Решение по делу № 2а-444/2021 от 06.04.2021

Дело № 2а-444/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    26 апреля 2021 г. <адрес>

    Дальнереченский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Бондарь Н.В. при ведении протокола помощником судьи Арзамасовой О.А., с участием представителя административного истца – помощника Дальнереченского межрайонного прокурора Сидоренко Ю.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Дальнереченского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено,

УСТАНОВИЛ:

Дальнереченский межрайонный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском о признании информации, размещенной на сайте по сетевому адресу: https://pravaw-v-moskve.com/voditelskie-prava-vo-vladivostoke/, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В обоснование иска указано, что Дальнереченской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства, в ходе которой установлено, что при использовании доступа к сети «Интернет» осуществляется беспрепятственный доступ к электронному адресу https://pravaw-v-moskve.com/voditelskie-prava-vo-vladivostoke/, на котором размещена информация о возможности приобретения медицинских справок о прохождении медицинского осмотра и предоставления их в учреждения без посещения медицинского учреждения и осмотра врачом. На сайте размещены предложения, адресованные неопределенному кругу лиц, по оказанию услуг по приобретению медицинских справок о прохождении медицинского осмотра для предоставления их в различные учреждения в обход действующего законодательства. Ресурс предлагает неопределенному кругу лиц приобрести вышеуказанные документы, при этом на данном ресурсе размещена информация о возможности приобретения документов в неограниченном количестве, возможности их доставки по всей территории Российской Федерации, указана стоимость оказания услуг. Установить собственника (владельца) сайта в ходе проверки не представилось возможным, что подтверждается информацией, представленной МО МВД РФ «Дальнереченский» от ДД.ММ.ГГГГ По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ рассматриваемая информация в нарушение действующего законодательства размещена в сети «Интернет» на сайте: https://pravaw-v-moskve.com/voditelskie-prava-vo-vladivostoke/ и в Единый реестр не внесена ввиду того, что пунктом 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.10.2012 г. № 1101, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный принять данное решение, не определен. Из информации управления Роскомнадзора по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что данный орган не уполномочен на принятие решения о признании указанной информации запрещенной для дальнейшего включения Интернет-ресурса https://pravaw-v-moskve.com/voditelskie-prava-vo-vladivostoke/ в вышеуказанный Реестр. Правом принимать решение о наличии противоправной информации на указанном сайте для последующего ограничения доступа к нему обладает суд. Признание информации, размещенной на указанном сайте, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, позволит внести его в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» в соответствии со ст. 15.1 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации».

В судебном заседании прокурор Сидоренко Ю.В. исковые требования поддержала в полном объеме.

Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по <адрес> в судебное заседание не явился, о месте и времени его проведения надлежащим образом извещен, в ходатайстве от ДД.ММ.ГГГГ просил рассмотреть дело в отсутствие представителя Управления Роскомнадзора по <адрес>.

Заслушав прокурора, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее Закон № 149-ФЗ) информация может являться объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений. Информация может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если федеральными законами не установлены ограничения доступа к информации либо иные требования к порядку ее предоставления или распространения.

Информация в зависимости от категории доступа к ней подразделяется на общедоступную информацию, а также на информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа).

Информация в зависимости от порядка ее предоставления или распространения подразделяется на: информацию, свободно распространяемую; информацию, предоставляемую по соглашению лиц, участвующих в соответствующих отношениях; информацию, которая в соответствии с федеральными законами подлежит предоставлению или распространению; информацию, распространение которой в Российской Федерации ограничивается или запрещается.

Согласно п. п. 1, 6 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

    В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» на территории Российской Федерации использование информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области связи, настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации. Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.    Статья 9 Федерального закона от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» предусматривает возможность установления ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно ст. 4 Закона РФ от 27.12.1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации» не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, и материалов, содержащих нецензурную брань.

Указанная норма устанавливает запрет злоупотребления свободой массовой информации.

В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса РФ одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий, нарушающих право и создающих угрозу его нарушения.

При рассмотрении дела установлено, что Дальнереченской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения действующего законодательства, в ходе которой установлено, что при использовании доступа к сети «Интернет», осуществляется беспрепятственный доступ к электронному адресу: https://pravaw-v-moskve.com/voditelskie-prava-vo-vladivostoke/, на котором в свободном доступе размещена информация, адресованная неопределенному кругу лиц, о возможности приобретения медицинских справок о прохождении медицинского осмотра и предоставления их в учреждения без посещения медицинского учреждения и осмотра врачом. На сайте размещены предложения, адресованные неопределенному кругу лиц, по оказанию услуг по приобретению медицинских справок о прохождении медицинского осмотра для предоставления их в различные учреждения в обход действующего законодательства. Ресурс предлагает неопределенному кругу лиц приобрести вышеуказанные документы. При этом на данном ресурсе размещена информация о возможности приобретения документов в неограниченном количестве, возможности их доставки по всей территории Российской Федерации, указана стоимость оказания услуг. Вход на сайт свободный, регистрация пользователей для доступа к использованию ресурса сайта не требуется. Ознакомиться с содержанием сайта и скопировать материал в электронном виде может любой Интернет-пользователь. Ограничения на его передачу, копирование, распространение отсутствует. Факт размещения указанной информации установлен работником межрайонной прокуратуры ДД.ММ.ГГГГ в помещении Дальнереченской межрайонной прокуратуры <адрес> по адресу: <адрес> при использовании рабочего компьютера. Установить собственника (владельца) сайта в ходе проверки не представилось возможным. Указанные обстоятельства подтверждаются актом осмотра сайта в сети «Интернет» от ДД.ММ.ГГГГ, скриншотами страниц.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федераций» основными принципами охраны здоровья являются: соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий, ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья, доступность и качество медицинской помощи.

Пунктом 46 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 г. № 291 «О лицензировании медицинской деятельности …» предусмотрены обязательное лицензирование медицинской деятельности и его порядок.

Статьей 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или специального разрешения (лицензии).

Статьей 171 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без регистрации или без лицензии, если такая лицензия обязательна.

Статьей 327 Уголовного кодекса Российской Федерации установлена уголовная ответственность за подделку, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков.

С учетом изложенного суд приходит к выводу, что распространение вышеназванной информации и свободный доступ к ней нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, ее использование может повлечь совершение противоправных деяний, что является основанием для ее признания информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено в связи с несоответствием нормативно-правовым актам.

Статьей 2 Федерального закона от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» установлено, что информационно-телекоммуникационная сеть – это технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.

В соответствии с п. 1 Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено (далее - Правила), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.10.2012 г. № 1101, Единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - единый реестр) создается в целях ограничения доступа к сайтам в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Пунктами 2, 3, 5 Правил предусмотрено, что создание единого реестра осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Ведение единого реестра осуществляется в электронной форме в ежедневном круглосуточном режиме.

Основаниями для включения в единый реестр доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети «Интернет», а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие запрещенную информацию, являются: решения уполномоченных федеральных органов исполнительной власти; вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной информацией.

В силу требований п. 9 Правил Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и коммуникаций и (или) оператор реестра в течение суток со дня получения, вступившего в законную силу решения суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной информацией, либо в течение суток с момента поступления в электронном виде (в рамках системы взаимодействия) решения уполномоченного органа о признании информации запрещенной информацией вносят в единый реестр реестровую запись, содержащую: доменное имя и (или) указатель страницы сайта в сети «Интернет», содержащего запрещенную информацию; описание выявленной запрещенной информации, позволяющее ее идентифицировать, включая (если имеется) её название, с приложением заверенной должностным лицом уполномоченного органа (в том числе квалифицированной электронной подписью) копии страницы (страниц) сайта в сети «Интернет»; решение уполномоченного органа о включении доменного имени и (или) указателя страницы сайта в сети «Интернет» в единый реестр или вступившее в законную силу решение суда о признании информации, размещенной на сайте в сети «Интернет», запрещенной информацией, представленное в форме электронного документа, заверенного квалифицированной электронной подписью; дату и время получения решения уполномоченного органа или решения суда о признании информации, размещенной на сайте в сети «Интернет», запрещенной информацией.

С учетом требований Федерального закона от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», Постановления Правительства РФ от 26.10.2012 г. № 1101 «О единой автоматизированной информационной системе «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», информация, размещенная на сайте https://pravaw-v-moskve.com/voditelskie-prava-vo-vladivostoke/, подлежит запрету к распространению на территории Российской Федерации.

Признание информации, размещенной на указанном сайте, запрещенной к распространению, позволит внести его в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» в соответствии со ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

В соответствии со ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации.

Обращаясь в суд с административным исковым заявлением о признании информации, распространяемой в сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, прокурор выступает в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, на защиту основ конституционного строя и нравственности, формирования правового сознания граждан, в целях пресечения совершения гражданами преступлений и правонарушений.

В связи с изложенным суд считает требования Дальнереченского межрайонного прокурора о признании информации, размещенной на сайте по сетевому адресу https://pravaw-v-moskve.com/voditelskie-prava-vo-vladivostoke/, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 265.5 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

исковые требования Дальнереченского межрайонного прокурора удовлетворить.

Признать информацию, размещенную на сайте по сетевому адресу: https://pravaw-v-moskve.com/voditelskie-prava-vo-vladivostoke/, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено как не соответствующей нормативным правовым актам и нарушающей права, свободы и законные интересы неопределённого круга лиц.

Копию решения направить в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций для включения электронных страниц сайта https://pravaw-v-moskve.com/voditelskie-prava-vo-vladivostoke/ в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Решение подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд через Дальнереченский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения.

Судья Н.В. Бондарь

2а-444/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Заместитель Дальнереченского межрайонного прокурора
Другие
Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Приморскому краю
Суд
Дальнереченский районный суд Приморского края
Судья
Бондарь Н.В.
Дело на странице суда
dalnerechensky.prm.sudrf.ru
06.04.2021Регистрация административного искового заявления
06.04.2021Передача материалов судье
06.04.2021Решение вопроса о принятии к производству
06.04.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.04.2021Подготовка дела (собеседование)
13.04.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.04.2021Судебное заседание
26.04.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.05.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.05.2021Дело оформлено
26.04.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее