Дело№2-2709/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 апреля 2018 года г. Уфа
Кировский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе: председательствующего судьи Р.Р. Зайдуллина, при секретаре Кадыровой Г.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Сабанчиной Минихаймы Гафуровны к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Управлению земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о предоставлении земельного участка в аренду,
УСТАНОВИЛ:
Сабанчина М.Г. обратилась в суд с исковым заявлением к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Управлению земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о предоставлении земельного участка в аренду.
Иск мотивирован тем, что на территории земельного участка, расположенного в г. Уфа, Кировский район, между домами 5/1 и 11/3 по <адрес> города Уфы, возле МАДОУ детский сад № 23 и МАДОУ детский сад № 324, кадастровый квартал № ею, после получения травмы опорно-двигательного аппарата и инвалидности в 1998г., установлен металлический гараж. Все эти 16 лет со стороны ЖЭУ или муниципальных властей к ней претензии не имели, никто не предупреждал, не требовал о необходимости оформления договора аренды на земельный участок под гаражом. С целью заключения договора аренды она обратилась в Администрацию ГО г. Уфы, но получила отказ. Администрацией Кировского района г. Уфы в адрес ответчика направлено требование произвести демонтаж металлического гаража.
Истец Сабанчина М.Г. в судебном заседании исковые требования поддержала, просила удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.
Представители ответчиков Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан на судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили.
С учетом мнения истца, в соответствии со статьей 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело при указанной явке.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, приходит к следующему.
В силу положений подпункта 2 пункта 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Как следует из дела, решением Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 06.12.2017. постановлено:
Исковое заявление Администрации Кировского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан к Сабанчиной М.Г. удовлетворить.
Обязать Сабанчину Минихайну Гафуровну освободить земельный участок площадью 18 кв.м. от металлического гаража № 2 по схеме, расположенного по адресу: г. Уфа, Кировский район, между домами 5/1 и 11/3 по <адрес> города Уфы, кадастровый квартал №.
В случае неисполнения ответчиком решения суда в течение 10 календарных дней со дня вступления решения суда в законную силу предоставить Администрации Кировского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан право самостоятельно произвести освобождение земельного участка путем сноса металлического № 2 по схеме, расположенного по адресу: г. Уфа, Кировский район, между домами <адрес> по <адрес> города Уфы, кадастровый квартал 02:55:010830 с взысканием с нее необходимых расходов.
Как установлено судом при рассмотрении дела, 22.07.2016 прокурором Кировского района г. Уфы в адрес главы Администрации Кировского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан внесено представление в связи ненадлежащим выполнением работы по высвобождению земельных участков от самовольно установленных гаражных боксов.
Согласно акту осмотра и установления фактического использования земельного участка №/о от 29.12.2016 с приложением схематического чертежа земельного участка и фототаблицы, составленного муниципальным инспектором Управления по земельным и имущественным отношениям Администрации городского округа Уфа РБ Ахмадишиным Т.Ф., произведен осмотр земельного участка, расположенного по адресу: г. Уфа, Кировский район, <адрес>, рядом с домом 5/1, 11/3, кадастровый квартал №, площадью 400 кв.м. Установлено, что на участке расположены 22 металлических гаража. Права на земельный участок, занимаемый гаражами, не зарегистрированы, договоры аренды не заключены, на 7 земельных участков имеются действующие договоры аренды, не расторгнуты.
Согласно схеме расположения металлического гаража в г. Уфа, Кировский район, между домами <адрес> по <адрес>, кадастровый квартал № установлен металлический гараж, обозначенный на схеме №2, который принадлежит Сабанчиной М.Г., приложена фотография с изображением металлического гаража.
16.08.2017 ответчику было направлено требование о сносе гаража, которое оставлено без удовлетворения.
Рассмотрев доводы ответчика о том, что она является инвалидом с нарушением функций опорно-двигательного аппарата и попадает под критерии для выдела земельного участка без очереди вблизи места проживания, суд считал необходимым указать следующее.
Согласно статье 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" места для строительства гаража или стоянки для технических и других средств передвижения предоставляются инвалидам вне очереди вблизи места жительства с учетом градостроительных норм.
На каждой стоянке (остановке) автотранспортных средств, в том числе около объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилых, общественных и производственных зданий, строений и сооружений, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), мест отдыха, выделяется не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов. Указанные места для парковки не должны занимать иные транспортные средства. Инвалиды пользуются местами для парковки специальных автотранспортных средств бесплатно.
Статьей 11.1 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" к техническим средствам реабилитации инвалидов относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида.
Решение об обеспечении инвалидов техническими средствами реабилитации принимается при установлении медицинских показаний и противопоказаний.
Медицинские показания и противопоказания устанавливаются на основе оценки стойких расстройств функций организма, обусловленных заболеваниями, последствиями травм и дефектами.
По медицинским показаниям и противопоказаниям устанавливается необходимость предоставления инвалиду технических средств реабилитации, которые обеспечивают компенсацию или устранение стойких ограничений жизнедеятельности инвалида.
Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.
Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (статья 63) в статью 11.1 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" внесены изменения, согласно которым с 1 января 2005 года из перечня технических средств реабилитации инвалидов средства для передвижения инвалидов исключены.
В соответствии со статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).
В силу положений подпункта 14 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации;
Во исполнение статьи 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Постановлением главы Администрации городского округа г. Уфа РБ от 07.09.2006 N 4410 утверждено Временное положение о порядке предоставления в аренду земельных участков гражданам, являющимся инвалидами с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, под установку временных металлических гаражей для личного автотранспорта в городском округе город Уфа Республики Башкортостан.
Настоящее Положение регулирует порядок предоставления и изъятия земельных участков гражданам, являющимся инвалидами с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, и детям-инвалидам с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата под установку временных металлических гаражей для личного автотранспорта на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
Согласно пункту 2.2 Положения заявление гражданина о предоставлении земельного участка для целей, указанных в п. 2.1, подается на имя главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан. В заявлении должно быть указано предполагаемое место размещения объекта.
После рассмотрения в Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан заявление направляется в Главархитектуру Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан для подготовки предложений по данному вопросу.
Для рассмотрения заявления по существу заявителю необходимо представить в Главархитектуру Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан следующие документы:
паспорт с регистрацией по месту жительства;
справку МСЭ (ВТЭК) об инвалидности (медицинское заключение на ребенка-инвалида); справку клинико-экспертной комиссии (КЭК) лечебного учреждения (поликлиники) о нарушении функций опорно-двигательного аппарата;
удостоверение опекуна, попечителя;
свидетельство о рождении ребенка-инвалида;
справку ЖРЭУ о совместном проживании ребенка-инвалида и его представителя;
паспорт транспортного средства на имя инвалида;
свидетельство о регистрации транспортного средства на имя инвалида;
водительское удостоверение инвалида либо лица, которому доверено управлять автомобилем, выданным бесплатно Министерством социальной защиты населения Республики Башкортостан;
диагностическая карта.
При наличии всех документов, указанных в п. 2.2 настоящего Положения, Управлением по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан готовится проект постановления главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о предоставлении земельного участка в аренду (п. 2.3).
Разъясняя практику разрешения судебных споров по применению части шестой статьи 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Верховный Суд Российской Федерации в Определении от 13 сентября 2006 года N 5-Г06-84 указал, что данная норма распространяется лишь на инвалидов, вставших до 1 января 2005 года на учет в органах социальной защиты населения для получения автомобиля, и применяется с учетом требований, установленных статьей 11.1 данного Федерального закона для инвалидов, получивших автомототранспорт как техническое средство реабилитации инвалида через органы социальной защиты в бесплатное пользование при установлении медицинских показаний в целях компенсации и устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида.
Доказательств того, что ответчик имеет льготы, предусмотренные частью шестой статьи 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", реализовала их, оформив какие-либо права на земельный участок под металлическим гаражом, материалы дела не содержат.
Само по себе наличие у гражданина инвалидности, установленной в связи с наличием заболевания, связанного с нарушением функций опорно-двигательного аппарата, при отсутствии транспортного средства на имя инвалида; водительского удостоверения инвалида либо лица, которому доверено управлять автомобилем, выданным бесплатно Министерством социальной защиты населения Республики Башкортостан, не является достаточным основанием для предоставления места для строительства гаража или стоянки для технических и других средств передвижения предоставляются инвалидам вне очереди вблизи места жительства с учетом градостроительных норм в соответствии с положениями статьи 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Поскольку доказательств наличия у ответчика правоустанавливающих документов на земельный участок, на котором расположен металлический гараж, не представлено, сохранение спорного капитального гаражного бокса нарушает права и охраняемые законом интересы муниципального образования городского округа город Уфа Республики Башкортостан, суд пришел к выводу о законности и обоснованности исковых требований Администрации Кировского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан об обязании Сабанчиной М.Г. освободить земельный участок площадью 18 кв.м. от металлического гаража № 2 по схеме, расположенного по адресу: г. Уфа, Кировский район, между домами <адрес> по <адрес> города Уфы, кадастровый квартал №
Согласно пункту 3 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
В силу статьи 25 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Согласно пункту 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
В соответствии со статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.
Основания возникновения прав на земельные участки, предоставляемые из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предусмотрены статьей 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 3 части 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании, в частности, договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду.
Пунктом 1 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся:
1) подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений;
2) утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений;
3) утверждение правил землепользования и застройки поселений;
4) утверждение подготовленной на основании документов территориального планирования поселений документации по планировке территории, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом;
5) выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений;
6) принятие решений о развитии застроенных территорий;
7) проведение осмотра зданий, сооружений на предмет их технического состояния и надлежащего технического обслуживания в соответствии с требованиями технических регламентов, предъявляемыми к конструктивным и другим характеристикам надежности и безопасности указанных объектов, требованиями проектной документации, выдача рекомендаций о мерах по устранению выявленных нарушений в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом;
8) разработка и утверждение программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, программ комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, программ комплексного развития социальной инфраструктуры поселений.
Таким образом, предоставление земельных участков в городской черте для установки металлических гаражей не предусмотрено.
Разрешая заявленные требования, суд исходит из того, что статьей 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено заключение договоров аренды земельных участков, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на торгах, проводимых в форме аукциона, либо без проведения торгов.
Между тем, испрашиваемый истцом земельный участок не может быть предметом аукциона, а также предоставлен в аренду без проведения торгов, без соблюдения требований статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем спорный земельный участок, о предоставлении в аренду которого настаивает истец, не образован.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
в удовлетворении исковых требований Сабанчиной Минихаймы Гафуровны к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Управлению земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о предоставлении земельного участка площадью 18 кв.м., под ее гаражом № по <адрес> г. Уфе в аренду, отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение одного месяца путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд г. Уфы.
Председательствующий Р.Р. Зайдуллин
Решение суда принято в окончательной форме 17.04.2018.