Судья Милошенко Н.В. Дело № 33-2903/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
19 августа 2019 года
Судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда в составе:
Председательствующего судьи Жиляевой О.И.,
Судей Балацкого Е.В., Ваулиной А.В.,
При секретаре Белановой О.А.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Жиляевой О.И. дело по апелляционной жалобе Лизейкиной В.И. на решение Балаклавского районного суда г. Севастополя от 16 мая 2019 года,
УСТАНОВИЛА:
Лизейкина В.И. обратилась в суд с иском к Правительству Севастополя, Департаменту по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя, 3-и лица Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя, Главное управление природных ресурсов и экологии г. Севастополя, ГКУ «Севастопольское лесничество», в котором просила признать за ней право собственности на земельный участок по адресу: <адрес> площадью 0,1 га, целевое назначение – для индивидуального дачного строительства.
В обоснование заявленных требований Лизейкина В.И. указала, что решением Балаклавского районного суда г. Севастополя от 6 июля 2017 года истребован в государственную собственность субъекта федерации – города федерального значения Севастополя из незаконного владения Лизейкиной В.И. земельный участок площадью 1000 кв.м., расположенный в <адрес>.
Основанием для истребования земельного участка явилось его вхождение в состав земель лесного фонда.
Вместе с тем, Федеральным законом от 29 июля 2017 года №280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель» законодатель, установив приоритет сведений о категории земельных участков, содержащихся в правоустанавливающих документах и ЕГРП, исключил возможность произвольного толкования оспариваемого законоположения и, соответственно, изъятия земельных участков у граждан, которые приобрели их на законном основании и были указаны как собственники этих участков в ЕГРП, только по формальным основаниям их расположения в границах лесничеств и лесопарков.
Истец также указала, что право собственности на земельный участок у нее возникло до 01 января 2016 года, в связи с чем, может быть восстановлено.
Решением Балаклавского районного суда г. Севастополя от 16 мая 2019 года в удовлетворении иска Лизейкиной В.И. отказано.
В апелляционной жалобе Лизейкина В.И. просит об отмене решения суда первой инстанции, вынесении по делу нового решения об удовлетворении иска.
В апелляционной жалобе апеллянт выражает несогласие с выводами суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения иска. Апеллянт считает, что суд первой инстанции необоснованно отклонил его доводы о том, что спорный земельный участок был приобретен им в собственность в соответствии с законодательством Украины. По мнению апеллянта, при разрешении настоящего спора суду первой инстанции не следовало ограничиваться выводами суда при рассмотрении иного спора об истребовании у Лизейкиной В.И. земельного участка. Ранее постановленное решение суда должно было оцениваться в совокупности с другими доказательствами по настоящему спору. Апеллянт также считает, что в ходе рассмотрения спора им был доказан тот факт, что спорный объект недвижимости не относится к землям лесного фонда. Не соглашается апеллянт и с выводами суда первой инстанции о пропуске им срока на обращение в суд, предусмотренного ч. 5 ст. 10 Федерального закона РФ от 29 июля 2017 года №280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка с определением категории земельного участка».
В судебное заседание суда апелляционной инстанции Лизейкина В.И. не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом и своевременно. Ее представитель, действующий по доверенности, в судебном заседании апелляционную жалобу поддержал, просил ее удовлетворить.
Представитель Правительства Севастополя, действующий по доверенности, в судебном заседании просил решение суда оставить без изменения.
Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом и своевременно.
В отношении не явившихся дело рассмотрено с учетом требований ст.ст. 167, 327 ГПК РФ.
Проверив материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии правовых оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, к отмене решения суда первой инстанции.
11 августа 2017 года вступил в силу Федеральный закон РФ от 29 июля 2017 года №280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка с определенной категории земель».
В силу положений части 5 статьи 10 Федерального закона от 29 июля 2017 года №280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка с определенной категории земель», вступившего в законную силу 11 августа 2017 года, граждане, права которых на объекты недвижимого имущества прекращены на основании того обстоятельства, что эти объекты находятся в границах лесничества, лесопарка, в соответствии со вступившим в силу судебным актом до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, вправе требовать в судебном порядке признания их прав на эти объекты с учетом правил статьи 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 года №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (в редакции настоящего Федерального закона). Указанный иск может быть подан в течение одного года со дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 года №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (в редакции Федерального закона от 29 июля 2017 года №280-ФЗ) в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года.
В силу части 6 статьи 14 Федерального закона РФ от 21 декабря 2004 года №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (в редакции Федерального закона от 29 июля 2017 года №280-ФЗ) положения части 3 настоящей статьи не распространяются на земельные участки: 1) расположенные в границах особо охраняемых природных территорий, территорий объектов культурного наследия; 2) земельные участки, относящиеся к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности или земель иного специального назначения, если на таких земельных участках отсутствуют объекты недвижимости, права на которые зарегистрированы; 3) земельные участки, относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», при наличии у уполномоченного органа сведений о результатах проведения государственного земельного надзора, подтверждающих факты неиспользования таких земельных участков по целевому назначению или их использования с нарушением законодательства Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 21.09.2017 N 1795-О (далее - Определение N 1795-О) разъяснил, что Закон N 280-ФЗ принят для преодоления противоречивого толкования положений законодательства в правоприменительной практике и защиты законных интересов добросовестных приобретателей земельных участков. Федеральный законодатель, установив приоритет сведений о категории земельных участков, содержащихся в правоустанавливающих документах и ЕГРП, исключил возможность произвольного толкования оспариваемого законоположения и, соответственно, изъятия земельных участков у граждан, которые приобрели их на законном основании и были указаны как собственники этих участков в ЕГРП, только по формальным основаниям их расположения в границах лесничеств и лесопарков в соответствии с данными государственного лесного реестра.
Как следует из материалов дела, 7 апреля 2010 года Севастопольской городской государственной администрацией издано распоряжение № 1256-р «Об утверждении проекта землеустройства об отводе земельных участков общей площадью 21,1566 га с установлением границ в натуре (на местности) для дачного строительства ОК «ДСК «Дружба-9» и о передаче в собственность членам этого кооператива земельных участок, расположенных в районе урочища Аязьма».
На основании этого распоряжения в собственность Лизейкиной В.И. – члена ОК «ДСК «Дружба-9» в порядке бесплатной приватизации передан земельный участок площадью 1000 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных строений и сооружений (приусадебный участок).
5 мая 2014 года Регистрационной службой Днепровского РУЮ в г. Херсоне (Украина) Лизейкиной В.И. выдано свидетельство о праве собственности на земельный участок № №, расположенный в <адрес>, площадью 0,1 га, кадастровый номер №, целевое назначение – для индивидуального дачного строительства.
По сообщению Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя от 1 марта 2019 года № № в ЕГРН отсутствуют сведения о земельном участке, расположенном в <адрес>.
Между тем, спорный земельный участок в соответствии с п. 5 Заключительных положений Лесного кодекса Украины и планово-картографических материалов лесоустройства 2012 года относится к землям лесного фонда и располагается в границах кварталов Чернореченского лесничества, и в настоящее время закреплен за ГКУ «Севастопольское лесничество».
Согласно заключению специалиста ГУП «Севастопольский центр землеустройства и геодезии» от 21 сентября 2015 года комплекс земельных участков по <адрес> общей площадью 58,8 га расположен в кварталах 37,38 и частично в квартале 54 Севастопольского участкового лесничества.
Севастопольское лесничество сформировано в 1921 году.
Постановлением Правительства Севастополя от 29 июля 2014 года № 164 создано ГКУ «Севастопольское лесничество», границы которого определены Приказом Рослесхоза от 3 июля 2014 года № 227. В состав Севастопольского лесничества входит, в том числе и Чернореченское участковое лесничество.
Решением Балаклавского районного суда г. Севастополя от 6 июля 2017 года истребован в государственную собственность субъекта федерации – города федерального значения Севастополя из незаконного владения Лизейкиной В.И. земельный участок площадью 1000 кв.м., расположенный в <адрес>.
Основанием для истребования земельного участка явилось его вхождение в состав земель лесного фонда.
Спорный земельный участок относится к землям лесного фонда.
Распоряжением Севастопольской государственной администрации от 7 апреля 2010 года № 1256-р фактически изменено его целевое назначение, при этом решение об изъятии спорного земельного участка для нелесохозяйственных нужд полномочным органом власти – Кабинетом Министров Украины не принималось.
Принимая решение об отказе в удовлетворении иска суд первой инстанции исходил из нахождения спорного земельного участка в границах земель лесного фонда, что препятствует восстановлению права собственности истца Лизейкиной В.И. на него в порядке, предусмотренном Федеральным законом РФ от 29 июля 2017 года №280-ФЗ.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют нормам материального и процессуального права, обстоятельствам дела.
Доводы апелляционной жалобы о том, что спорный земельный участок никогда не входил в состав земель лесного фонда опровергаются материалами дела. Факт вхождения спорного земельного участка в состав земель леса, подтверждается, в том числе, решением Балаклавского районного суда г. Севастополя от 6 июля 2017 года, вступившим в силу 13 ноября 2017 года. Постановляя указанное решение, суд, дав оценку представленным доказательствам, пришел к выводу о том, что земельный участок относится к землям лесного фонда, располагается в границах кварталов Чернореченского лесничества, в настоящее время закреплен за ГКУ Севастополя «Севастопольское лесничество».
Ссылки апеллянта на то, что срок для обращения с иском в суд не пропущен, судебная коллегия отклоняет.
В соответствии с ч. 5 ст. 10 Федерального закона РФ от 29 июля 2017 года N 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка с определенной категории земель» граждане, права которых на объекты недвижимого имущества прекращены на основании того обстоятельства, что эти объекты находятся в границах лесничества, лесопарка, в соответствии со вступившим в силу судебным актом до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, вправе требовать в судебном порядке признания их прав на эти объекты с учетом правил статьи 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (в редакции настоящего Федерального закона). Указанный иск может быть подан в течение одного года со дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Таким образом, данный срок является пресекательным.
Из материалов дела следует, что иск подан 23 января 2019 года, т.е. по истечении одного года со дня вступления в силу вышеуказанного Федерального закона.
В целом доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции, являлись предметом исследования и оценки суда с изложением в решении соответствующих мотивов, оснований для иной оценки судебная коллегия не имеет. Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному рассмотрению дела, судом не допущено.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Балаклавского районного суда г. Севастополя от 16 мая 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Лизейкиной В.И. – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: