Решение по делу № 8Г-63/2024 [88-3063/2024] от 09.01.2024

ТРЕТИЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

51RS0001-01-2023-002837-72

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

№ 88-3063/2024
№ 2-3562/2023

    г. Санкт-Петербург                                   12 февраля 2024 г.

    Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:

    председательствующего     Какурина А.Н.

судей                 Каревой Г.Г., Кротовой Л.В.,

с участием прокурора            Скибенко С.А.

    рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Ленинского административного округа города Мурманска в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации города Мурманска о возложении обязанности совершить определенные действия по кассационной жалобе Администрации города Мурманска на решение Октябрьского районного суда города Мурманска от 05 июля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 04 октября 2023 года.

    Заслушав доклад судьи Каревой Г.Г., судебная коллегия Третьего кассационного суда общей юрисдикции

установила:

    Прокурор Ленинского административного округа города Мурманска, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Администрации города Мурманска о возложении обязанности в течение 3 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда оборудовать элементами благоустройства площадку для выгула домашних животных (собак), расположенную на земельном участке с кадастровым номером , по <адрес>, а именно: установить ограждения, урны, осветительное оборудование, информационные конструкции, указывая, что на территории г. Мурманска определена территория для выгула собак, расположенная на земельном участке с кадастровым номером по <адрес>, вместе с тем, место для выгула домашних животных на данном участке местности не оборудовано, не имеет элементов благоустройства территории: отсутствуют ограждения, урны, осветительное оборудование, информационные конструкции.

     Решением Октябрьского районного суда города Мурманска от 05 июля 2023г. исковые требования прокурора Ленинского административного округа города Мурманска удовлетворены частично: судом на Администрацию города Мурманска возложена обязанность в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу оборудовать элементами благоустройства площадку для выгула домашних животных (собак), расположенную на земельном участке с кадастровым номером по <адрес>, установив урны, информационные конструкции.

    Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 04 октября 2023г. решение Октябрьского районного суда города Мурманска от 05 июля 2023г. оставлено без изменения.

Администрации города Мурманска в кассационной жалобе ставит вопрос об отмене судебных постановлений, указывая, что суды при рассмотрении неправомерно не определили полный круг заинтересованных лиц, не привлекли к участию АНО «Центр городского развития Мурманской области», которая осуществляет благоустройство площадок для выгула собак.

В судебном заседании суда прокурор ФИО4 возражала доводы кассационной жалобы.

Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, представителя не направили.

Информация о рассмотрении кассационной жалобы в соответствии с положениями Федерального закона от 22 декабря 2008 г. №262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" размещена на официальном сайте Третьего кассационного суда общей юрисдикции в сети Интернет (https//3kas.sudrf.ru).

Судебная коллегия, руководствуясь частью 5 статьи 3795 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, посчитала возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив законность решения суда первой инстанции и апелляционного определения, судебная коллегия Третьего кассационного суда приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений.

Статья 3796 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

В соответствии со ст. 3797 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Таких нарушений судами допущено не было.

Согласно пункту 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится утверждение правил благоустройства территории муниципального, городского округа, осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, предметом которого является соблюдение правил благоустройства территории муниципального, городского округа, в том числе требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг (при осуществлении муниципального контроля в сфере благоустройства может выдаваться предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований, выявленных в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности), организация благоустройства территории муниципального, городского округа в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах муниципального, городского округа.

В силу пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при планировке и застройке городских и сельских поселении должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания.

Согласно пункту 1790 СанПиН 3.3686-21 «Санитарно- эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 гг. №4 выгул домашних животных проводится на специальных территориях, обозначенных табличками и оборудованных контейнерами для сбора экскрементов животных.

Решением Совета депутатов города Мурманска от 27 октября 2017г. №40-712 утверждены Правила благоустройства территории муниципального образования г. Мурманск (далее - Правила благоустройства), которыми, в том числе установлены требования, необходимые для применения при выполнении мероприятий по благоустройству мест для выгула домашних животных.

Разделом 5.1.4 указанных Правил благоустройства предусмотрено, что площадки для выгула собак размещаются на территориях, свободных от зеленых насаждений, под линиями электропередач с напряжением не более 110 кВ. Территории, разрешенные для свободного выгула собак, определяются администрацией города.

