ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Кырен 18 июля 2022 года
Тункинский районный суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Дандаровой А.А., при секретаре Будаевой К.С., с участием представителя истца по доверенности Цыбиковой Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании Тункинского районного суда гражданское дело № 2-397/2022 по иску прокурора Советского района г. Улан-Удэ в интересах несовершеннолетних ФИО1, ФИО2, ФИО3 к ФИО4 о прекращении права собственности на жилое помещение, признании права общей долевой собственности на жилое помещение,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Советского района г. Улан-Удэ обращаясь в районный суд в интересах несовершеннолетних ФИО1, ФИО2, ФИО3 к ФИО4 просит прекратить право собственности Нимаевой М.И. на жилое помещение – жилой дом по адресу: <адрес> (кадастровый №), признать право общей долевой собственности на жилое помещение – жилой дом по адресу: <адрес> за ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, определив каждому по ? доли в праве собственности на данное жилое помещение.
Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой в ходе проверки обращения ОПФ РФ по РБ выявлено нарушение жилищных прав детей при использовании Нимаевой М.И. средств материнского (семейного) капитала. В ходе проверки установлено, что у Нимаевой М.И. трое детей. Право на получение материнского капитала возникло у Нимаевой М.И. после рождения дочери Алтаны. 20.03.2019 года ответчица обратилась в УПФР в <адрес> – филиал отделения с заявлением о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала в размере 274 598 рублей 89 копеек на оплату приобретенного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ денежные средства в размере 274 598 рублей 89 копеек перечислены ФИО5 в ПАО АКБ «Авангард». В соответствии с требованиями закона жилое помещение, приобретенное с использованием средств материнского капитала, оформляется в общую собственность родителей, детей с определением размера долей по соглашению. Нимаевой М.И. 20.03.2019 года оформлено обязательство об исполнении данного требования закона в течении 6 месяцев после перечисления Пенсионным фондом РФ средств материнского (семейного) капитала. Однако ответчиком не приняты надлежащие меры к оформлению приобретенной недвижимости в общую собственность детей. Согласно выписке из ЕГРН указанное жилое помещение находится в собственности Нимаевой М.И. Бездействие ответчика, выразившееся в непринятии мер по оформлению жилого помещения в общую долевую собственность с выделением долей несовершеннолетним нарушает имущественные права детей, которые должны им принадлежать в силу закона.
Помощник прокурора Цыбикова Ю.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивала, не возражала против рассмотрения дела в порядке заочного производства.
Ответчик Нимаева М.И. в судебное заседание не явилась, о времени и месте извещена надлежащим образом, о причинах своей не явки суд не уведомила, ходатайств об отложении судебного заседания не заявляла.
Суд в соответствии с частью 1 статьи 233 ГПК РФ рассмотрел дело в порядке заочного производства.
Заслушав прокурора, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему выводу.
Согласно ст. ст. 38, 40 Конституции Российской Федерации, материнство, детство и семья находятся под защитой государства.
В силу статьи 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.
Согласно пунктам 2, 3 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2006 года № 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей":
- материнским (семейным) капиталом являются средства федерального бюджета, передаваемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на реализацию дополнительных мер государственной поддержки, установленных настоящим Федеральным законом;
- государственный сертификат на материнский (семейный) капитал является именным документом, подтверждающим право на дополнительные меры
государственной поддержки.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей) у женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 1 января 2007 года; женщин, родивших (усыновивших) третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2007 года, если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки.
В соответствии с ч. 1 статьи 7 Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», распоряжение средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала осуществляется лицами, указанными в частях 1 и 3 статьи 3 Закона, получившими сертификат, путем подачи в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала, в котором указывается направление использования материнского (семейного) капитала в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В силу части 3 ст. 7 Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» лицам, получившим сертификат, предоставлена возможность распоряжаться средствами материнского (семейного) капитала в полном объеме либо по частям на улучшение жилищных условий.
Статьей 10 вышеназванного Закона определены направления средств материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий, в частности, на приобретение (строительство) жилого помещения, осуществляемое гражданами посредством совершения любых не противоречащих закону сделок и участия в обязательствах (включая участие в жилищных, жилищно-строительных и жилищных накопительных кооперативах), путем безналичного перечисления указанных средств организации, осуществляющей отчуждение (строительство) приобретаемого (строящегося) жилого помещения, либо физическому лицу, осуществляющему отчуждение приобретаемого жилого помещения, либо организации, в том числе кредитной, предоставившей по кредитному договору (договору займа) денежные средства на указанные цели; на строительство, реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства, осуществляемые гражданами без привлечения организации, осуществляющей строительство (реконструкцию) объекта индивидуального жилищного строительства, в том числе по договору строительного подряда, путем перечисления указанных средств на банковский счет лица, получившего сертификат.
Согласно части 4 данной статьи Федерального закона от 29.12.2006 №256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей » жилое помещение, приобретенное с использованием средств материнского капитала, оформляется в общую собственность родителей, детей (в том числе первого, второго, третьего ребенка и последующих детей ) с определением размера долей по соглашению.
Следовательно, приобретение жилого помещения с использованием средств (части средств) материнского (семейного) капитала обязывает лиц, использующих данные средства, исполнить обязательство об оформлении имущественных прав членов семьи владельца сертификата, в том числе несовершеннолетних детей.
Согласно статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Защита прав и интересов детей возлагается на их родителей. Родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий. Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей (пункт 1 статьи 64, пункт 1 статьи 65 Семейного кодекса Российской Федерации).
Родители, приобретая жилое помещения за счет средств материнского капитала, действуют как в своих интересах, так и в интересах несовершеннолетних детей, в связи с чем в споре в отношении имущества в виде жилого помещения, приобретенного с использованием средств (части средств) материнского (семейного) капитала, родители представляют как свои интересы, так и интересы несовершеннолетних, в отношении которых у них имеется наступившее обязательство.
Из материалов дела следует, что ответчик ФИО4 является матерью ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
ДД.ММ.ГГГГ между ФИО4 и ФИО5 заключен договор купли-продажи жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: <адрес>.
Из дополнительного соглашения к договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ следует, что расчет между сторонами за жилой дом и земельный участок производится следующим образом: сумма в размере 274 598 рублей оплачивается за жилой дом за счет средств материнского (семейного) капитала, серии МК-III № от ДД.ММ.ГГГГ, а сумма в размере 200 000 рублей за земельный участок оплачены из собственных средств покупателя путем передачи продавцу в день подписания настоящего договора.
ДД.ММ.ГГГГ Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации (ГУ) в <адрес> Республики Бурятии удовлетворено заявление Нимаевой М.И. о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий.
Денежные средства в сумме 274 598 рублей 89 копеек перечислены ФИО5
ДД.ММ.ГГГГ ответчик Нимаева М.И. дала нотариальное обязательство об оформлении приобретенное жилое помещение в общую долевую собственность свою и детей (1, 2, 3 и последующих) с определением размере долей по соглашению, в течение шести месяцев после перечисления Пенсионным фондом РФ средств материнского капитала лицу, осуществляющему отчуждение жилого помещения.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ правообладателем жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, является Нимаева М.И. Ограничение права и обременение объекта не зарегистрировано.
Поскольку до настоящего времени обязательство Нимаевой М.И. по оформлению в общую долевую собственность приобретенного за счет средств материнского капитала жилого помещения не было исполнено, суд приходит к выводу о том, что ответчик Нимаева М.И. обязанность по оформлению жилого помещения в собственность несовершеннолетних детей в установленный законом шестимесячный срок не исполнила, соответственно, право собственности на недвижимость у несовершеннолетних детей не возникло.
Согласно ст. 244 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в собственности двух или нескольких лиц, принадлежит им на праве общей собственности.
Имущество может находиться в общей собственности с определением доли каждого из собственников в праве собственности (долевая собственность) или без определения таких долей (совместная собственность).
Общая собственность на имущество является долевой, за исключением случаев, когда законом предусмотрено образование совместной собственности на это имущество.
По соглашению участников совместной собственности, а при не достижении согласия по решению суда на общее имущество может быть установлена долевая собственность этих лиц.
В соответствии с ч. 1 ст. 245 Гражданского кодекса Российской Федерации, если доли участников долевой собственности не могут быть определены на основании закона и не установлены соглашением всех ее участников, доли считаются равными.
Исходя из установленных по делу обстоятельств, свидетельствующих о том, что спорное жилое помещение было приобретено Нимаевой М.И. с использованием средств материнского капитала, оно подлежит оформлению в общую долевую собственность всех членов семьи, но поскольку соглашения об определении доли каждого члена семьи в праве общей долевой собственности на спорную квартиру стороны не достигли, суд определяет доли каждого участника долевой собственности равными по 1/4 доли.
На основании изложенного суд прекращает право единоличной собственности Нимаевой М.И. на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, признает за ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 за каждым, право на 1/4 долю в праве общей долевой собственности на жилой дом.
Руководствуясь ст.ст. 194-199, 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление прокурора Советского района г. Улан-Удэ в интересах несовершеннолетних ФИО1, ФИО2, ФИО3 к ФИО4 о прекращении права собственности на жилое помещение, признании права общей долевой собственности на жилое помещение удовлетворить.
Прекратить право собственности ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на жилое помещение – жилой дом по адресу: <адрес> (кадастровый №).
Признать право общей долевой собственности на жилое помещение – жилой дом по адресу: <адрес>, за ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО11 ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, определив каждому по ? доли в праве собственности на данное жилое помещение.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья А.А. Дандарова