Решение по делу № 2а-3381/2021 от 02.08.2021

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

«29» сентября 2021 года                     дело № 2а-3381/2021

город Ростов-на-Дону             УИД № 61RS0005-01-2021-004903-73

Октябрьский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе судьи Черняковой К.Н., при ведении протокола судебного заседании секретарём судебного заседания Смагиной А.А., при участии:

административного истца Коновалова В.В.;

заинтересованного лица Коноваловой Т.С.;

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Коновалова В. В. к У. Ф. службы судебных приставов по <...>ному отделению судебных приставов <...>-на-Дону У. Ф. службы судебных приставов по <...>, заинтересованные лица судебный пристав-исполнитель <...> отделения судебных приставов <...>-на-Дону У. Ф. службы судебных приставов по <...> Степанова А. В., Коновалова Т. С., о признании незаконными постановлений судебного пристава-исполнителя,

УСТАНОВИЛ:

Коновалов В. В. (далее – Коновалов В.В., административный истец) обратился в суд с административным исковым заявлением к У. Ф. службы судебных приставов по <...> (далее – УФССП России по <...>, административный ответчик), о признании незаконными постановлений судебного пристава-исполнителя. В ходе подготовки к рассмотрению административного дела и судебного разбирательства по настоящему административному делу были привлечены к участию в деле в качестве административного ответчика <...>ное отделение судебных приставов <...>-на-Дону У. Ф. службы судебных приставов по <...> (далее – Октябрьское РОСП <...>-на-Дону, административный ответчик), заинтересованных лиц судебного пристава-исполнителя <...> отделения судебных приставов <...>-на-Дону У. Ф. службы судебных приставов по <...> Степанову А. В., Коновалову Т. С. (далее – судебные приставы-исполнители Октябрьского РОСП <...>-на-Дону Степанова А.В., Коновалова Т.С., заинтересованные лица). В обоснование заявленных административных исковых требований административный истец указывает на то, что в отношении него возбуждено исполнительное производство -ИП на основании исполнительного листа, предмет исполнения иной вид исполнения неимущественного характера. В рамках данного исполнительного производства в отношении него вынесено постановление от 16.06.2021 о взыскании исполнительского сбора в размере 5 000 руб., которое им обжаловано в порядке подчиненности. Постановлением от ... г. отказано в удовлетворении жалобы по результатам её рассмотрения. Помимо этого, судебным приставом-исполнителем вынесены постановления о запрете на совершение действий по регистрации от ... г. в отношении недвижимого имущества, транспортного средства. Полагает данные постановления незаконными, поскольку предметом исполнения не являются требования имущественного характера. В связи с чем, с учетом уточнения административных исковых требований, просил суд признать незаконными постановление о взыскании исполнительского сбора, постановления о запрете на совершение действий по регистрации, о запрете на регистрационные действия в отношении транспортных средств.

Административный истец в судебном заседании поддержал административные исковые требования, просил суд удовлетворить их в полном объеме по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, привел доводы в их обоснование.

Административные ответчики УФССП России по Ростовской области, Октябрьский РОСП г. Ростова-на-Дону, заинтересованное лицо судебный пристав-исполнитель Октябрьского РОСП г. Ростова-на-Дону в судебное заседание явку представителей не обеспечили, извещены надлежащим образом, их явка не признана обязательной.

Учитывая положения ст. 150, ч. 6 ст. 226 КАС РФ, суд считает возможным рассмотреть административное дело в судебном заседании по существу в отсутствие не явившихся сторон.

Заинтересованное лицо Коновалова Т.С. в судебном заседании оставила пояснения относительно неисполнения должником Коноваловым В.В. требований исполнительного документа.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, представленные и собранные по делу доказательства, дав им правовую оценку в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Реализуя указанные конституционные предписания, ст. 218 КАС РФ, предоставляет гражданину, организации, иным лицам право оспорить в суде постановления должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно положениям ч. 1 ст. 121 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон об исполнительном производстве) постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.

По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания незаконными постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых постановлений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий постановления должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

Если суд признает оспариваемые постановления должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, он принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых постановлений, действий (бездействия) незаконными и обязывает административного ответчика устранить нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению (ч. 2 ст. 227 КАС РФ).

При отсутствии указанной выше совокупности условий для признания постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) незаконными, судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Судебные приставы осуществляют свою деятельность в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах», а также руководствуются в своей деятельности положениями Закона об исполнительном производстве.

В соответствии с ч. 11 ст. 30 Закона об исполнительном производстве, если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 данного закона.

В судебном заседании установлено, что судебным приставом-исполнителем Октябрьского РОСП <...>-на-Дону в отношении Коновалова В.В. возбуждено исполнительное производство -ИП от ... г., предмет исполнения иной вид исполнения неимущественного характера, взыскатель Коновалова Т.С.

Постановлением судебного пристава-исполнителя Октябрьского РОСП г. Ростова-на-Дону о возбуждении исполнительного производства должнику установлен срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа 5 дней со дня получения должником данного постановления, с предупреждением должника о возможности взыскания исполнительского сбора в размере 5 000 руб. с должника-гражданина, и предложение при наличии чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств и других непредвиденных, непреодолимых препятствий, находящихся вне его контроля и могущих сделать невозможным добровольное исполнение исполнительного документа, уведомить об этом судебного пристава-исполнителя в установленный для добровольного исполнения срок.

Судебный пристав-исполнитель установив, что требование исполнительного документа не исполнено в срок, установленный для добровольного исполнения, при отсутствии надлежащих доказательств нарушения установленного срока исполнения исполнительного документа, ввиду чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств и других непреодолимых препятствий, находящихся вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась в целях надлежащего исполнения, 16.06.2021 вынес постановление о взыскании с должника исполнительского сбора в размере 5 000 руб.

Статьей 112 Закона об исполнительном производстве определено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства (часть 1).

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 названной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (ч. 2 ст. 112 Закона об исполнительном производстве).

В силу ч. 3 ст. 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.

Должник вправе в порядке, установленном данным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора (ч. 6 ст. 112 Закона об исполнительном производстве).

Согласно ч. 7 ст. 112 Закона об исполнительном производстве, суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 данной статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

В соответствии со статьей 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности (пункт 1). Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2).

По смыслу приведенных норм освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в неисполнении требования исполнительного документа в установленные сроки для добровольного его исполнения.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 30.07.2001 № 13-П, исполнительский сбор относится, по сути, к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. Причем данная мера не является правовосстановительной санкцией, то есть санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов (как это имеет место при взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий), а представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции административного характера исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения.

Аналогичная правовая позиция Пленума Верховного Суда Российской Федерации выражена в постановлении от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», согласно которой по смыслу ч. 1 ст. 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.

Исходя из п. 74 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного ч. 3 ст. 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора. При этом, поскольку суд не связан основаниями и доводами требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя, он вправе установить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости уменьшить размер исполнительского сбора, освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались (пункт 78).

Таким образом, отсутствие вины должника в нарушении срока, установленного для добровольного исполнения требований исполнительного документа, является основанием для его освобождения судом от взыскания исполнительского сбора.

Уведомление должника о возбуждении в отношении него исполнительного производства является основным доказательством наличия его вины в неисполнении требований исполнительного документа, в том числе в добровольном порядке, и основанием для применения штрафной санкции - взыскания исполнительского сбора. При этом оценка извещения должника об исполнительных действиях не должна носить формальный характер, иное может привести к злоупотреблениям как со стороны недобросовестного должника, так и со стороны государственного органа, осуществляющего исполнительные действия.

Статья 112 Закона об исполнительном производстве, применение меры принуждения в виде взыскания исполнительского сбора связывает с истечением срока, в который должник был вправе исполнить добровольно, но не исполнил требования исполнительного документа. Данный срок в силу ст. 30 названного закона исчисляется с момента получения должником постановления судебного пристава-исполнителя и завершается по прошествии пяти дней.

Лица, участвующие в исполнительном производстве, извещаются о времени и месте совершения исполнительных действий или применения мер принудительного исполнения либо вызываются к судебному приставу-исполнителю повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой, телеграммой, с использованием электронной, иных видов связи и доставки или лицом, которому с его согласия судебный пристав-исполнитель поручает их доставить (ч. 1 ст. 24 Закона об исполнительном производстве).

Частью 1 статьи 27 Закона об исполнительном производстве установлено, что повестка, иное извещение, адресованные организации, вручаются работнику организации, который расписывается в получении повестки, иного извещения на уведомлении о вручении с указанием своих фамилии, инициалов и должности.

При этом лица, участвующие в исполнительном производстве, считаются извещенными, если: адресат отказался от получения повестки, иного извещения; несмотря на получение почтового извещения, адресат не явился за повесткой, иным извещением, направленными по его адресу; повестка, иное извещение направлены по последнему известному месту жительства лица, участвующего в исполнительном производстве, или по адресу, сообщенному им в письменной форме судебному приставу-исполнителю для уведомления данного лица (в том числе по адресу электронной почты), или повестка, иное извещение направлены иным способом, указанным таким лицом, однако лицо направленную повестку, иное извещение не получило; извещение в форме электронного документа, подписанного судебным приставом-исполнителем усиленной квалифицированной электронной подписью, направлено адресату с использованием информационно-телекоммуникационных сетей в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 29 Закона об исполнительном производстве).

Вместе с тем, доказательств направления постановления о возбуждении исполнительного производства должнику в установленный срок, материалы настоящего административного дела не содержат.

Учитывая изложенное, Коновалов В.В. не был надлежащим образом извещен о возбуждении указанного исполнительного производства, ему не была предоставлена возможность для добровольного исполнения в установленный срок требований, содержащихся в приведенном постановлении. Материалы дела не содержат сведений об информировании должника иным способом о возбуждении в отношении него названного исполнительного производства, с достоверностью подтверждающих осведомленность должника об этом обстоятельстве.

В свою очередь, неосведомленность административного истца о возбуждении в отношении него исполнительного производства исключает виновность должника в неисполнении требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения.

При таком положении суд приходит к выводу о наличии доказательств, исключающих вину должника в неисполнении в установленный срок требований, содержащихся в исполнительном документе, учитывая юридические свойства исполнительского сбора, обусловленные его природой, как особого рода самостоятельного правоприменительного акта, издаваемого в порядке административной юрисдикции.

Помимо этого, судебным приставом-исполнителем вынесены постановление от 27.07.2021 о запрете на регистрационные действия в отношении транспортных средств, постановление от 23.07.2021 о запрете на совершение действий по регистрации в отношении недвижимого имущества должника, которые оспариваются административным истцом.

В процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов. Одним из принципов исполнительного производства является соотносимость объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.

Согласно разъяснениям, данным в пункте 40 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» арест в качестве исполнительного действия может быть наложен судебным приставом-исполнителем в целях обеспечения исполнения исполнительного документа, содержащего требования об имущественных взысканиях (п. 7 ч. 1 ст. 64, ч. 1 ст. 80 Закона об исполнительном производстве).

В качестве меры принудительного исполнения арест налагается при исполнении судебного акта о наложении ареста на имущество ответчика, административного ответчика, находящееся у него или у третьих лиц (ч. 1, п. 5 ч. 3 ст. 68 названного Закона).

Во исполнение судебного акта о наложении ареста на имущество ответчика судебный пристав-исполнитель производит арест и устанавливает только те ограничения и только в отношении того имущества, которые указаны судом.