На территории площадки размещается информационный стенд с правилами пользования площадкой (пункт 5.1.4.3).

Перечень элементов благоустройства территории на площадке для выгула собак включает: ограждение, не менее одной скамьи и одной урны, осветительное оборудование и информационные конструкции (пункт 5.1.4.5).

Как установлено судами и следует из материалов дела, прокуратурой Ленинского административного округа г. Мурманска проведена проверка соответствия определенных постановлением администрации г. Мурманска № 25 от 14 января 2021г. мест для выгула собак действующему законодательству.

В ходе проверки установлено, что, согласно постановлению Администрации г. Мурманска от 14 января 2021г. № 25, в числе мест для выгула домашних животных на территории г. Мурманска определена площадка, расположенная на земельном участке с кадастровым номером по <адрес>.

Указанное место для выгула домашних животных на данном участке местности не оборудовано надлежащим образом, не имеет элементов благоустройства территории, а именно: отсутствуют ограждения, урны, осветительное оборудование, информационные конструкции.

02 февраля 2023г. прокуратурой Ленинского административного округа г. Мурманска в адрес главы Администрации г. Мурманска внесено представление об устранении допущенных нарушений, однако до настоящего момента, мероприятия по организации и устройству мест для выгула домашних животных не выполнены.

Отклонив доводы апелляционной жалобы Администрации г. Мурманска об отсутствии у администрации полномочий по оборудованию мест выгула домашних животных (собак), суд апелляционной инстанции указал следующее.

В соответствии с пунктом 92 статьи 44 Федерального закона от 21 декабря 2021 г. N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов организации проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации.

В связи со вступлением в силу 28 декабря 2018 г. Федерального закона от 27 декабря 2018 г. N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" создание мест для выгула животных относится к мероприятиям по благоустройству территории поселения.

Статьей 13 Федерального закона от 27 декабря 2018 г. N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” установлены требования к выгулу домашних животных, в частности не допускается выгул животного вне мест, разрешенных решением органа местного самоуправления для выгула животных.

Таким образом, в силу действия указанной правовой нормы органы местного самоуправления должны создавать места для выгула домашних животных.

Согласно пункту 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится утверждение правил благоустройства территории муниципального, городского округа, осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, организация благоустройства территории муниципального, городского округа в соответствии с указанными правилами.

На основании статьи 451 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», правила благоустройства территории муниципального образования могут регулировать вопросы размещения и содержания детских и спортивных площадок, площадок для выгула животных, парковок (парковочных мест), малых архитектурных форм.

Пунктом 29 статьи 12 Устава муниципального образования город Мурманск, утвержденного Решение Совета депутатов города Мурманска от 02.04.2018 N 45-787 установлено, что к вопросам местного значения городского округа относится утверждение правил благоустройства территории города, осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, предметом которого является соблюдение правил благоустройства территории города, в том числе требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг (при осуществлении муниципального контроля в сфере благоустройства может выдаваться предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований, выявленных в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности), организация благоустройства территории города в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах города.

Таким образом, организация и устройство мест для выгула домашних животных относится к элементам благоустройства населенного пункта и находится в компетенции органов местного самоуправления.

Приказом Минстроя России от 29 декабря 2021 г. N 1042/пр утверждены методические рекомендации по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований, в которых пунктом 24.6 изложены рекомендации по организации площадок для выгула и дрессировки животных.

На территории площадки для выгула и дрессировки животных рекомендуется предусматривать информационный стенд с правилами пользования такой площадкой (пункт 24.6.3).

В перечень элементов благоустройства площадок для выгула животных рекомендуется включать покрытие, ограждение, специальное тренировочное оборудование, навес в части площадки, предназначенной для владельцев собак, скамьи, урны, ящик для одноразовых пакетов с фекальной урной, осветительное оборудование, информационный стенд (пункт 24.6.4).

На основании изложенного, вопреки доводам апелляционной жалобы, из системного анализа вышеуказанных правовых норм следует, что вопросы организации на территории субъекта Российской Федерации выделенных мест для выгула животных и их обустройство возложены на орган местного самоуправления.

Федеральным законом от 27 декабря 2018 г. N498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" организация и устройство мест для выгула домашних животных относится к элементам благоустройства населенного пункта и соответственно находится в компетенции именно органов местного самоуправления.

Доводы кассационной жалобы о непривлечении к участию в деле Комитета по развитию городского хозяйства Администрации г. Мурманска, указанные заявителем ранее в апелляционной жалобе, правомерно были отклонены судом апелляционной инстанции, поскольку отсутствует дублирование полномочий между органами местного самоуправления и субъектом государственной власти Мурманской области..

В силу частей 1, 7, 8 статьи 37 Федерального закона от 6 октября 2003г. №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочиями по решению вопросов местного значения уставом муниципального образования наделяется местная администрация. Местная администрация обладает правами юридического лица. Структура местной администрации утверждается представительным органом муниципального образования по представлению главы местной администрации. В структуру местной администрации могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы местной администрации.

Согласно Положению о Комитете по развитию городского хозяйства администрации г. Мурманска, Комитет по развитию городского хозяйства администрации г. Мурманска является муниципальным казенным учреждением, входит в структуру администрации г. Мурманска, финансируется за счет средств бюджета муниципального образования г. Мурманск.

Из пункта 1.6 Положения следует, что Комитет в пределах своей компетенции осуществляет взаимодействие со структурными подразделениями администрации г. Мурманска, Советом депутатов г. Мурманска, органами исполнительной власти Мурманской области, организациями всех форм собственности.

Таким образом, Комитет по развитию городского хозяйства администрации г. Мурманска входит в структуру администрации г. Мурманска, в то время как полномочиями по решению вопросов местного значения, в соответствии с Уставом г. Мурманска, наделена местная администрация г. Мурманска.

Представленный в материалы дела договор подряда от 23 сентября 2021 г., согласно которому, заказчиком на выполнение работ по благоустройству территорий Мурманской области в части устройства площадок для выгула собак являлся АНО «Центр городского развития Мурманской области», правового значения в рамках рассматриваемого спора не имеет, поскольку предметом указанного договора является благоустройство площадок для выгула собак по иным адресам, отличным от адреса, заявленного в иске.

Разрешая заявленные исковые требования, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь вышеприведенными положениями нормативных правовых актов, пришел к выводу об обоснованности требований прокурора о понуждении ответчика в течение 3 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда оборудовать элементами благоустройства место для выгула домашних животных на земельном участке с кадастровым номером расположенном по <адрес>.

Суд кассационной инстанции находит выводы судов законными и обоснованными, поскольку по настоящему делу юридически значимые обстоятельства определены правильно, выводы судов достаточно подробно мотивированы, должным образом отражены в судебных постановлениях, основаны на фактических обстоятельствах дела, установленных по результатам исследования и проверки в соответствии с требованиями статьи 67 ГПК РФ доказательств, представленных сторонами в материалы дела.

Доводы, приведенные в кассационной жалобе полностью повторяют доводы апелляционной жалобы и, по существу сводятся к изложению обстоятельств, явившихся предметом исследования и оценки судов первой и апелляционной инстанции, к выражению несогласия с произведенной оценкой представленных по делу доказательств и суждений судов и в целом направлены на переоценку состоявшихся судебных постановлений и не могут служить основанием к их отмене, поскольку применительно к положениям статей 3796, 3797, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не производится переоценка имеющихся в деле доказательств и установление обстоятельств, которые не были установлены судами первой и апелляционной инстанции или были ими опровергнуты.

Доводы кассационной жалобы в части неправильного применения и толкования судами норм материального права основаны на неверном понимании закона заявителем и иной оценке установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств.

Нарушений судами норм процессуального права, в том числе, при исследовании и оценке доказательств, равно, как и иных оснований, влекущих отмену либо изменение оспариваемых судебных постановлений, судом кассационной инстанции не установлено, в связи с чем, судебная коллегия не находит правовых оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы.

    Руководствуясь статьями 390, 3901 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции

о п р е д е л и л а :

    решение Октябрьского районного суда города Мурманска от 05 июля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 04 октября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации города Мурманска - без удовлетворения.

    Председательствующий

    Судьи

8Г-63/2024 [88-3063/2024]

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокуратура Ленинского административного округа г.Мурманска
Ответчики
Администрация г.Мурманска
Суд
Третий кассационный суд общей юрисдикции
Судья
Карева Галина Георгиевна
Дело на странице суда
3kas.sudrf.ru
12.02.2024Судебное заседание
12.02.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее