 ст. 56 ФЗ № 323-ФЗ искусственное прерывание беременности проводится при сроке беременности до двенадцати недель. Прерывание беременности на более поздних сроках возможно лишь при наличии медицинских или социальных показаний. Согласно п. 101 Порядка оказания медицинской помощи по профилю «Акушерство и гинекология», утвержденного приказом Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ №н, искусственное прерывание беременности, в том числе несовершеннолетним, проводится врачом-гинекологом в медицинских организациях, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности. Пунктом 8 ст. 56 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №; 323-ФЗ предусмотрено, что незаконное проведение искусственного прерывания беременности влечет за собой административную или уголовную ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. Административная ответственность за правонарушения в указанной сфере предусмотрена ст. 6.32 «Нарушение требований законодательства в сфере охраны здоровья при проведении искусственного прерывания беременности». Статьей 123 Уголовного кодекса РФ предусмотрена уголовная ответственность за проведение искусственного прерывания беременности лицом, не имеющим высшего медицинского образования соответствующего профиля. Таким образом, предоставление возможности доступа к информации о способах проведения искусственного прерывания беременности в домашних условиях, за совершение которого законодателем предусмотрена уголовная и административная ответственность, фактически способствует совершению таких преступлений, тем самым нарушаются публичные интересы Российской Федерации и права неопределенного круга лиц, создает угрозу жизни и здоровью людей, особенно несовершеннолетних, негативным образом воздействует на их психическое и физическое развитие, способствует вызову интереса к проведению искусственного прерывания беременности в домашних условиях. Размещение указанной информации создает угрозу для жизни и здоровья матери и будущего ребенка, и фактически, является распространением запрещенной информации. Поскольку распространение указанной информации противоречит целям и задачам действующего законодательства вышеуказанная информация должна быть запрещена к распространению на территории Российской Федерации, а доступ к сайтам, где размещены вышеуказанные информационные материалы, в соответствии с законодательством Российской Федерации должен быть закрыт.
Обращаясь с заявлением о признании информации, распространяемой в сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, прокурор выступает в интересах как неопределенного круга лиц, так и Российской Федерации на защиту основ конституционного строя и нравственности, формирования правового сознания граждан, в целях пресечения совершения гражданами преступлений и правонарушений.
Просит признать информацию, размещенную в сети «Интернет» на странице сайта с URL-адресом http://love-mother.ru/kak-prervat-beremennost-doma-abort-v-domashnih-usloviyah.html#4 о способах искусственного прерывания беременности в домашних условиях, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Помощник прокурора <адрес> УР ФИО2 в судебном заседании поддержал исковые требования, указал что, распространение информации размещенной в сети «Интернет» на страницах сайта с URL-адресом http://love-mother.ru/kak-prervat-beremennost-doma-abort-v-domashnih-usloviyah.html#4 о способах искусственного прерывания беременности в домашних условиях, противоречит целям и задачам действующего законодательства, указанная информация должна быть запрещена к распространению на территории Российской Федерации.
Заинтересованное лицо Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Удмуртской Республике в судебное заседание своего представителя не направили, представили заявление, в котором указали, что просят рассмотреть дело в отсутствие представителя заинтересованного лица. В удовлетворении требований прокурора не возражают.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя заинтересованного лица.
Выслушав объяснения помощника прокурора <адрес> УР ФИО2, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к выводу, что заявление прокурора <адрес> УР подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что в информационно-коммуникационной сети «Интернет» имеется информация на странице сайта с URL-адресом http://love-mother.ru/kak-prervat-beremennost-doma-abort-v-domashnih-usloviyah.html#4 о способах искусственного прерывания беременности в домашних условиях, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 6 ст. 10 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (пункт 5 статьи 15 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).
Сеть «Интернет» по смыслу пункта 4 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №149-ФЗ является информационно-телекоммуникационной сетью.
В силу требований статьи 15.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено".
Создание, формирование и ведение данного Единого реестра осуществляется Роскомнадзором.
В соответствии с ч. 2 ст. 56 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» искусственное прерывание беременности по желанию женщины проводится при сроке беременности до двенадцати недель.
Согласно ч. 8 ст. 56 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» незаконное проведение искусственного прерывания беременности влечет за собой административную или уголовную ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 101 Порядка оказания медицинской помощи по профилю «акушерство и гинекология (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий»), утвержденного приказом Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ №н, искусственное прерывание беременности, в том числе несовершеннолетним, проводится врачом-акушером-гинекологом в медицинских организациях, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности, включая работы (услуги) по "акушерству и гинекологии (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий)".
Административная ответственность за правонарушения в указанной сфере предусмотрена ст. 6.32 «Нарушение требований законодательства в сфере охраны здоровья при проведении искусственного прерывания беременности».
Статьей 123 Уголовного кодекса РФ предусмотрена уголовная ответственность за проведение искусственного прерывания беременности лицом, не имеющим высшего медицинского образования соответствующего профиля.
Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 124-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» целями государственной политики в интересах детей являются:
осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений;
формирование правовых основ гарантий прав ребенка;
содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству традициями народов Российской Федерации, достижениями российской и мировой культуры;
защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.
В силу ч. 2 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 124-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана на следующих принципах законодательное обеспечение прав ребенка; поддержка семьи в целях обеспечения обучения, воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе; ответственность юридических лиц, должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда; поддержка общественных объединений и иных организаций, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов ребенка.
Учитывая, что предоставление возможности доступа информации о способах проведения искусственного прерывания беременности в домашних условиях, за совершение которого предусмотрена уголовная или административная ответственность, фактически способствует совершению таких преступлений, то данная информация нарушает публичные интересы Российской Федерации и права неопределенного круга лиц, создает угрозу жизни и здоровью людей, особенно несовершеннолетних, негативным образом воздействует на их психическое и физическое развитие, способствует вызову интереса к проведению искусственного прерывания беременности в домашних условиях, создает угрозу для жизни и здоровья матери и будущего ребенка.
В силу требований вышеприведенных правовых норм, суд приходит к выводу, что информация, размещенная на страницах сайта с URL-адресом http://love-mother.ru/kak-prervat-beremennost-doma-abort-v-domashnih-usloviyah.html#4 о способах искусственного прерывания беременности в домашних условиях, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено
В силу ст. 12 ГК РФ способами защиты гражданских прав, в частности, является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Основная особенность таких мер защиты заключается в том, что они принимаются компетентными государственными органами при разрешении гражданско-правовых споров и не связаны с определенным имущественным воздействием на правонарушителя, в отличие от мер гражданско-правовой ответственности.
Поскольку распространение указанной информации противоречит целям и задачам действующего законодательства вышеуказанная информация должна быть запрещена к распространению на территории Российской Федерации, а доступ к сайтам, где размещены вышеуказанные информационные материалы, в соответствии с законодательством Российской Федерации должен быть закрыт.
Согласно ч. 1 ст. 3 и ч. 1 ст. 4 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов; суд возбуждает гражданское дело по заявлению лица, обратившегося за защитой своих прав, свобод и законных интересов.
Часть 4 ст. 1 ГПК РФ указывает на то, что в случае отсутствия нормы процессуального права, регулирующей отношения, возникшие в ходе гражданского судопроизводства, федеральные суды общей юрисдикции применяют норму, регулирующую сходные отношения (аналогия закона).
В соответствии с ч. 1, п. 10 ч. 2 ст. 264 ГПК РФ суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав.
В данном случае, установление судом юридического факта признания информации, размещенной посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, необходимо для включения сведений в реестр согласно ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ в целях защиты интересов Российской Федерации и прав неопределенного круга лиц.
Следовательно, заявление прокурора <адрес> УР в интересах неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной в сети «Интернет» на странице сайта с URL-адресом http://love-mother.ru/kak-prervat-beremennost-doma-abort-v-domashnih-usloviyah.html#4 о способах искусственного прерывания беременности в домашних условиях, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, подлежит удовлетворению.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.192 -198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Заявление прокурора <адрес> УР в интересах неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной в сети «Интернет» на странице сайта с URL-адресом http://love-mother.ru/kak-prervat-beremennost-doma-abort-v-domashnih-usloviyah.html#4 о способах искусственного прерывания беременности в домашних условиях, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, удовлетворить.
Признать информацию, размещенную в сети «Интернет» на странице сайта с URL-адресом http://love-mother.ru/kak-prervat-beremennost-doma-abort-v-domashnih-usloviyah.html#4 о способах искусственного прерывания беременности в домашних условиях, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение направить в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций для включения страницу сайта с указанным URL-адресом о способах искусственного прерывания беременности в домашних условиях в Единый реестр запрещенной информации.
Настоящее решение отпечатано в совещательной комнате и может быть обжаловано в Верховный суд УР со дня его изготовления в окончательном виде в течение месяца.
Решение изготовлено в окончательном виде ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Батршина Ф.Р.