Частью 1 статьи 80 Закона об исполнительном производстве предусмотрено право судебного пристава-исполнителя в целях обеспечения исполнения исполнительного документа, содержащего требования об имущественных взысканиях, в том числе и в течение срока, установленного для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований, наложить арест на имущество должника, не применяя при этом правила очередности обращения взыскания на имущество должника. В силу части 3 той же статьи арест на имущество должника применяется: для обеспечения сохранности имущества, которое подлежит передаче взыскателю или реализации; при исполнении судебного акта о конфискации имущества; при исполнении судебного акта о наложении ареста на имущество, принадлежащее должнику и находящееся у него или у третьих лиц.

Как установлено судом предметом исполнения является обязать Коновалова В.В. не чинить препятствия Коноваловой Т.С., указанные в заключении эксперта ООО «Оценка плюс» № 001С-16Р от 17.02.2016, в подключении к системе водоснабжения, газоснабжения, электроснабжения, канализации – подключении к существующей сливной яме.

Таким образом, поскольку исполнительный документ содержит неимущественные требования, то оснований для применения таких мер как наложение запрета на совершение регистрационных действий с имуществом, с учетом положений ст.ст. 2, 4 Закона об исполнительном производстве и правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 № 50, не имелось.

Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, заявленные административные требования подлежит удовлетворению путем признания постановлений судебного пристава-исполнителя незаконным. При этом, суд отклоняет доводы административного истца об обязанности суда в рамках настоящего административного дела разъяснить исполнительный документ от 06.07.2016 ФС № 011179490, его положений, способа и порядка его исполнения, поскольку основан на неверном толковании норма процессуального права, о чем административному истцу было разъяснено в ходе судебного разбирательства, в связи с чем, административный истец уточнил административные исковые требования, приведя их в соответствие со ст. 220 КАС РФ.

Руководствуясь ст.ст. 175-179, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования Коновалова В. В. к У. Ф. службы судебных приставов по <...>ному отделению судебных приставов <...>-на-Дону У. Ф. службы судебных приставов по <...>, заинтересованные лица судебный пристав-исполнитель <...> отделения судебных приставов <...>-на-Дону У. Ф. службы судебных приставов по <...> Степанова А. В., Коновалова Т. С., о признании незаконными постановлений судебного пристава-исполнителя, удовлетворить полностью.

Признать незаконными постановление судебного пристава-исполнителя <...> отделения судебных приставов <...>-на-Дону У. Ф. службы судебных приставов по <...> от ... г. о взыскании с должника Коновалова В. В. исполнительского сбора в размере 5 000 руб., постановление судебного пристава-исполнителя <...> отделения судебных приставов <...>-на-Дону У. Ф. службы судебных приставов по <...> от ... г. о запрете на совершение действий по регистрации в отношении недвижимого имущества должника Коновалова В. В., постановление судебного пристава-исполнителя <...> отделения судебных приставов <...>-на-Дону У. Ф. службы судебных приставов по <...> от ... г. о запрете на регистрационные действия в отношении транспортных средств должника Коновалова В. В. по исполнительному производству -ИП от ... г..

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Октябрьский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий:         подпись

Решение в окончательной форме изготовлено 13 октября 2021 года.

Копия верна

Судья          К.Н. Чернякова

2а-3381/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Коновалов Виталий Валерьевич
Ответчики
Октябрьское районное отделение судебных приставов г. Ростова-на-Дону УФССП России по РО
Управление Федеральной службы судебных приставов по Ростовской области
Другие
Коновалова Татьяна Степановна
судебный пристав-исполнитель Октябрьского районного отделения судебных приставов г. Ростова-на-Дону УФССП России по Ростовской области Степанова Анастасия Васильевна
Суд
Октябрьский районный суд г. Ростова-на-Дону
Судья
Чернякова Ксана Николаевна
Дело на странице суда
oktyabrsky.ros.sudrf.ru
02.08.2021Регистрация административного искового заявления
02.08.2021Передача материалов судье
05.08.2021Решение вопроса о принятии к производству
05.08.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.08.2021Подготовка дела (собеседование)
20.08.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
31.08.2021Судебное заседание
29.09.2021Судебное заседание
13.10.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.10.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.11.2021Дело оформлено
26.11.2021Дело передано в архив
29.09.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее