Дело № 2-677/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
24 октября 2017 года г. Аша
Ашинский городской суд г. Аша Челябинской области, в составе
председательствующего судьи Дружкиной И. В.
при секретаре Щегловой А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании, в зале суда, гражданское дело по иску Ашинского городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Муниципальному казенному общеобразовательному учреждению « Средняя общеобразовательная школа № 3 имени Ю.А. Гагарина» г. Аши Челябинской области, администрации Ашинского муниципального района о возложении обязанности организовать проведение обязательного психиатрического освидетельствования,
У С Т А Н О В И Л:
Ашинский городской прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 3 имени Ю.А.Гагарина» г. Аши Челябинской области ( далее по тексту МКОУ «СОШ № 3 имени Ю.А.Гагарина» г. Аши), администрации Ашинского муниципального района о возложении обязанности в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать проведение обязательного психиатрического освидетельствования педагогических работников. В обоснование заявленных требований указал, что в ходе проведенной проверки исполнения законодательства об охране труда было установлено, что ответчиком обязательное психиатрическое освидетельствование работников не организовано, чем нарушаются права и законные интересы обучающихся и работников образовательной организации на безопасные условия пребывания в ней.
Прокурор Ашинской городской прокуратуры в судебном заседании заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика МКОУ «СОШ № 3 имени Ю.А.Гагарина» г. Аши иск признал, суду пояснил, что администрацией Ашинского муниципального района выделены денежные средства, заключен договор на оказание услуг по проведению психиатрического освидетельствования педагогических работников. Истребуемый прокурором срок исполнения решения суда находит разумным.
Представитель ответчика - Администрации Ашинского муниципального района, третьего лица – Управления образованием Ашинского муниципального района при надлежащем извещении в судебное заседание не явились, о причинах неявки не сообщили ( л.д. 10-11).
Выслушав мнение участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 212 Трудового кодекса РФ работодатель обязан организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований.
В соответствии со ст. 213 Трудового кодекса РФ работники, осуществляющие отдельные виды деятельности, в том числе связанной с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающие в условиях повышенной опасности, проходят обязательное психиатрическое освидетельствование не реже одного раза в пять лет в порядке, устанавливаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно п. 9 ч. 1 ст. 48 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" педагогические работники обязаны проходить в соответствии с трудовым законодательством предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, а также внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя.
Действуя в рамках предоставленных полномочий, Правительство Российской Федерации утвердило Правила прохождения обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности ( с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности (Постановление Правительства РФ № 695 от 23.09.2002 года).
Постановлением Правительства РФ № 377 от 28 апреля 1993 года «О реализации Закона РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при её оказании» утверждён «Перечень медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности», в который включена и преподавательская деятельность.
В силу ч. 1 ст. 9 Закона «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами).
Статьей 15 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что Бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования.
В местных бюджетах в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств муниципальных образований, возникающих в связи с осуществлением органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения, и расходных обязательств муниципальных образований, исполняемых за счет субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации для осуществления отдельных государственных полномочий
Согласно ч. 1 ст. 154 Бюджетного кодекса РФ исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований) обеспечивают составление проекта бюджета (проекта бюджета и среднесрочного финансового плана), вносят его с необходимыми документами и материалами на утверждение законодательных (представительных) органов, разрабатывают и утверждают методики распределения и (или) порядки предоставления межбюджетных трансфертов, обеспечивают исполнение бюджета и составление бюджетной отчетности, представляют отчет об исполнении бюджета на утверждение законодательных (представительных) органов, обеспечивают управление государственным (муниципальным) долгом, осуществляют иные полномочия, определенные настоящим Кодексом и (или) принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.
Как установлено в судебном заседании и усматривается из материалов дела, Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 3 имени Ю.А.Гагарина» города Аши Челябинской области (далее – МКОУ «СОШ № 3 имени Ю.А.Гагарина» г. Аши) зарегистрировано в качестве юридического лица 01.02.2012 г. за основным государственным регистрационным номером 1027400508453.
В соответствии с п. 1.1 Устава МКОУ "СОШ № 3 имени Ю.А.Гагарина" г. Аши является муниципальным гражданским светским некоммерческим казенным образовательным учреждением, обладающей правами юридического лица. Школа создана с целью оказания муниципальных услуг, выполнения работ и (или) исполнения муниципальных функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления в сфере образования.
В ходе проведенной городской прокуратурой проверки соблюдения исполнения законодательства об охране труда образовательными организациями Ашинского муниципального района, установлено что общеобразовательными и дошкольными образовательными организациями района в нарушение указанных норм закона, обязательное психиатрическое освидетельствование педагогических работников не организовано, о чем составлен соответствующий акт ( л.д. 12).
Согласно справке МКОУ «СОШ № 3 имени Ю.А.Гагарина» г. Аши в школе работают 59 педагогических работника, из них не прошли психиатрическое освидетельствование 59 человека ( л.д. 15).
Учредителем учреждения является администрация Ашинского муниципального района Челябинской области.
Финансовое обеспечение деятельности учреждения осуществляется учредителем на основании бюджетной сметы в соответствии с Бюджетным кодексом РФ с учетом особенностей, установленных действующим законодательством Российской Федерации.
В силу п.4 ст.123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.
Учитывая вышеназванные положения закона, суд пришел к выводу о том, что администрацией Ашинского муниципального района как учредителем образовательного учреждения и лицом, ответственным за формирование бюджета муниципального образования, должно осуществляться финансирование прохождения медицинских осмотров педагогическими работниками образовательного учреждения. Проведение медосмотра сотрудников образовательного учреждения отнесено к обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда, в связи с чем его проведение своевременно должно быть обеспечено на стадии формирования бюджетов.
Принимая во внимание, что не проведение психиатрического обследования работников не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области охраны труда, что нарушает их права и законные интересы обучающихся и работников образовательной организации на безопасные условия пребывания в ней, суд приходит к выводу об удовлетворении иска.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Суд полагает, что истребуемый прокурором срок для исполнения решения суда является разумным.
В силу ст. 103 ГПК РФ госпошлина от уплаты которой истец освобожден, подлежит взысканию с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. Госпошлина подлежит взысканию исходя из той суммы, которую истец должен был уплатить по иску, если бы он не был освобожден от уплаты госпошлины. Т.е. в данном случае в размере 300 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Иск удовлетворить.
Возложить на Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 3 имени Ю.А.Гагарина» города Аши Челябинской области, а в случае отсутствия у учреждения денежных средств на администрацию Ашинского муниципального района обязанность за счет средств бюджета муниципального образования Ашинский муниципальный район в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать проведение обязательного психиатрического освидетельствования педагогических работников.
Взыскать с Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 3 имени Ю.А.Гагарина» города Аши Челябинской области в доход местного бюджета госпошлину в размере 300 рублей.
Решение обжалуется в апелляционном порядке в Челябинский областной суд через Ашинский городской суд в месячный срок со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий: Дружкина И. В.