50RS0№-14 №а-608/21
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Волоколамск 13 мая 2021 года
Волоколамский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Коняхиной Е.Н.
при секретаре судебного заседания Назаренко А.И.
Рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Любимова А. В. к государственному лесному инспектору <адрес> Виноградовского филиала Государственного казенного учреждения <адрес> «Мособллес» Поповой О. Ю. о признании незаконным предписания,
Установил:
Любимов А.В. обратился в суд административным исковым заявлением к государственному лесному инспектору <адрес> Виноградовского филиала ГКУ МО «Мособллес» Поповой О.Ю. о признании незаконным предписания № от ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование требований указал, что указанное предписание было вынесено после проведения патрулирования территории земель государственного лесного фонда ДД.ММ.ГГГГ. В силу п. 1.3 Порядка проведения мероприятий по контролю (патрулированию) в лесах в границах <адрес>, основанием для начала организации и проведения мероприятий по контролю (патрулированию) в лесах является приказ (распоряжение) председателя (заместителя) КЛХ МО, генерального директора (заместителя) ГКУ МО «Мособллес». В оспариваемом предписании отсутствует указание на плановое задание, что свидетельствует о незаконности проведенного осмотра и принятого на его основании предписания. Решением Московского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу положение п. 4.1 Порядка проведения мероприятий по контролю (патрулированию) в лесах на землях лесного фонда в границах <адрес>, утвержденным приказом Мосооблкомлеса от ДД.ММ.ГГГГ №П-20229, о праве выдачи предписания об устранении выявленных нарушений в ходе осуществления мероприятий по контролю (патрулированию) в лесах признано незаконным.
В судебное заседание административный истец Любимов А.В. не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена.
Представитель административного истца по доверенности Козырев Д.Е. в заявлении просит рассматривать дело в его отсутствие, требования поддерживает.
Административный ответчик государственный лесной инспектор <адрес> Волоколамского филиала ГКУ МО «Мособллес» Попова О.Ю. в судебное заседание не явился, месте и времени рассмотрения дела извещен, в заявлении просит рассмотреть дело в ее отсутствие, в удовлетворении требований административного истца отказать.
Представитель Государственного казенного учреждения <адрес> «Мособллес» в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен, представитель по доверенности ФИО5 представила письменные возражения, в которых просит в удовлетворении административного искового заявления отказать. В возражениях указано, что приказом комитета лесного хозяйства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №П-931 «О начале пожарного сезона 2020 года в лесах <адрес>» в связи с наступлением на территории <адрес> устойчивой теплой погоды и сходом снежного покрова, определено начало пожароопасного сезона на территории земель лесного фонда в границах <адрес> ДД.ММ.ГГГГ. Приказом генерального директора ГКУ МО «Мособллес» от ДД.ММ.ГГГГ №П-1897 был утвержден маршрут наземного патрулирования земель лесного фонда на территории <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ государственным лесным инспектором <адрес> Поповой О.Ю. при патрулировании лесного участка, расположенного в выделах 36,37 квартала 28 Виноградовского участкового лесничества Виноградовского лесничества вблизи д. Губино городского округа <адрес>, произведен осмотр территории лесного участка по границе с земельным участком с кадастровым номером № протяженностью 500 метров, выявлен факт нарушения лесного законодательства. На прилегающей к выделам 36,37 кварталу 28 Виноградовского участкового лесничества земельном участке с кадастровым номером № на полосе шириной 10 метров от леса, имеется сухая травянистая растительность, а отделяющая противопожарная минерализованная полоса шириной не менее 0.5 метра или иной противопожарный барьер отсутствует. В соответствии с договором аренды земельного участка №АЗУ-09/20 от ДД.ММ.ГГГГ административный истец в противопожарный период (со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой погоды и образования снежного покрова) нарушил Правила пожарной безопасности в лесах, не обеспечив очистку, прилегающей к лесу территории земельного участка от сухой травянистой растительности на полосе шириной 10 метров от леса и отделив лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра или иным противопожарным барьером. В соответствии с п. 4.1 Порядка проведения мероприятий по контролю (патрулированию) в лесах на землях лесного фонда в границах <адрес>, утвержденного приказом Комитета лесного хозяйства <адрес>, государственный лесной инспектор имеет право выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений и осуществлять контроль за исполнением указанных предписаний в установленные сроки гражданам на основании п. 1 ст. 66 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ.
Рассмотрев заявленные требования, изучив материалы, суд приходит к выводу, что административный иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По делу установлено, что ДД.ММ.ГГГГ государственным лесным инспектором <адрес> Виноградовского филиала ГКУ МО «Мособлес» Поповой О.Ю. в рамках осуществления федерального государственного лесного надзора и федерального государственного пожарного надзора в лесах при патрулировании территории лесного участка по маршруту № в соответствии с приказом ГКУ МО «Мособлес» №П-1897 от ДД.ММ.ГГГГ в квартале 28 выделах 36,37 Виноградовского участкового лесничества Виноградовского лесничества вблизи д. Губино городского округа <адрес>, был произведен осмотр территории вышеуказанного лесного участка, в ходе которого выявлен факт нарушения лесного законодательства. На прилегающем к лесному участку с кадастровым номером № земельном участке с кадастровым номером № на полосе шириной 10 метров от леса присутствует сухая травянистая растительность, между участками отсутствует отделяющая противопожарная минерализованная полоса шириной не менее 0.5 метра или иной противопожарный барьер, что нарушает требования пункта 9 (1) раздела II Правил пожарной безопасности в лесах, о чем был составлен акт осмотра территории лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ.
Арендатором земельного участка с кадастровым номером № на основании договора аренды№АЗУ-09/20 от ДД.ММ.ГГГГ является административный истец Любимов А.В.
Патрулирование земельного участка лесного фонда проводилось государственным лесным инспектором в установленном законом порядке на основании приказа генерального директора государственного казенного учреждения <адрес> №П-1897 от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении маршрутов наземного патрулирования земель лесного фонда на территории <адрес> на 2020 год».
ДД.ММ.ГГГГ государственным лесным инспектором Поповой О.Ю. в отношении Любимова А.В. составлен протокол от об административном правонарушении, предусмотренном ст. ч.1 ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Также ДД.ММ.ГГГГ государственным лесным инспектором Поповой О.Ю. выдано Любимову А.В. предписание № об устранении выявленных нарушений лесного законодательства в срок до ДД.ММ.ГГГГ путем отделения земельного участка с кадастровым номером № от лесного участка лесного фонда квартале 28 выделе 36,37 Виноградовского участкового лесничества противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метров или иным противопожарным барьером или расчистить от сухой травянистой растительности полосу шириной не менее 10 метров, граничащую с участком лесного фонда. В предписании указано, что в случае невыполнения лицо может быть привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.
Правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 53 Лесного кодекса Российской Федерации).
Во исполнение приведенной нормы Правительство Российской Федерации постановлением от ДД.ММ.ГГГГ N 417 утвердило Правила пожарной безопасности в лесах, согласно пункту 9 (1) которых в период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу, обеспечивают ее очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо отделяют лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра или иным противопожарным барьером.
Из содержания частей 2.1 и 4 статьи 96 Лесного кодекса Российской Федерации следует, что федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану) осуществляет, в том числе Федеральное агентство лесного хозяйства, которое осуществляет непосредственно и через свои территориальные органы федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану) на землях лесного фонда в отношении лесничеств и лесопарков, указанных в части 2 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, в лесах, расположенных на землях обороны и безопасности, и в случаях, когда полномочия, переданные Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, изъяты в установленном порядке у органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Статьей 96 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что должностные лица органов государственного надзора, государственных учреждений, указанных в части 2.1 настоящей статьи, являющиеся государственными лесными инспекторами или лесничими, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право давать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок соблюдения лесного законодательства нарушений и осуществлять контроль за исполнением указанных предписаний в установленные сроки.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 394 утверждено "Положение об осуществлении государственного лесного контроля и надзора (лесной охраны)" (далее Положение).
В силу подпункта "з" пункта 8 Положения об осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) должностные лица органов исполнительной власти и государственных учреждений, являющиеся государственными лесными инспекторами или лесничими, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право давать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок соблюдения лесного законодательства нарушений и осуществлять контроль за исполнением указанных предписаний в установленные сроки.
Согласно Административного регламента исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), утвержденным Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 233, который зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ N 43484 федеральный государственный лесной надзор осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых, документарных и выездных проверок, а также проведения мероприятий по контролю (патрулирование и плановые (рейдовые) осмотры, обследования) в лесах (далее - мероприятия по контролю в лесах) (п.10).
Проверки граждан проводятся должностными лицами, осуществляющими федеральный государственный лесной надзор, при проведении мероприятий по контролю в лесах (п. 12).
Пунктом 4.1 Порядка проведения мероприятий по контролю (патрулированию) в лесах на землях лесного фонда в границах <адрес>, утвержденного приказом Комитета лесного хозяйства <адрес>, установлено, что государственный лесной инспектор имеет право выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений и осуществлять контроль за исполнением указанных предписаний в установленные сроки гражданам на основании п. 1 ст. 66 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ.
Исходя из содержания абзаца 4 пункта 1 статьи 66 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», должностные лица органов государственного надзора, являющиеся государственными инспекторами в области охраны окружающей среды, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований, о проведении мероприятий по обеспечению предотвращения вреда растениям, животным, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предотвращения возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
По смыслу вышеприведенных предписание об устранении нарушений требований законодательства представляет собой акт должностного лица, уполномоченного на проведение государственного надзора, содержащий властное волеизъявление, порождающее правовые последствия, поскольку за неисполнение предписания установлена административная ответственность в соответствии со ст. 19.5 КоАП РФ. Предписание выносится в случае выявления при проведении контролирующим органом в установленном порядке соответствующей проверки нарушений законодательства и в целях их устранения. При этом предписание должно содержать только законные требования, то есть на может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для них в силу закона, а сами требования должны быть реально исполнимы.
Условиями для вынесения предписания являются нарушения законодательства Российской Федерации, которые к моменту выдачи такого предписания не были устранены.
Выявленные государственным лесным инспектором в ходе патрулирования ДД.ММ.ГГГГ территории участка лесного фонда нарушения имели место в период особого противопожарного режима на территории <адрес>, установленного Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О подготовке к пожароопасному периоду на территории в <адрес>», которым определены начало и завершение пожароопасного периода на территории <адрес> с 26 марта по ДД.ММ.ГГГГ.
Между тем предписание об устранении выявленных нарушений вынесено ДД.ММ.ГГГГ, срок для устранения установлен до ДД.ММ.ГГГГ, то есть когда установленный период особого противопожарного режима на территории <адрес> прекратил свое действие.
Доказательств, нарушений лесного законодательства, на дату вынесения предписания, административным ответчиком суду не представлено.
С учетом изложенного оспариваемое предписание не соответствует требованиям закона, в связи, с чем административный иск Любимова А.В. подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
Решил:
Административное исковое заявление Любимова А. В. к государственному лесному инспектору <адрес> Виноградовского филиала Государственного казенного учреждения <адрес> «Мособллес» Поповой О. Ю. о признании незаконным предписания удовлетворить.
Признать незаконным предписание № от ДД.ММ.ГГГГ, выданное государственным лесным инспектором <адрес> Виноградовского филиала ГКУ МО «Мособллес» Поповой О.Ю. в отношении Любимова А. В..
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Волоколамский городской суд Московской области.
Судья подпись Е.Н. Коняхина
Решение в окончательной форме изготовлено 20 мая 2021 года.
Копия верна
Судья