Дело № 12-61/2021
29RS0005-01-2021-000472-04
РЕШЕНИЕ
28 мая 2021 года г. Архангельск
Судья Исакогорского районного суда <адрес> Шарпалова Л.А., рассмотрев жалобу защитника Общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Окраина» Рашидова Э.А. на постановление заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Архангельской области, заместителя главного государственного санитарного врача по Архангельской области Носовского Т.И. № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.4 КоАП РФ,
установил:
постановлением заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Архангельской области, заместителя главного государственного санитарного врача по Архангельской области № от ДД.ММ.ГГГГ (далее – Роспотребнадзор, Управление) Общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Окраина» (далее – ООО «УК «Окраина», Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.4 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 12 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, защитник Общества Рашидова Э.А. обратился в суд с жалобой, в которой просит его отменить, производство по делу прекратить.
В обоснование доводов жалобы указывает, что проверка в отношении ООО «УК «Окраина» была проведена с нарушением требований законодательства Российской Федерации. Органом, осуществляющим проверку, не было представлено доказательств того, что придомовая территория вокруг контейнерной площадки и контейнерная площадка относятся к общему имуществу многоквартирного дома, соответственно, вина юридического лица во вменяемом административном правонарушении не доказана. Причиной захламления является несвоевременный вывоз ТБО, что не относится к обязанностям управляющей компании.
В судебном заседании защитник ООО «УК «Окраина» Рашидов Э.А. жалобу поддержал по изложенным в ней доводам. Дополнительно пояснил, что вывоз бытовых отходов из мусорного контейнера по указанному адресу осуществляется иной организацией, которая жильцам дома начисляет плату за оказание услуги.
Должностное лицо органа административной юрисдикции в судебное заседание не явилось, извещено надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, представило письменные возражения на жалобу.
Изучив доводы жалобы и возражений на нее, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта влечет административную ответственность по ст. 6.4 КоАП РФ в виде наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Статьями 42 Конституции Российской Федерации и 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Федеральный закон № 52-ФЗ) установлено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В соответствии с п. 1 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В силу ст. 11 Федерального закона № 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Статьей 22 названного Федерального закона установлены санитарно-эпидемиологические требования к сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов производства и потребления: отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с подп. «г, д» пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491, содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя:
- уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества;
- сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме.
Согласно абз. 3 п. 2 ст. 2 Федерального закона № 52-ФЗ органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
Главным государственным санитарным врачом РФ 05.12.2019 утверждены СанПиН 2.1.7.3550-19 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований", утратившие силу с 01 января 2021 года (далее - СанПиН 2.1.7.3550-19), пунктом 2.1 которых установлено, что на территориях муниципальных образований в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки - места накопления ТКО, которые независимо от видов мусоросборников должны иметь подъездной путь, водонепроницаемое покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
Для определения количества мусоросборников (контейнеров и бункеров), устанавливаемых на контейнерных площадках для накопления ТКО, хозяйствующим субъектам необходимо исходить из численности населения, пользующегося мусоросборниками, и нормативов накопления ТКО (п. 2.4).
Мусоросборники должны быть закрыты, находиться в исправном состоянии. При накоплении ТКО на территориях муниципальных образований в мусоросборниках, в том числе при раздельном сборе отходов, должна быть исключена возможность попадания отходов из мусоросборника на площадку его накопления (п. 2.6).
Хозяйствующие субъекты обязаны обеспечить проведение промывки и дезинфекции контейнеров, а также уборку, дезинсекцию и дератизацию контейнерной площадки (п. 2.7).
Территории контейнерной площадки и (или) специальной площадки для складирования КГО после погрузки ТКО в мусоровоз, а также, в случае загрязнения, - прилегающая к месту погрузки территория, должны быть очищены хозяйствующим субъектом от отходов (п. 2.10).
Вывоз КГО необходимо производить не реже 1 раза в 7 календарных дней. Транспортирование КГО от мест накопления к местам осуществления деятельности по обращению с отходами должно осуществляться специально оборудованными транспортными средствами (далее - транспортные средства) на объекты, предназначенные для обработки, обезвреживания, утилизации, размещения отходов (п. 2.14).
В соответствии с п. 4.4 СанПиН 3.5.2.3472-17 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дезинсекционных мероприятий в борьбе с членистоногими, имеющими эпидемиологическое и санитарно-гигиеническое значение", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 07.06.2017 № 83 (далее - СанПиН 3.5.2.3472-17), не допускается образование свалок бытового и крупногабаритного мусора на дворовых территориях, на не установленных для этих целей участках территории населенных пунктов и прилегающих к населенным пунктам.
Согласно п. 3.11 СП 3.5.3.3223-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дератизационных мероприятий», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.09.2014 № 58 (далее - СП 3.5.3.3223-14), санитарно-гигиенические мероприятия включают: работы по поддержанию санитарного состояния на объектах в рабочих и подсобных помещениях, подвалах, на территории, прилегающей к объектам; очистку мусорокамер в жилых домах не реже 1 раза в сутки с применением моющих и дезинфицирующих средств; асфальтирование или бетонирование контейнерных площадок для сбора мусора и содержание их в чистоте; использование плотно закрывающихся емкостей для пищевых и бытовых отходов и регулярная их очистка; ежедневный вывоз мусора с дворовых территорий; проведение других мероприятий, соответствующих профилю объекта, предусмотренных законодательством Российской Федерации и санитарными правилами.
Таким образом, исходя из приведенных норм, на управляющую компанию, осуществляющую обслуживание жилого дома, возложена обязанность по организации и осуществлению сбора бытовых отходов, образующихся при эксплуатации многоквартирного дома, в том числе, по обеспечению чистоты контейнерных площадок и прилегающих к ним территорий.
Как усматривается из материалов дела, в ходе рассмотрения Управлением Роспотребнадзора по Архангельской области обращения жильца дома 4 по ул.Адмирала Макарова в г. Архангельске, на основании протокола опроса свидетеля от 28 октября 2020 года установлено, что в нарушение п.п. 2.1, 2.4, 2.6, 2.7, 2.10, 2.14 СанПиН 2.1.7.3550-19, п. 3.11 СП 3.5.3.3223-14, п. 4.4 СанПиН 3.5.2.3472-17, 24 августа 2020 года допущено нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилого дома 2 по ул. Адмирала Макарова, дома 11 по ул. Адмирала Макарова, дома 11 корп. 1 по ул. Адмирала Макарова и дома 35 по Адмирала Макарова в г. Архангельске, а именно: у дома 11 корп. 1 по ул. Адмирала Макарова в г. Архангельске отсутствует ограждение контейнерной площадки, территория вокруг контейнерной площадки захламлена твердыми коммунальными отходами, площадь захламления ориентировочно 10 м?; у дома 11 по ул. Адмирала Макарова в г. Архангельске отсутствует ограждение контейнерной площадки, отсутствуют крышки, территория вокруг контейнерной площадки захламлена твердыми коммунальными отходами, площадь захламления ориентировочно 2 м?; у дома 2 по ул. Адмирала Макарова в г. Архангельске отсутствует ограждение контейнерной площадки, контейнер без крышек, территория вокруг контейнерной площадки захламлена твердыми коммунальными отходами, площадь захламления ориентировочно 8 м?; у дома 35 по ул. Адмирала Макарова в г. Архангельске отсутствует ограждение контейнерной площадки, контейнер переполнен, без крышки, отсутствует отсек под крупногабаритные отходы, территория вокруг контейнерной площадки захламлена твердыми коммунальными отходами и крупногабаритными отходами.
Выявленные нарушения зафиксированы в протоколе об административном правонарушении № от 25.12.2020.
Согласно договору № от 01.03.2019 управление многоквартирными домами 2, 11, 11 корп. 1, 35 по ул. Адмирала Макарова в г. Архангельске осуществляется управляющей организацией ООО «УК «Окраина».
Фактические обстоятельства дела в жалобе не оспариваются и подтверждаются собранными по делу доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
Податель жалобы не оспаривает, что мусорным контейнером пользуются жильцы указанных домов, которые оплачивают услугу по содержанию общего имущества, следовательно, Общество обязано содержать данные объекты в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства, при этом выбор способа устранения допущенного нарушения находится исключительно в хозяйственном ведении указанного юридического лица.
В силу п. 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года № 170, организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать на обслуживаемой территории наличие сборников для твердых отходов, своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории.
Таким образом, должностное лицо пришло к правильному выводу о том, что выявленные нарушения санитарно-эпидемиологических требований при эксплуатации указанных жилых домов в г. Архангельске допущены ООО «УК «Окраина».
Доводы жалобы о том, что должностным лицом не представлены доказательства того, что территория, на которой допущены неконтролируемые свалки, относится к общему имуществу дома, исходя из материалов дела, подтверждающих факт пользования контейнером жильцами указанных домов, является несостоятельным.
Согласно протоколу об административном правонарушении № от 25.12.2020 установлено захламление вышеуказанных контейнерных площадок и прилегающих к ним территорий.
При таких обстоятельствах, независимо от расположения контейнера в пределах, либо за пределами границы земельного участка многоквартирного дома, Общество обязано содержать его в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства.
Событие административного правонарушения и вина юридического лица в полной мере подтверждаются представленными по делу доказательствами, которые получили в постановлении должностного лица надлежащую оценку.
Доказательств наличия чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения санитарно-эпидемиологических требований, а также свидетельствующих о том, что ООО «УК «Окраина» приняло все зависящие от него меры по недопущению правонарушения, в материалах дела не имеется.
Допустив нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилого дома, ООО «УК «Окраина» совершило административное правонарушение, предусмотренное ст. 6.4 КоАП РФ.
Оснований для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ не имеется.
В силу ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья может освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
При квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях. Применение положений ст. 2.9 КоАП РФ является правом, а не обязанностью судьи, уполномоченного рассматривать жалобу.
Объектом вмененного подателю жалобы административного правонарушения является нарушение требований о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения как важнейшей составляющей здоровья населения и среды обитания человека в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду.
Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на охрану жизни и здоровья людей, а также права на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст.ст. 7, 20, 42 Конституции Российской Федерации).
Таким образом, административное правонарушение, в основе которого лежит нарушение конституционно защищаемых ценностей, не может быть признано малозначительным правонарушением.
Административное наказание назначено ООО «УК «Окраина» в пределах санкции ст. 6.4 КоАП РФ с соблюдением общих правил назначения наказания юридическому лицу, установленных ст.ст. 4.1 – 4.3 КоАП РФ, с учетом обстоятельства, отягчающего административную ответственность, и применено в целях предупреждения совершения новых правонарушений правонарушителем, что отвечает требованиям ст. 3.1 КоАП РФ.
Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении, установленный главой 29 КоАП РФ, должностным лицом соблюден.
Постановление о привлечении к административной ответственности вынесено в пределах срока давности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Учитывая, что существенных нарушений процессуальных требований КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении не допущено, оснований для изменения или отмены постановления, прекращения производства по делу не имеется.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.8 КоАП РФ, судья
решил:
постановление заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Архангельской области, заместителя главного государственного санитарного врача по Архангельской области Носовского Т.И. № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.4 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу защитника Общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Окраина» Рашидова Э.А. без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение 10 суток со дня получения копии решения.
Судья Л.А. Шарпалова